Участники: Отмар Сафнауэр и Витантонио Лиуцци (Force India), Тони Фернандес и Хейкки Ковалайнен (Lotus).
Вопрос: Для начала вопрос руководителям – насколько важен для вас этот Гран При, учитывая местоположение ваших команд?
Тони Фернандес: Для меня это особенная гонка. Lotus впервые будет выступать в Малайзии, где находится штаб-квартира команды, за последнюю неделю мы получили невероятную поддержку. Момент выезда машины на трассу и появление в кокпите Файруза Фаузи запомнится надолго! Кроме того, Ярно и Хейкки отлично отработали вторую сессию. Замечательный день!
Отмар Сафнауэр: Похожий ответ. Эта гонка в Азии очень важна для нас, я рад лично присутствовать на трассе. Я несколько раз приезжал в Малайзию, а наш босс, Виджей Малья, позволяет себе посмотреть игру в крикет, на следующий день насладиться этапом Формулы 1 и потом снова вернуться к крикету – благо, перелет занимает немного времени.
Вопрос: Тони, расскажите, как обстоят дела с возвращением Lotus в гонки?
Тони Фернандес: Мы пропустили две первых тестовых сессии, но постепенно прогрессировали. Поначалу возникали кое-какие проблемы с гидравликой, но с каждым разом машина ехала все лучше. Да, неполадки случались – ничего серьезного.
Ключевая цель остается прежней: мы должны стабильно финишировать в гонке и стать лучшей командой среди дебютантов, постепенно дорабатывая машину – комплексное обновление мы готовим уже к Барселоне. С каждым этапом наши гонщики чувствуют себя комфортнее, а мы знакомимся с T127. Нам удалось снизить базовый вес машины, теперь мы с нетерпением ждем Гран При Испании, а до той поры постараемся выжать из нынешней конфигурации максимум возможного.
Начало сезона сложилось в принципе неплохо – напомню, у нас было всего шесть месяцев, чтобы собрать этот «конструктор» из 8500 деталей. Машина получилась довольно тяжелой – мы выбрали консервативный подход, желая сделать её более надежной. Похоже, этот план сработал.
Вопрос: Как в Малайзии отреагировали на ваш дебют?
Тони Фернандес: Когда мы объявили о дебюте, многие, вероятно, сочли меня сумасшедшим. Такое бывало уже не раз – после создания Air Asia многие думали, что я не в своем уме. Тем не менее, за последние шесть месяцев малазийцы и наши ближайшие соседи поверили в команду. За нас болеют жители Сингапура, Таиланда, Индонезии – стоит мне выйти на улицу, как со всех сторон слышится: «Мы приехали сюда ради Lotus, удачи вам!» Это по-настоящему воодушевляет!
Я понимал, что у нас будет какая-то поддержка, но не представлял, насколько огромной она окажется, хотя часто говорил Берни Экклстоуну и Максу Мосли – участие местных команд пойдет на пользу Формуле 1. В этом случае чемпионат становится по-настоящему мировым, тогда как сейчас большинство гонок проходит в Европе. Реакция зрителей? Взгляните на продажи билетов! Хейкки и Ярно потрясены теплым приемом, это на самом деле фантастика!
Вопрос: Почему сегодня утром вы решили посадить за руль Файруза Фаузи? Он примет участие в свободных заездах перед другими этапами чемпионата?
Тони Фернандес: Пока мы не заглядывали так далеко в будущее. Мы лишь планировали дать Фаузи возможность опробовать машину, и Хейкки любезно уступил ему место в кокпите. В Формуле 1 должно присутствовать как можно больше национальностей, как и подобает чемпионату мира. Люди не приходят на трассу ради самой трассы – они хотят видеть, что на ней происходит, а если дело касается местного гонщика или команды, интерес вполне объясним. Когда наблюдаешь за множеством зарубежных команд, испытываешь совсем другие эмоции.
Одна из задач Lotus – воспитание молодых гонщиков. Мы знаем, это долгосрочный проект, но начало уже положено. У нас уже есть один гонщик в Формуле BMW и ещё один многообещающий парень в картинге. Сегодня мы дали Файрузу шанс опробовать машину на домашней трассе, а что будет дальше – пока неизвестно. Поживем – увидим, но первоначальные планы касались исключительно свободных заездов в Малайзии.
Вопрос: Хейкки, как вы оцениваете результаты команды?
Хейкки Ковалайнен: Пожалуй, они оказались несколько лучше, чем я предполагал. Когда перед Рождеством я впервые встретил Майка Гаскойна, вместе с ним над машиной работали всего четыре человека, но он уверял, что все будет в порядке, и мы сможем финишировать в гонках. Честно говоря, сначала я усомнился, но раз за разом команда производила на меня все более приятное впечатление, и теперь я сам абсолютно уверен в успехе.
Мы выполнили все намеченные задачи и во многом опережаем график. Мы действуем профессионально и используем те же подходы, что McLaren, Renault или любая другая топ-команда. Наши инженеры, механики и руководители не первый год работают в Формуле 1, по организации мы ни в чем не уступаем соперникам – нам нужно лишь время, чтобы обрести необходимую скорость. Пока я счастлив, все складывается на самом деле неплохо!
Вопрос: Как прошла подготовка к этому уик-энду? Вы были очень заняты?
Хейкки Ковалайнен: Да. В прошлой команде мне часто приходилось участвовать в многочисленных маркетинговых мероприятиях, последняя неделя побила все рекорды. Впрочем, как заметил Тони, нас встретили очень тепло – где бы мы ни появлялись, нас приветствовали болельщики. Местных жителей интересует сама марка Lotus, наша работа, наш стиль – мне понравилось общаться с ними! Должен сказать, в своей родной Финляндии я получают примерно такую же поддержку от финских журналистов, болельщиков и моих друзей. Сегодня мы повсюду встречали приветливые лица, и это действительно здорово!
Вопрос: Как прошли сегодняшние свободные заезды?
Хейкки Ковалайнен: Неплохо. В первой сессии я уступил место в кокпите Файрузу Фаузи, но во второй сразу взял хороший темп. Я не первый раз приезжаю в Малайзию, поэтому мог позволить себе пропустить одну тренировку, чтобы затем показать высокую скорость – так в итоге и получилось. Машина вела себя практически идеально – да, результаты пока не соответствуют нашим ожиданиям, но с точки зрения баланса дела идут хорошо. У нас была пара проблем, но я чувствовал себя комфортно и остался доволен тем, как сложился день.
Вопрос: Отмар, расскажите о прогрессе, которого удалось добиться за минувшую зиму. Сейчас ваша команда претендует на места в первой десятке…
Отмар Сафнауэр: В прошлом году мы отлично выглядели на одних трассах, но уступали соперникам на других, поэтому в межсезонье основной задачей было закрепить имеющееся преимущество и устранить недостатки. Мы постарались прибавить в прижимной силе, и, похоже, наши усилия оправдались. Впрочем, пока рано делать выводы – позади всего две гонки, и нам еще нужно вывести обоих наших гонщиков в первую десятку. Мы уже были близки к этой цели и даже заработали очки – пока все складывается неплохо, но соперники прибавляют с каждым этапом, и задача будет непростой.
Вопрос: Все решает скорость доработки машины, не так ли?
Отмар Сафнауэр: В этом сезоне она даже важнее, чем во все предыдущие годы! Если рисовать график доработки, кривая уйдет резко вверх, ведь в каждой гонке команды модифицируют свои машины. Мы должны действовать так же, а то и более оперативно.
Вопрос: Почему вы решили задействовать третьего гонщика, и когда мы снова увидим на трассе Пола ди Ресту?
Отмар Сафнауэр: Вы увидите его в Китае во время одной из свободных сессий. Мы предоставили ему такой шанс ввиду отсутствия тестов – зимняя программа важнее для основных гонщиков, а Пол будет работать в одной из пятничных сессий, чтобы приобрести необходимый опыт. Если – не дай Бог – кто-то из основных гонщиков получит травму, всегда приятно иметь в запасе гонщика, который знаком с поведением машины. В условиях запрета на тесты таких еще надо поискать, поэтому мы решили дать Полу шанс.
Вопрос: Тони, как вы оцениваете ваши текущие результаты, особенно если говорить о квалификации, где вы пока уступаете напарнику?
Витантонио Лиуцци: По-моему, все в порядке. В первых двух гонках мы выполнили свою задачу и заработали очки, а что касается квалификации – здесь мне нечего сказать. Сейчас все думают о новых правилах, касающихся расположения зеркал заднего вида – у многих команд в квалификации возникали проблемы с трафиком, а я сам всякий раз упирался то в Williams, то в BMW Sauber и не мог показать хороший результат.
Впрочем, не стоит мрачно смотреть на вещи – у меня никогда не было проблем с прохождением квалификации, да и в будущем меня это мало беспокоит. В конце концов, в субботу мы не зарабатываем очки – да, нам нужно добиваться большего, но ещё важнее дорабатывать машину с расчетом на гонку. В двух предыдущих Гран При мы всякий раз финишировали в десятке – следует продолжать в том же духе.
Вопрос: Ваши цели на этот сезон?
Витантонио Лиуцци: Выступать как можно стабильнее и зарабатывать очки в каждой гонке. Мы знаем, это довольно непросто – соперники не стоят на месте, и нам придется вплотную бороться с Williams и Renault за пятое место в Кубке Конструкторов. Сезон длинный, многое будет зависеть от доработки машины – мы хотим стабильно финишировать в десятке и постоянно прогрессировать.
Вопрос: Как прошел сегодняшний день? Расскажите о состоянии трассы – похоже, каждый вечер её поливает дождь, и на асфальте не остаётся слой отработанной резины…
Витантонио Лиуцци: Должен сказать, во второй сессии дела шли неплохо. Утром я уступил место Полу, но вечером машина ехала достаточно уверенно – я улучшал свой результат каждые пятнадцать минут, поскольку трасса постепенно покрывалась отработанной резиной. Пожалуй, такую картину мы будем наблюдать на протяжении всего уик-энда, ведь прогноз не обещает хорошую погоду. Уверен, нас ждет необычная гонка – в случае чего придется иметь дело не с моросящим дождиком, а с тропическим ливнем! Правда, в квалификации асфальт может оказаться действительно скользким…
Вопросы с мест
Вопрос: (Майк Дудсон) Тони, командам-дебютантам приходится нелегко – сказывается запрет на тесты и другие обстоятельства. Кому-то уже удалось привести к финишу обе машины, но не кажется ли вам, что в будущем для новичков должны быть сделаны некоторые исключения, чтобы команды могли проехать большую дистанцию, а гонщики освоились на трассе и не мешали соперникам, сражающимся за лидерство?
Тони Фернандес: Что касается тестов, для них у нас попросту не было времени. Если бы мы попросили FIA дать нам дополнительную возможность опробовать машину, они, скорее всего, пошли бы навстречу, но в случае с Lotus время работало против нас. Можно ли дать новичкам больше привилегий по сравнению с опытными участниками – скажем не четыре тестовых сессии, а шесть? Пожалуй, идея неплохая, ведь нам приходится бороться с командами, которые гоняются на протяжении пятидесяти лет. Я уже обсуждал этот вопрос с одним из сотрудников Virgin – замысел пришелся бы очень кстати, если бы в следующем году в Формуле 1 появилась еще одна команда…
Что касается медленных гонщиков – это вопрос к FIA и системе гоночных лицензий. Если они дают кому-то суперлицензию – значит, он может выступать в Гран При, но на трассе всегда будут более медленные участники, которых нужно обогнать. С точки зрения обывателя, коим я сам, по сути, и являюсь, мы уделяем слишком много внимания отстающим на круг и их безопасности. По-моему, здесь нет никакой проблемы – все гонщики достаточно профессиональны и вряд ли спровоцируют опасный инцидент.
Вопрос: (Сантош Кумар – Deccan Chronicle) Господин Фернандес, в последнее время в Индии популярность Формулы 1 заметно выросла. В пелотоне есть команда Force India, индийский гонщик, а страна, из которой вы родом, через год может принять у себя этап чемпионата. Для Формулы 1 гонка во втором по численности государстве мира сулит значительные выгоды?
Тони Фернандес: Определенно! Как раз потому Берни Экклстоун так хотел заполучить индийского гонщика, и здорово, что вдобавок ко всему нас есть еще и Force India! В Индии проживает более одного миллиарда человек, вы бы видели, какой популярностью пользуется национальная лига крикета! Если Формула 1 сможет привлечь к себе такое же внимание – это будет невероятно.
Я не раз говорил, что Формула 1 во многом остается европейской гоночной серией, и всегда дразнил Берни фразой: «Вот когда ты проведешь утреннюю или ночную гонку в Сильверстоуне, чтобы жители Азии смогли посмотреть её в удобное для себя время, тогда и получишь всемирно популярный вид спорта». Перед FIA, FOM и всеми командами стоит непростая задача – сделать Формулу 1 настоящим чемпионатом мира, и участие Индии здесь очень кстати.
Опять же, недостаточно просто построить трассу – это можно сделать в любом месте. Настоящий эффект мы почувствуем лишь тогда, когда в пелотоне появятся гонщики вроде Каруна Чандхока, Файруза Фаузи и команды наподобие Force India или Lotus. Та же индийская крикетная лига не была бы настолько успешной, если бы в ней выступали исключительно зарубежные команды, и не было, скажем, Deccan Chargers или Kolkata, принадлежащих индийскому актеру Шан Рух Хану. Пожалуй, парни из Брисбена вряд ли собрали бы полный стадион, поэтому я очень рад, что Индия вскоре дебютирует на карте чемпионата, и с нетерпением жду первой гонки! Виджею Малье это придется по душе, ведь он сможет посмотреть матч по крикету, а затем наблюдать за этапом Формулы 1!
Перевод: Валерий Карташев