Гонка #275: 15 августа 1976 года. Гран При Австрии, Остеррайхринг |
|
Поул | Джеймс Хант (McLaren) – 1:35,02 (223,911 км/ч) |
Лучший круг | Джеймс Хант (McLaren) – 1:35,91 (221,833 км/ч) |
Победитель | Джон Уотсон (Penske) – 1:30:07,86 (212,451 км/ч) |
Начало сезона 1976 года сложилось для Ferrari просто великолепно, но уже середина превратилась в настоящий кошмар. Неожиданно у Скудерии объявился конкурент – команда McLaren и её лидер Джеймс Хант. Лауда по-прежнему был быстрее, но теперь удача оказалась на стороне британца, и когда во Франции Ники сошёл, выиграл гонку именно Хант.
Затем последовала очень странная победа Джеймса в Великобритании, которую он одержал за рулём запасной машины, на которую пересел по ходу гонки – хотя правила это запрещали. И при этом FIA вернула Ханту победу в Испании, хотя он был дисквалифицирован за нарушение технического регламента. А потом последовала печально известная авария на Нюрбургринге, в которой Лауда едва не погиб. Ники выбыл из строя на неопределённое время, а гонку выиграл Хант, сократив отставание до 14 очков…
Энцо Феррари был так шокирован и возмущён происходящим, что 5 августа, через несколько дней после Гран При Германии, объявил о немедленном уходе Ferrari из Формулы 1 – формально из-за аварии Лауды, фактически из-за несогласия с судейскими решениями. Коммендаторе считал, что поднимающаяся F1CA (предшественница FOCA) под руководством Экклстоуна откровенно благоволит британским командам. Параллельно менеджер команды, Даниэле Аудетто, за кулисами пытался добиться отмены Гран При Австрии, что, конечно же, увеличило бы шансы Лауды отстоять титул.
У организаторов австрийского этапа хватало и своих проблем. Потеря главного австрийского гонщика и главной итальянской команды (в Австрию всегда приезжало много болельщиков из соседней Италии) привела к катастрофическому падению продаж билетов, и в итоге гонку на Остеррайхринге посетили на 100 тысяч меньше болельщиков, чем год назад.
Делу не помогло даже появление нового австрийского пилота – после аварии Лауды Крис Эймон решил повесить шлем на гвоздь, и на его место в Ensign пригласили Ханса Биндера (дядю выступающего сейчас в GP2 и Формуле V8 3.5 Рене Биндера). Но ни он, ни Харальд Эртль из Hesketh на серьёзные результаты претендовать не могли.
Австрийцев на стартовой решётке могло оказаться больше, но заявки Карла Оппитцхаузера и Отто Штуппахера, поддержанные местным автоклубом Österreich Automobile Sports Club, организаторы отклонили – их гоночный опыт был далёк от Формулы 1. Пилоты пытались отстоять своё право на участие в гонке, даже предложив другим командам и гонщикам поддержать их, подписав петицию, но тщетно.
Субботние заезды прошли под дождём, так что результаты пятничной сессии, на сухой трассе, оказались окончательными. Поул, уже седьмой в сезоне, завоевал Хант, но стартовая решётка позади него выглядела достаточно необычно. Со второй позиции стартовал Джон Уотсон на Penske, далее следовали Ронни Петерсон на March, Гуннар Нильсон на Lotus и Жак Лаффит на Ligier. Оба гонщика Tyrrell провалились, и самым неприятным для них было то, что в дождь два передних колеса поднимали гораздо больше брызг, чем одно, так что Шектер и Депайе испытывали сложности с видимостью.
Утром в Шпильберге светило яркое солнце, но к полудню на небе появились тучи, а незадолго до старта вновь пошел дождь. Впрочем, он оказался непродолжительным, трасса стремительно сохла, и после 25-минутной задержки, в течение которой Берни Экклстоун обсуждал с организаторами ситуацию, гонка была объявлена сухой, а значит, все пилоты могли стартовать на сликах.
На стартовой прямой развернулось сражение между Хантом и Уотсоном, пилот Penske преподнёс ещё один сюрприз, захватив лидерство в первом повороте. Хант же потерял скорость и пропустил ещё и Петерсона! Нильсон сохранил четвёртую позицию, а Лаффит пропустил Прайса на пятое место. Выяснилось, что хотя на первом отрезке трасса оставалась влажной, на остальной части австрийского кольца асфальт успел высохнуть.
Петерсон быстро настиг Уотсона и спустя два круга вышел вперёд. Тем временем автором самого яркого прорыва оказался Шектер – начав гонку на 10-й позиции, к седьмому кругу пилот Tyrrell вышел на вторую позицию и вскоре догнал Петерсона! На влажном участке шестиколёсная машина, благодаря большему пятну контакта, вела себя очень хорошо, так что скоро Джоди захватил лидерство.
Однако уже на следующем круге Петерсон вновь вышел вперёд – Шектер потерял темп, обгоняя Жарье на круг, и Ронни тут же воспользовался ситуацией. Но и он пролидировал всего круг, после чего пропустил атаку со стороны Уотсона. Трасса продолжала подсыхать, и чем меньше воды на ней оставалось, тем больше терял темп Шектер. Он вновь пропустил Уотсона и Нильсона, какое-то время ехал на четвёртой позиции, но на 15-м круге на его Tyrrell сломался рычаг подвески, Джоди вылетел с трассы и врезался в барьер.
После схода Шектера сражение за вторую позицию развернулось между двумя шведами, Петерсоном и Нильсоном. Поначалу впереди был пилот March, затем Гуннару удалось его опередить. Однако Уотсон тем временем отрывался от этой пары всё дальше и дальше. На машине Ханта оказался повреждён передний обтекатель, и приблизиться к шведским гонщикам он не мог. Более того – вскоре самого Ханта смог обогнать Лаффит.
Француз этим не ограничился. Медленно, но верно он настигал Петерсона, ехавшего третьим, и на середине дистанции между ними развернулось настоящее сражение. Несколько кругов подряд пилоты менялись позициями, но верх в итоге взял Жак. Ближе к концу гонки он смог настичь и Нильсона, и на 45-м круге тот так же вынужден был капитулировать. Но догнать лидера, конечно, Лаффит уже шансов не имел.
Джон Уотсон одержал свою первую победу в Формуле 1 – так же, как и его команда Penske. Но если британца в будущем ждёт ещё немало успехов, то для американской команды победа в Гран При Австрии 1976 года осталась единственной. Жак Лаффит финишировал на 10 секунд позже и принёс Ligier её лучший на тот момент результат в гонках. Замыкал этот очень неожиданный подиум Гуннар Нильсон – он стоял на подиуме во второй раз в сезоне, но всего в третий раз в карьере заработал очки.
Для Ханта назвать гонку удачной было, конечно, нельзя – приезжая в Австрию в качестве главного фаворита, да ещё в отсутствие Ferrari (это был последний случай в Формуле 1, когда на старте не было ни одной машины Скудерии), он рассчитывал вовсе не на четвёртое место. Джеймс заработал лишь три очка, так что отставание от Лауды по-прежнему оставалось двузначным. Впрочем, если вспомнить, что в конечном итоге Хант выиграет чемпионат с преимуществом всего в одно очко, результат гонки для британца выглядит совсем по-другому.