Великобритания'95: Фрэнк Дерни

Великобритания'95: Фрэнк Дерни

Гонка #572: 16 июля 1995 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул

Деймон Хилл (Williams FW17) - 1.28,124 (206,586 км/ч)

Лучший круг Деймон Хилл (Williams FW17) - 1.29,752 (202,838 км/ч)
Победитель

Джонни Херберт (Benetton B195) - 1:34.35,093 (195,982 км/ч)

Первый час после старта многочисленные зрители, приехавшие на Сильверстоун, провели в ожидании. Разумеется, на трассе в это время происходило немало интересного, но эти события в основном разворачивались вдалеке от лидеров. Два главных действующих лица того сезона – Михаэль Шумахер из Benetton и пилот Williams Деймон Хилл – избрали на гонку разную тактику, потому до поры до времени двигались к финишу без непосредственной борьбы.

Немец решил менять шины всего однажды, потому с самого начала гонки предпочитал избегать излишне резких манёвров. Даже застряв позади Ferrari Жана Алези, Михаэль не атаковал, а спокойно ждал, когда тот поедет в боксы. Хилл же, напротив, сорвавшись с поула, помчался вперед. Британцу было, куда торопиться, поскольку он планировал две встречи с механиками.

Спустя час и четыре минуты после стартового сигнала, когда Деймон вернулся на трассу после заключительного пит-стопа, гонка обрела совершенно новое звучание. Теперь два лидера оказались в непосредственной близости друг от друга – немец занимал первое место, но у его соперника был серьезный бонус в виде новых шин.

Хилл бросился в атаку. В присутствии своих болельщиков он не мог уступить, потому почти в каждом повороте пробовал опередить Михаэля. Но действующий чемпион мира никогда не уступал без боя, потому накал поединка рос буквально на глазах. Ведь сколько бы ни было достойных претендентов на вершину подиума, как известно, приглашают лишь кого-то одного.

Некоторые обозреватели (преимущественно британские) высказывают мнение, что приближаясь к повороту Priory на 46-м круге гонки, Шумахер избрал слишком широкую траекторию, словно приглашая оппонента сместиться на внутренний радиус. Другие (все больше немецкие) резонно замечают, что обгонять в этом месте вообще едва ли возможно, а Хилл в тот момент отставал на добрых два корпуса машины.

Так или иначе, Деймон решился на манёвр. Закончился он тем, чем и должен был – Михаэль всегда гонялся с холодной головой и прекрасно понимал, что для него, как для лидера общего зачета, столкновение с главным конкурентом и обоюдный сход означает лишь еще один шаг к титулу. Когда осела пыль от вылетевших с трассы машин, оба гонщика были крайне недовольны случившимся, но Хилл явно потерял больше.

Украшением финальной части гонки стала еще одна дуэль пилотов Benetton и Williams. Оборонялся на этот раз Джонни Херберт, атаковал - Дэвид Култхард. Каждому очень хотелось выиграть на домашней трассе, потому в этот раз до столкновения не дошло. Шотландец, грамотно воспользовавшись обгонами круговых, даже обогнал соперника - но к тому моменту ему уже вынесли наказание за превышение скорости в боксах.

Херберт в итоге одержал первую в карьере победу, очень важную для Benetton с точки зрения борьбы в Кубке конструкторов. Вторым финишировал Жан Алези, а Култхарду после визита в боксы досталось только третье место.

Интересно...
Британский этап начался в сухую погоду, но в субботу зарядил дождь. Разумеется, никто из пилотов не покинул боксов во время квалификации, поскольку все равно не смог бы улучшить время, показанное накануне. Часовая телевизионная трансляция этой сессии, во время которой зрители так и не увидели ничего интересного, переполнила чашу терпения Берни Экклстоуна - со следующего сезона пятничные квалификационные заезды были отменены.

Фрэнк Дерни

Четвёртым в Сильверстоуне финишировал гонщик Ligier Оливье Панис. После нескольких совсем неважных сезонов французская команда прибавила, и теперь уверенно входила в число крепких середняков, что гонщики подтвердили двумя подиумами по ходу сезона. Во многом это была заслуга главного конструктора Фрэнка Дерни.

"Вот так начнёшь изучать семейные портреты – и поневоле уверуешь в переселение душ", – говорил герой классического фильма. Только вчитываясь в сухие строчки биографий, можно осознать, насколько же огромную роль сыграли в истории Формулы 1 Фрэнк Уильямс и Патрик Хед. Ибо их воспитанников сейчас можно отыскать практически во всех командах.

В Williams учился уму-разуму и Дерни. Британец попал туда вскоре после основания команды – до этого он закончил один из сильнейших технических колледжей Лондона, куда был приглашен за школьные успехи, а также некоторое время поработал в Hesketh (его можно отыскать на фото в материале о Харви Постлтуэйте – Фрэнк там справа).

Патрик Хэд поручил Дерни заниматься вопросами аэродинамики. Тот зачастил в аэродинамическую трубу родного колледжа, а затем убедил Фрэнка, что команде нужно строить собственную. В начале 80-х, когда "игры с воздухом" стали одним из важнейших факторов успеха в Формуле 1, именно работа молодого инженера позволила его товарищам проектировать успешные машины, а пилотам – завоевывать победы и титулы.

Дэрни оставался в Williams довольно долго и успел даже принять участие в разработке активной подвески, когда в 1989-м его пригласили на роль технического директора в Lotus. Лучшие годы команды давно остались позади, потому за два следующих сезоне лучшими результатами стали несколько четвёртых мест Нельсона Пике.

Конструктор перебрался в Benetton, где стал подручным своего собственного в прошлом ученика Росса Брауна. Когда хозяин команды Флавио Бриаторе купил еще и Ligier, Дерни был коммандирован туда. Машина к сезону 1995 года строилась с серьезной оглядкой на чемпионскую машину Шумахера. Несмотря на то, что Фрэнку пришлось вписывать в конструкцию другой мотор, его JS41 вышла весьма удачной. Команда завершила сезон пятой, показав лучший результат за десять лет.

Куда менее успешным для Дерни получился 1996 год в составе Arrows, после чего он перешел на работу в компанию Lola, на время расставшись с Формулой 1. Но старая любовь не ржавеет – и сезон 2003 года британец начал в должности консультанта по вопросам аэродинамики в Williams. А еще через четыре года его пригласили в проект Toyota. Как известно, японцы вскоре свернули гоночную программу – и Фрэнк остался без работы. Как говорят, он вполне может вновь вернуться туда, где три с лишним десятилетия назад учился уму-разуму – к своему тёзке Уильямсу и Патрику Хеду.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.