Британского этапа в Формуле 1 ждут с особым интересом – и не только потому, что для большинства тех, кто трудится в паддоке, это домашний Гран При. Гонка, с которой шесть с лишним десятилетий назад началась официальная история чемпионатов мира, умудряется все это время сохранять собственную уникальность. Даже часами простаивая в пробках на подъезде к Сильверстоуну, болельщики все равно до отказа заполняют трибуны, а скоростная конфигурация трассы, меняясь со временем, по сию пору хранит многие участки, на которых за звание сильнейшего спорили Фанхио, Кларк, Стюарт и Мэнселл.
Новый комплекс боксов, введенный в строй в прошлом году, вызвал восторженные оценки, и лишь прожженные консерваторы ворчали о том, что де негоже лишать славный вираж Copse статуса первого поворота. Всем же остальным гонка запомнилась «правильным» количеством обгонов – не слишком малым, но и не запредельным, – а также единственным за весь год успехом Ferrari, использованием командной тактики в Red Bull Racing (Марка Уэббера на последних кругах попросили не атаковать напарника) и очередной острейшей дуэлью между Льюисом Хэмилтоном и Фелипе Массой, в которой британец взял верх с преимуществом всего в 0,024 секунды.
Чего ждать сейчас – гадать бессмысленно. Прошедшие этапы сезона показали, что рассуждать о форме той или иной команды «в целом» просто ни к чему – все решается в конкретный момент на конкретной трассе. Явного фаворита нет, потому все определяют нюансы вроде температуры асфальта или направления ветра, а также безошибочная работа команды и пилота во всех компонентах. Результаты тренировок и даже квалификации также не позволят слишком уж сузить круг фаворитов – обгонять в Сильверстоуне можно, а недавнее выступление Фернандо Алонсо в Валенсии подтверждает, что главное – ни в коем случае не опускать руки.
Британская трасса – вторая по скорости в календаре, уступая лишь Монце. В нынешнем сезоне командам еще не приходилось работать в таких условиях, а Барселона, где также использовались шины Soft и Hard, едва ли послужит точкой отсчета по весьма прозаической причине: в мае в столице Каталонии светило яркое солнце, тогда как прогноз на ближайшие выходные обещает в Нортгемптоншире температуру менее +20 и высокую вероятность дождя.
Три десятилетия назад погода во время британского Гран При была намного лучше – когда участники чемпионата 1983 года выстроились на стартовом поле, светило тёплое солнце. Любопытно, что дело было в субботу – в ту пору Берни Экклстоун был занят более важными делами, и подобные вольности еще были допустимы. Но сменится одно поколение болельщиков – и сама мысль о том, что гонка может пройти не в воскресенье, будет казаться сущей ересью.
Поскольку до Сильверстоуна у команд был целый месяц без гонок, почти все подготовили какие-то новинки, а Ferrari, Lotus и Osella даже привезли новые версии машин. Появились в паддоке и новые лица – известный по хорошим результатам в Формуле 2 проект Spirit официально дебютировал в Больших Призах при поддержке мотористов из Honda, которые готовили почву для полноценного возвращения, но не спешили сразу же подписывать контракт с кем-то из грандов. Пилот-новичок Стефан Йоханссон даже показал в квалификации 13-й результат, но до финиша гонки, конечно же, не добрался из-за поломки.
Впереди же тон задавали гонщики Ferrari. Рене Арну и Патрик Тамбэ завоевали на алых машинах модели 126С3 с огромным задним крылом, призванным компенсировать запрет «внутренней аэродинамики», первый стартовый ряд, опередив Renault лидера сезона Алена Проста и Lotus Элио де Анжелиса. Французское трио удержалось в лидерах на первом отрезке – Тамбэ вышел вперед, но быстро стало понятно, что для Скудерии гонка не станет лёгкой прогулкой.
Шины Goodyear, так здорово работающие на единственном быстром круге, и до этого резко сдавали на длинной дистанции. Потому многие считали главным фаворитом Проста, который использовал резину Michelin. И молодой Профессор не обманул ожиданий – сначала он неотступно следовал за парой Ferrari, а затем, когда шины у лидеров стали терять кондиции, одного за другим опередил соперников и к 20-му кругу вышел вперед.
Ален тут же умчался в отрыв, а у Арну и Тамбэ нашелся новый соперник – Нельсон Пике из Brabham, который также вел спор за титул. Он стартовал в Сильверстоуне лишь шестым, но быстро вышел на четвертое место, а к 30-му кругу также оставил обе Ferrari позади. В этот день все лидеры использовали тактическую схему с единственным пит-стопом на середине дистанции, потому, как могло показаться, расстановка сил на заключительном отрезке уже примерно понятна, и перестановок во главе гонки можно больше не ждать.
Однако – к восторгу трибун – нашелся пилот, который считал иначе. После того, как Lotus Элио де Анжелиса уже на втором круге остановился из-за отказа турбины, цвета команды защищал один лишь Найджел Мэнселл. В том сезоне он не блистал, но на домашней трассе смог сотворить маленькое чудо. Поздний визит в боксы позволил британцу оказаться на хвосте у Арну, и вскоре Найджу удалось провести обгон. Он бросился было в погоню за Тамбэ, но клетчатый флаг не позволил пилоту побороться за подиум. Впрочем, и четвертое место стало для Мэнселла лучшим результатом в том сезоне.
Ну а на призовом пьедестале Гран При поливались шампанским Ален Прост, Нельсон Пике и Патрик Тамбэ. Одному из них через несколько месяцев предстояло стать чемпионом мира, но кому именно – в тот солнечный субботний день ещё никто не знал.