Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Монако – одно большое исключение из правил Формулы 1. Единственная трасса в календаре с длиной менее четырёх километров, а общей дистанцией – менее 305 км. Единственная трасса, где практически нет прямых, так что даже стартовая решётка и зона DRS находятся в поворотах. Наконец, это единственный Гран При, где из-за тесноты паддок отделён от боксов, что здорово осложняет работу команд.
Стоит признать, что трасса в Монако совершенно непригодна для современной Формулы 1. Тем не менее, этот Гран При не только сохраняет место в календаре, но даже слухов о его возможном исключении не возникает – хотя другим историческим трассам, вроде Сильверстоуна, Монцы, Нюрбургринга или Спа, это вовсе не гарантировано.
Причина особого статуса Гран При Монако не в спортивной сфере, а в коммерческой. Для команд и организаторов гонка в Монте-Карло – это выставочный, показательный этап. Сюда приглашаются ключевые партнёры и спонсоры, чтобы впечатлить их блеском и гламуром княжества на берегу Средиземного моря.
Если говорить о спортивной составляющей, то гонки в Монако весьма своеобразны. Там практически невозможно обгонять – в любом другом месте это означало бы скучную гонку, в которой машины просто едут от старта до финиша друг за другом. Неудивительно, что за последние десять лет здесь девять раз побеждал пилот, стартовавший с поула.
Но в Монако так много возможностей допустить ошибку, что никакое преимущество в квалификации не гарантирует победу. Классический пример – Гран При 1988 года, когда Айртон Сенна с огромным преимуществом завоевал поул, опередив напарника по McLaren Алена Проста на 1,4 секунды, но в гонке ошибся и врезался в стену, а победу одержал Прост.
Бесконечные повороты и близость отбойников значительно повышают фактор случайности, в истории Формулы 1 немало случаев, когда пилот одерживал в Монте-Карло свою единственную победу за карьеру – так было с Ярно Трулли, Оливье Панисом, Жаном-Пьером Бельтуазом. А на счету Мориса Трентиньяна и вовсе уникальное достижение: он побеждал в Формуле 1 дважды, и оба раза – в Монако.
Другой любопытный факт – четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель тоже побеждал здесь только один раз, в 2011-м. У его нынешней команды, Ferrari, статистика ещё хуже – последнюю победу Скудерии в Монте-Карло принёс Михаэль Шумахер в далёком 2001-м.
Что касается ситуации в чемпионате, то с каждым Гран При картина всё больше запутывается. Вряд ли кто-то мог предположить, что после пяти первых этапов на счету Льюиса Хэмилтона не будет ни одной победы! Ещё труднее было представить, что одну из гонок выиграет Макс Ферстаппен, а на счету Риккардо к этому моменту не будет ни одного подиума. Если добавить к этому, что второе место в личном зачёте занимает Кими Райкконен, то становится очевидным – происходит что-то невероятное, и в Монако нас почти наверняка ждёт очередное удивительное представление.
На первый взгляд, предстоящий этап для Льюиса – не лучший, чтобы отыграться. Он побеждал тут лишь однажды, в 2008-м, во многом благодаря дождю, а первый поул здесь заработал только год назад. Росберг, напротив, очень успешен в Монако – он выиграл три последних Гран При на этой трассе.
Однако справедливости ради, победы 2014 и 2015 годов в какой-то степени стали следствием странного стечения обстоятельств. Два года назад Росберг завоевал поул, остановившись в Mirabeau на последней минуте сессии – соперникам пришлось сбросить скорость, и результат Нико никто и не превзошёл. А в прошлом сезоне в гонке уверенно лидировал Хэмилтон, однако в конце гонки команда неожиданно позвала его на совершенно ненужный пит-стоп, из-за чего Льюис финишировал только третьим.
С другой стороны, в нынешнем сезоне всё перевернулось с ног на голову, и в рамках этой логики именно этап в Монако – лучшее место для Хэмилтона, чтобы прервать затянувшуюся серию неудач. Но вполне вероятно, противников у него на этот раз будет больше, чем обычно. Машины Red Bull Racing традиционно быстры здесь, а после победы Ферстаппена он и его команда мечтают закрепить успех, тем более, что трасса подходит машинам Red Bull Racing.
Даниэлю Риккардо, как и гонщикам Ferrari, есть, что доказать в Монако. Странные стратегические решения в Барселоне лишили шансов на победу Риккардо и Феттеля, и они более чем мотивированы поквитаться за эту неудачу на трассе, где моторы Mercedes не дают решающего преимущества. В общем, нас ждёт интересная битва.
О трассе...
Circuit de Monaco. 78 кругов по 3340 метров = 260,520 км, 19 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45% круга – самый низкий показатель в сезоне.
13 зон торможения, но благодаря невысоким скоростям износ тормозов – средний. На торможении гонщики проводят 21% времени круга. Переключать передачи приходится 48 раз за круг. Перед Гран При 2015 года на большей части трассы уложили новый асфальт и немного изменили конфигурацию поворота Tabac.
Из-за того, что тут практически нет прямых и негде разогнаться, преимущество в Монако получают хорошо управляемые машины, а мощность мотора отходит на второй план. А так как подавляющая часть поворотов медленные, снижается и значимость аэродинамики – на первый план выходит механическое сцепление с трассой и эффективность разгона.
О резине...
В Монако мы впервые увидим в деле абсолютно новый состав шин Pirelli – UltraSoft. До этого они использовались только на тестах. Место для дебюта подходящее – в Монако шины изнашиваются не слишком интенсивно. Поверхность асфальта гладкая и нет быстрых поворотов, где резина испытывала бы высокие нагрузки.
Уровень сцепления с трассой в Монако очень важен, так что в квалификации всем пилотам придётся использовать новый состав, чтобы показать достаточно хороший результат. Однако у такого выбора есть и обратная сторона. В гонке старт на этом составе приведёт к раннему пит-стопу, что может полностью разрушить стратегию даже самым быстрым – попав в трафик, выбраться из него тут почти невозможно. Из-за этого пилоты, прошедшие в финал квалификации, окажутся в не самом выгодном положении.
В Монако очень важна стратегия. Причём, не только до гонки, но и во время неё, ведь вероятность появления автомобиля безопасности чрезвычайно велика – более 80%, и в этом случае нужно оперативно реагировать на ситуацию. Проведение пит-стопа занимает 25 секунд, что довольно много, а в случае попадания в трафик, отыграться порой невозможно.
Год назад в Монако...
Как уже было сказано, трасса в Монако не слишком благоволит Хэмилтону, и в прошлом году он сделал всё, чтобы переломить ситуацию. В квалификации он уверенно превзошёл напарника, завоевав первый на этой трассе поул. Росберг остался вторым, а позади него острую борьбу за третье место вели Феттель, Риккардо и Квят. В итоге позиция всё же досталась немцу, а Квяту совсем немного не хватило, чтобы опередить Даниэля.
Хэмилтон на старте сохранил лидерство. По ходу дистанции его темп оказался чуть выше, чем у Росберга, постепенно Льюис всё дальше отрывался, так что всё шло к достаточно простой победе британца. Но на 64 круге произошёл ключевой эпизод гонки, смешавший все карты.
Стартовавший девятым Макс Ферстаппен проводил очень неплохую гонку, демонстрируя хороший темп и обгоняя соперников даже в узких улочках Монако, однако закончилось для него всё не лучшим образом. Атакуя Романа Грожана на стартовой прямой, голландец немного перестарался и наехал на заднее колесо Lotus. Его Toro Rosso подлетела в воздух и приземлилась уже в отбойнике.
Удар был сильным – Макс не пострадал, но и машина, и защитный барьер оказались разрушены, так что на трассе появился автомобиль безопасности. Судьба гонки решилась именно в этот момент – в Mercedes полагали, что отрыв Льюиса достаточен, чтобы провести дополнительный пит-стоп, и позвали пилота на пит-лейн. Однако вернулся на трассу он не только уступая Росбергу, но даже позади Феттеля.
Конечно, темп Хэмилтона на свежих шинах был намного выше, но в Монако этого недостаточно для того, чтобы обогнать соперника. Себастьян умело оборонялся, так и не позволив себя опередить. Росберг выиграл третью подряд гонку в Монако, а Льюису вместо победы досталось лишь третье место.
Четвёртым финишировал Даниил Квят. Россиянин блестяще стартовал, опередив Риккардо, но уже на втором круге команда попросила его пропустить напарника, так как надеялась побороться с Феттелем за третью позицию. Даниил подчинился, выпустив Даниэля вперёд, однако сражения с Феттелем не получилось – Себастьян оказался слишком быстр. В итоге перед самым финишем Red Bull Racing произвела обратную рокировку, чтобы восстановить внутрикомандный статус-кво.