Гран При Монако: Пресс-конференция в воскресенье

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
3. Серхио Перес (Force India)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, отлично сработано! Вы выступаете под 44-м номером и сегодня одержали свою 44-ю победу, какая гонка!
Льюис Хэмилтон: Слава Богу, сегодня всё сложилось именно так, как я надеялся. Спасибо болельщикам – вы мне очень помогли! И спасибо команде, предоставившей потрясающую машину. Если честно, у меня нет слов. Я молился, чтобы день оказался таким.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы долго оставались на трассе на дождевых шинах, чтобы сразу перейти на слики, но и на них вам пришлось ехать с тридцать первого круга…
Льюис Хэмилтон: Могу сказать, что отрезок на дождевых шинах получился безумно длинным – вы должны точно понимать, как с ними работать, ведь нельзя точно сказать, на сколько их хватит. По-моему, они начали терять скорость только на самом последнем круге перед пит-стопом – хорошо, что ресурса хватило.

Вопрос: (Мартин Брандл) Даниэль активно прессинговал вас, особенно в момент рестарта…
Льюис Хэмилтон: Поздравления Даниэлю Риккардо! Он великолепно пилотировал весь уик-энд, особенно в квалификации. Он один из лучших гонщиков, с кем мне доводилось соперничать – я чувствовал по-настоящему сильный прессинг, а отрыв был минимальным – особенно при рестарте. Не сомневаюсь, что сейчас он не в духе, всегда обидно упустить победу, стартуя с поула. Надеюсь, впереди ещё немало сражений с ним, и он должен гордиться тем, как провёл эту гонку.

Вопрос: (Мартин Брандл) Даниэль, победа снова от вас ускользнула…
Даниэль Риккардо: Честно говоря, я даже не хочу комментировать произошедшее. Спасибо болельщикам, что остались поддержать нас, несмотря на погоду. Думаю, мы добавили гонке зрелищности, но на самом деле она не должна была оказаться столь захватывающей. Два уик-энда подряд меня подводит команда. Это ужасно, это больно. Спасибо тем, кто был на трибунах – я очень ценю вашу поддержку.

Вопрос: (Мартин Брандл) Почему на пит-стопе возникла заминка с шинами?
Даниэль Риккардо: Не представляю. Они сами позвали меня в боксы, это было не моё решение, так что они должны были быть готовы. Это больно, и мне больше нечего сказать.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы несколько раз опасно блокировали колеса. В момент рестарта вы оказались быстры, но наверняка сегодня было очень непросто добиться нужного сцепления с трассой…
Даниэль Риккардо: Я показывал хороший темп на влажной трассе. Смог оторваться от преследователей с самого старта, затем сменил шины на промежуточные, потом началось сражение с Хэмилтоном, которого не должно было быть. Я чувствовал, что был быстрее во всех условиях, но второе место – не лучшая демонстрация этого утверждения.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы были быстры на протяжении всего уик-энда, ваш день еще придет.
Даниэль Риккардо: Спасибо за эти слова.

Вопрос: (Мартин Брандл) Серхио, похоже, вы очень рады, не так ли?
Серхио Перес: Я очень рад, команда проделала невероятную работу, выбрав оптимальную стратегию и правильное время для пит-стопов. Это потрясающий день для нас – я в третий раз завоевал подиум вместе с командой, но этот успех – особенный, ведь сегодня мы боролись в Монако в столь сложных условиях. Я хочу посвятить этот подиум нашему руководителю, Виджею Малье. Он оказывал нам невероятную поддержку все это время, и этот результат для него.

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян Феттель постоянно был у вас в зеркалах, но вы держали отличный темп на шинах Soft!
Серхио Перес: Команда приняла верное решение, поставив шины Soft. Я контролировал темп, и хотя Себастьян был намного быстрее, я сохранил шины, поэтому мог прибавить, когда в этом была необходимость. Потрясающая гонка – мы всё сделали верно, я очень рад!

Вопрос: (Мартин Брандл) Отлично сработано! Льюис, возвращаемся к вам. Вы уступаете лидеру чемпионата 26 очков, борьба продолжается!
Льюис Хэмилтон: Я об этом пока не думал. Забыл поздравить Серхио – он организовал отличный прорыв! Да, борьба продолжается, до конца сезона еще далеко, и когда думаешь, что хуже уже быть не может, положение вдруг улучшается. Вывод дня – никогда не следует сдаваться!

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, потрясающая победа – одна из тех, о которой люди будут говорить спустя много лет. В нынешнем сезоне это ваш первый успех, притом вы уступаете Нико Росбергу не 26 очков, а 24 – Нико уже перед финишем уступил позицию. Ключевым фактором стало решение отложить пит-стоп и сразу перейти на слики – расскажите, как оно было принято? Забавная ирония – год назад здесь же тактика сыграла против вас…
Льюис Хэмилтон: Я очень рад! Эту победу пришлось ждать довольно долго, не только в нынешнем сезоне, но в целом. Этап в Монако – едва ли не самый сложный в году, прессинг просто невероятный. Вчера мы сработали не лучшим образом, и мне оставалось лишь надеяться на лучшее и не терять концентрацию, но дождь предоставил шансы. К счастью, в Монако я достаточно быстр на мокром асфальте.

Если говорить о стратегии, трасса подсыхала довольно быстро, но не по всей длине круга – в частности, третий сектор дольше оставался влажным. Приходилось постоянно оценивать ситуацию, но я видел, что совершившие пит-стоп Нико и Себастьян едут ненамного быстрее меня, мои шины сохраняли эффективность, и я решил задержаться чуть дольше. Команда звала в боксы, но я понимал, что тогда окажусь позади Даниэля, потому до предела затянул визит на пит-лейн и выбрал, как оказалось, оптимальный момент.

По возвращении на трассу машина первое время сильно скользила на сликах – требовалось немало усилий, чтобы прогреть шины до нужной температуры, и молниеносная реакция, чтобы бороться с избыточной поворачиваемостью. Даниэль пилотировал феноменально – он буквально висел у меня на хвосте, а я не мог ничего рассмотреть в испачканных в дождь зеркалах. Обороняться, не имея возможности точно знать, где находится соперник – в этом плане гонка получилась одной из труднейших. Снимаю шляпу перед мастерством Даниэля и хочу сказать огромное спасибо команде – особенно моей новой бригаде механиков. Для этих парней прошедшие шесть гонок выдались крайне сложными, но сегодняшний успех – словно камень с души.

Вопрос: Даниэль, Льюис отметил ваш пилотаж. Да, по ходу гонки были заминки, но вряд ли вас лично можно в этом упрекнуть. Второй этап подряд вы теряете победу в боксах – на этот раз команда не успела подготовить шины. Как так получилось, и что вы думаете о решении перейти на промежуточные шины, когда вы спокойно контролировали ход гонки?
Даниэль Риккардо: Вторую гонку подряд меня подводит команда. Я был быстр на мокрой трассе, имел комфортное преимущество, перешел на промежуточные шины, затем меня позвали за сликами, но не успели подготовить шины. Не я выбирал момент – просто свернул в боксы, а механики бегали вокруг в панике. Я очень огорчен. Мне не нравится чувствовать себя несчастным, заработав подиум, но когда победа ускользает два этапа подряд, с этим трудно смириться.

Вопрос: Серхио, примите поздравления! Многое решил переход на шины Soft на 31-м круге. Полагаю, это ваш лучший подиум в Формуле 1 или, по крайней мере, самый приятный, не так ли?
Серхио Перес: Определенно, это особенный подиум! Финишировать третьим в Монако, да еще в таких условиях… При нормальной погоде мы бы вряд ли этого добились, скорости не хватило бы, а сегодня я провел одну из лучших своих гонок. Обстановка на трассе была сложной – здесь и при сухой погоде в каждом повороте требуется предельная концентрация, что уж говорить о дожде. И каждый пит-стоп внес свой вклад в итоговый результат.

Первый пит-стоп мы решили отсрочить. Проезжая пятнадцатый поворот, я спросил команду, как едут те, что уже перешли на промежуточные шины. Мне ответили: «Не очень, так что решать тебе». Я согласился проехать ещё пару кругов, и план сработал – я переиграл и собственного напарника, и еще одну машину, а уже на пит-лейн, куда мы свернули вместе с Карлосом Сайнсом, механики сработали невероятно быстро, и я оказался впереди Toro Rosso!

Решающий момент настал на втором пит-стопе: я перешел на слики кругом раньше Росберга и Феттеля, за счет чего обогнал их обоих. Правда, пилотировать на сликах было непросто, плюс позднее меня начал атаковать Себастьян. Я понимал, что мне предстоит долгий отрезок до самого финиша, потому старался контролировать состояние резины, и у нас всё получилось!

Фантастический результат для всей нашей команды, сотрудники заслужили этот успех! Мы сработали великолепно, а подиум – сродни победе! Я очень, очень рад!

Вопросы с мест

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для Льюиса и Даниэля. Как вы прокомментируете момент на выходе из шиканы, когда Даниэль пытался атаковать Льюиса? Льюис в итоге срезал шикану…
Даниэль Риккардо: Я не пытался протиснуться в шикану, так как Льюис смог закрыть траекторию, но я вынудил его защищаться, и в процессе он допустил ошибку, срезав поворот. Я спросил команду, какие будут дальнейшие действия, так как Хэмилтон ошибся, но сохранил первое место – для меня это был шанс выйти вперед. Впрочем, если бы Льюис промахнулся по своей вине, исход был бы ясен, а так он оступился в борьбе – не уверен, рассматривали ли стюарды эту ситуацию…

Вопрос: Рассматривали и еще по ходу гонки решили оставить инцидент без последствий. Ваше мнение, Льюис?
Льюис Хэмилтон: Не могу вспомнить точно. Кажется, в тот момент я уперся в кого-то из отставших на круг, неудачно вышел из восьмого поворота, а Даниэль тут же пристроился в «воздушный мешок». Мне нужно было остаться на внутренней части трассы в десятом повороте, но там асфальт был более влажным, я заблокировал колеса и промахнулся мимо апекса. Я понимал, что, оказавшись на мокром асфальте, не успею повернуть, притом на выходе у меня возникла сильная пробуксовка. К тому моменту, как машина все-таки начала разгоняться, Даниэль уже подъехал ко мне справа – я понимал, что отрыв минимален, но вряд ли в той ситуации я получил какое-то преимущество.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Льюис, что радует вас больше – сам факт победы, или то, что это произошло в Монако, или же тот факт, что вы финишировали первым, а Нико – далеко позади?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, что сегодня произошло с Нико, но с его машиной явно было что-то не в порядке, раз он замедлился, и мне пришлось его объезжать. Впрочем, я не думал об этом, пока вы меня не спросили.

Честно говоря, сидя в этом зале, я до сих пор не могу поверить… Знаете, я старался не придавать значения всем неудачам начала сезона, но когда продолжаешь проигрывать, сложно находить новые способы сохранять мотивацию. Я тоже человек, каждому из нас приходится бороться с негативными мыслями, и когда наступает день вроде сегодняшнего, подтверждается главное – никогда нельзя сдаваться. То же самое говорил мне отец, когда меня, семилетнего мальчонку, поколачивали на боксерском ринге – не сдавайся, продолжай трудиться, и результат придет. Мой отец был абсолютно прав, я буду и впредь придерживаться такого подхода.

Вопрос: (Петер Фаркас) Было захватывающе наблюдать вас троих на разных составах: Льюис ехал на UltraSoft, Даниэль – на SuperSoft, Серхио – на Soft, а темп был почти идентичным. Не могли бы вы рассказать чуть подробнее, как вели себя шины на заключительном отрезке?
Льюис Хэмилтон: Я не выбирал слики. Я решил, что задержусь на трассе на дождевых шинах, чтобы ограничиться единственным пит-стопом, а когда свернул в боксы, в команде, по всей видимости, посчитали, что на подсыхающей трассе UltraSoft будет проще прогреть.

Даниэль ехал позади на SuperSoft, и я понимал, что его шины способны выдержать заметно большую дистанцию – до финиша оставалось почти 50 кругов, и из информации, что была у нас перед гонкой, я не знал, выдержит ли резина такой отрезок – особенно с тем темпом, что задавал Риккардо. Приходилось то прибавлять, то сбрасывать. Даниэль немного отставал – я мог беречь шины, стоило ему ускориться – я отвечал тем же. Для меня всё это напоминало партию в шахматы против фантастического соперника!

Вопрос: Даниэль, очевидно, в команде сомневались, какой состав следует поставить, и потому не успели подготовить пит-стоп?
Даниэль Риккардо: Не представляю, мне просто пришлось долго ждать в боксах. SuperSoft? Нам хватало скорости, но вы понимаете, как это бывает в Монако: ты упираешься в соперника, и твоя собственная скорость уже не имеет значения. Я пытался атаковать Льюиса, пытался создать прессинг, но лишь испортил шины. Кто выбрал состав? Не знаю, но вряд ли этот выбор что-то решал – я просто очень долго ждал в боксах.

Вопрос: Серхио, вы участвовали в решении перейти на Soft, или просто приняли выбор команды?
Серхио Перес: Мы изначально планировали единственный пит-стоп и знали, какой состав оптимален для нас на длинной серии кругов. У нас не получалось заставить UltraSoft и SuperSoft работать должным образом, так что Soft оставался основным вариантом.

Вопрос: (Барна Жолдош) Льюис, после непростой квалификации что помогло вам сохранить настрой? Как вы провели остаток дня субботы?
Льюис Хэмилтон: Видимо, помогли мои молитвы. Вчера мы собрались с друзьями, посмотрели фильм, но основной процесс шел в моей голове. Я никогда не прошу высшие силы о победе, я молюсь о безопасной гонке для всех и о том, чтобы я сам смог сработать по максимуму. Сегодня я могу быть доволен собственным пилотажем – это фантастическое чувство, я постараюсь сохранить его на будущее.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Льюис, когда в начале гонки на мокрой трассе Даниэль начал уезжать, волновались ли вы, что он создаст большой отрыв? Просили ли вы, чтобы Росберг вас пропустил? Это был реальный обгон, или Нико просто ушел в сторону?
Льюис Хэмилтон: Не помню, чтобы я просил команду дать приказ Нико пропустить меня. У меня была скорость, чтобы атаковать его, но обгонять в Монако сложно. Потом у Нико словно возникла какая-то проблема, он сместился влево, я промчался мимо… Видимо, позже я узнаю подробности.

Когда я ехал за напарником, я думал о том, стоит ли финишировать третьим, или все-таки попытаться обогнать его и заработать больше очков. Но, стоило выйти вперед, как темп взлетел до предела – нужно было достать Даниэля, он проходил круги на две-четыре десятые медленнее меня, так что я приближался, но недостаточно быстро. Потом Риккардо поехал в боксы, я вышел в лидеры, и вот здесь ситуация была очень напряженной – трасса подсыхала, я не знал, насколько быстро моя резина потеряет эффективность, Даниэль ехал на свежем комплекте промежуточных шин и был заметно быстрее, но я все-таки сумел остаться впереди.

Вопрос: (Эндрю Франкль) Господа, не стоит ли отдать должное маршалам, которые сегодня оперативно убирали с трассы разбитые машины и обломки, чтобы вы могли продолжать гонку? По-моему, они действовали очень отважно…
Льюис Хэмилтон: Спасибо, что упомянули об этом. Я выступаю довольно давно, видел тысячи маршалов, что из года в год обеспечивают нашу безопасность, однако о них практически не говорят. Потому следую вашему примеру и говорю им всем огромное спасибо! Сегодня они рисковали собственными жизнями, выходя на трассу при проезжающих мимо машинах, но они делают это из искренней любви к спорту, и я очень им благодарен за то, что, выезжая на трассу, могу не сомневаться: если со мной что-то случится, эти парни сумеют обо мне позаботиться.

Даниэль Риккардо: Согласен, здешние маршалы – лучшие в мире. Не хочу преуменьшать работу персонала на других трассах, но то, как быстро они очищают трассу, сохраняя зрелищность и позволяя нам безопасно продолжать гонку, это просто потрясающе. В Монако всегда бывают аварии, однако парни действуют предельно эффективно и, как заметил Льюис, гарантируют нашу безопасность – я очень ценю их труд.

Серхио Перес: Мне вспоминается моя авария здесь в 2011 году – тогда маршалы сумели оперативно извлечь меня из кокпита в очень непростых условиях. Спасибо им за их потрясающую работу! В Монако маршалам приходится труднее, чем где-либо еще, но они убедительно доказывают, насколько хороши, и я безмерно им благодарен за их любовь к спорту. Пожалуй, это лучшие маршалы в мире!

Вопрос: (Кристофер Джозеф) Даниэль, вчера вы подловили Mercedes на тактике, а сегодня сказали, что механики бегали в панике. Кто принимал решение, что пошло не так, и что необходимо, чтобы вы все-таки выиграли гонку?
Даниэль Риккардо: Честно, не знаю. В Барселоне я сдержался, но две гонки подряд… Мы не в положении Mercedes, нам не так-то просто выиграть гонку, и когда ты лидируешь в двух Гран При подряд и особенно в Монако… Вчера я выиграл квалификацию, сегодня утром нас разбудил дождь, и я сказал себе: «Что ж, похоже, без трудностей не обойдется». Но я сделал все, что мог, на мокрой трассе держал отличный темп и искренне верил, что всё под контролем. Да, гонщик должен полагаться на команду и выбранную ей стратегию, но когда тебя подводят вторую гонку подряд, это очень больно. Не знаю, что будет дальше. В команде должны разобраться и сделать выводы, но эту победу мне уже никто не вернет.

Вопрос: (Сандор Мессарош) Серхио, можно ли считать этот подиум очередной заявкой на место в топ-команде?
Серхио Перес: Надеюсь, я заявил о себе не только этим подиумом, но и предыдущими выступлениями. Мне было непросто в McLaren, но складывается ощущение, что все помнят только тот период и забывают о моей работе в Sauber, в Force India. Впрочем, я могу лишь делать свою работу и прогрессировать. В последние годы я стал более зрелым гонщиком, набрался опыта, прибавил в квалификациях и в гонках. Если представится шанс, я буду к нему готов, если нет – что ж, буду продолжать работать.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Даниэль, вы намекнули, что Red Bull Racing пока не может претендовать на победу в каждой гонке. Насколько далеки вы от Mercedes, и есть ли шансы побороться за первое место в ближайших Гран При?
Даниэль Риккардо: Думаю, этап в Канаде будет интересным. Там уличная трасса, но есть длинные прямые, а конфигурация в целом более требовательная к мощности силовой установки. Если через две недели мы окажемся достаточно быстры, значит, будем конкурентоспособны до конца сезона. Если в Монреале сможем побороться за подиум, сможем делать это и на других автодромах. Мы понимали, что здесь, в Монако, у нас будет шанс зацепиться за победу, но именно через две недели сможем точнее оценить свою конкурентоспособность.

Перевод: Валерий Карташев