1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)
Вопрос: Валттери, полагаю, вас переполняют позитивные эмоции – опишите их...
Валттери Боттас: Я очень рад! Это первый поул в карьере в моем пятом сезоне в Формуле 1. Потребовалось какое-то время, чтобы добиться такого результата, но всё получилось. Надеюсь, это первый поул из многих.
Огромное спасибо команде за отличную машину. Вместе с Льюисом мы стартуем с первого ряда – мы отлично поработали в этот уик-энд, сосредоточившись на том, чтобы машина была быстра вечером, в более прохладных условиях. Надеюсь, завтра всё будет так же.
Вопрос: За такими результатами вы и пришли в Mercedes. Что стало ключом к поулу?
Валттери Боттас: В Бахрейне не самая простая трасса, здесь несколько сложных торможений, где легко заблокировать колеса или пропустить апекс. Чтобы проехать быстрый круг, машина должна быть хорошо сбалансирована, но в итоге мне удалось показать время, которого оказалось достаточно для поула.
Вопрос: Отлично сработано! Льюис, в финале вы были быстрейшим по итогам первой попытки. Ближе к концу круга вам пришлось "ловить" машину – именно там вы уступили, или потеряли время на каком-то другом участке?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, поздравления Валттери! Вместе с командой он упорно работал и сегодня оказался быстрее, отлично справившись с задачей.
Я чувствовал, что мой первый круг был неплохим, но когда посмотрел на табло, то увидел, что Валттери показал почти такое же время. Я подумал "Вот даёт, похоже, он проехал отличный круг!"
В общем, он отработал здорово, а я потерял какое-то время на первом секторе – возникли какие-то необычные проблемы, которых прежде не было. Значит, при подготовке к завтрашнему дню надо будет это учесть. Но Валттери показал отличную скорость, особенно на первом секторе, но второй и третий тоже были хороши.
Я немного проиграл, но борьба была интересной – думаю, в квалификациях так и должно быть, это заставляет нас полностью выкладываться. Но в целом я доволен своей работой, мы стартуем из первого ряда, и это прекрасный результат для нашей команды.
Вопрос: Себастьян, если говорить о плотности результатов, во второй сессии первая тройка уместилась в шесть сотых. Вы были удивлены, когда в финале в Mercedes смогли отыграть еще четыре десятых?
Себастьян Феттель: Я доволен тем, как прошла квалификация, как вела себя машина. Вчера у нас были некоторые проблемы – ничего серьезного, мы просто скорректировали баланс в нужную сторону.
Во второй сессии мне казалось, что соперничество будет острым. Я был рад, что прошёл в финал квалификации, у меня получилась удачная первая попытка, но когда пересек черту, увидел, что оба гонщика Mercedes впереди, а узнав результат, огорчился. Четыре десятых – гораздо больше, чем я ожидал, особенно при том, что круг получился хорошим.
В следующей попытке я атаковал агрессивнее, поскольку терять было нечего – соперники позади уступали довольно много. Я не смог улучшить, но даже если бы отыграл у себя самого одну десятую, это ничего бы не изменило. Надеюсь, завтра смогу добиться большего.
Вопрос: Вернемся к Валттери. Уверен, вы рады дебютному поулу, но в субботу не бывает призового шампанского. Очевидно, теперь вы мечтаете о первой победе?
Валттери Боттас: Я и команда можем позволить себе насладиться моментом, но лишь короткое время. Главные события нас ждут в воскресенье, нет никакого смысла сейчас начинать мечтать о чем-либо. Завтра нужно сделать все, что в наших силах, разработать правильную стратегию. Сейчас я полностью сосредоточен на гонке и постараюсь сделать максимум. У меня хорошая позиция для старта, у нас сильная команда, надеюсь, мы завоюем победный дубль.
Вопрос: Валттери, если проанализировать первые три квалификации нынешнего сезона, в Австралии вы уступили Льюису почти три десятых, в Китае проиграли менее двух, а сегодня оказались впереди. Как вы постепенно приближались к цели?
Валттери Боттас: Каждая квалификация проходит в разных условиях на разной трассе и по своему сценарию, я просто комфортнее ощущаю себя в кокпите, меня всё больше устраивает поведение машины, я много работаю с командой над настройками, лучше разбираюсь в подобных вопросах и эффективнее взаимодействую с инженерами.
По сути, я всё более уверен в машине, и сегодня она ехала здорово – особенно в конце квалификации. Мне удались потрясающие круги, я чувствовал, что могу выжать из W08 максимум – это потрясающее чувство, однако достижение подобных результатов всегда требует времени.
Вопрос: Льюис, в квалификации вам удалось найти дополнительные доли секунды, о которых говорил Себастьян, но в гонке соперничество между Mercedes и Ferrari довольно плотное, и таким же оно наверняка будет на этой трассе, где температура асфальта очень высока, и крайне важно следить за состоянием задних шин. Какого рода сражение вы ожидаете в воскресенье?
Льюис Хэмилтон: Сегодня у нас было преимущество над Ferrari, но в гонке они, как правило, выглядят конкурентоспособнее – узнаем завтра. Возможно, ситуация станет более равной, соперничество обещает быть плотным. Валттери на длинной серии кругов выглядел очень конкурентоспособно, я не в курсе, насколько успешно в Ferrari работали длинными сериями, но слышал, что они в целом были быстры. В Бахрейне непросто следить за шинами, посмотрим, с одним или двумя пит-стопами мы проедем дистанцию. Жаркая погода, прочие факторы – надеюсь, нас ждет зрелищное сражение.
Вопрос: Себастьян, ранее Валттери говорил о том, насколько сложно в Бахрейне идеально проехать круг – особенно в квалификации. Не могли бы вы рассказать подробнее, почему?
Себастьян Феттель: Вечером всем нам выступать было проще, поскольку стало прохладнее – в предыдущие два дня при жаре сложности были у всех. Шины здесь сохраняют эффективность не настолько долго, как в предыдущих двух гонках, что напоминает прошлогоднюю ситуацию – мы не можем атаковать на протяжении всего круга. В этом разница.
Как заметил Валттери, трасса в Бахрейне всегда считалась очень техничной. Девятый и десятый повороты будто созданы для того, чтобы провоцировать гонщиков на ошибки – там легко промахнуться мимо апекса. В конце концов, всё сводится к оценке риска: ты направляешь машину в поворот, и должен решить, насколько ты ей доверяешь, насколько можешь рисковать, и если действуешь отважно, и всё получается, это дарит фантастические эмоции, а если всё идет не так – теряешь время.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, примите поздравления! Я посчитал – прошло 168 Гран При с тех пор, как финский гонщик в предыдущий раз стартовал с поула. Насколько важно для вас вернуть финнов на первую позицию?
Валттери Боттас: Спасибо, Хейкки, примите и вы мои поздравления! Да, ощущения невероятные, я не знал, что прошло так много времени – почти десять лет.
Себастьян Феттель: А кто был в предыдущий раз и где?
Вопрос: Хейкки Ковалайнен в Сильверстоуне в 2008-м.
Себастьян Феттель: Ох!
Валттери Боттас: Приятно прервать долгую череду гонок без финнов на поуле – я очень горжусь тем, что представляю здесь свою страну, и рад поддержке, которую получаю от соотечественников.
Себастьян Феттель: Где ты выступал в 2008-м? В Формуле 3?
Валттери Боттас: В Формуле Renault!
Вопрос: (Исеф Хардинг) Валттери, примите поздравления с первым поулом! Похоже, вы начинаете обретать уверенность, не так ли? Чувствуете ли вы, что становитесь единым целым с машиной?
Валттери Боттас: Сейчас мне гораздо комфортнее в кокпите, чем в Мельбурне. Чем дольше работаешь с машиной, тем больше ощущаешь себя с ней единым целым. Сегодня я чувствовал себя увереннее, чем неделю назад на квалификации в Китае – нужно продолжать эту динамику и с каждым разом выступать лучше.
Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, есть ли объяснение тому, почему здесь отставание от Mercedes оказалось больше, чем в двух предыдущих Гран При?
Себастьян Феттель: Объяснения нет. Я не знаю, где мы уступили больше всего – такое ощущение, что везде понемногу. Все три сектора у нас были достаточно неплохими – да, на первом и третьем здесь больше прямых участков, и, возможно, у Mercedes были доработки, позволившие им атаковать агрессивнее, но мне кажется, что мы проигрывали везде по чуть-чуть и несколько больше, чем обычно, уступали на прямых. Впрочем, для завтрашней гонки главное, что сегодня наша машина ехала весьма неплохо – уверен, отрыв уменьшится. Хочется верить, борьба будет плотной, а там посмотрим.
Вопрос: (Ходр Рави) Вопрос ко всем. Вы удивлены показанными сегодня результатами? Время поула оказалось на семь десятых лучше прошлогоднего достижения. Или вы ожидали большего преимущества?
Льюис Хэмилтон: Семь десятых? Мы в самом деле проехали на семь десятых быстрее, чем в прошлом году? Никогда об этом не думал. Машина в этот раз ехала лучше, чем в 2016-м, но у меня нет ответа, почему мы не отыграли еще больше. По крайней мере, нынешние машины в целом быстрее прошлогодних.
Себастьян Феттель: Ожидалось, что в целом в нынешнем сезоне мы поедем быстрее и в зависимости от конфигурации трассы где-то отыграем больше, где-то – меньше. Пожалуй, трасса в Бахрейне одна из наименее благоприятствующих улучшению прошлогодних результатов.
Вопрос: (Крис Медланд) Валттери, в четверг вы говорили, что быстро оправились от неудачного уик-энда в Китае, позволив себе думать о неудаче лишь в понедельник после гонки. Настрой на хороший результат действительно помогает?
Валттери Боттас: Всегда приятно добиться хорошего результата вне зависимости от того, насколько успешно ты провел предыдущий уик-энд, однако если у тебя были сложности, всегда здорово уверенно начать очередной этап. Да, ключевой день уик-энда наступит только завтра, но пока всё складывается неплохо. В любом случае, я предпочел бы оказаться на поуле, чем на какой-то другой позиции – посмотрим, что получится в воскресенье.
Вопрос: (Фил Данкан) Вопрос ко всем. Означает ли сегодняшний поул Валттери, что в борьбе за титул появился третий претендент? Ранее все говорили, что главный трофей сезона разыграют между собой Себастьян и Льюис…
Льюис Хэмилтон: Претендентов всегда было трое или четверо, Валттери с самого старта сезона был в их числе – ничего не изменилось.
Валттери Боттас: Пока рано говорить о битве за титул, нас ждет долгий сезон. Еще в первых гонках я говорил, что прогресс машин в этом году будет колоссальным, и та команда, что сможет прогрессировать наиболее эффективно, будет претендовать на победу в чемпионате. Повторюсь, о титуле говорить рано, однако в данный момент Mercedes и Ferrari явно сильнейшие команды в пелотоне, и я чувствую, что тоже участвую в борьбе.
Себастьян Феттель: Что ж, сегодня день Финляндии в Формуле 1, не забывайте про финнов!
Вопрос: (Хейкки Культа) Льюис, в предыдущий раз вы уступили поул финскому гонщику в 2008-м году. Помните ли вы, что чувствовали в тот день? Сейчас ощущения те же?
Льюис Хэмилтон: Я хорошо помню ту квалификацию в Сильверстоуне в 2008-м, Хейкки Ковалайнен тогда сработал фантастически. Он был быстрее с самого начала уик-энда, мы выбрали разные настройки… В те времена одной из машин заливали топлива на пару кругов больше, временами моя машина была легче, но в тот уик-энд Хейкки выглядел конкурентоспособнее, команде был необходим лучший результат, потому у Ковалайнена топлива было меньше. Он сработал отлично, но в гонке мне удался отличный старт.
Знаете, когда прозвучал первый вопрос, у меня в голове мелькнула сумасшедшая мысль: я представил, что в доме у Хейкки Культы есть стена, на которой он после каждой гонки ставит отметку со словами: «Ещё один этап без победы!» На этой стене у него уже 168 зарубок, но, возможно, уже в понедельник ему предстоит организовать ремонт и все те отметки заделать!
Себастьян Феттель: В финском языке есть слово «воcторженный»?
Валттери Боттас: Вроде того.
Льюис Хэмилтон: Должно быть, оно звучит довольно просто – как будет «восторженный» на финском?
Валттери Боттас: (неразборчиво)
Себастьян Феттель: Видите – такого слова у них нет!
Льюис Хэмилтон: Похоже, оно в самом деле используется редко.
Валттери Боттас: Я не в курсе.
Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для гонщиков Mercedes. В 2014-м году в Бахрейне мы видели потрясающее сражение между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. Завтра вам будет позволено открыто соперничать друг с другом, или после прошлогодних инцидентов в Австрии и Барселоне в Mercedes действуют определенные внутренние правила?
Льюис Хэмилтон: Позволено ли нам сражаться друг с другом? В этом плане ничего не изменилось – да, позволено. Подход такой же, как в прошлом году – мы можем открыто соперничать на трассе, придерживаясь принципов взаимного уважения, поскольку никому из нас не хочется сойти с дистанции. Нужно действовать осмысленно и привести к финишу обе машины, но в остальном мы можем активно бороться друг с другом.
Валттери Боттас: Согласен. Я рад, что нам позволено бороться между собой – уверен, мы можем сражаться жестко, но честно. Постараемся избежать того, что было год назад между мной и Льюисом в первом повороте Гран При Бахрейна, когда мы столкнулись…
Льюис Хэмилтон: В этот раз я стартую позади.
Валттери Боттас: Уверен, всё будет в порядке.
Себастьян Феттель: Нет уж, давайте!
Вопрос: (Исеф Хардинг) Льюис, ситуация становится всё интереснее. Валттери заработал поул и завтра может отметиться отличным результатом, ранее вы радовались соперничеству с Себастьяном Феттелем… Вы напоминаете воина, испытывающего восторг от предстоящей битвы. Вас устроил бы вариант с тремя претендентами на победу в этот уик-энд?
Льюис Хэмилтон: Конечно, жду с нетерпением! Здорово, что разница в скорости между командами минимальна – это заставляет каждого гонщика выкладываться на пределе, а когда ты сам и твой соперник выступаете на пике формы, это делает соперничество более захватывающим, и чем больше в нём участников, тем оно интенсивнее. В Формуле 1 давно не было больше трех-четырех претендентов, но, в любом случае, я рад, что среди них не только я и Себастьян.
Да, по ходу сезона будут взлеты и падения, но Валттери постоянно держит меня в тонусе, и сегодня я очень за него рад. Он заслужил столь удачный круг и этот поул, а я знаю, насколько особенные эмоции ты испытываешь, когда впервые выигрываешь квалификацию. Ты мечтаешь об этом с самого детства, завтра Валттери предстоит стартовать с оптимальной позиции, и, возможно, он одержит первую победу – впрочем, я сам постараюсь победить, но в какой-то момент по ходу сезона Валтерри обязательно поднимется на верхнюю ступеньку подиума. Если не завтра, так позднее, поскольку он с каждым этапом становится конкурентоспособнее.
Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, согласно информации FIA на вашей машине уже меняли турбонагнетатель и один из накопителей энергии. В столь ранней фазе сезона не вызывает ли это у вас какие-либо опасения?
Себастьян Феттель: Не вызывает. Да, замены не были плановыми, однако они не отбрасывают нас назад, мы выступаем вполне успешно. Зимой команда проделала потрясающую работу, особенно в части силовой установки, мы добились существенного прогресса – приятно чувствовать, что теперь у нас больше мощности, чем год назад. Да, впереди еще почти весь сезон, но вряд ли у нас возникнут какие-либо сложности.
Перевод : Валерий Карташев