Год за годом у Ferrari не получалось выиграть чемпионский титул, неудача с новой разработкой – экспериментальной 312 B3 S, которая так и не вышла на старт Гран При, – в конце 1972 года привела к переменам в конструкторском штабе. Под давлением FIAT Энцо Феррари отстранил Мауро Форгьери от дел, отправив его в отдел перспективных проектов, а разработкой новой машины занялись конструкторы FIAT Джакомо Калири и Франко Роччи под руководством Алессандро Коломбо.
Главная цель Коломбо – внедрить, наконец, на итальянских машинах корпус типа монокок, но подобных технологий в стране нет, так что он обращается за помощью к англичанам. В итоге корпус произвели в Великобритании, так что в Италии машину прозвали «англичанкой». В остальном она не содержала серьёзных инноваций, а некоторые использованные решения откровенно устарели. К их числу можно отнести расположение радиатора в носовой части – конструкторы поступили так просто потому, что при боковом размещении радиаторов машина перегревалась.
Неудивительно, что новинка оказалась неконкурентоспособной. Не помогли даже шины Goodyear, которые команда использовала в 1973 году вместо Firestone. Увидев неутешительные результаты работы туринских конструкторов, Энцо Феррари вновь дал карт-бланш Форгьери, а пока готовилась обновлённая модель, сократил участие команды в гонках и отказался от выступлений в Германии и Голландии. Это, однако, не понравилось Жаки Иксу, покинувшему команду. Гонку на Нюрбургринге бельгиец провёл за McLaren, финишировав третьим.
Ferrari 312 B3
Ещё один технический прорыв для Ferrari: после исторического перехода в 1960-м от переднемоторной компоновки к заднему расположению двигателя в 1973-м команда всё же перешла на шасси типа монокок.
В течение многих лет Ferrari имеет в своём распоряжении лучший двигатель, 12-цилиндровый boxer, но все эти годы его эффективность убивается слабыми характеристиками шасси типа «полумонокок» (трубчатая рама, армированная панелями из алюминия), слишком тяжёлого и недостаточно жёсткого.
Чтобы на равных сражаться с британскими машинами, нужно было переходить на монокок. И это произошло в 1973 году, когда конструктор Сандро Коломбо, сменивший Мауро Форгьери, временно отстранённого от дел, обращается к британскому специалисту Джонатану Томпсону, чтобы создать первый настоящий кузов монокок для Ferrari.
На бумаге у новой машины, которая получила то же название 312 B3, что и «Снегоочиститель» Форгьери, есть всё, чтобы победить (новая несущая конструкция, хорошая аэродинамика, большой потенциал для развития), однако эффективность сделанной в Британии Ferrari, оказывается просто катастрофически низкой, вынудив команду пропустить несколько Гран При в середине сезона 1973 года в ожидании обновлённой версии 312 B3, на этот раз уже в версии Мауро Форгьери.
Результаты выступлений Ferrari 312 B3 в гонках Формулы 1
В тех немногочисленных Гран При, которые провела «англичанка», она не отличалась скоростью или надёжностью. Если предыдущая версия, 312 B2, завоевала в трёх первых гонках чемпионата три четвёртых места, то новая модель в шести Гран При лишь дважды позволила заработать очки, а её лучшим результатом стало пятое место Икса во Франции.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1973 | 6 | 8 | 0 | 0 | 5 |