Гран При Японии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Роман Грожан (Lotus)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Эдди Джордан) Себастьян, для вас это уже девятая победа по ходу сезона, но битва за титул продолжается!
Себастьян Феттель: Прежде всего, хочу поблагодарить японских болельщиков: каждый раз, когда мы приезжаем сюда, мы чувствуем их невероятную поддержку. Разумеется, после такой гонки меня переполняют эмоции! Я плохо стартовал, по-моему, оказавшись между машинами Грожана и Хэмилтона. Я чуть-чуть чиркнул передним крылом по колесу Mercedes, в результате Льюис получил прокол, но мне было некуда деваться.

После этого нужно было сохранять терпение и беречь шины, под конец дистанции я показал отличную скорость, за счет чего смог обогнать Грожана и опередить Марка Уэббера, который использовал другую стратегию.

Вопрос: (Эдди Джордан) Кто принял решение о том, на каких шинах продолжать гонку? У нас сложилось впечатление, что оно было принято в последний момент…
Себастьян Феттель: Уже по ходу первого отрезка мы решили изменить стратегию, оставшись на трассе дольше соперников. Разумеется, мы учитывали, что в этот момент я проезжал круги медленнее тех, кто ехал на более свежей резине, чтобы атаковать их во второй фазе гонки.

По-моему, во время Гран При Японии 2011-го года я оказался как раз в такой ситуации: я проводил пит-стопы раньше других, и ближе к финишу меня опередили двое соперников. Сегодня мы всё сделали наоборот: берегли шины, контролировали ход гонки, хотя эффективно реализовать тактику двух пит-стопов было непросто, особенно на втором отрезке.

Думаю, на первом отрезке мы приняли ключевое решение: остались на трассе, чтобы ограничиться двумя пит-стопами, что и стало залогом успеха.

Вопрос: (Эдди Джордан) Марк, это ваш последний Гран При Японии в Сузуке, на этой величайшей трассе…
Марк Уэббер: Да, трасса великолепная. Должен сказать, гонка сложилась неплохо. Конечно, мне хотелось бы стоять на одну ступеньку выше, но мы с Себом использовали разную тактику – он провел продолжительный отрезок и в конце сработал успешнее. В целом я доволен вторым местом – разумеется, всегда хочется большего, но я сделал все, что мог.

Мы оба стартовали не лучшим образом, но затем я старался держать темп и контролировал состояние шин, чтобы они позволили реализовать выбранную стратегию. В итоге мы переключились на вариант с тремя пит-стопами, что поставило меня в невыгодное положение, но мне все-таки удалось подняться на подиум.

Вопрос: (Эдди Джордан) Роман, год назад вас все списывали со счетов, никто не верил, что вы получите контракт, но вот вы здесь, на подиуме! Как ощущения?
Роман Грожан: Лучше, чем год назад! Старт получился великолепным! Раньше с этой гонкой у меня были связаны не лучшие воспоминания, но сегодня другой случай! Машина была фантастически быстрой на более мягких шинах, мне сразу удалось создать отрыв. Потом Red Bull к нам подтянулись, но в целом сегодня мы были единственными, кто мог на равных с ними соперничать. Мы едва их не опередили – так я сказал своему инженеру, для которого этот этап домашний. Полагаю, он счастлив! Здесь всегда потрясающие болельщики, и мне приятно финишировать на подиуме на такой непростой трассе.

Вопрос: (Эдди Джордан) Себастьян, вы в шаге от четвертого чемпионского титула. О чем вы думаете в преддверии следующей гонки?
Себастьян Феттель: Сегодня я хотел бы просто отпраздновать победу. Гонка была великолепной, я очень люблю эту трассу и японских болельщиков. Одержать четвёртую победу в Сузуке – это невероятно! Разумеется, это поможет мне в борьбе за титул, но я уже думаю о том, что в следующем году вновь вернусь на эту трассу.

Если говорить о ситуации в чемпионате, то я лидирую с большим отрывом, но продолжу бороться. В предыдущие пару лет мы доказали, что никогда не сдаёмся. У нас отличные шансы на победу, но ещё ничего не решено!

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, похоже, вы действительно очень рады этой победе? Всё из-за сложностей, с которыми пришлось столкнуться? Непростой старт, пара-тройка блокировок, интересная стратегия…
Себастьян Феттель: Конечно, но в основном я радуюсь из-за трассы и болельщиков. Это один из лучших уик-эндов в сезоне, я обожаю Сузуку, и мне очень повезло, что и в предыдущие годы, и сегодня у меня была быстрая машина, позволившая победить здесь уже в четвертый раз!

Покидая отель сегодня утром, я думал о болельщиках – они по-настоящему влюблены в Формулу 1 и очень ценят нашу работу. Вчера, когда я совершал пробежку по трассе, на трибунах оставалось около пяти тысяч человек, которые просто наблюдали за происходящим. Такое отношение делает этот уик-энд неповторимым. Ну а что касается гонки, старт прошел ужасно, но потом удалось отыграться.

Вопрос: Вы проехали продолжительный второй отрезок – двадцать три круга, пару раз заблокировав колеса. Это сказалось на шинах, или они на всём отрезке работали эффективно?
Себастьян Феттель: Конечно, к концу отрезка было сложнее поддерживать высокий темп, но я старался контролировать отрыв. Мы ещё на первом отрезке решили остаться на трассе чуть дольше Романа и Марка, на протяжении двух-трех кругов я ехал на секунду медленнее, но обеспечил задел на следующий отрезок и уже под занавес гонки смог контратаковать. Уже на втором отрезке Марк перешел на три пит-стопа, что выглядело вполне разумным – да, мы изначально ориентировались на две смены шин, но резина работала не так эффективно, как предполагалось.

Тем не менее, я старался контролировать отрыв по ходу первого отрезка, а затем начал приближаться. С Романом эта тактика сработала: к концу второго отрезка я его догнал, он поехал в боксы, я остался на трассе еще на пару кругов, а затем за счет свежего комплекта шин провел обгон. Хорошо, что нам хватило терпения затянуть первые два отрезка!

Вопрос: Марк, полагаю, вы рассчитывали побороться с Себастьяном на последних кругах гонки, но вам не удалось быстро пройти Романа…
Марк Уэббер: Не думаю, что я мог бы побороться с ним, поскольку у нас не получилось полноценно реализовать стратегию трех пит-стопов. Поначалу мы соперничали, прежде всего, с Романом, а затем я оказался словно между двух огней, когда команда решила провести три смены шин. Я спросил, правильно ли мы поступаем, поскольку чувствовал, что смогу дотянуть до нужного круга. Две остановки были вполне реальным сценарием, но в итоге эта тактика сработала для Себастьяна.

Три пит-стопа нельзя назвать ошибочной стратегией, но она связана с риском – мне мог помешать трафик. Повторюсь – я оказался меж двух огней, пытаясь одолеть тех, кто дважды заезжал на пит-лейн. Я вернул потерянную на старте позицию, но Себастьян опередил нас обоих.

В любом случае, команда добилась отличного результата, и я сам выступил здорово в своем последнем Гран При Японии в Формуле 1. Болельщики здесь потрясающие, мне понравилась гонка, понравилось атаковать на свежих шинах – это всегда приятно.

Вопрос: Себастьяну пришлось иметь дело с некоторыми сложностями, а как прошла гонка для вас?
Марк Уэббер: Если не считать откровенно слабого старта для меня и Себастьяна, проблем не было. Пришлось действовать по обстоятельствам, мы не ожидали, что сразу окажемся позади. Роман был очень быстр на шинах Medium, но, похоже, на Hard темп упал. Я сделал все, что мог, добился неплохого результата. Приятно вернуться на подиум после нескольких гонок, в которых я мог выступить не хуже, но в силу разных причин не финишировал в первой тройке. Я покидаю Японию в хорошем настроении и завтра отправлюсь в Австралию, чтобы заняться серфингом.

Вопрос: Роман, расскажите о старте. Это был один из ярких моментов гонки!
Роман Грожан: Да, это один из лучших моих стартов! Отпустив сцепление, я подумал: «Отлично, вперед!» Лидеру проще вести первый отрезок, мы были очень быстры на более мягких шинах, машина экономно использовала их ресурс, и я постепенно наращивал отрыв. К сожалению, на Hard мы выглядели не так уверенно, хотя еще вчера всё было наоборот. Темп снизился, и Себастьян просто оказался слишком быстр для нас.

Мне казалось, что я смогу удержать Марка, но ближе к финишу мы догнали круговых, они неохотно уходили с траектории, и я упустил позицию. Не знаю, смог бы я до последнего метра отражать атаки Марка, но трафик точно помешал.

В любом случае, сегодня мы были единственными, кто мог на равных соперничать с Red Bull Racing. Перед гонкой мы не предполагали ничего подобного, и наши стратеги считали основным соперником Льюиса Хэмилтона. В общем, день прошел замечательно, выход в лидеры уже к первому повороту помог – мы проделали отличную работу, сумев после неудачной пятницы уверенно провести субботу и воскресенье.

Вопрос: Ближе к финишу вы оказались в плотной группе отставших на круг гонщиков, которые вели борьбу между собой. Вы огорчены тем, что сначала лидировали, а в итоге закончили гонку третьим?
Роман Грожан: Я надеялся, что сегодня смогу одержать первую победу. На более мягких шинах машина поначалу вела себя не лучшим образом, но потом я стал наращивать отрыв и подумал: «Машина едет здорово, шанс есть!» Марк провел пит-стоп раньше, чем предполагалось, мы перешли на более жесткий состав, но износ оказался несколько иным, мне стало труднее управлять машиной. Я потерял секунду за Caterham, когда Марк догнал меня перед своим очередным пит-стопом, а за несколько кругов до финиша мы оба уперлись в трафик.

Понимаю, здесь нелегко уйти с траектории, но на такой длинной трассе любая заминка дорого стоит. Поскольку у меня шины были изношены, малейшее нарушение воздушного потока приводило к потере скорости. В итоге на выходе из шиканы колеса слегка провернулись, и Марк этим воспользовался. Досадно упустить второе место, но главное – сегодня мы смогли на равных соперничать с Red Bull Racing.

Вопросы с мест

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Марк, вы говорили о своем втором пит-стопе, но и первый был проведен очень рано для тактики с двумя сменами шин. Так вы пытались опередить Романа или чувствовали, что, оставаясь на трассе, выступаете ориентиром для Себастьяна?
Марк Уэббер: Мы рассчитывали перехватить лидерство. Ситуация была непростой, я планировал прессинговать Романа в конце отрезка, обстановка позволяла реализовать тактику двух пит-стопов, и когда я свернул в боксы за более жесткими шинами, мне подтвердили: «Два пит-стопа, следи за шинами, проблем быть не должно». Потом мы все-таки перешли на вариант с тремя сменами шин, очевидно, команда посчитала его более выгодным.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action and National Speedsport News) Марк, на последних кругах вы пытались как можно раньше пройти Романа, но не могли приблизиться к нему на прямых. Что происходило в последней шикане?
Марк Уэббер: В конце гонки DRS не столь эффективна - срабатывал ограничитель оборотов двигателя. Настигая кого-то, вы хотите опередить его максимально быстро, но на первом секторе здесь атаковать невозможно. У Романа машина имела больше прижимной силы, чем моя, но когда я все-таки догнал его, то рассчитывал провести обгон немного раньше, так как знал, что его шины к концу дистанции практически потеряли эффективность.

Отставшие на круг гонщики не помогли Роману. Когда догоняешь такую большую группу, это превращается в кошмар: все хотят задействовать DRS, все ведут борьбу… Я смог воспользоваться заминкой и провел атаку, ошибки Романа там не было.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Роман, что вам нужно для победы? Другая машина, другая команда или иная тактика? А что скажете об этом вы, Себастьян?
Роман Грожан: Сегодня мне не хватило темпа на более жестких шинах. Мы контролировали ситуацию после первого пит-стопа, хотя мне пришлось остановиться на пару кругов раньше. Второй пит-стоп мы тоже провели чуть раньше из-за износа шин.

В пятницу мы мало времени провели на трассе, потому были вынуждены утром в субботу работать длинными сериями кругов, чтобы собрать необходимую информацию. Все понимали: гонку начнем на Medium, но какие шины ставить дальше, никто не знал. Сегодня более жесткий состав вел себя немного не так, как ожидалось, но в целом Red Bull Racing… На стратегическом брифинге перед гонкой мы не предполагали, что сегодня сможем их опередить, так что результат соответствует ожиданиям. Не скажу, что нам не хватило удачи. Дело не в старте, не в пилотаже – просто нужно чуть больше скорости…

Себастьян Феттель: После первого отрезка я думал, что для Романа гонка сложится потрясающе. Мы старались продлить первый отрезок, чтобы контратаковать ближе к финишу, но машина Lotus была очень быстра. Похоже, с более жесткими шинами у них возникли сложности, но, как сказал Роман, они сами не ждали такой скорости.

Грожан пилотировал фантастически, так что дело не… Знаете, ему по силам одолеть меня, ведь он уже сделал это в прошлогодней Гонке чемпионов, когда я врезался в стену. Здесь гонка достаточно длинная, но сегодня по ходу дистанции мы выглядели увереннее, что немного странно, ведь мы привыкли ожидать чего-то подобного именно от Lotus. Роман сработал отменно, здорово провел квалификацию, опередил Кими – очень быстрого гонщика. В прошлом году Роман допускал ошибки, но, похоже, сделал выводы и теперь прогрессирует, что заслуживает уважения.

Вопрос: (Анне Джунтини – L’Equipe) Марк, в прошлом году в Сузуке Роман врезался в вас. По ходу нынешнего сезона вы изменили свое мнение о нем?
Марк Уэббер: Думаю, всем очевидно, что в этом году Роман иначе подходит к гонкам, успешно проводит уик-энды – в общем, он почувствовал большую уверенность, допускает меньше ошибок не только в воскресенье, но и в пятницу. Впрочем, мы здесь не для того, чтобы критиковать его или хвалить, но в этом сезоне он действительно выступает неплохо и по сравнению с прошлым годом добился прогресса. Дебютный сезон в одной команде с Фернандо Алонсо получился для него непростым, но он вернулся в спорт и сейчас отлично справляется со своей работой. Надеюсь, до конца года он сильно не прибавит!

Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Себастьян, вы ещё не выиграли четвёртый титул, но это скоро произойдёт. Вы одержали немало побед, побили немало рекордов. Что имеет для вас большее значение: шанс вписать свое имя в историю спорта как гонщик, сумевший наряду с Фанхио и Шумахером выиграть четыре титула подряд, или возможность финишировать на первом месте во всех гонках?
Себастьян Феттель: Я бы предпочел второе, поскольку обожаю гонки. Будучи ребенком, я мечтал о Формуле 1, но никогда не думал, что смогу сесть за руль одной из этих машин.

Помню свои первые тесты: Марк работал утром, а моя очередь пришла во второй половине дня, и на первых кругах я всерьез испугался и подумал – эй, это для настоящих мужчин, не для меня. Потом я понемногу адаптировался, захотелось большего. Спустя пару лет компания Red Bull предоставила мне возможность провести несколько этапов за Toro Rosso, а то, что произошло потом – просто фантастика, но в моем отношении к спорту ничего не изменилось. Я по-прежнему люблю гонки, все так же нервничаю воскресным утром, радуюсь, когда иду по стартовой решетке, и всякий раз с нетерпением жду старта. Я наслаждаюсь не рекордами, а тем, что продолжаю выступать.

Сегодня потрясающий день, здесь невероятные болельщики – было бы глупо думать исключительно о титуле и форсировать события. Нужно просто наслаждаться моментом, ведь эта возможность выпадает не каждому, и мне по-настоящему повезло быть одним из двадцати двух гонщиков Формулы 1. Когда сегодня я покидал отель, болельщики приветствовали меня. Они выкрикивают наши имена, аплодируют – это здорово, и ради этого я буду стремиться к очередному успеху. Опять же, мне нравятся призовые кубки, и я не прочь пополнить свою коллекцию!

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, опередив Романа, вы спросили команду о позиции Фернандо Алонсо?
Себастьян Феттель: Нет.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Команда сама сообщила вам?
Себастьян Феттель: Уже после финиша. После атаки на Романа я понимал, что основная угроза исходит от Марка: он ехал на менее изношенных шинах и был очень быстр. Тот факт, что он уперся в Романа, немного помог, но я…

Я не задавал никаких вопросов и не хотел ничего знать, поскольку многое может случиться в последний момент, даже если отрыв достаточно велик. Сегодня многие блокировали колеса, я сам в начале гонки широко вышел из второго поворота – Марк даже пошутил, что по дыму от резины мог определить, где именно я нахожусь. Заблокировать колеса не составляло труда, мне пришлось постараться, чтобы довести машину до финиша.

Перевод: Валерий Карташев