Гран При Европы: Историческое превью от F1News.Ru

Предстоящий этап Формулы 1 носит название Гран При Европы и пройдет на городской трассе в Валенсии, хотя смешивать эти понятия не стоит – континентальный Большой Приз разыгрывается уже без малого сто лет, а в третий по величине город Испании Формула 1 впервые заглянула совсем недавно, в 2008-м.

Местную трассу можно назвать интересным гибридом классического и городского автодрома. Часть её проходит мимо портовых пакгаузов и складов, другая фактически «прорубалась» через жилые кварталы – в итоге средняя скорость круга вплотную приближается к 200 км/ч, в некоторых местах есть большие зоны безопасности, а повороты весьма разнообразны по конфигурации. Добиться такого, когда трасса вписывается в существующую застройку, удаётся не всегда.

Определенный простор для творчества Германа Тильке позволял рассчитывать на достаточно любопытную конфигурацию, но две прошедших в Валенсии гонки пока не порадовали лихо закрученным сценарием. Скорости тут действительно высоки, но траектория всего одна, потому обгоны каждый раз можно было пересчитать по пальцам.

В этом году гонку перенесли с августа на июнь, но погода вновь будет невероятно жаркой, с нулевой вероятностью дождя. Так что вся надежда на шины – после Канады есть ощущение, что дуэт среднего и сверхмягкого составов вновь может показать себя на городском асфальте непредсказуемым образом.

Гран При Европы впервые был разыгран ещё в 1923 году, но на протяжении шести следующих десятилетий этот титул лишь присуждался одному из соревнований, проходивших в Старом свете. К слову, дебютный этап Формулы 1, состоявшийся в Сильверстоуне в 1950 году, тоже носил звание Гран При Европы.

А в 1983-м случилось так, что запланированная в календаре гонка в нью-йоркском парке Флашинг Мидоуз так и не стала реальностью – и руку помощи руководителям Формулы 1 протянули владельцы трассы Брэндс-Хэтч, взявшиеся в короткие сроки подготовить и провести у себя «потерянный» этап. Но как назвать гонку? Британский этап в том сезоне принимал Сильверстоун – тут-то и вспомнили про Большой Приз Европы. Именно тогда эта гонка впервые прошла как отдельное соревнование. Потом гонку принимали немецкий Нюрбургринг, британский Донингтон-парк и испанский Херес, а с 2008-го она проходит в Валенсии.

В 1995 году Гран При Старого света проходил на Нюрбургринге. Включение этих соревнований в календарь стало возможным благодаря резкому взлету Михаэля Шумахера – поболеть за своего кумира собрались без малого сто тысяч болельщиков. А вот пилотам трасса, до того десять лет не принимавшая Формулу 1, поначалу не понравилась.

Однако со временем скепсис сошел на нет – окончательно этому способствовал прошедший незадолго до старта дождь. Все выехали на решетку на шинах для сырой погоды – и лишь в Ferrari и McLaren решили рискнуть: поставили слики и уменьшили углы атаки антикрыльев. Рискованный шаг сработал – гонщик Скудерии Жан Алези, переждав несколько кругов, вышел в лидеры, когда все поехали в боксы – и развил такую скорость, что в какой-то момент отрыв от преследователей составил 45 секунд.

За его спиной кипела борьба непримиримых соперников – Михаэля Шумахера из Benetton и Дэймона Хилла из Williams. Вообще в том сезоне верх в таких дуэлях куда чаще брал немец, но в этот раз, расстроив болельщиков на трибунах, его соперник смог выйти вперед. Шумахер в итоге направился в боксы, а Хилл помчался вперед, показав лучшее время круга – и оказался прямо позади Алези, который тоже заправился и сменил шины. Дэймон располагал куда более легкой машиной и потому рассчитывал быстро одолеть Жана – но тот не пожелал уступать – и машины столкнулись.

Хиллу пришлось после этого терять время на замену носового обтекателя, пилот Ferrari продолжил лидировать. Правда, теперь Шумахер был куда ближе и на глазах догонял француза – но Михаэлю еще требовалось провести финальный пит-стоп.

Вернувшись после него на трассу, немец проигрывал Алези 22 секунды, до финиша оставалось всего 14 кругов. Но тут пилоту Benetton помогли домашние стены: небо нахмурилось, а вскоре заморосил дождь. В таких условиях Шумахер мог ехать намного быстрее, а его соперник, напротив, начал скользить в поворотах. Так что за четыре круга до финиша Михаэль настиг Ferrari, а вскоре не оставил Жану ни единого шанса в «эске» Veedol.

Главный же соперник немца в споре за титул – Дэймон Хилл, незадолго до клетчатого флага не удержался на трассе и выбыл из борьбы. После гонки на Нюрбургринге судьба чемпионского титула 1995 года оказалась фактически предрешена.

…И ещё десять памятных Гран При Европы

1984 – Возвращение Формулы 1 на перестроенный и укороченный Нюрбургринг запомнилось массовой аварией на старте, участниками которой стали не меньше десятка пилотов, а также уверенной победой Алена Проста из McLaren.

1985 – Дебютный успех Найджела Мэнселла и альянса Williams-Honda состоялся на трассе в Брэндс-Хэтч. Британцу подыграл напарник Кеке Росберг – отставая на круг, он так ловко придерживал Lotus Айртона Сенны, что Мэнселлу удалось обойти бразильца – и финишировать первым.

1993 – В первый и пока единственный раз Формула 1 приехала в Донингтон-парк. Под проливным дождем лидировал Айртон Сенна на McLaren, фактически не имевший конкурентов. Вторым долго держался юный Рубенс Баррикелло, но его Jordan сломалась незадолго до финиша.

1996 – Жаку Вильневу потребовалось всего четыре гонки в Формуле 1, чтобы подняться на вершину подиума. Канадец, выступавший на Williams, лидировал от старта до финиша, причем на последней трети дистанции смог отразить многочисленные атаки пилота Ferrari Михаэля Шумахера.

1997 – Финал сезона на трассе в испанском Хересе был ознаменовал столкновением двух претендентов на титул, Михаэля Шумахера и Жака Вильнева. Чемпионом в итоге стал канадец, а в гонке победил – впервые в Формуле 1 – Мика Хаккинен из McLaren.

1999 – Еще одна дождевая гонка на Нюрбургринге, в лидерах которой побывали сразу пятеро пилотов, завершилась победой Джонни Херберта. Для самого британца она стала последней в Ф1, а для его команды Stewart – первой и единственной.

2003 – Двумя годами ранее Ральф Шумахер реально претендовал на победу в домашней гонке, но был наказан за пересечение белой линии на выезде с пит-лейн. В этот раз пилот Williams был практически безупречен и в итоге опередил ближайшего преследователя – собственного напарника Хуана-Пабло Монтойю – почти на 20 секунд.

2005 – До последнего круга казалось, что победа в руках у Кими Райкконена. Но всего за пять километров до финиша подвеска переднего колеса не справилась с возникшей вибрацией и сломалась. McLaren финна увязла в гравии, а сильнейшим в итоге стал Фернандо Алонсо из Renault.

2007 – Один из самых невероятных Гран При последних лет. Событий за два часа на Нюрбургринге произошло столько, что пересказать их не стоит и пытаться. Среди самых памятных – лидерство Маркуса Винкельхока на Spyker и трактор-эвакуатор, вернувший на трассу McLaren Льюиса Хэмилтона. Победил в итоге напарник британца Фернандо Алонсо.

2009 – Со старта на трассе в Валенсии лидерство удерживали два гонщика McLaren. Но Рубенсу Баррикелло из Brawn GP удалось за счет более позднего пит-стопа оставить Льюиса Хэмилтона с Хейкки Ковалайненом позади – и одержать десятую в карьере победу. Для бразильского ветерана она стала первой после ухода из Ferrari.