1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Валттери Боттас (Williams)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, примите поздравления! Здесь немало ваших болельщиков, и эмоции, полагаю, сейчас самые позитивные! Пятая победа в сезоне – столько же, сколько в 2008-м, а всего у вас их теперь 27 – как у Джеки Стюарта. Остался лишь один британский гонщик, у которого побед больше – это Найджел Мэнселл. Как ощущения?
Льюис Хэмилтон: Сейчас я испытываю смешанные эмоции. Посмотрите на зрителей, которые здесь собрались! Я видел, как они поддерживали нас по ходу всей гонки. В Великобритании самые лучшие болельщики, вы подгоняли меня – спасибо за это!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Фантастический пилотаж! Вы никогда не желаете схода сопернику, однако между вами и Нико Росбергом сейчас очень плотная борьба. Что вы почувствовали, когда узнали, что у Нико проблемы?
Льюис Хэмилтон: Сначала у Нико было большое преимущество. Я старался аккуратно работать с шинами, а затем максимально использовал их потенциал, чтобы сократить отставание. На второй отрезок команда поставила комплект Hard, и я отыгрывал по секунде на круге. Невероятно, что машина ехала в столь высоком темпе. Неприятно, когда напарник выбывает из борьбы – мы хотим завоевывать дубли, но мне действительно нужен был этот результат.
Вопрос: (Дэвид Култхард) И он получился неплохим! Перейдем к другому гонщику, добившемуся фантастического успеха. Валттери, третий в Австрии, второй в Великобритании – полагаю, вы с нетерпением ждете следующего этапа в Германии?
Валттери Боттас: Мы на верном пути, и как я сказал команде по радио, теперь нужно сделать ещё один шаг вперед. Команда отлично поработала, машина хорошо управлялась, я получил удовольствие от пилотирования. И хотя Mercedes впереди, мы движемся в верном направлении.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вам пришлось о чем-то волноваться, или все работало, как часы? Вы провели несколько потрясающих обгонов!
Валттери Боттас: Я получил удовольствие от борьбы. План на гонку состоял в том, чтобы отыграть как можно больше позиций, поскольку скорость машины позволяла бороться. Команда отлично поработала, и мы сделали практически все, что могли. Мне жаль, что так получилось с Фелипе – обидно, что его двухсотый Гран При закончился именно так.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Даниэль, поздравляю с третьим местом! В Сильверстоуне австралийцы всегда выступали неплохо…
Даниэль Риккардо: И продолжают это делать! Марку Уэбберу тоже нравилось здесь выступать, приятно подняться сегодня на подиум! В прошлые годы я тоже показывал в Сильверстоуне неплохие результаты и сейчас очень рад. Хорошо, что мне удалось отразить атаки – обороняться в течение ещё одного круга было бы непросто, Дженсон стремительно приближался, но мы все-таки зацепились за подиум!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вернемся к Льюису…
Льюис Хэмилтон: А где золоченый кубок? Этот уже разваливается на куски!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Возможно, вам стоит поговорить со спонсором этапа. Вы знаете, какова ситуация в личном зачете чемпионата?
Льюис Хэмилтон: Теперь я уступаю Нико лишь четыре очка в личном зачете. Этот уик-энд показал, что никогда нельзя сдаваться. Вчера я не сдался – я просто не предполагал, что смогу закончить быстрый круг. Я был шокирован, поняв, что на последнем секторе можно отыграть столько времени. Сегодня я приехал на трассу вместе с семьей и сконцентрировался на гонке. Мне помогла поддержка болельщиков – без них я не смог бы добиться столь высокого результата.
Пресс-конференция
Вопрос: Льюис, поздравляем! После финиша вы сказали команде: «Я сожалею о вчерашнем». Полагаю, вчера вы были не в лучшем настроении, но сейчас всё наоборот! Вы догоняли Нико Росберга в середине гонки. Полагаете, без проблем у напарника вам удалось бы провести атаку? Что вы сейчас чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Вчера был очень непростой день. Никогда не думаешь, что ситуация может сложиться вот так, и мне было стыдно перед болельщиками – они так поддерживали меня, а я подвел их, себя и команду. Потому сегодня я старался превратить весь вчерашний негатив и опустошенность в положительный итог гонки.
Я думал об истории трассы, о великих гонщиках, которым доводилось здесь побеждать. В прошлом году я лидировал в Сильверстоуне, но не смог довести дело до конца. Предыдущий мой успех в Великобритании пришелся на 2008 год, и я очень благодарен всем за возможность его повторить.
Я понимал, что у меня есть скорость. По ходу первого отрезка я приближался к Нико и смог задержаться на трассе дольше, чем когда-либо. Конечно, никогда не желаешь схода напарника и победы такой ценой. Я предвкушаю борьбу колесо в колесо и не сомневаюсь, что мы еще не раз сразимся с Нико на трассе.
Вопрос: Валттери, с 14-го места на старте на 2-е на финише, это ваш лучший результат в карьере и второй подряд подиум – отличное достижение! Вы ограничились одним пит-стопом, но провели немало обгонов в начале гонки. Как все прошло?
Валттери Боттас: Мы понимали, что гонка будет интересной, ведь у нас быстрая машина. Пожалуй, ее скорость сегодня удивила даже нас самих – я с первого круга мог прорываться через пелотон. Конечно, иногда требовалось идти на риск, ведь важно проходить соперников как можно быстрее, но я умело пользовался темпом. Очень рад за команду: скорость в гонке подтверждает правильность нашего подхода, мне приятно быть частью этого большого процесса!
Вопрос: Замыкает тройку призеров Даниэль Риккардо. Для вас стратегия тоже стала ключевым фактором. Вы, как и Валттери, ограничились одним пит-стопом, притом в Red Bull Racing относительно рано перешли на более жесткие шины. Износ резины оказался меньшим, чем предполагалось? Можно ли сказать, что ожидания менялись по ходу гонки?
Даниэль Риккардо: Пожалуй, да. Мы решили провести рестарт на более жестких шинах. Поначалу это выглядело не лучшим выбором, в момент рестарта не хватало скорости. Валттери и Фернандо легко провели обгон и стали отрываться, а я сказал команде: «Что ж, посмотрим, можно ли попробовать что-то иное», ведь у нас не было той скорости, на которую мы рассчитывали.
После перехода на более мягкие шины я атаковал на протяжении почти всего отрезка. Честно говоря, я не планировал ехать на том комплекте до финиша и ограничиться одним пит-стопом, но темп не падал. Команда спросила: «Сможешь проехать еще 15-20 кругов». Я ответил: «Судя по текущей ситуации, да». Я остался на трассе и ближе к финишу сдержал натиск соперников.
Потрясающий день! Похоже, мы трое сегодня получили своего рода компенсацию за крайне неудачную субботу. Это один из лучших моих подиумов в нынешнем сезоне!
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – PA) Льюис, в нынешнем сезоне семья нечасто сопровождает вас на гонках. Как правило, вы путешествуете в одиночку, но в этот уик-энд в боксах команды ваши брат и отец. Они говорили, что вчера вы были очень подавлены. Какую поддержку они вам оказали?
Льюис Хэмилтон: Невероятную. Минувшей ночью мои отец, мать и брат долго беседовали со мной, и я сказал, что они нужны мне в паддоке сегодня. Мне нужна была их поддержка. Да, я езжу на гонки один, меня сопровождает только тренер, но я подумал, что было бы замечательно видеть их в боксах. По крайней мере, сегодня, так как вчера был по-настоящему трудный день.
Вопрос: (Шон МакГриви – CSMA Magazine) Льюис, можно ли назвать эту победу одной из лучших, и как она соотносится с аналогичным успехом 2008 года?
Льюис Хэмилтон: Эти победы нельзя сравнивать, разные времена, разный опыт. В 2008 году гонка была намного сложнее – мы выступали на мокрой трассе, машины скользили, лил дождь. Ну а сегодня я просто заслужил успех: с самого старта провел несколько удачных атак и знал, что могу бороться с Нико – я преследовал его так, как никогда раньше. И я был очень доволен балансом, которого нам удалось добиться, хотя во второй пятничной тренировке я не работал длинными сериями кругов.
Можно ли отнести эту победу к лучшим? Это моя домашняя гонка, мне уже очень повезло победить здесь хотя бы однажды, так что сегодня, выиграв второй раз, я чувствую себя просто невероятно!
Вопрос: (Джулиан Харрис – City AM) Льюис, может ли этот день стать переломным моментом? Вчера Нико говорил, что инициатива пока у него, но ситуация может измениться. Способен ли успех добавить вам уверенности и усилить желание поскорее вернуть инициативу?
Льюис Хэмилтон: Я начал уик-энд с мыслью, что было бы здорово вернуть инициативу. Мне казалось, что поддержка болельщиков может сыграть роль ветра, направленного в мои паруса, и что с её помощью я смогу переломить ситуацию. В итоге я победил, отыграл немало очков.
После потери очков в первой гонке сезона я постоянно отыгрывался, после очередного схода вновь пришлось догонять. Это очень сложно. Во время вчерашнего разговора я пытался сравнить, насколько это психологически трудно – очевидно, нечто подобное испытывают теннисисты, когда уступают противнику два сета. В такой ситуации сложно собрать всё воедино и не допускать потери очков. Прессинг велик, но мы вернулись в борьбу, сократили отрыв, и с той скоростью, что была у меня сегодня, я могу пересмотреть ориентиры на оставшуюся часть сезона.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National Speed Sport News) Даниэль, о чем вы думали минувшей ночью и сегодня утром, каким был настрой? Наверняка вы понимали, что при старте с далеких позиций на подиум рассчитывать сложно…
Даниэль Риккардо: Настрой был… Знаете, когда шансы малы, нужно выкладываться по максимуму и действовать иначе, чем соперники, ведь терять уже нечего. Я понимал, что машина позволяет рассчитывать на большее, чем восьмая стартовая позиция, но по ходу первого отрезка – пусть даже мы ехали на более жестких шинах – был удивлен нехватке скорости. Темп оказался недостаточным, и тогда я сказал: «Что ж, давайте попробуем нечто иное». Я всегда голоден до успеха, но сегодня особенно – приятно в итоге заработать подиум!
Вопрос: (Ник Скинс – The Independent) Льюис, сегодня Ники Лауда сказал, что вчерашняя неудача в каком-то смысле пошла вам на пользу, поскольку она вернула вам мотивацию и жажду успеха. Вы с этим согласны?
Льюис Хэмилтон: Нет. У меня уже было четыре победы, теперь их стало пять, однако мое стремление к успеху ровно такое же, как в любом из предыдущих сезонов. Просто вчерашнее поражение стало полной неожиданностью. Пришлось собраться с силами – если я хочу выиграть этот чемпионат, я не могу позволить себе ситуации вроде той, что получилась в субботу. В двух предыдущих гонках моя скорость позволяла взять поул, однако я не добивался цели, квалифицировался намного ниже и осложнял себе задачу. Это нужно исправить.
Вопрос: (Майк Дудсон – GP Week) Льюис, очевидно, вы очень рады представленному здесь позолоченному кубку и несколько недовольны спонсорским призом. Кажется, еще на подиуме вы сказали, что этот приз разваливается на куски, верно? Как вам удалось получить вот этот, позолоченный, между подиумом и пресс-конференцией?
Льюис Хэмилтон: Да, этот кубок намного краше. Когда ребенком я смотрел Формулу 1, я видел те призовые кубки – реальные призовые кубки, понимаете? А призы, что вручают нам сейчас… Пусть это большая честь стоять на верхней ступеньке подиума, но мой приз просто развалился на части, он пластиковый и стоит, очевидно, всего десять фунтов. Это печально. Пожалуй, я мог бы вовсе забрать себе только декоративный диск, который, вероятно, является самым дорогостоящим элементом дизайна.
В прошлом кубки были трофеями в полном смысле этого слова. Именно призы делают церемонию подиума особенной, и для меня – не знаю, как для других гонщиков – они значат очень много, ведь с их помощью мы показываем все свои достижения. Надеюсь, в следующих гонках кубки будут лучше.
Вопрос: (Ливио Орихио – Universo Online) Валттери, в пятницу утром вы не выезжали на трассу, а в субботу провели лишь квалификацию. По сути, вы проехали очень небольшую дистанцию. Когда в начале гонки вы стали обгонять соперников одного за другим, вас удивила скорость машины?
Валттери Боттас: Конечно! Мы предполагали, что Mercedes будут очень быстры, Red Bull Racing окажутся чуть быстрее нас, а Ferrari будут примерно равны по темпу. И мы понимали, что с наших стартовых позиций будет нелегко пробиться в призовую десятку, потому думали не о подиуме, а о том, как заработать очки.
Вы правы: скорость машины в начале гонки стала приятным сюрпризом. Кроме того, износ шин не был сдерживающим фактором, и мы могли работать со стратегией. Сегодня наши стратеги действовали по-настоящему здорово – мы скорректировали планы, как только убедились, что шины изнашиваются медленно. Я очень рад!
Вопрос: (Юси Якала – YLE) Валттери, два подиума подряд. Означает ли это, что команда вспомнила, как бороться за места в первой тройке? Возможно, это начало погони за лидерами?
Валттери Боттас: Сейчас мы выглядим сильнее, чем были в Мельбурне, но проводить сравнения с двумя предыдущими сезонами намного сложнее. Мы постоянно прогрессируем. Будет трудно финишировать на подиуме в каждой гонке, поскольку в нынешнем сезоне расстановка сил меняется от уик-энда к уик-энду, но мы на верном пути, и я рад быть частью этого. Я тоже стараюсь прибавлять с каждым этапом, команда стремится стать сильнее – собственно, вот и всё, что мы делаем.
Вопрос: (Хаоран Жу – F1 Express) Льюис, ваша радость после финиша была фантастической. Вы смогли «покрутить пончики», несмотря на жесткие ограничения в части мотора и коробки передач, вы что-то пели… Правда, я не уверен, была ли это песня, но совершенно определенно, что вы чувствовали себя на вершине мира! Не могли бы вы поделиться с нами эмоциями с круга возвращения в боксы?
Льюис Хэмилтон: Нелегко описывать эмоции. Когда кажется, будто мир вокруг рушится, поддержка семьи, друзей и болельщиков помогает все преодолеть. Вчера после квалификации я практически потерял дар речи, это была исключительно моя ошибка, я был очень недоволен собой. После такого добиться победы, пройти через…
Знаете, команда сработала потрясающе – с доработками, с балансом. Мои инженеры вне зависимости от результатов оказывают мне фантастическую поддержку, а когда тебя окружает коллектив замечательных людей, это меняет ситуацию.
Да, я «покрутил пончики»! Надеюсь, это не сказалось на коробке передач, но я знаю, насколько болельщикам нравятся подобные вещи, потому было важно выполнить хотя бы один такой финт. Хочется верить, все осталось в норме!
Вопрос: (Розанна Теннант – Pole Position) Льюис, в пресс-центре мы обсуждали предстоящие гонки и пытались угадать победителя. Следующий этап будет домашним для Нико, а в Венгрии в прошлом году вы финишировали первым. Пробовали ли вы прикинуть расклад сил на оставшиеся Гран При и рассчитать возможные очки?
Льюис Хэмилтон: Нет. Ты просто смотришь на расписание и видишь, какие трассы тебе подходят. Нас ждет гонка в Хоккенхайме, это домашний этап для Нико, но даже там он не получит и 1/8 той поддержки, которую здесь оказывают нам, британцам, наши соотечественники.
Британские болельщики – лучшие в мире, так что за поддержку я ничуть не беспокоюсь. Кроме того, я побеждал в Хоккенхайме в 2008-м, трасса мне вполне подходит, и я постараюсь использовать скорость, которая у меня есть – а она у меня действительно есть. Нужно собрать все воедино, и если получится, будут шансы.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Даниэль, вы – один из самых популярных представителей Формулы 1, к вам относятся с большой симпатией, но именно вы сегодня лишили Дженсона Баттона столь долгожданного для него подиума. Не чувствуете себя злодеем?
Даниэль Риккардо: Я думал об этом. На последних кругах Дженсон стремительно приближался, мне удалось стабилизировать отрыв, но за четыре круга до финиша шины Medium потеряли эффективность. В итоге получилось так, что многие освистывали меня и приветствовали местного парня, но для меня это даже неплохо – как, полагаю, и для Дженсона. McLaren проводит не лучший сезон, потому четвертое место – да, это не подиум, но он наверняка рад такому результату. Хочется верить, мы все довольны.
Вопрос: (Кейт Уолкер – crash.net) Вопрос ко всем. Об инициативе, но не в плане чемпионата. После захватывающего первого круга нам пришлось долго ждать возобновления гонки. О чем вы думали в тот час? Опасались ли вы потерять тот запал, который приобрели?
Льюис Хэмилтон: Все активно готовились. Потом ты стартуешь, перехватываешь инициативу, как вдруг всё останавливают и приходится долго ждать. Я вернулся в свою комнату, постарался расслабиться, старался много пить и не думать ни о чем. Разумеется, там не было алкоголя! Непростая ситуация, однако позже я смог вернуться на стартовую решетку и продолжил борьбу.
Валттери Боттас: Да, ситуация непростая. Есть перерыв, однако мы должны оставаться сосредоточенными на гонке. Нельзя думать о чем-то другом, потому остается лишь оценивать перспективу: как действовать при рестарте, как прогреть шины и тормоза. Всегда можно побеседовать с гоночным инженером. Ты просто ждешь и стараешься думать о предстоящих событиях.
Даниэль Риккардо: Сложно, когда не знаешь, насколько длинной получится пауза. Гонка проходит в конкретный день, вся подготовка осуществляется с расчетом выйти на пик формы и концентрации к 13:00. Потом ты стартуешь, чувствуешь адреналин, как вдруг все это останавливают. Когда ты не знаешь, в какой момент будет дан рестарт, сложно понять – стоит ли оставаться «на взводе», или можно расслабиться, и когда следует снова разогреваться. Ситуация непростая, но она одинакова для всех. Да, это сбивает с ритма, но от нас и наших тренеров зависит, насколько эффективно мы подготовимся к рестарту.
Вопрос: (Пол Тернер – South Wales Evening Post) Льюис, сегодняшняя победа добавит вам сил в следующей гонке, или для вас это возврат на начальный уровень, когда все нужно рассчитывать заново?
Льюис Хэмилтон: Мы подвели черту под девятью этапами, теперь всё начинается заново – нужно атаковать, используя скорость машины. Кроме того, есть вещи, над которыми нужно поработать. Сегодня я не беспокоился о потерянном на пит-стопе времени, поскольку знал, что в следующий раз всё пройдет лучше. Я много работал над правильной остановкой в боксах, чтобы не приходилось терять время, но вот с квалификацией было бы неплохо вернуться на мой привычный уровень.
Вопрос: (Розанна Теннант – Pole Position) Даниэль, мы говорили о подготовке к рестарту. Что делали вы и ваш тренер с теннисными мячиками?
Даниэль Риккардо: Мы перебрасывались ими, чтобы сохранить координацию между зрением и движением рук. Все используют разные методы. Иногда мы берем теннисные мячики, чтобы активировать координацию и проверить реакцию, есть и другие техники. У меня нет какого-то принятого ритуала, скорее все определяется тем, чем мне нравится заниматься перед стартом.
Перевод: Валерий Карташев