Испания'54: Lancia

Гонка #41: 24 октября 1954 года. Гран При Испании. Педральбес, Барселона
Поул Альберто Аскари (Lancia D50) - 2.18,1 (164,6 км/ч)
Лучший круг Альберто Аскари (Lancia D50) - 2.20,4 (161,9 км/ч)
Победитель Майк Хоторн (Ferrari 553) - 3:13.52,1 (156,4 км/ч)

Испанский Гран При не сразу получил постоянную прописку в календаре Формулы 1. До 1968 года этап чемпионата мира проходил на Пиренейском полуострове всего дважды – в 1951-м и 54-м его принимала городская трасса в Педральбесе, зажиточном районе Барселоны. Оба раза гонка проходила в конце октября, спустя почти два месяца после предыдущего Гран При Италии.

В сезоне 1954 года Формула 1 вновь стала полноценной Формулой 1 – новый регламент предусматривал использование в гонках машин с 2,5-литровыми моторами без нагнетателей. Это привлекло новых участников: к Ferrari, Maserati и Gordini присоединились Mercedes и Lancia, правда, обе компании не успели подготовить технику к первым этапам. Немцы в итоге дебютировали на июльской гонке в Реймсе, а дебют туринской команды несколько раз откладывался – Lancia D50 вышла на трассу лишь в Барселоне.

Начало получилось впечатляющим – Альберто Аскари показал в квалификации лучшее время, на секунду опередив Mercedes уже завоевавшего титул Фанхио. На старте же, ко всеобщему удивлению, вперед вырвался американский пилот Maserati Харри Шелл, но уже через пару кругов Аскари пробился с третьего места на первое и начал отрываться от преследователей. В боксах Lancia царило воодушевление.

Не прошло и пяти минут, как настроение сменилось: другой пилот команды, Луиджи Виллорези, сошел с отказавшими тормозами, а после десяти кругов к механикам подкатил и Аскари – на его D50 вышло из строя сцепление. Дебют туринцев в Ф1 оказался не таким, как хотелось бы боссам Lancia, но все понимали, что доведенные за зиму до ума машины станут в следующем сезоне грозной силой.

Тем временем в гонке происходили интересные события. Шелл вернулся в лидеры, но на него наседали пилоты Ferrari Морис Трентиньян и Майк Хоторн. Следом мчались Стирлинг Мосс на Maserati и Фанхио на Mercedes. Вышло так, что из этой пятерки лишь один пилот смог проехать все 80 кругов дистанции, не испытав серьезных проблем – именно он и стал победителем.

Раньше всех неприятности начались у Мосса, причем не по собственной вине. Многие зрители, пришедшие на трибуны, в ожидании старта занимали себя чтением газет. Как это частенько бывает, впоследствии эти газеты оказались выкинуты за ненадобностью, а ветер и завихрения воздуха от проносившихся машин вынесли их на трассу.

Моссу – и не только ему – обрывок попал в радиатор, что привело к перегреву мотора и сходу. Не удалось сотворить сенсацию и Шеллу – не справившись с прессингом, американец несколько раз разворачивался, а в итоге выбыл из борьбы с отказавшей коробкой передач. Этот же узел вынудил остановиться и Трентиньяна – случилось это вскоре после середины дистанции.

Хуан-Мануэль Фанхио, как и положено чемпиону мира, не собирался просто так отдавать победу, но одна из масляных трубок в его машине дала течь – причем внутри кокпита! Горячее масло не добавило аргентинцу комфорта, он вынужден был сбросить скорость и незадолго до финиша пропустил на второе место гонщика Ferrari Луиджи Муссо, проводившего в Формуле 1 лишь четвёртую гонку в жизни. Ну а победителем Гран При Испании заслуженно стал другой пилот Скудерии Майк Хоторн.

Интересно...
Хуан-Мануэль Фанхио провел в Формуле 1 в общей сложности 51 Гран При. Разумеется, в абсолютном исчислении все его рекорды давно перекрыты – просто потому, что в наши дни ежегодно проводится втрое больше этапов, чем в 50-е – однако по относительным показателям аргентинский Маэстро до сих пор остается лучшим.

Судите сами: из всех гонок он выиграл в 47%, стартовал с поула в 57%, а с первого ряда – и вовсе в 94%! Пятикратный чемпион мира завоевал 35 подиумов (67%). При этом 34 раза он финишировал первым или вторым. За все время выступлений в чемпионате мира Фанхио стал третьим всего раз – на Гран При Испании 1954 года!

Scuderia Lancia

Винченцо Лянча был человеком выдающимся. Выходец из состоятельной семьи, он получил диплом в области юриспруденции, но почти всю жизнь был связан с автомобилями. Будучи талантливым организатором, толковым инженером и быстрым пилотом, итальянец, в конечном итоге, пришел к идее создания собственной компании по выпуску автомобилей. При этом он с самого начала установил правило – компания Lancia не участвует в гонках.

Туринская фабрика выпускала быструю и мощную технику, адресованную, в первую очередь, любителям скорости. Машины одержали в различных состязаниях немало побед, но заводской команды у Lancia никогда не было.

Винченцо умер от сердечного приступа в 1937-м, после чего в кресло руководителя сел его кузен Артуро, имевший опыт работы в корпорации Генри Форда. Заводы в Турине и Больцано сильно пострадали от американских бомбардировок во время войны, но к концу 40-х работу удалось более-менее вернуть в нормальное русло. Новым владельцем стал сын основателя Джанни – и начал он с того, что нарушил главный завет отца.

Отдавая себе отчет в том, что производство серийных автомобилей пока не обеспечивает серьёзной прибыли, молодой человек решил всерьёз заняться гонками. Тем более, что в Lancia работал известный конструктор Витторио Яно, до войны создававший быстрые машины.

Первые успехи пришли в начале 50-х в гонках «24 часа Ле-Мана», «Милле-Милья» и «Тарго Флорио», после чего Джанни объявил, что в 1954-м, когда в Формуле 1 вступал в силу принципиально новый регламент, Lancia дебютирует в Гран При. В команду был приглашен самый титулованный пилот той поры Альберто Аскари (с зарплатой в 2,5 миллиона лир) и опытный Луиджи Виллорези.

Модель D50, спроектированная Яно, была вполне передовой для своего времени и отличалась установленным под углом к продольной оси V-образным 8-цилиндровым мотором, диагонально проходящим карданным валом и топливными баками, расположенными снаружи корпуса между колесами! В то же время, конструкцию старались не усложнять без нужды, чтобы повысить надёжность.

Машина понравилась гонщикам, однако её доводка потребовала серьезных усилий, времени и денег, а с последними стали возникать сложности. Дебют пришлось несколько раз переносить, пилоты сидели без дела или выступали на технике других марок, а норовистая «пятидесятка» никак не хотела обретать надёжность.

В итоге команда Lancia приехала лишь на последний этап сезона в Барселону, где Аскари завоевал поул, но, как и его товарищ по команде, быстро сошел из-за поломки. Это не помешало с хорошим настроением вступить в новый сезон, тем более, что Джанни заключил контракт с восходящей гоночной звездой – Эудженио Кастеллотти.

Вояж в Аргентину оказался нерезультативным, гонщики стали жертвами аварий, причем Аскари выбыл из борьбы, занимая первую позицию. Затем команда ещё раз оказалась близка к первой победе – на Гран При Монако, лидируя с солидным перевесом, Альберто не удержал машину в «эске» на набережной – и та рухнула в воды залива. Кто знает, как бы сложилась судьба итальянской команды, если бы её пилот сумел финишировать первым... Увы, можно лишь вновь повторить фразу о бессмысленности сослагательного наклонения.

Аскари не пострадал в аварии, но вскоре, при мистических обстоятельствах, разбился на тестах спортивной Ferrari в Монце. Виллорези, узнав об этом, объявил о завершении карьеры. Оставшись без пилотов и почти без средств, Джанни Лянча принял единственно верное решение – объявил о закрытии команды. Кастеллотти уговорил босса отпустить его на гонку в Спа и даже завоевал поул, но вновь сошел из-за поломки.

История команды Lancia в Формуле 1 оказалась невероятно короткой. Её пилоты выступили всего в четырёх Гран При, причем в каждом стартовали с первого ряда, а в двух – и вовсе с поула. Гонщики в общей сложности 12 раз выходили на старт, и всего трижды им удалось добраться до финиша. Лучшим результатом стало второе место молодого Кастеллотти в Монако.

Винченцо Лянча был грамотным бизнесменом и опытным человеком. Сын не послушал его завета – и был сурово наказан…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.