Об ожиданиях от уик-энда…
Трасса Марина Бей появилась в календаре в 2008-м. Старт сразу решили давать вечером – впервые в Формуле 1 гонка проводилась при искусственном освещении, что позволило европейцам смотреть её в привычное для себя время. Но куда более важно то, что ночная гонка, в сочетании с фантастическим урбанистическим пейзажем, наделила Гран При Сингапура особой, совершенно уникальной атмосферой.
Во многих смыслах Сингапур – полная противоположность предыдущему этапу в Монце. Если всё же сравнивать гонку на Марина Бей с какой-то другой, то на ум в первую очередь придёт Монако. И не только потому, что Сингапур – тоже город-государство на берегу моря, где команды окружает блеск и роскошь. В Сингапуре пилотов тоже ждёт узкая городская трасса с огромным числом поворотов и минимумом возможностей для обгона.
Но в отличие от Монако, трасса Марина Бей имеет нормальную для Формулы 1 длину – пять километров. А так как скорости здесь невелики, то гонка получается самой длинной в году – тем более, что вероятность выезда автомобиля безопасности составляет 100%. В результате пилоты, как правило, с трудом укладываются в двухчасовой лимит. И несмотря на то, что старт происходит в восемь вечера, когда солнце садится и жара спадает, из-за высоких температур и влажности гонка в Сингапуре неизменно становится одной из самых сложных для машин и гонщиков.
Мощность мотора не имеет столь большого значения, как в Монце, что позволяет клиентам Renault надеяться на высокий результат. Особенно это касается Red Bull Racing, ведь в Монако они выглядели очень уверенно. С другой стороны, здесь нет скоростных поворотов, что подходит скорее Ferrari и Williams.
Главные фавориты гонки, как обычно, пилоты Mercedes. Льюис Хэмилтон побеждал в Сингапуре уже дважды. Кроме него, две победы в Сингапуре есть у Алонсо, четыре у Феттеля, но никто из других пилотов Формулы 1 на трассе Марина Бей никогда не выигрывал. Впрочем, очень многое будет зависеть от резины – в прошлом году Mercedes так и не удалось приспособиться к работе шин SuperSoft, и они неожиданно провалили этот Гран При. Безусловно, в этом году команда постарается реабилитироваться, ну а их соперники надеются на повторение неудач лидеров.
О трассе…
Марина Бей, Сингапур. 61 круг по 5.065 км = 308.828 км, 23 поворота. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с системой DRS и 305 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45.5% дистанции круга. Время на торможении – 21% круга. 16 зон торможения. Износ тормозов – очень высокий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 29 секунд.
Расход топлива в Сингапуре очень высокий – на грани разрешенного лимита, поэтому гонщикам придётся контролировать темп, учитывая данные о расходе. В этой гонке очень важен хороший старт, поскольку обгонять на дистанции крайне сложно. Старт с поула и успешное прохождение первого поворота – ключевые слагаемые победы.
Гран При Сингапура всегда сопровождает жаркая погода – около 30 градусов при высокой влажности. Осенью начинается сезон дождей, но, как ни удивительно, ни одна из восьми гонок, прошедших на этой трассе, не была дождевой. Дожди шли в другие часы уик-энда, но не во время гонки. Однажды эта серия прервётся, не исключено, что в ближайшие выходные.
О резине…
В Pirelli выбрали на этот уик-энд три самых мягких состава – Soft, SuperSoft и UltraSoft. Такое сочетание в этом году использовалось трижды – в Монако, Канаде и Австрии. Ни одна из этих трасс не сравнится с Сингапуром с точки зрения температур, так что как себя поведёт UltraSoft в таких условиях – никто не знает. Однако в прошлые годы разница между скоростью на шинах Soft и SuperSoft доходила до 2,5 секунд!
Крайне важно продуктивно провести вторую тренировку, которая проходит примерно в то же время, что и гонка. В ночное время температура трассы будет значительно ниже, чем в первой и третьей сессиях, что скажется на работе шин.
Круг в Сингапуре достаточно длинный, особенно внимательно нужно следить за износом задних шин – нагрузка на них примерно на 15% выше, чем, к примеру, в Монако. Это значит, что шины выдержат меньшую дистанцию, а выбор времени для пит-стопа станет ключевым фактором.
Можно отыграть позицию за счёт раннего пит-стопа, используя преимущество более эффективной работы шин в начале отрезка и выходя вперёд, когда соперники отправятся в боксы. Однако карты может смешать трафик и выезд автомобиля безопасности, без которого пока не обошёлся ни один Гран При Сингапура.
Год назад в Сингапуре…
В прошлом году трасса в Сингапуре преподнесла болельщикам большой сюрприз – доминировавшие по ходу чемпионата машины Mercedes оказались неконкурентоспособны, а Хэмилтон с Росбергом показали в квалификации лишь пятое и шестое время, уступив поулу Феттеля полторы секунды! В гонке ситуация практически не изменилась – борьбу за победу вели пилоты Ferrari и Red Bull Racing.
Впрочем, особенно напряжённой борьбы не получилось. На старте вся лидирующая группа сохранила позиции, и лишь Макс Ферстаппен откатился в хвост пелотона, так как машина замерла на стартовой решётке. На пит-лейн её удалось завести, но голландец потерял круг.
Обгонять в Сингапуре очень сложно, так что многие пилоты пытались переиграть соперников тактически, раньше заехав в боксы – первая волна пит-стопов началась уже на 9-м круге. Вскоре произошёл один из ключевых моментов гонки: на выезде из боксов столкнулись Хюлкенберг и Масса.
Машина Нико врезалась в стену, и дирекция гонки объявила режим виртуальной машины безопасности. К сожалению, это означало, что только что посетивший боксы Даниил Квят потеряет ряд позиций – с четвёртого места он опустился на шестое. Вскоре появился и реальный автомобиль безопасности. Рестарт был дан на 19-м круге.
Четвёртым ехал Хэмилтон, но на середине дистанции мощность его двигателя начала падать. Гонщик и его инженер пытались найти какое-то решение, чтобы реанимировать силовую установку, но тщетно. На 33-м круге Льюис свернул в боксы и сошёл с дистанции.
На 37 круге автомобиль безопасности выехал вновь, но на этот раз по очень необычной причине – на трассе оказался посторонний человек. Его появление было кратковременным, но Mercedes Майландера сдерживал пелотон целых четыре круга, после чего, наконец, был дан рестарт. Однако и на этот раз никто из лидеров не потерял позиций.
С этого момента и до финиша в первой десятке произошло всего три обгона, и во всех трёх случаях потерявшим позицию был Роман Грожан. К концу дистанции шины на его Lotus совсем износились, темп упал, и в конце концов он выпал из первой десятки, а затем и вовсе сошёл. Себастьян Феттель в итоге одержал неожиданно простую победу, а на подиуме не было ни одного представителя Mercedes.