Швеция'77: Vive la France

Гонка #288: 19 июня 1977 года. Гран При Швеции. Андерсторп
Поул Марио Андретти (Lotus 78) - 1:25.404 (169.369 км/ч)
Лучший круг Марио Андретти (Lotus 78) - 1:27,607 (165,110 км/ч)
Победитель Жак Лаффит (Ligier JS7) - 1:46:55,520 (162,335 км/ч)

Гран При Швеции появился в чемпионате мира на волне успехов Ронни Петерсона и Гуннара Нильсона, но оставался в календаре относительно недолго – с 1973 по 1978-й. Короткая и не слишком интересная трасса в Андерсторпе, расположенная на территории действующего (!) аэродрома, оказалась для чемпионата малопривлекательной.

Тем не менее, в этих шести шведских Гран При произошло немало необычных событий: именно здесь свои единственные победы одержали шестиколёсный Tyrrell P34 в 1976-м и «автомобиль-вентилятор» Brabham BT46B в 1978-м. Здесь в 1975 году завоевал единственный поул в карьере Витторио Брамбилла, а в 1974-м одержал первую победу Джоди Шектер. И 1977-й исключением в этом ряду не стал.

Как обычно, Гран При Швеции пришёлся на середину чемпионата – короткое скандинавское лето оставляло составителям календаря не так много свободы. Главные претенденты на титул к тому моменту определились – лидер Ferrari Ники Лауда и выступавший за Wolf Джоди Шектер.

Местных болельщиков, однако, больше волновало то, что в предыдущем Гран При свою первую победу одержал их соотечественник Гуннар Нильсон. К тому же, в Андерсторпе традиционно был очень быстр Ронни Петерсон. Правда, каждый раз гонки складывались для него неудачно, но должно же было это невезение однажды кончиться!

В квалификации, как и двумя неделями ранее, сильнейшим оказался Марио Андретти на Lotus, а второе время показал гонщик Brabham Джон Уотсон. Второй ряд делили Хант и Шектер. Лучшим из шведов оказался Нильсон на втором Lotus – он занял седьмое место на стартовой решётке, на три позиции выше Петерсона. Для Ferrari сессия прошла крайне неудачно: Ройтеман стартовал 12-м, а Лауда – только 15-м.

Так как на старт допускались только 23 гонщика, сразу для семерых Гран При закончился ещё в субботу. В их числе оказался и ещё один швед, Конни Андерсон, и финн-дебютант Микко Козаровицки.

На первых кругах казалось, что шведский Гран При станет точной копией предыдущей гонки в Бельгии (чему местные болельщики, конечно, были бы очень рады) – старт выиграл Уотсон, на второе место вышел Шектер. Но уже ко второму кругу Андретти вернул себе лидерство, после чего начал постепенно отрываться от соперников.

Шектер и Уотсон сражались за вторую позицию. На 30-м круге Шектер пошёл в атаку, но Уотсон перекрыл траекторию и машины столкнулись. Южноафриканец сошёл, а Уотсон вынужден был отправиться на пит-стоп для ремонта. Благодаря этому на второе место вышел Хант, опережавший Депайе, Масса, Лаффита и Ройтемана.

В гоночных условиях Ligier JS7 Лаффита оказалась очень быстра, всего за пять следующих кругов француз отыграл три позиции, поочерёдно обогнав Масса, Депайе и Ханта, после чего начал постепенно приближаться к Андретти. Запаса Марио должно было хватить до финиша, но, как это нередко бывало в Швеции, на последних кругах на его машине обнаружился недостаток топлива. Американцу пришлось ехать в боксы, что отбросило его на шестую позицию.

Для шведских пилотов домашний Гран При в очередной раз сложился неудачно. Петерсон сошёл ещё на 8-м круге из-за проблем с зажиганием, а у Нильсона в конце гонки начались проблемы с подшипником колеса. Клетчатого флага он так и не увидел, хотя всё же был классифицирован 19-м. Для Нильсона это был последний домашний Гран При – в конце года у него обнаружат рак.

Зато более чем успешным шведский Гран При оказался для французов. Жак Лаффит выиграл гонку, одержав первую победу в карьере. Более того – так как он выступал за команду Ligier, строившую шасси самостоятельно и использовавшую моторы Matra, этот Гран При стал первым, победу на котором одержал французский пилот, выступавший во французской команде, на французской машине и с французским двигателем. Сделать этот успех ещё более французским могла только компания Michelin, но она дебютирует в чемпионате только через месяц.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.