Гонка #532: 8 ноября 1992 года. Гран При Австралии. Аделаида |
|
Поул | Найджел Мэнселл (Williams FW14B) - 1:13,732 (184,560 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Benetton B192) - 1:16,078 (178,869 км/ч) |
Победитель | Герхард Бергер (McLaren MP4-7A) - 1:56:54,786 (171,829 км/ч) |
Финал сезона 1992 года проходил в Австралии, на уличной трассе в Аделаиде. Победитель чемпионата определился давно – им стал пилот Williams Найджел Мэнселл. А вот за звание вице-чемпиона боролись сразу трое – Риккардо Патрезе, Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Причём Патрезе, располагавший такой же машиной, как и Мэнселл, благодаря удачному стечению обстоятельств на предыдущем Гран При в Японии вышел в лидеры этой тройки.
В квалификации очередной, уже 14-й в сезоне поул завоевал Мэнселл. Патрезе оказался третьим, а единственным пилотом, который смог потягаться с Williams в скорости, стал Сенна – он начинал гонку вторым. Четвёртым стартовал его напарник по McLaren Герхард Бергер, пятым – Шумахер, а шестым – Жан Алези.
На старте лидеры сохранили позиции, Шумахер вырвался на четвёртое место, а Бергер откатился на шестое. Уже через несколько поворотов в глубине пелотона произошла массовая авария – столкнулись Пьерлуиджи Мартини, Оливье Груйяр, Микеле Альборето и Маурисио Гужельмин. Продолжить движение смог только Гужельмин, но его гонка тоже оказалась недолгой – в аварии тормоза получили повреждения, а спустя несколько кругов отказали совсем.
В стане лидеров ситуация складывалась не совсем обычно. Как правило, в 1992 году Мэнселл уже на старте легко отрывался от конкурентов, и помешать выиграть ему могли лишь какие-то внешние обстоятельства – погода, ошибки команды или технические проблемы. На этот раз всё было иначе – Сенна вцепился в Найджела мёртвой хваткой.
Первую атаку Айртон провёл уже на стартовом круге и даже вышел вперёд, но Мэнселл перекрестил траекторию и вернул лидерство. Сенна продолжал вплотную преследовать Найджела, уступая ему менее секунды. Развязка наступила на 19-м круге, и весьма неожиданная. Перед медленной связкой Сенна ещё сильнее сблизился с Мэнселлом, между ними оставалась лишь пара метров, как вдруг McLaren врезался в Williams.
Что произошло – доподлинно неизвестно до сих пор. Болельщики Мэнселла считают, что Айртон слишком сблизился с машиной Williams и пропустил точку торможения. Поклонники Сенны – что Найджел пытался устроить бразильцу «брейк-тест» и нарочно затормозил раньше, чем нужно. Оба пилота свою вину отрицали, а FIA в те годы ещё не столь пристально следила за инцидентами между гонщиками и расследование не проводила...
Так или иначе, оба пилота сошли, и хотя гонку по-прежнему возглавляли Williams и McLaren, теперь это были Патрезе и Бергер. Их битва проходила не менее остро, пока на 34-м круге Бергер не отправился в боксы за свежей резиной. Он вернулся позади Шумахера, но получил преимущество в скорости и быстро смог его опередить. После этого в боксы отправился и Михаэль.
А вот Патрезе сворачивать на пит-лейн не собирался – он решил провести гонку без пит-стопов! Неизвестно, принесла бы такая тактика ему успех или нет, но на 51-м круге итальянец сошёл – отказал двигатель.
Лидером гонки стал Бергер, которому, казалось, уже никто не сможет помешать. С этим, однако, не был согласен Шумахер. После пит-стопа он отставал от Бергера на 25 секунд, но не сдавался. Немец ехал всё быстрее, показывая один лучший круг за другим. На последних двадцати кругах Шумахер отыгрывал у австрийца по секунде на круге, и когда пилоты в предпоследний раз преодолели стартовую прямую, Михаэль показался в зеркалах машины Бергера.
Однако круг в Аделаиде очень короткий, менее четырёх километров, так что провести атаку Шумахер так и не успел. На финише он уступил победителю лишь 0,741 секунды – именно столько ему не хватило, чтобы в своём первом же полном сезоне стать вице-чемпионом мира. Тем не менее, он завершил чемпионат третьим, впереди прошлогоднего чемпиона Айртона Сенны.
Последнюю ступеньку подиума занял напарник Шумахера, Мартин Брандл. Таким образом, Benetton заработала очки на всех гонках сезона. Четвёртым финишировал Алези, а пятое место занял Тьерри Бутсен – это были его первые очки в сезоне и последние – в карьере. В последний раз заработал очки и занявший шестое место Стефано Модена – больше на старт Гран При он не выходил. Для его команды Jordan это был единственный результативный финиш за сезон.
Завершилась в этой гонке и история March – некогда легендарный коллектив лишь однажды заработал очки по ходу чемпионата, а в Аделаиде лучший из пилотов команды, Ян Ламмерс, финишировал лишь 12-м, проиграв три круга. Ещё хуже закончилась история выступлений в Формуле 1 шасси Dallara – использовавшие их пилоты BMS Scuderia Italia сошли. Правда, Dallara в чемпионат ещё вернётся – в 2010 году построенные ими шасси использовала команда HRT.
Что касается победителя, то Бергер принёс последнюю победу 12-цилиндровому мотору Honda – японский концерн покинул Формулу 1. В дальнейшем он вернулся в чемпионат как поставщик двигателей (в 2000-м) и даже с собственной командой (в 2006-м), но на смену V12 пришли V10 и V8. Кроме того, это была последняя победа и последняя гонка знаменитого альянса McLaren-Honda.