Гран При Европы: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Эрик Булье (McLaren), Фредерик Вассёр (Renault), Джин Хаас (Haas), Тото Вольфф (Mercedes), Клэр Уильямс (Williams), Роберто Боккафоли (Pirelli)

Вопрос: Эрик, начнем с вас. В Монако обе машины McLaren финишировали в десятке, но в Монреале оказалось гораздо сложнее. Как вы оцениваете выступление команды в Канаде?
Эрик Булье: Мы понимаем, что одни трассы подходят нашим шасси и силовой установке, другие – нет. В Монреале есть длинная прямая, а уровень прижимной силы отличается от большинства автодромов – там нужны особые настройки. На одном быстром круге в пятницу и субботу условия нам благоволили, но в гонке пришлось труднее, плюс у нас была заминка на пит-стопе из-за технических проблем. Тем не менее, мы по-прежнему прогрессируем, на каждый этап привозим новинки – тенденция положительная.

Вопрос: Каковы дальнейшие планы? Гонщики наверняка призывают вас продолжать работу над нынешним шасси, но не благоразумнее ли уже сейчас переключиться на подготовку к следующему сезону?
Эрик Булье: Нужно совмещать эти задачи. Мы не хотим прекращать доработку нынешней машины, и пусть в следующем году нас ждут серьезные изменения в правилах, мы вполне можем развить некоторые из прорабатываемых сейчас идей.

Вопрос: Джин, в предыдущих гонках Эстебан Гутьеррес выглядел всё увереннее, а у Романа Грожана возникли сложности. Чем объясняются такие перемены?
Джин Хаас: Многое объясняется сложностями в попытках заставить шины работать должным образом. В режиме автомобиля безопасности резина теряла оптимальную температуру и темп стремительно падал. Пожалуй, в этом основная проблема – поддержание нужной температуры шин, когда вы находитесь в глубине пелотона, где темп на несколько секунд уступает темпу лидеров, что заметно сказывается на работе резины.

Вопрос: Ваша команда впечатляюще начала сезон, но в прошлый раз зарабатывала очки в Сочи. Не кажется ли вам, что Haas начинает уступать в технологическом споре?
Джин Хаас: Вряд ли. Команда стала более сплоченной, нам больше не приходится выяснять, почему что-то не сработало. Ранее у нас случались проблемы с радиообменом, электропитанием, но в последних гонках на них не было и намека. Сотрудники начинают понимать, как работает машина, как выстраивается взаимодействие – меня вполне устраивает этот прогресс.

Вопрос: Фредерик, вы не раз говорили, что для Renault сезон является переходным, пока команда лишь в одной гонке смогла заработать очки. Как вы оцениваете её выступление?
Фредерик Вассёр: Пусть я и называл нынешний сезон переходным, мы должны сохранять концентрацию и стремиться к результатам. Да, в предыдущих двух гонках у нас было немало сложностей и проблем, но команда прогрессирует, и результаты придут совсем скоро.

Вопрос: К сожалению, в предыдущих Гран При у обоих гонщиков были различные инциденты, но как вы в целом оцениваете работу Кевина Магнуссена и Джолиона Палмера?
Фредерик Вассёр: Не стоит забывать, что Джолион – дебютант, а Кевин не выступал в прошлом году. Да, в предыдущий уик-энд у них были инциденты, но пока что парни неплохо справляются и заметно эффективнее взаимодействуют с командой.

Вопрос: Роберто, сегодня FIA объявила об очередном трехлетнем соглашении между Pirelli и Формулой 1. Что это значит для компании и спорта в целом?
Роберто Боккафоли: Для Pirelli это очень радостная новость, финальный шаг долгого пути. Мы давно знали, что останемся в чемпионате на ближайшие три года, но только с подтверждением от FIA это стало реальностью. Мы пришли к очень взвешенному соглашению. Всем известно, что в следующем сезоне в Формуле 1 многое изменится как в технической части, так и в части шин – в Pirelli готовы начать планомерную подготовку.

Вопрос: Несколько недель назад в Монако вы показали, как могут выглядеть шины в 2017-м. Какой будет программа тестов для этих шин?
Роберто Боккафоли: Работа над новыми шинами начнется, скорее всего, в августе, сразу после Гран При Германии. В нашем распоряжении есть двадцать пять дней тестов, мы начнем работать с тремя командами – многие нюансы еще предстоит уладить, но состав известен: это Ferrari, Mercedes и Red Bull Racing.

Тесты стартуют в августе, затем продолжатся в сентябре, после чего нас ждет долгое путешествие сперва на восток, а затем в Америку, короткий отдых и заключительные тесты в самом конце сезона. Предстоит проделать колоссальную работу.

Вопрос: Клэр, начало сезона выдалось непростым для Williams. Насколько воодушевляющим стал подиум Валттери Боттаса в Канаде?
Клэр Уильямс: Вся команда была очень рада долгожданному успеху. Я не смогла приехать в Канаду и сказала Валттери, чтобы даже не думал подниматься на подиум в моё отсутствие, но он поступил иначе, что стало фантастическим событием для Williams!

В Баку мы приехали с гораздо большей мотивацией и надеемся, что предстоящая гонка тоже окажется удачной. Впереди нас ждут этапы на трассах, подходящих нашей машине – будем рассчитывать на успешную серию.

Вопрос: Поговорим о борьбе за третье место в Кубке конструкторов. Сейчас Williams на четвертой строчке и уступает Red Bull Racing сорок девять очков. Нужно просто отлично сработать в предстоящих гонках, чтобы повысить свои шансы...
Клэр Уильямс: Определенно, мы должны использовать свои шансы в Баку, Австрии и Сильверстоуне, ведь эти трассы подходят нашей машине. Вместе с тем команда приложила максимум усилий, чтобы наше шасси было конкурентоспособным на любой конфигурации и позволяло бороться с Red Bull Racing. И эта работа продолжается. Нас не устраивает четвертое место – к сожалению, в недавних гонках отставание увеличилось, но мы должны выкладываться по максимуму и постепенно навязывать соперникам борьбу.

Вопрос: Тото, в Канаде Себастьян Феттель прямо на старте опередил обоих ваших пилотов. Что пошло не так?
Тото Вольфф: Изменения в правилах преследовали цель сделать старт более непредсказуемым и с этой задачей справились. Нельзя сказать, что кто-то всё время успешно срывается с места или наоборот – до Монреаля у нас были потрясающие старты, просто в Канаде и Льюису, и Нико не удалось уверенно уйти в гонку. Такова природа спорта. Всегда есть возможность добиться лучшей работы сцепления, лучшей реакции гонщика – не забывайте, процесс предельно сложный, но мы над ним работаем.

Вопрос: В предыдущих гонках инициатива перешла от Росберга к Хэмилтону. Как Нико справляется с возникшими сложностями после столь уверенного начала сезона?
Тото Вольфф: Всякий раз, когда один из наших гонщиков побеждает, а другой – нет, нас спрашивают о переходе инициативы, смещении баланса и т.д. Нет ничего подобного. Оба гонщика практически равны, Нико удалась потрясающая серия из семи побед подряд, но было очевидно, что однажды она прервётся. Сейчас инициатива перешла к Льюису и некоторым соперникам, но это не значит, что Нико впадет в депрессию из-за того, что не продолжает выигрывать гонку за гонкой. Эти парни – профессионалы, у них нет перепадов настроения, и для Росберга нынешняя ситуация не является проблемной.

Вопрос: Есть основания полагать, что Нико тяготят мысли о контракте?
Тото Вольфф: У него отличный менеджер, весьма опытный в заключении выгодных сделок, и со стороны Нико весьма разумно доверить это дело кому-то другому. Не думаю, что тема с контрактом как-то беспокоит Росберга.

Вопросы с мест

Вопрос: (Крис Лайнс) Роберто, сегодня команды сообщали о повреждениях шин при наезде на поребрики в первой тренировке. Эти повреждения чем-то отличались от тех, что можно наблюдать на привычных автодромах?
Роберто Боккафоли: По ходу свободных заездов мы замечали на шинах царапины, не приводившие к потере давления. Мы сообщили об этом FIA в рамках стандартной процедуры – как правило, мы обращаем внимание FIA, если видим на шинах нечто такое, что может свидетельствовать о факторах, связанных с состоянием трассы. В FIA провели проверку, ну а дальше вы сами всё знаете.

Вопрос: (Бен Эдвардс) Вопрос для Тото и Эрика. Как вы оцениваете сегодняшние результаты? Команды впервые приехали на уличную трассу в Баку – какими были отзывы со стороны гонщиков? Ожидания оправдались? Как предстоит настраивать машину, увидим ли мы перемены в привычной расстановке сил?
Тото Вольфф: Для нас тренировки прошли неплохо – как правило, быстро понимаешь, насколько удачно удалось настроить машину. На этой трассе есть всё: длинная прямая, где скорость превышает 350 км/ч, что само по себе уникально, очень узкий участок в старом городе. Здесь важно вывести шины в нужный температурный диапазон – в этом плане у нас всё получилось. Лично мне конфигурация понравилась – она абсолютно новая и весьма непростая для гонки. Велика вероятность выезда автомобиля безопасности или объявления режима виртуального сейфти-кара – полагаю, в воскресенье многое решит стратегия.

Вопрос: Эрик?
Эрик Булье: Гонщики не жаловались на поведение машины, что само по себе неплохо. Соглашусь с Тото – трасса выглядит здорово, общая реакция в паддоке весьма позитивная. Современные технологии позволили нам более-менее подобрать настройки на симуляторе, но по ходу сессии состояние асфальта сильно менялось, хотя он оставался довольно скользким. В первой тренировке у нас была пара заминок, но для новой трассы это нормально – в целом день прошел хорошо.

По ходу уик-энда состояние полотна будет меняться к лучшему, длинные прямые благоволят мощным силовым установкам – всё это обещает интересную гонку. Сегодня многие гонщики на торможении оказывались в зонах вылета – этого можно ждать и в воскресенье.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Круг в Баку заканчивается длинной прямой. В квалификации один из напарников может воспользоваться «воздушным мешком» от машины другого?
Фредерик Вассёр: Подобной ситуацией трудно управлять, так как в ней один из гонщиков оказывается в невыгодном положении. Не думаю, что какая-либо из команд пойдет на такое.

Клэр Уильямс: Мне нечего добавить.

Джин Хаас: Я разговаривал с гонщиками, им понравилась трасса и здешние скорости. Честно говоря, я мало знаю о «воздушном мешке» - в Баку гораздо больше зависит от работы тормозов и прохождения виражей, именно там нужно сработать на пределе, именно там отыгрывается время.

Тото Вольфф: Я работаю в автоспорте с середины 90-х и ни в одной из гоночных серий не наблюдал такого, чтобы напарники могли с выгодой для обоих помогать друг другу «воздушным мешком». Это практически невозможно.

Вопрос: (Сильвия Ариас) Клэр, несколько дней назад Королева Великобритании произвела вас в Офицеры Ордена Британской Империи. Насколько важна для вас эта награда, и ожидали ли вы чего-то подобного?
Клэр Уильямс: Честно говоря, у меня до сих пор нет слов. Я не ожидала этого, для меня большая честь попасть в наградной лист в честь дня рождения Королевы. В этом заслуга команды, как мы всегда говорим в Williams. Я не смогла бы сделать то, что сделала, без поддержки семи сотен сотрудников, это признание заслуг каждого специалиста, не только моих… Я всего лишь руководитель, которому они доверили управлять командой, но для меня эта награда – большая честь, я очень рада за весь наш коллектив.

Вопрос: (Крис Лайнс) Тото, команде удалось выяснить причину остановки машины Нико? Он говорил о проблемах с мотором…
Тото Вольфф: Нужно тщательнее во всем разобраться, пока мне нечего вам сказать. Это старый мотор для пятничных тренировок, так что при любом сценарии мы ничем не рискуем.

Вопрос: (Кристоф Беккер) В свете вчерашнего обсуждения соблюдения прав человека в Азербайджане. Вы слышали, что сказал Берни Экклстоун? Сегодня стало известно, что одно из информационных агентств не получило аккредитацию, хотя ситуация здесь складывается не так, как было перед некоторыми этапами – в частности, никто не призывает к бойкоту Гран При. Что вы об этом думаете?
Тото Вольфф: Мы отвечаем за спортивную составляющую. Спорт должен объединять, а не разделять, и если мы хорошей гонкой можем способствовать единению людей, мы должны выступать. За организацию Гран При отвечают FIA и держатель коммерческих прав – это не значит, что на прочее мы закрываем глаза, но мы должны заниматься своим делом – спортом.

Клэр Уильямс: Как заметил Тото, мы не политики, мы руководим командами Формулы 1 и приехали сюда ради гонки. Берни Экклстоун и Жан Тодт считают, что в Баку можно проводить этап, а мы следуем за расписанием. Местные организаторы проделали фантастическую работу по обустройству трассы, и Тото прав, спорт призван объединять людей, потому нам просто хочется провести здесь хорошую гонку.

Джин Хаас: Весьма спорная тема. В Соединенных Штатах права человека имеют первостепенное значение, и американцы стараются удостовериться, что во всем мире к людям относятся одинаково. Соглашусь с Тото: гонки – это спорт, объединяющий людей с целью показать им – различия и барьеры могут быть преодолены. Я бывал в России, история непростых взаимоотношений между нашими странами насчитывает не один десяток лет, но притом русские были настроены ко мне весьма дружелюбно, мне понравилось в Сочи. Спорт помогает сгладить некоторые проблемы, а в остальном хочется верить, что политикам удастся найти приемлемое решение.

Перевод: Валерий Карташев