Участники: Валттери Боттас (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Серхио Перес (Force India), Фелипе Наср (Sauber), Джолион Палмер (Renault), Маркус Эриксон (Sauber)
Вопрос: Валттери, поздравляем с женитьбой! С личной жизнью всё понятно, но в профессиональном плане вам еще предстоит обрести напарника на следующий год. Кого бы вы предпочли – новичка или опытного гонщика?
Валттери Боттас: Спасибо за поздравления! Совершенно понятно, что в следующем году у меня появится новый напарник, однако пока не подтверждено, буду ли я выступать в Williams. Впрочем, я всегда говорил: не важно, кто твой напарник, если он достаточно быстр – это повышает эффективность обоих гонщиков и помогает команде. Хорошо, если он сможет работать на общее дело, но выбирать не мне – это задача команды. Надеюсь, всё сложится удачно.
Вопрос: Williams ведет плотную борьбу с Force India в Кубке конструкторов, в Монце вам удалось вернуть инициативу. Каков паритет сил на данный момент?
Валттери Боттас: Думаю, сражение между нами и Force India будет интересным, в предыдущих шести гонках конкуренция получилась острой: на одних трассах им удавалось заработать неплохие очки, на других – нам. В плане скорости машины почти равны, всё зависит от конкретного этапа – нужно выжимать максимум из ситуации, всякий раз верно выбирать стратегию, уверенно квалифицироваться и стараться быть впереди. С нетерпением жду захватывающую концовку сезона!
Вопрос: Маркус, в этот уик-энд вам предстоит в 50-й раз выйти на старт Гран При – наши поздравления, всего троим шведским гонщикам ранее удавалось преодолеть такую отметку! Sauber снова набирает штат, за последние несколько недель в команду пришло немало специалистов – как идут дела?
Маркус Эриксон: Спасибо за поздравления! Пятьдесят стартов – солидная цифра, это здорово! Что касается команды, мы движемся в правильном направлении. Как вы заметили, в коллектив пришли новые люди со свежими идеями – это позитивно. В предыдущих гонках команда представила некоторые новинки – мы пытаемся их оптимизировать, а предстоящий этап в Сингапуре будет особенно интересным, так как здесь мы впервые будем полноценно использовать аэродинамический обвес, представленный после летнего перерыва. Посмотрим, чего удастся добиться.
Вопрос: Какие слабые стороны машины вы рассчитываете скорректировать с обновленным обвесом, и каких результатов ждете?
Маркус Эриксон: Речь идет о прижимной силе, которой нам заметно не хватало. Судя по расчетам, в этом плане мы должны существенно прибавить. Обновленный аэродинамический обвес мы использовали и в Спа, и в Монце, но эти трассы не требуют высокой прижимной силы, так что об эффективности судить было сложно. В Сингапуре нужна значительная прижимная сила – посмотрим, как он себя покажет.
Вопрос: Фелипе, год назад в Сингапуре вам удалось заработать очки. Как намекнул Валттери, в этой гонке всегда непросто выбирать стратегию, но при трех доступных составах, каким, по-вашему, может быть расклад в субботу и воскресенье?
Фелипе Наср: Да, сингапурская трасса очень требовательная и к машине, и к гонщику, притом более мягкие составы станут одним из ключевых факторов. Посмотрим, сколько пит-стопов придется провести. При здешней жаре важно понять, как ведут себя шины, как продлить их ресурс, как на всё это реагирует машина. Уик-энд в Сингапуре всегда непростой, всегда полон неожиданностей, а гонка неизменно получается зрелищной. Всякое может случиться – надеюсь, мы сумеем воспользоваться ситуацией.
Вопрос: Ситуация на рынке контрактов остается открытой. Говорят, вы можете оказаться в Williams, есть вариант с Renault, да и Sauber с привлеченными инвестициями нельзя сбрасывать со счетов. Какова ваша цель на следующий сезон?
Фелипе Наср: Сложно сказать, сейчас у меня нет для вас новостей. Надеюсь, вскоре они появятся, но пока сообщить нечего. Sauber продолжает прогрессировать, команда становится сильнее, к нам приходят новые специалисты – это весьма привлекательный вариант, но пока ситуация остается неопределенной. Как будет информация, я поделюсь.
Вопрос: Благодарю вас! Серхио, вы на протяжении 23 этапов подряд неизменно добираетесь до финиша, притом вам удавалось заработать очки во всех пяти Гран При Сингапура, в которых вы принимали участие. Чем вам нравится Сингапур, и рассчитываете ли вы снова опередить Williams?
Серхио Перес: Такова цель, нам хочется сократить отставание. В предыдущей гонке мы уступили Williams, но заранее знали, что в Монце они будут очень сильны – хочется верить, здесь удастся взять реванш. Сингапур – замечательное место, эта гонка уникальна: своим графиком она не похожа ни на одну другую, нам приходится поздно просыпаться и на рассвете отходить ко сну. Вчера я совершал пробежку по трассе в час ночи, чего не бывает на любом другом этапе. Конфигурация очень сложная как в физическом, так и в психологическом плане – избежать контакта или аварии непросто, важно сохранять концентрацию до самого финиша. Надеюсь, у меня получится продлить свою результативную серию и снова заработать очки.
Вопрос: Вы остаетесь ключевым игроком на рынке контрактов. В Force India говорят, что вы останетесь в команде на следующий сезон, но когда мы узнаем ваши точные планы?
Серхио Перес: Я рассчитывал объявить обо всем в этот уик-энд, но возникли задержки. Надеюсь, до следующего этапа я смогу сообщить вам, где буду выступать.
Вопрос: Может, намекнете?
Серхио Перес: Я всегда говорил, что буду рад остаться в Force India. Меня это вполне устраивает.
Вопрос: Джолион, в 2013 году вы выиграли этап GP2 в Сингапуре, а в четырех предыдущих Гран При трижды превосходили своего напарника в квалификации. Можно ли сказать, что предстоящий этап – хорошая возможность показать себя и, вероятно, повысить свои шансы на место в команде в следующем сезоне?
Джолион Палмер: Согласен. В чемпионате есть вакансии, потому каждая гонка – шанс заявить о себе. Мне нравится сингапурская трасса, сейчас я пилотирую лучше, чем когда-либо с начала сезона. Да, результаты двух прошлых гонок этого не подтверждают, но я уверен в своих силах. В Сингапуре я уже добивался успеха – надеюсь, смогу выступить на уровне. Трасса должна чуть лучше подойти нашей машине – хочется верить, мы сможем бороться за более высокие позиции, и я сумею себя показать.
Вопрос: В квалификации Renault выступает нестабильно, показывая результаты в районе седьмого-одиннадцатого рядов в зависимости от трассы. Здесь вы рассчитываете скорее на седьмой ряд, чем на одиннадцатый?
Джолион Палмер: Думаю, да. В Монце все факторы сработали против нас: скоростная трасса – да, в Renault добились прогресса в работе над мотором, но мы по-прежнему уступаем Ferrari и Mercedes, а еще медленные повороты, атака поребриков – всё, что нам не по душе. Здесь скорости на прямых не так высоки, повороты подходят нашему шасси, и пусть это уличная трасса, асфальт относительно гладкий, потому предстоящий этап может стать для нас одним из самых результативных.
Вопрос: Даниэль, в Сингапуре вы дважды финишировали на подиуме, а год назад стартовали с первого ряда. В нынешнем сезоне за вами остался поул в Монако, что делает вас одним из фаворитов предстоящего этапа. Вы разделяете это мнение?
Даниэль Риккардо: Думаю, у нас неплохие шансы на финиш в призовой десятке.
Вопрос: Бросьте, вы вправе рассчитывать на большее!
Даниэль Риккардо: Надеюсь, но призовая десятка – вполне осторожный прогноз.
Вопрос: В предстоящий уик-энд у вас есть шанс избежать ошибок, допущенных в Монако, и одержать победу взамен той, что в Княжестве досталась другому. Есть ли у вас ощущение незавершенной задачи, и ждете ли вы от команды безупречной работы?
Даниэль Риккардо: Сингапурская трасса во многом напоминает Монако, здесь у нас неплохой шанс одержать победу, о которой я мечтаю с начала сезона. После Монако мы эффективнее действуем в гонках, в предыдущих Гран При и я и команда выглядели неплохо – посмотрим. Не хочу подвергать себя и парней дополнительному прессингу, но в глубине души мы все хотим первого места. Мы – команда победителей, и даже если вокруг чувствуется напряжение, мы выступим в полную силу, а там видно будет. Я готов к соперничеству и с нетерпением жду начала уик-энда – не знаю, сколько мне заплатят за результат в первой десятке, но это тоже деньги!
Вопросы с мест
Вопрос: (Луис Васконселос) Валттери, трасса в Монце должна была подойти Williams – так и получилось, вы смогли бороться с Red Bull Racing. Здесь ситуация обратная – каковы ожидания?
Валттери Боттас: В Монце мы выступили увереннее, чем в предыдущих гонках, поскольку скоростные трассы лучше подходят нашей машине. Да, у Red Bull Racing было преимущество, но мы смогли довольно долго сдерживать их натиск.
Здесь конфигурация совершенно иная, требуется большая прижимная сила, больше механического сцепления и ресурса шин. В прошлом году в Сингапуре мы сработали неплохо – начали уик-энд в осторожной манере, но закончили его на пятом месте, показав хороший темп. Я всегда рассматриваю этап как очередную возможность, здесь шансы тоже есть, особенно в случае успешной квалификации. Если удастся идеально реализовать стратегию, высокий результат вполне вероятен.
Вопрос: (Войцех Папрота) Вопрос ко всем. Считаете ли вы Гран При Сингапура самой изматывающей гонкой сезона?
Маркус Эриксон: Определенно. Здесь так же жарко и влажно, как в Малайзии, но трасса уличная, времени перевести дух почти нет. Впрочем, мне нравится такой вызов, в Сингапуре нужно быть на пике физической формы, так что для меня это самый сложный, но, в то же время, один из самых приятных этапов.
Вопрос: Джолион?
Джолион Палмер: Я не выступал в Сингапуре в Формуле 1, но в GP2 здесь было тяжко. Это был труднейший этап сезона, так что я верю коллегам – полагаю, каждый из них назовет предстоящую гонку самой сложной.
Вопрос: Валттери, по-вашему, этап в Сингапуре самый непростой?
Валттери Боттас: По крайней мере, в плане физической нагрузки – да. В психологическом плане Сингапур напоминает Монако – ритм очень интенсивный, по ходу гонки нельзя допустить ни единой ошибки.
Вопрос: Даниэль, полагаю, ближе к финишу усталость сказывается на концентрации?
Даниэль Риккардо: Даже если вы хорошо подготовлены, этот этап всё равно остается самым непростым. Как заметили парни, здесь такие же влажность и жара, как в Малайзии, но трасса расположена в городе, ее окружают «бетонные джунгли», и когда ты поднимаешь визор в расчете получить порцию воздуха, ничего не происходит. В Малайзии, несмотря на высокую температуру, можно почувствовать хоть какое-то дуновение ветра, но здесь – нет. Приедешь сюда неподготовленным, можешь не рассчитывать на высокий результат.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Я не чувствую никакой жары, это обычная гонка! Нет, шучу! Этап очень непростой, и на последних двадцати кругах ты буквально молишься о выезде автомобиля безопасности, настолько физически трудно добраться до финиша. Впрочем, психологически ничуть не легче, поскольку в каждом повороте ошибка грозит контактом со стеной. По мне, это самый требовательный Гран При сезона.
Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, в двух предыдущих гонках, будучи на подиуме, вы наполняли шампанским собственный ботинок и пили из него. В чем причина такого поступка?
Даниэль Риккардо: Не я это начал! Вернее, я начал это в Формуле 1, но никак не в автоспорте. В свое время жили такие австралийские парни, Mad Hueys, они путешествовали по миру, занимались рыбалкой, серфингом, и обожали выпить пива из ботинка. Во время своих путешествий они призывали людей последовать их примеру исключительно ради смеха. Джек Миллер знал некоторых из тех парней, и когда выиграл гонку в Эссене, решил повторить этот трюк, а я продолжил австралийскую традицию. Вчера к нашей компании присоединился Валентино Росси, опубликовавший в Instagram фотографию, на которой он пьет из мотоциклетного ботинка, и подписавший ее «все обожают пить из обуви»! Теперь это просто веселая затея, которая нравится каждому.
Валттери Боттас: И как это на вкус?
Даниэль Риккардо: Если шампанское охлажденное, вкус неплохой! Если бы оно было теплым, привкус пота ощущался бы острее, но прохлада его убивает, так что ощущения вполне приятные!
Вопрос: В случае победы в воскресенье вы снова отведаете шампанского из ботинка?
Даниэль Риккардо: Если выиграю гонку – непременно, а если финиширую вторым или третьим – вряд ли. Надеюсь, в случае победы многие разделят со мной эту традицию!
Вопрос: (Крис Лайнс) Даниэль, на этот уик-энд в Ferrari и Red Bull Racing выбрали разное количество комплектов SuperSoft и UltraSoft. Полагаете, шинная стратегия станет ключевым фактором, или будут иные обстоятельства, которые следует принять в расчет?
Даниэль Риккардо: Это может на кое-что повлиять, но не факт, что в воскресенье. На тренировках участники могут свободно выбирать шины – вполне вероятно, мы или Ferrari скорректируем программу, чтобы в гонке иметь примерно одинаковое количество комплектов. Здесь очень жарко, резине приходится несладко, в медленных поворотах требуется хорошее сцепление при разгоне – задние шины испытывают серьезную нагрузку, и если у вас слишком много комплектов Ultra Soft, могут быть сложности. Впрочем, посмотрим. В этом году возможность использовать три состава смеси за уик-энд и необходимость определиться с выбором комплектов за месяц до гонки добавили интриги – разумеется, если бы выбирали шины на этой неделе, расклад мог получиться иным, но теперь ситуация отчасти напоминает лотерею, это по-своему захватывающе, и нам приходится тщательнее просчитывать свои действия по ходу свободных заездов.
Вопрос: (Дэвид Крофт) После этапа в Монце в Формуле 1 произошло несколько знаковых событий – было объявлено о новом держателе коммерческих прав, новых владельцах чемпионата из Liberty Media. Вы, гонщики, часто говорите, что хотели бы в большей степени влиять на спорт – если новые владельцы чемпионата спросят вас, как улучшить Формулу 1, и как сделать вас самих более довольными, что вы ответите им?
Серхио Перес: Мне бы хотелось видеть в Формуле 1 более плотное соперничество, чтобы команды из середины пелотона могли сражаться за победы и титулы. По-моему, болельщики были бы рады видеть в одной гонке на вершине подиума Williams, в другой – иную команду, а для этого нужно изменить систему распределения доходов, так как сейчас различия очень серьезные.
Даниэль Риккардо: Ничего не приходит на ум. Мы всегда говорим о каких-то деталях, но не привносим ничего нового. Пожалуй, следует проводить гонки по субботам, а не по воскресеньям – так будет больше времени на празднование результата!
Валттери Боттас: Сперва нужно посмотреть, как всё сложится с уже согласованными изменениями – будут новые машины, шины увеличенного размера с более высоким уровнем сцепления с трассой. Поживём – увидим.
Фелипе Наср: Отчасти повторю сказанное, главное – видеть меньшую разницу в скорости между машинами. Об этом мне говорили болельщики, им хочется наблюдать больше борьбы на трассе. В следующем году машины станут несколько иными, гонки будут проходить в более агрессивной манере – посмотрим, что из этого получится.
Джолион Палмер: Согласен с парнями, главное – добиться более плотного соперничества. Сейчас перед началом уик-энда мы понимаем, что на победу могут претендовать двое, четверо, максимум – шестеро гонщиков, но было бы здорово, если бы за лучший результат боролись Williams, Force India, или еще кто-либо из участников мог преподнести сюрприз. Это сказалось бы на зрелищности и сделало бы чемпионат более интересным.
Маркус Эриксон: Практически нечего добавить, со всеми согласен – нужна острая конкуренция, чтобы больше команд сражалось за подиумы и победы. Это сделало бы Формулу 1 более привлекательной для болельщиков.
Вопрос: (Луис Васконселос) Вопрос для сидящих во втором ряду. Не так давно вы выигрывали титулы в младших сериях, но сейчас спустя почти две трети сезона впервые в своей карьере не имеете на счету ни одного очка. Думаете ли вы об этом, начиная очередной уик-энд, и как справляетесь с негативными мыслями?
Фелипе Наср: В прошлом году мне не раз удавалось заработать очки – приятно приезжать на гонку с пониманием того, что тебе есть, за что бороться. Правда, в нынешнем сезоне у нас больше сложностей, но, с другой стороны, в такой ситуации стараешься сосредоточиться на областях, которым ранее не уделял достаточного внимания – в этом плане я чувствую себя более целостным гонщиком. Важен любой шанс, и когда дело доходит до уик-энда вроде сингапурского, мы понимаем, что в гонке могут произойти определенные события, нужно быть к ним готовыми. У троих из нас на данный момент нет ни одного очка – посмотрим, кто первым откроет счёт…
Джолион Палмер: Я об этом почти не думаю. Конечно, хотелось бы заработать очки, но если машина этого не позволяет, ты не в силах что-то изменить. Я сосредоточен на собственной работе, делаю максимум с тем, что имею. Предыдущие две гонки выдались непростыми, в Венгрии наши шансы были выше – думаю, здесь вероятность тоже относительно велика, но для меня главное – добиться прогресса и выжать из машины все резервы. Уверен, в будущем Renault будет бороться за очки, и если я смогу выступать уверенно с тем шасси, что есть сейчас, в перспективе результаты не заставят себя ждать.
Маркус Эриксон: Конечно, нынешняя ситуация совсем не похожа на те времена, когда в младших сериях мы каждый уик-энд сражались за победу. Если вы выступаете в небольшой команде, для вас даже задача заработать очки – серьезный вызов, и это приходится принять, такова Формула 1. У разных команд свои сильные стороны, нужно добиваться максимума с той машиной, что имеешь, оставаться сосредоточенным на собственных усилиях и не оглядываться на результаты, так как гораздо важнее сработать на 100%. Хотя, конечно, сражаться за очки намного приятнее.
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, в предыдущих семи гонках вы заработали всего 26 очков. Какое количество очков устроило бы вас в оставшихся семи гонках?
Валттери Боттас: Да, после подиума в Канаде мне удалось заработать гораздо меньше очков, чем я рассчитывал, но такова ситуация. Не могу назвать конкретную цифру, надеюсь лишь, что мы с командой будем завершать каждый из оставшихся этапов с ощущением, что взяли от него максимум. Для гонщика это главное, и хочется верить, что мы таким образом останемся впереди Force India.
Вопрос: (Дипак Рагав) Серхио, в последние два года Force India относительно слабо начинала сезон. В свете предстоящих изменений в правилах вызывает ли это опасения? И еще один вопрос. Если команда закончит сезон на четвертом месте в Кубке конструкторов, сможете ли вы навязать борьбу тройке сильнейших команд, как в свое время сделали парни из Red Bull Racing в 2008-м и 2009-м?
Серхио Перес: Нынешний сезон в условиях стабильного регламента мы начали с более конкурентоспособной машиной. Да, оставалось поработать над настройками, чтобы уменьшить скорость износа шин, но VJM09 уже в первых гонках позволяла выходить в финал квалификации.
Вспомним предыдущую смену регламента в 2014 году, когда я уже в третьем Гран При поднялся на подиум – в Force India умеют адаптироваться к переменам, у нас есть все шансы сработать здорово. Надеюсь, к концу сезона мы одолеем Williams, а в следующем сезоне сделаем еще один шаг вперед, хотя сражаться с Ferrari, Red Bull Racing и Mercedes очень сложно. Тем не менее, я верю в нашу команду, и если у нас получится закончить год на четвертом месте, это прибавит мотивации всем сотрудникам!
Вопрос: (Фил Данкан) Джолион, в Renault дали вам хоть малейший намек, когда будет принято решение относительно вашего контракта на следующий год?
Джолион Палмер: Нет, но для меня это ничего не меняет: нужно продолжать работу, а в остальном всё узнаем в свое время. Я в числе претендентов, но посмотрим, как всё сложится.
Перевод: Валерий Карташев