1. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
2. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
3. Дженсон Баттон (McLaren)
Вопрос: Марк, вы уходите на зимний перерыв с победой! Как ощущения?
Марк Уэббер: Самые позитивные! На протяжении всего уик-энда у меня отличное настроение. Вчера Себастьян проехал отличный круг и завоевал поул, сегодня повезло мне. Было бы здорово побороться с Себом на дистанции, но у него возникла проблема с машиной. Безусловно, я принимаю эту победу, поскольку не раз бывало, что удача от меня отворачивалась – называйте это, как хотите.
Победа важна и для меня, и для всей команды, ведь мы ярко завершили сезон. Последние несколько кругов доставили мне удовольствие. Всегда приятно, когда ты можешь проводить пит-стопы позже соперников и не позволяешь им подобраться ближе. Отличный финиш, который я хотел бы посвятить своему другу Бобу Вудсу, который сейчас очень болен – Боб, эта победа для тебя!
Вопрос: Себастьян, вы сравнили себя с Айртоном Сенной в 1991 году, поскольку вам пришлось большую часть гонки беречь коробку передач. Впрочем, несмотря на трудности, вы все-таки добрались до финиша...
Себастьян Феттель: С той лишь разницей, что победил Марк! Досадно, ведь я хорошо стартовал и с оптимизмом оценивал свои шансы в гонке, но скоро команда сообщила мне о проблемах с коробкой передач, из-за которых пришлось снизить обороты двигателя и меньше пользоваться «нижними» передачами. По ходу гонки ситуация ухудшалась, к финишу я уже использовал только «верхние» передачи и только поэтому сравнил себя с Айртоном.
В любом случае, Марк великолепно провёл гонку и заслуженно победил, а я не могу сказать, что для меня всё сложилось неудачно – иногда подобные вещи случаются. Я старался ехать максимально близко к Уэбберу, контролировал интервал от Алонсо, а потом от Баттона. Сезон получился удивительным, мне не на что жаловаться. Мы принесли команде очередной победный дубль, сегодня я финишировал вторым и теперь с нетерпением жду перерыва и надеюсь, что в следующем году мы будем так же сильны.
Вопрос: Дженсон, вам пришлось активно бороться за подиум после того, как в самом начале гонки вы пропустили Фернандо Алонсо…
Дженсон Баттон: На мягких шинах гонка складывалась для меня непросто. На первом круге Фернандо смог подобраться ко мне очень близко в пятом повороте. Обычно в этом месте легко обороняться, но я взглянул на внутреннюю часть трассы и увидел там множество обломков – кажется, от машины Михаэля Шумахера – по которым совершенно не хотелось проезжать. Я вынужден был чуть сбросить, и Алонсо удалось выйти вперед.
Досадно, но на шинах Soft я просто был недостаточно быстр. Но на двух заключительных отрезках у меня был состав Medium, и он показал себя очень здорово на моей машине. Фернандо же, напротив, явно испытывал сложности на такой резине, потому ближе к финишу мне удалось обогнать его, но третье место сегодня было максимальным результатом, на который мы могли рассчитывать. Последние круги я проезжал в квалификационном темпе, но практически не приблизился к Себастьяну…
Вопрос: Марк, во время первой волны пит-стопов Фернандо отыграл у вас три с половиной секунды. Вас это беспокоило?
Марк Уэббер: Я понимал, что ему удалось отыграть какое-то время. Мне пришлось чуть дольше задержаться на трассе, поскольку у Себастьяна было право первому заехать на пит-стоп. К тому моменту мои шины износились, и было совершенно очевидно, что я проиграю тому, кто остановится чуть раньше. Получилось, что я не только оторвался от Себастьяна, но еще и подпустил Фернандо – к моему удивлению отрыв сократился на три с половиной секунды! Должно быть, в Ferrari отменно провели пит-стоп, а Алонсо выкладывался по максимуму на кругах въезда-выезда. Кроме того, вернувшись на трассу, я попал в трафик.
Вопрос: Себастьян, что вы чувствуете после этого исторического и столь успешного для вас сезона?
Себастьян Феттель: У вас достаточно времени?
Вопрос: Попробуйте сформулировать кратко…
Себастьян Феттель: Это сложно! Приятно закончить сезон победным дублем – конечно, я хотел бы закончить гонку на более привычной первой позиции. Да, ещё в марте мы понимали, что машина вполне конкурентоспособна и позволит выиграть несколько гонок, однако результат превзошел ожидания. Команда работала безупречно, за последние два года наш уровень невероятно вырос.
Похоже, нам действительно нравится то, что мы делаем. Приятно возвращаться в боксы и видеть улыбки на лицах механиков. Чтобы разделить это чувство совсем не обязательно управлять машиной Формулы 1, спортивным купе или представительским седаном – любой из наших гостей может ощутить нашу любовь к скорости. Мы целиком преданы своему делу и готовы работать даже больше других, поскольку знаем, насколько приятен вкус победы.
Я очень рад за наших механиков здесь на трассе, но, пожалуй, еще больше рад за всех сотрудников на базе команды, которые на протяжении всего года делали машину такой, какая она есть. В McLaren стремительно сокращали отставание, и сейчас вряд ли между нами есть какая-то разница. Иногда мы были чуть быстрее, иногда они, но конкуренция получилась намного более острой, чем могло показаться со стороны. Правда, если судить по количеству очков в Кубке конструкторов, отрыв кажется впечатляющим, но это лишь подчеркивает качество нашей работы. Как команда, мы всякий раз выкладывались на 100% и можем этим гордиться. Лично я горжусь тем, что являюсь частью этого коллектива, и навсегда запомню этот потрясающий сезон.
Вопрос: Дженсон, вы завоевали второе место в личном зачете. Каковы дальнейшие планы?
Дженсон Баттон: Готовиться к следующему сезону. Правда, сегодня вечером нам не стоит думать о перспективах – нужно отпраздновать результат проделанной работы. Да, год сложился небезупречно, соперники оказались чуть быстрее и стабильнее, но мы все равно выступили достойно. Команда получила ценный опыт и заложила неплохой базис для очередного сезона – спасибо всем нашим сотрудникам, а также тем, кто поддерживал меня на протяжении последних двенадцати лет гоночной карьеры! Увидимся в 2012-м!
Вопрос: Марк, готовы ли вы в следующем году дать бой своему напарнику?
Марк Уэббер: Думаю, следующий сезон я проведу сильнее. Чемпионат начался для меня не лучшим образом, по разным причинам, но мы проанализируем все аспекты нашей работы, чтобы выйти на новый уровень. Планка в Формуле 1 поднята очень высоко, сейчас я говорю не только о Себастьяне: есть Дженсон Баттон, есть Фернандо Алонсо – все эти парни очень быстры, и потому победа над ними особенно приятна.
Эта гонка меня неплохо взбодрила, на последних кругах я позволил себе почувствовать машину и выжал из нее максимум. До сегодняшнего дня мне было практически нечего вспомнить о нынешнем сезоне, однако теперь я уйду на зимний перерыв с хорошим настроением. Да, у меня было несколько удачных гонок, но Себастьян провел год действительно потрясающе, как, впрочем, и вся команда. Мы оказались сильны во многих областях, поэтому соперникам трудно с нами справиться. Ну а зимой я собираюсь заняться сёрфингом, отдохнуть, перезарядить батарейки, чтобы вернуться за руль с новыми силами.
Вопрос: Марк, победа принесла чувство облегчения?
Марк Уэббер: Конечно, ощущения самые приятные, а в автоспорте такие моменты нужно ценить. Судьба первого места решалась в сражении между мной и Себастьяном, в конце каждого отрезка я ехал очень быстро… Не знаю, когда именно у Себастьяна начались проблемы с коробкой передач, но мне оставалось просто выполнять свою работу. Я атаковал по максимуму и следил за действиями Фернандо, а когда отрыв вырос, старался не перегружать резину, чтобы спокойно доехать до клетчатого флага. Правда, за десять кругов до финиша я все-таки подумал: «Приятно закончить сезон победой на действительно быстрой машине, приятно второй раз добиться успеха в Бразилии – эта трасса всегда мне подходила!»
Вопрос: Вы упомянули десять последних кругов. Три из них получились быстрейшими в гонке…
Марк Уэббер: Мне не нравилось, что в восьмом повороте передняя часть машины вела себя недостаточно четко. На последнем круге мне удалось чуть лучше пройти апекс – в противном случае я просто бы закончил гонку немного раньше. Пожалуй, в этом настоящее удовольствие от гонки – мчаться на пределе. В тот момент я уже оторвался от соперников, ехал в своем темпе и действительно чувствовал скорость машины. Как уже было сказано, сейчас один из моих друзей сильно приболел, поэтому сегодняшнюю победу я посвящаю ему.
Вопрос: Как команда сообщила вам о проблемах на машине Себастьяна?
Марк Уэббер: Я практически сразу понял – либо у него возникли проблемы с шинами, либо отказала KERS, либо произошла какая-то иная неполадка, поскольку сам Себастьян не мог забыть, как проходить круги в одинаково высоком темпе. Как только я начал сокращать отрыв, у меня сразу закрались определенные подозрения, а затем мой гоночный инженер сообщил о проблемах с коробкой передач на машине Себастьяна. Кажется, догнав напарника, я даже почувствовал какой-то запах и заметил немного масла…
Да, у Себа был шанс выиграть эту гонку, но еще минувшей ночью механики долго работали над его коробкой передач, поскольку там обнаружились какие-то неполадки. Им удалось подготовить машину к старту, однако позже что-то все-таки сломалось. Это произошло задолго до финиша, и, честно говоря, я не думал, что машина выдержит дистанцию, однако Себастьян смог добраться до клетчатого флага.
Вопрос: Себастьян, когда именно начались проблемы? Вы стали подпускать Марка на тринадцатом круге. Проблемы обнаружились до пит-стопа, или сразу после него?
Себастьян Феттель: Да, где-то в конце первого отрезка. В какой-то момент мне сообщили: «У нас проблемы с коробкой передач», - причем это звучало настолько серьезно, что мне пришлось сбавить обороты и чуть раньше переходить с одной передачи на другую, однако ситуация продолжала ухудшаться.
За счет более раннего пит-стопа я немного оторвался от Марка, но потом понял, что до финиша ещё очень далеко, а мне нужно закончить гонку. Марк в любом случае догнал бы меня, мы должны были обеспечить команде первое место… Я постарался предельно четко пояснить своему гоночному инженеру, что с той скоростью, которую они от меня требовали, я вряд ли удержу лидерство, и добавил: «Сообщите Марку, что я пропущу его». В таком случае он смог бы ехать в своем темпе и не терять время на лишний обгон – к тому же, я не знал, смогу ли добраться до финиша. Приятно закончить гонку, но неполадка очень досадная – на последних кругах мне приходилось еще аккуратнее выбирать передачи, я стал сильнее терять в скорости и сказал команде: «Эй, я чувствую себя, как Сенна в 1991 году в Бразилии, когда ему точно так же приходилось беречь коробку». Правда, тогда ему удалось финишировать первым.
Я мог атаковать только в поворотах, а как только оказывался на прямой, был вынужден переключаться намного раньше. Не знаю, прогуливались ли вы по трассе, но от последнего поворота здесь начинается довольно ощутимый подъем, из-за которого у меня практически не оставалось шансов… Знаете, я пытался удержаться за Марком на случай, если проблема исчезнет сама собой, но в итоге пришлось довольствоваться вторым местом. Когда я услышал, что Дженсон взвинтил темп, я не очень-то обрадовался, поскольку ему уже удавалось провести несколько обгонов буквально под занавес гонки, однако в этот раз моего преимущества оказалось достаточно.
Пожалуй, было бы неправильно расстраиваться из-за второго места. Команда завоевала победный дубль, Марк отлично провел гонку, и я не стану рассуждать здесь, что мог выиграть. Марк победил заслуженно, мы потрясающе провели сезон – жаловаться не на что.
Вопрос: Мы наблюдали довольно редкий эпизод, когда вы вдруг оказались за пределами трассы…
Себастьян Феттель: Когда я перешел на более жесткую резину, она стала прогреваться на удивление медленно – вдобавок я как раз догнал круговых и немного потерял в прижимной силе. Поребрик на выходе из четвертого поворота довольно коварный, там легко вылететь за пределы трассы, поэтому я сказал себе – будь, что будет – и постарался предельно аккуратно нажать на педаль газа, оставил соперникам достаточно места и вернулся на траекторию без каких-либо последствий.
Вопрос: Дженсон, в McLaren изначально планировали столь ранние пит-стопы? Вы с Льюисом едва ли не первыми отправились в боксы…
Дженсон Баттон: Нет, я остановился чуть раньше, чем планировалось. Меня с самого начала уик-энда преследовали проблемы с мягкой резиной, я не мог контролировать износ шин – особенно задних, что было весьма странно. Дополнительной проблемой стал Фернандо Алонсо – он атаковал предельно агрессивно, а в такой ситуации ты поневоле чуть сильнее нагружаешь резину.
Фернандо догнал меня на выходе из пятого поворота, поравнялся со мной, и в тот момент я ушел с траектории, поскольку за круг до этого в том самом месте проколол колесо Михаэль Шумахер. Вся внутренняя часть трассы была усыпана какими-то обломками, я решил не проезжать по ним, но сместиться влево тоже не мог, поскольку там уже находилась Ferrari. Пришлось сбросить скорость и, по сути, подарить позицию сопернику.
Потом я сменил резину, со вторым комплектом ситуация не изменилась, и лишь на более жестких шинах я смог взвинтить темп. Машина стала более стабильной, я контролировал износ и постепенно приближался к Фернандо – в общем, тактика была выбрана верно. Нужно понять, почему я не мог точно так же контролировать мягкие шины, но в итоге все закончилось успешно, и мне действительно понравилось такое соперничество с Алонсо.
Вопрос: В какой-то момент вы ехали на более жесткой резине, а Льюис – на мягкой, причем ваш темп был выше…
Дженсон Баттон: Не знаю, можно ли списать это на машину и шины. Мы приняли верное тактическое решение, но нашей скорости оказалось недостаточно, чтобы на равных побороться с Red Bull Racing. Тем не менее, я рад этому подиуму – уже двенадцатому по ходу сезона. Как я уже говорил, год сложился не идеально, но мы сработали неплохо – нужно извлечь уроки, устранить небольшие проблемы с надежностью, а прогресс не заставит себя ждать. Необходимо как можно эффективнее поработать зимой, чтобы продемонстрировать хорошую скорость уже на предсезонных тестах.
Спасибо всем сотрудникам – за год мы заметно выросли как команда, и я горжусь тем, что являюсь частью большой семьи Vodafone McLaren Mercedes. Возможно, со стороны мы выглядим слишком серьезными, но наши люди действительно влюблены в этот спорт и сделают все, чтобы снова стать первыми.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос для Марка и Себастьяна. Услышав, что у Себастьяна серьезные проблемы с коробкой передач, мы стали следить за его временем на круге, предполагая, что он начнет терять на втором секторе, где используются «проблемные» низкие передачи. Однако, Себастьян не только не терял в скорости, но и спокойно держался за Марком и финишировал не так уж и далеко от напарника. Прошу прощения, но иногда нам казалось, что сообщение о проблемах – блеф…
Себастьян Феттель: Могу лишь сказать, что у меня были проблемы с коробкой передач, из-за которых я был вынужден… Да, мне самому не понравилось сообщение моего гоночного инженера, но выбора не оставалось: либо ты доедешь до финиша, либо нет. Пришлось сбавить обороты.
После первого отрезка я хорошо чувствовал машину, контролировал износ шин и старался держаться за Марком, атакуя там, где было возможно – в поворотах. Правда, уже не настолько агрессивно, так как приходилось переключаться чуть раньше и использовать повышенные передачи. Тем не менее, на втором секторе я практически не уступал Марку, ведь там нет длинных прямых, но если вспомнить третий сектор с его единственным поворотом и тот затяжной подъем, на котором также нужно было переключаться раньше…
В какой-то момент мне повторили: «Нужно сбросить темп и поберечь коробку передач», на что я ответил: «Знаю, я и так не атакую».К счастью, машине хватило скорости, и ближе к финишу на более мягких шинах мы удержали отрыв. Да, задача сводилась к тому, чтобы просто добраться до клетчатого флага, но поверьте мне: будь у меня выбор, я бы точно вернулся в гоночный режим.
Марк Уэббер: Я не пилотировал машину Себастьяна. Обгоняя его, я понял, что борьба ещё не окончена, но подумал: «Пожалуй, мне лучше следить за соперниками позади, поскольку проблемы, как правило, только усугубляются». Мой темп не был привязан к темпу Себастьяна: если я атаковал, то автоматически привозил ему по четыре десятых на круге, но временами позволял себе ехать с аналогичной скоростью, чтобы дать резине передышку и тем самым немного продлить отрезок между пит-стопами. Ну а когда в баках стало намного меньше топлива, я снова прибавил и выжал из машины максимум. Не думаю, что здесь был какой-то блеф…
Дженсон Баттон: Наблюдая со стороны, можно говорить что угодно, но гонщикам свойственно адаптироваться к ситуации. Если вам говорят беречь топливо или тормоза, вы автоматически меняете стиль пилотирования. По ходу сезона нас неоднократно просили экономить топливо, однако спустя пять или шесть кругов мы уже ехали в том же темпе, приспособившись к новой ситуации. В конце концов, за это нам платят деньги!
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, вы думали о том, чтобы рискнуть и попытаться догнать Марка, или предпочли довольствоваться вторым местом?
Себастьян Феттель: Неприятно финишировать вторым, когда знаешь, что машина позволяет бороться за победу, но о проблемах мне сообщили ещё на первом отрезке гонки, после чего мы должны были сделать все возможное, чтобы даже в случае моего схода Марк мог продолжить гонку и финишировать первым. Мне не хотелось сдерживать напарника, я сам ушел с траектории, после чего постепенно сбавлял темп и в какой-то момент оказался вовсе без второй передачи. Да, я потерял немало времени, но в целом жаловать не на что. Как мне сказали, главное – закончить гонку, так что мне приятно быть сегодня на подиуме.
Местные болельщики действительно влюблены в гонки: во время парада пилотов нас приветствовало много людей, их поддержка ощущалась и во время гонки. Приятно быть частью всего этого. Когда выходишь на старт, с трудом представляешь себе, что может произойти, но если видишь клетчатый флаг, поднимаешься на подиум и получаешь кубок, значит день действительно прошел неплохо!
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Марк, для вас сезон начался очень неровно, но постепенно вы набрали необходимую скорость. Насколько сегодняшняя победа настраивает вас на успех в следующем году?
Марк Уэббер: Дэн, даже если бы сегодня я не финишировал первым, у меня все равно остались бы положительные эмоции от трех предыдущих этапов. Команда знает, что в некоторых гонках я ехал действительно неплохо, просто какие-то неполадки мешали добиться хорошего результата. Это не попытка оправдаться, а констатация факта. Ближе к концу сезона я поехал быстрее, чем весной этого года, что тоже добавило оптимизма.
Сегодня Гран При прошел удачно – скорость, тактика… Не знаю, что получилось бы, не случись у Себастьяна проблемы с коробкой передач, но вряд ли бы я финишировал далеко позади – возможно, мне все равно удалось бы выйти вперед. Да и вообще, кто знает, как закончилась бы гонка, если бы он или я совершили ошибку? Сложно строить догадки, но победа, определенно, не самый плохой вариант окончания сезона. Главное – я стал лучше чувствовать машину и эффективнее работать с инженерами, правда, это произошло не здесь, в Бразилии, а намного раньше. Здесь мы снова выжали из RB7 максимум и добились потрясающего результата.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Вопрос ко всем. По ходу гонки мы видели несколько случаев проблем с коробкой передач. Причина – в усталости узлов, или такова особенность Интерлагоса?
Марк Уэббер: Возможно, причина действительно в усталости, а возможно – нет. Сезон был очень длинным, не исключено простое совпадение факторов. Скажем, во втором повороте машина испытывает серьезные боковые перегрузки – правда, современные коробки передач очень надежны и должны выдерживать не одну гонку. Не знаю, сколько этапов прошла коробка передач на каждой машине, но сегодня с проблемами столкнулись очень быстрые гонщики – Льюис и Себастьян – причем в случае с Хэмилтоном дело закончилось сходом, что в нынешнем сезоне большая редкость. В наше время машины просто наматывают круг за кругом, гонщики выполняют свою работу, однако сегодня не все добрались до финиша…
Себастьян Феттель: Моя коробка была абсолютно новой – возможно, мне следовало поставить ту, что уже прошла дистанцию Гран При. Да, автодром сложен для техники, но есть места, где машинам приходится намного труднее – скажем, уличные трассы, где мы постоянно используем низкие передачи, интервалы между переключениями предельно малы, а самих переключений очень много. И было бы странно наблюдать усталость агрегата после всего одной гонки…
Вопрос: (Родриго Джини – O Estado de Minas) Первый вопрос для Марка, второй – для Дженсона. Марк, в этот раз вы стартовали довольно удачно, но быстро отстали от Себастьяна на три секунды. Полагаете, в нормальных условиях вам удалось бы побороться с ним за победу? И Дженсон, вам не кажется, что без всех этих сложностей с принципиально новой выхлопной системой, когда в начале сезона команде пришлось в спешке реконструировать заднюю часть машины, у вас было бы больше шансов зацепиться за титул? Возможно, сработав чуть эффективнее, в следующем году вы сможете соперничать с Red Bull Racing?
Марк Уэббер: Как вы сами сказали, отрыв был в пределах трех секунд, а в такой ситуации достаточно заминки с колесной гайкой на пит-стопе, или кратковременной потери концентрации со стороны Себастьяна, чтобы преимущество сошло на нет, поэтому сложно предположить, как могла закончиться гонка. Себ был очень силен в квалификации и в начале каждого отрезка, а я, пожалуй, впервые в этом сезоне чувствовал себя намного комфортнее непосредственно перед пит-стопом. Но бороться с напарником в любом случае было бы крайне трудно…
Дженсон Баттон: Не думаю, что нам удалось бы опередить Себастьяна и Red Bull Racing. Они проделали феноменальную работу, и было бы ошибочным предполагать, будто мы смогли бы навязать им борьбу, если бы чуть лучше провели зимнюю подготовку. Впрочем, никто не знает ответа, известно лишь, что в начале года мы сработали недостаточно эффективно. Команда успела модифицировать машину еще до старта первой гонки, скорость оказалась неплохой, но мы упустили время, которое можно было потратить на надежность, настройки, аэродинамику и выдувной диффузор. Начало сезона получилось непростым, в Red Bull Racing тогда сработали лучше, но ничего не поделаешь, такова жизнь.
Следующий сезон? Надеюсь, ближайшая зима для нас, в отличие от предыдущей, будет связана исключительно с тестами. В этом году мы практически не работали на трассе из-за всевозможных мелких проблем. Хочется надеяться, что нам не придется в спешке подбирать установки непосредственно в дебютный уик-энд, и что мы сделаем это в назначенное для тестов время. Такова задача на 2012 год – думаю, мы с ней справимся.
Перевод: Валерий Карташев