Эволюция Ferrari: 312 B, 1970

В 1970 году жизнь в Скудерии начинает налаживаться: деньги FIAT позволили конструкторам почувствовать себя свободнее, а результаты улучшались и в чемпионате спорткаров, и в Формуле 1. В команду вернулся Жаки Икс, а начиная с пятого этапа его напарником становится швейцарец с итальянскими корнями Клей Регаццони.

На смену модели 312 F1 приходит 312 B. Литера «B» в индексе модели означает boxer – так в Европе называли классические оппозитные двигатели, где каждый цилиндр имеет свою «пару», расположенную напротив, и их поршни движутся в противоположных направлениях (то навстречу, то друг от друга). Это первый boxer в истории Ferrari – предыдущие двигатели с оппозитным расположением цилиндров работали по схеме V-образных моторов.

Новый мотор был сделан Форгьери с чистого листа как раз за время его ссылки в Модену, и оказался очень мощным. Кроме того, оппозитная схема имела более низкий центр тяжести, чем у V-образных моторов, что тоже помогло Скудерии. В остальном машина не сильно отличается от прошлогодней – Форгьери по-прежнему противится переходу на шасси типа монокок, и команда вновь использует промежуточный вариант с трубчатой рамой, усиленной алюминиевыми панелями.

Ferrari 312 B

В Ferrari, наконец, переворачивают страницу. Сделка с FIAT и появление новых экономических ресурсов в конце 1969 года материализуются в создание 312 B и прежде всего – беспрецедентного 12-цилиндрового трёхлитрового двигателя типа boxer.

Разработанный Мауро Форгьери, 312 B – это первый горизонтально-оппозитный двигатель Ferrari объёмом 3 литра с противостоящими друг другу цилиндрами (отсюда и название boxer). Этот мотор не только обеспечил на выходе 460 л.с. при 12000 об/мин, но и позволил значительно снизить центр тяжести машины.

В остальном это достаточно стандартная для того времени модель с кузовом типа полумонокок классической сигарообразной формы, двумя маленькими крылышками в носовой части и задним антикрылом, прикреплённым к дуге безопасности позади кокпита, над двигателем. Масляные радиаторы размещены в двух специальных обтекателях позади задней колёсной оси, а водяные – в носовой части.

После кропотливой работы по настройке шасси (312 B должна была дебютировать в Монце в 1969 году с Крисом Эймоном, но новозеландец посчитал её слишком сырой) и нескольких неудач в начале сезона 1970 года, начиная с Гран При Германии эффективность Ferrari 312 B росла в геометрической прогрессии. Обновлённый состав пилотов, в который вошли Жаки Икс и швейцарец Клей Регаццони, доминировал в финале сезона, и бельгийцу лишь немного не хватило для завоевания титула после гибели Йохена Риндта в Монце.

Результаты выступлений Ferrari 312 B в гонках Формулы 1

В 1970 году Ferrari не слишком удачно начинает сезон – на трёх первых этапах Жаки Икс представляет команду в одиночку и во всех трёх сходит с дистанции. На четвёртом Гран При в Бельгии к Иксу присоединяется пилот Ferrari из программы спорткаров Игнацио Джунти, для которого это дебют в Формуле 1, и как ни странно, именно он приносит Скудерии первые очки в чемпионате, заканчивая гонку четвёртым, несмотря на технические проблемы и разворот.

На последующих Гран При за команду, помимо Икса, выступают то Джунти, то Регаццони, то оба сразу, а результаты постоянно растут. К концу сезона Ferrari выходит на пик формы, и в этот момент, на Гран При Италии в Монце, погибает лидер чемпионата Йохен Риндт из Lotus. Чтобы опередить его, Иксу нужно выиграть все три оставшиеся гонки, но осечка в США, где бельгиец стартовал с поула и был самым быстрым на трассе, однако потерял время из-за утечки топлива, не позволяют ему это сделать. Риндт становится чемпионом посмертно, а Икс и Регаццони занимают второе и третье места в чемпионате.

В 1971 году Скудерия начинает с той же машиной, и в первой же гонке сезона Марио Андретти одерживает на ней победу. В дальнейшем 312 B используется ещё несколько раз вплоть до самого конца сезона, но уже не может похвастать высокими результатами. Тем не менее, эта модель становится самой успешной для Ferrari за многие годы.

Год Гран При Стартов Поулов Побед Лучший результат
1970 13 25 5 4 1
1971 5 9 1 1 1


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.