История Ferrari неразрывно связана с историей Формулы 1 – это единственная команда, принимавшая участие во всех сезонах чемпионата мира, а первую одноместную гоночную машину в Маранелло построили именно для Формулы 1.
В традиционном зимнем историческом проекте, вместе с авторитетным итальянским экспертом, автором книг об истории Ferrari Паоло Д'Алессио, мы решили рассказать читателям F1News.Ru об особенностях всех машин Скудерии, показав на их примере эволюцию Формулы 1.
И вновь провал в предыдущем сезоне заставил руководство Ferrari внести кардинальные перемены как в конструкцию машины, так и в структуру самой команды. В состав Скудерии были призваны сразу два иностранных конструктора: Джон Барнард, создававший чемпионские McLaren, и Густав Брюннер, за год до этого привлечённый Феррари к постройке машины для Indy 500 (проект был в итоге свёрнут), а ранее работавший в таких командах Формулы 1, как ATS и RAM.
Трагическая гибель пилота Brabham Элио де Анжелиса на тестах в 1986 году привела к очередным изменениям в регламенте чемпионата. Пытаясь остановить гонку мощности среди турбомоторов, FIA вновь разрешает использовать безнаддувные двигатели, запрещённые годом раньше, причём их разрешённый максимальный объём увеличен с 3 до 3,5 литров. Разумеется, чиновники отлично понимали, что команды не станут отказываться от турбин по своей воле, и анонсировали запрет на турбомоторы с 1989 года. Поэтому в Ferrari сразу ориентировали Барнарда на постройку машины с атмосферным двигателем, а моделями переходного периода занялся Брюннер при поддержке Харви Постлтуэйта. Барнард, впрочем, курировал этот проект, давая рекомендации по его развитию из своей базы в Гилфорде, так как переезжать в Италию отказался.
Новая машина, получившая название F1-87, имела существенные отличия от предыдущей: в Ferrari создали новый двигатель V6, уменьшив угол развала цилиндров со 120 до 90 градусов. Такое решение было принято для того, чтобы сделать мотор более компактным. Другой ключевой особенностью стала новая, шестиступенчатая коробка передач, позволявшая более эффективно использовать крутящий момент двигателя. В остальном машина базировалась на прошлогодней модели, но практически все её элементы подверглись оптимизации.
В 1988 году команда использует переходную версию, получившую название F1-87/88 C. Машина получила обновлённые передние и задние антикрылья, а также более низкое расположение кожуха двигателя, что стало возможным из-за уменьшения объёма топливного бака со 195 до 150 литров, как того требовал регламент. В соответствии с новыми правилами, давление наддува было уменьшено с 4 до 2,5 бар, что существенно снизило мощность моторов. Двигатели Ferrari, тем не менее, оставались самыми мощными, развивая 650 л.с. Проблемой, однако, стал высокий расход топлива, и пилоты Скудерии раз за разом вынуждены были по ходу дистанции сбрасывать скорость, чтобы добраться до финиша.
Видя это, Джон Барнард ещё в начале сезона рекомендовал команде уменьшить максимальные обороты на 1000 об/мин и изменить настройки двигателя, утверждая, что это позволит сократить расход топлива практически без изменения уровня мощности. Однако отношения между базировавшимся в Англии Барнардом и остальными конструкторами, работавшими в Италии, были крайне натянутыми, и на протяжении долгого времени его рекомендации игнорировались. Необходимые изменения были внесены только перед гонкой в Монце, где пилоты Скудерии неожиданно заработали дубль. Это произошло менее чем через месяц после смерти основателя и бессменного руководителя команды Энцо Феррари.
Ferrari F1-87-87/88 C
В 1987 году в истории Ferrari начинается новая страница - не столько из-за подписания контракта с Джоном Барнардом, так как он сразу занялся машиной с атмосферным двигателем, которые будут использоваться с 1989 года, сколько из-за дебюта нового 6-цилиндрового турбомотора с углом развала цилиндров 90 градусов, который заменяет старый 120-градусный V6. В ожидании первой модели Ferrari, построенной Джоном Барнардом, в Маранелло полагаются на австрийца Густава Брюннера, которому поручено проектировать машины для 1987 и 1988 годов.
По сравнению с предшествующими моделями, F1 87 выглядит относительно простой, даже тривиальной машиной, без особых технических инноваций. Брюннер создаёт классический проект, достаточно компактный, где были тщательно проработаны все детали. После довольно сложного начала сезона, по ходу которого Ferrari с трудом противостоит машинам с двигателями Honda и McLaren-Porsche, начиная с Гран При Португалии, результаты Скудерии улучшаются от гонки к гонке, и на последних двух этапах, в Японии и Австралии, команда не имеет себе равных.
Воодушевлённые этими результатами, в Маранелло решили в 1988 году, последнем для турбомоторов, совершить ещё одну попытку, выставив на старт обновлённую версию F1 87, которая была переименована в F1 87/88 C. Это была большая ошибка: в 1988 году пилоты Скудерии ничего не могли противопоставить McLaren MP4/4 Айртона Сенны и Алена Проста, которые выигрывают 15 гонок из 16-и. Ferrari остаётся довольствоваться лишь дублем Бергера и Альборето на Гран При Италии, завоёванным через несколько дней после смерти Энцо Феррари.
Результаты выступлений Ferrari F1-87-87/88 С в гонках Формулы 1
Результаты машин, построенных Барнардом, оказались лучше, чем у модели 1986 года, хотя побороться за победу в чемпионате команда так и не смогла. Главной причиной неудач оставалась низкая надёжность: в 1987 году машины Ferrari сходили с дистанции 19 раз! Тем не менее, модели F1-87 удалось одержать две победы в финальных гонках сезона, а ещё одну, в Португалии, Бергер упустил только из-за разворота, финишировав, тем не менее, вторым.
Секретом столь неожиданной скорости, правда, был не вполне легальный эффект «сверхнаддува», который в Скудерии применили в конце чемпионата: давление наддува на уровне установленных регламентом 4 бар в турбине поддерживал перепускной клапан, который на Ferrari, однако, срабатывал не сразу, а с задержкой на несколько секунд. В течение этого времени давление значительно превышало регламентированное, давая заметную прибавку в мощности, до 20 л.с.. Благодаря сильной концовке сезона Бергеру удалось подняться на пятое место в личном зачёте, а в Кубке конструкторов команда набрала почти в два раза больше очков, чем в предыдущем сезоне, но всё равно осталась четвёртой.
В 1988 году команде удалось справиться с проблемой надёжности (11 сходов за сезон), но в отличие от Ferrari, соперники из Honda, поставлявшие двигатели команде McLaren, решились на постройку фактически нового турбомотора, оптимально использовавшего особенности регламента 1988 года. В результате гонщики McLaren доминировали по ходу всего чемпионата, и даже единственная победа на Гран При Италии была завоёвана лишь после того, как Ален Прост сошёл по техническим причинам, а лидировавший Айртон Сенна за два круга до финиша столкнулся с круговым.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1987 | 16 | 32 | 3 | 2 | 1 |
1988 | 16 | 32 | 1 | 1 | 1 |