Гонка #421: 23 марта 1986 года. Гран При Бразилии, Жакарепагуа |
|
Поул | Айртон Сенна (Lotus) – 1:25,501 (211,829 км/ч) |
Лучший круг | Нельсон Пике (Williams) – 1:33,546 (193,612 км/ч) |
Победитель | Нельсон Пике (Williams) – 1:39:32,342 (184,980 км/ч) |
Сезон 1986 года знаменит тем, что именно тогда в Формуле 1 использовались самые мощные моторы в истории. Они были настолько сильны, что их точные параметры остались невыясненными – в те времена попросту не было технологий, способных точно измерить такую мощность. Известно лишь, что она превышала 1350 л.с. Всего за пять лет, с конца 1980-го до начала 1986-го, мощность моторов Формулы 1 увеличилась вдвое.
Однако подобных значений удавалось достигать только в квалификации, при давлении турбины 5,5 атмосфер. В гонке эти значения падали до примерно 900-950 л.с., то есть меньше, чем у современных силовых установок. Разница оказалась столь велика, что топ-команды вынуждены были использовать квалификационные версии коробки передач, способные эффективно передать мощность на колёса. В итоге время поула оказалось примерно на восемь секунд быстрее лучших кругов гонки, хотя всего годом раньше разница составляла всего 2-3 секунды.
Почему же в гонке команды снижали давление наддува? Связано это не только с надёжностью (в квалификационном режиме ни одна турбина долго бы не протянула), но и с расходом топлива. В 1986-м вступило в силу новое ограничение объёма топливных баков – 195 литров, хотя и прежнего ограничения в 220 литров, действовавшего на протяжении двух предыдущих лет, пилотам зачастую не хватало. Но даже в режиме ограниченной мощности по ходу гонки приходилось ехать очень осторожно, а к концу дистанции, как правило, переходить в режим жёсткой экономии.
Несколькими годами ранее, во многом благодаря мощным моторам Porsche, в лидеры выбилась McLaren. С каждым годом её преимущество сокращалось – если в 1984-м пилоты команды Ники Лауда и Ален Прост разыграли титул между собой, то уже в 1985-м серьёзное сопротивление им оказали гонщики Williams, Ferrari и Lotus. Титул, наконец, завоевал Прост, но Лауда закончил чемпионат только десятым, после чего предпочёл завершить карьеру.
Сезон 1986 года Прост начинал с новым напарником – чемпионом 1982 года Кеке Росбергом. Карьера финна тоже была на излёте, Кеке исполнилось 37, но он по-прежнему считался одним из самых быстрых пилотов – в частности, в 1985-м выступавший за Williams Росберг одержал две победы и занял третье место в чемпионате.
Именно Williams считалась главным соперником McLaren в борьбе за титул – во многом благодаря новым фаворитам в борьбе за звание лучших моторов чемпионата – Honda. Японские двигатели уступали в мощности только BMW, но значительно превосходили их по надёжности, экономичности и управляемости. Состав пилотов тоже был очень сильным – вместо Росберга напарником Найджела Мэнселла теперь стал Нельсон Пике.
Но на первый Гран При сезона, на бразильскую трассу Жакарепагуа, Williams приехала в не лучшем расположении духа. За две недели до этого основатель команды Фрэнк Уильямс, возвращаясь с тестов на автодроме Поль-Рикар, попал в автомобильную аварию. Самого страшного удалось избежать, но Фрэнк получил перелом позвоночника и оказался парализован.
Единственным человеком в команде, неизменно излучавшим улыбку, был новичок команды Нельсон Пике. Не только потому, что этап в Рио для него домашний – бразилец был очень рад, что покинул Brabham, дела в которой шли всё хуже и хуже. Пике даже согласился на совместную с Айртоном Сенной встречу с болельщиками – хотя два бразильца уже тогда люто ненавидели друг друга. Благожелательности Нельсону придавал и тот факт, что болельщиков у него пока было больше – хотя Айртон стремительно теснил Пике и по этому показателю.
У Айртона тоже был новый напарник – дебютировавший в чемпионате шотландский аристократ Джон Колум Кричтон-Стюарт, 7-й маркиз Бьют, граф Дамфризский, более известный как Джонни Дамфриз. Прежний, Элио де Анджелис, перешёл в Brabham на место Пике. У мягкого и интеллигентного итальянца было много поклонников по всему миру, и с этого момента большинство из них Сенну возненавидело – они полагали, что бразилец фактически вынудил Элио покинуть Lotus, добившись привилегированного статуса в команде.
Так или иначе, Сенна и Пике оказались не только самыми популярными пилотами на Гран При Бразилии, но и его главными фаворитами. На многочисленных тестах, проходивших в Жакарепагуа в межсезонье, именно Lotus и Williams показывали лучшие результаты. Правда, судить можно было только по квалификационным результатам, а как будут обстоять дела в гонке – никто не знал.
В пятницу Сенна праздновал свой день рождения, но местные власти преподнесли ему и всем поклонникам гонок не самый приятный подарок. Перед началом заездов на трассу приехала полиция, так что первую сессию пришлось отложить. В FISA были возмущены, узнав причину задержки – стражи порядка потребовали предоставить им 2000 билетов! У Жан-Мари Балестра не было возможности повлиять на местные органы власти, но он выписал организаторам штраф в $50 тыс.
Когда заезды всё же начались, стало ясно, что прогнозы оправдываются – к радости зрителей, сражение за поул вели Пике и Сенна, а все остальные были очень далеко. В пятницу лучшим оказался Пике, со временем 1:26,266, но вечером Нельсон признался, что проехал далеко не идеальный круг – по его мнению, показать результат в районе 1:25,5 было вполне реально.
В субботу его предсказание полностью подтвердилось – правда, сделал это не Нельсон, а Айртон, проехавший практически идеальный круг. Пике же не повезло – в первой попытке улучшить свой пятничный результат ему помешал Arrows Марка Зурера, во второй он ошибся сам, оказавшись за пределами трассы в скоростном левом повороте. Нельсону повезло отделаться ушибом запястья и мелким ремонтом машины, но он оказался одним из двух пилотов (наряду с Зурером), который не смог улучшить пятничный результат.
Третье время вполне предсказуемо показал ещё один пилот Williams Найджел Мэнселл – столь же предсказуемым оказалось и 11-е время напарника Сенны, Дамфриза. Неожиданностей было две – очень сильное выступление гонщиков Ligier Рене Арну и Жака Лаффита, показавших четвёртое и пятое время, и относительный провал действующего чемпиона мира Алена Проста. Пилот McLaren в пятницу и в субботу столкнулся с мелкими неполадками в работе машины и не смог продемонстрировать своей истинной скорости, проиграв две позиции напарнику Росбергу.
В воскресенье Пике отдал дань уважения шефу, прикованному к больничной койке в Лондоне. По его инициативе, участники чемпионата собрались на стартовой решётке вокруг большого плаката, с надписью: «Не волнуйся, Фрэнк, у нас всё под контролем». Спустя несколько минут гонка стартовала – Сенна захватил лидерство, на второе место вырвался Мэнселл. Не откладывая дела в долгий ящик, Найджел попытался на первом же круге опередить и Сенну, но бразилец не уступил. В скоростном повороте Айртон оставил сопернику минимум места, Мэнселлу пришлось тормозить, он не удержал машину и вылетел с трассы.
Пике действовал осмотрительнее. Вернувшись на второе место после вылета напарника, он быстро нагнал Сенну, но не торопился с атакой, а дождался подходящего момента на третьем круге и легко опередил Lotus на прямой. На том же круге лидер Ferrari Альборето опередил Арну, выйдя на третье место. Оказавшись на первой позиции, Пике быстро оторвался от преследователей – к 16-му кругу он опережал Сенну уже на 10 секунд.
Впрочем, внимание зрителей было приковано не к лидировавшим бразильцам, а к Алену Просту. Француз неудачно стартовал, откатившись на 13-е место, но затем стал стремительно отыгрываться, обгоняя соперников практически на каждом круге. На пятом круге он был 9-м, на восьмом – 6-м, на 11-м вышел на четвёртое место. Альборето смог продержать Проста позади лишь пять кругов, и его следующей целью стал Сенна.
На 19-м круге Пике отправился в боксы за свежими шинами, но Сенна пролидировал всего один круг. Шины на Lotus окончательно износились, так что Прост легко вышел вперёд, а ещё через пару минут Айртон тоже свернул на пит-лейн. Вскоре стало ясно, что в McLaren решили пойти на один пит-стоп, против двух у большинства остальных пилотов. Однако на свежих шинах Пике оказался заметно быстрее, и на 27-м круге вернул себе лидерство. Спустя ещё пару кругов Прост отправился в боксы.
Прост вернулся на трассу третьим, в нескольких секундах от Сенны, но намеревался ехать до финиша, в то время как обоих бразильцев ждал ещё один пит-стоп. Это почти наверняка привело бы к серьёзной борьбе за победу на последних кругах гонки, но через два круга после пит-стопа мотор Porsche на машине Алена начал дымиться, и французу пришлось сойти. Так же, как и его напарнику Росбергу в начале гонки.
Сход Проста до предела упростил ситуацию для Пике. В Lotus могли надеяться лишь на какие-то технические проблемы у Нельсона или ошибку на пит-стопе, но в результате допустили ошибку сами. На 39-м круге они уже приготовились принимать в боксах Сенну, но на пит-стоп заехал Дамфриз! В образовавшейся суматохе механики поставили на его машину шины, маркированные для Айртона…
В результате Пике провёл вторую остановку на круг раньше Сенны. Это был единственный круг на второй половине дистанции, на котором лидировал Айртон – как только он сам отправился за новыми шинами, Нельсон вернулся на первое место. Двух соотечественников разделяли 17 секунд, но отрыв не только не сокращался, но, напротив, быстро увеличивался. Именно в этот момент Пике проехал лучший круг гонки, более чем на секунду быстрее Айртона, а к финишу довёл своё преимущество до 34 секунд.
Борьбу за третье место вели между собой пилоты Ligier. Поначалу впереди был Лаффит, затем его опередил Арну. Альборето в их борьбе не участвовал, так как ещё на середине дистанции вынужден был совершить дополнительный пит-стоп для проверки двигателя, а в конечном итоге сошёл из-за отказа топливной системы. Сходов было очень много, так что пятое место занял Мартин Брандл на Tyrrell, а шестое Герхард Бергер на Benetton – это был первый Гран При для команды под таким названием.
«Это самая лёгкая победа в моей жизни», – заявил после финиша Нельсон Пике. Лёгкость победы подчёркивал и тот факт, что в баках его Williams оставалось ещё 12 литров топлива, так что при желании Пике мог ехать быстрее. Моторы Honda подтвердили свою удивительную эффективность. Однако радоваться бразильцу было рано: у него было как минимум два опаснейших противника. Один из них, Мэнселл, обладал такой же машиной. Другой, Прост, способен был потягаться в скорости с Williams. Да, в Жакарепагуа оба сошли. Но на следующем Гран При роли могли поменяться…