Об ожиданиях от уик-энда…
Трудно найти трассу, которую пилоты и болельщики любили бы так же сильно, как Спа. Исторические трассы в Монако, Монце, Сильверстоуне, Нюрбурге – это прекрасно, но ни одна из них не сравнится с бельгийским автодромом.
Автодромом, впрочем, она стала относительно недавно – долгое время это была временная трасса, проложенная по обычным дорогам, протяжённостью 15 километров. В восьмидесятые длину круга сократили до 7 км, но в отличие от Нюрбургринга, где от старого кольца осталось одно название, или Хоккенхаймринга, где автодром после реконструкции полностью утратил прежний характер, новая версия трассы в Спа стала ещё лучше прежней. Все ключевые, наиболее яркие и зрелищные повороты остались, но при этом пилоты проезжают по ним чаще.
Главный «центр притяжения» Спа – Eau Rouge или «Красная вода» – самый знаменитый поворот в мировом автоспорте. Все без исключения гонщики его обожают, и пусть сейчас пройти его «в пол» на машине Формулы 1 достаточно просто, он по-прежнему один из самых впечатляющих.
Даже в сокращённой версии в Спа самый длинный круг в календаре современной Формулы 1 – больше семи километров. При настройке машин приходится искать компромисс между скоростью на прямых и сцеплением с асфальтом на втором секторе. Проблем с обгонами тут не было и до появления DRS. Результаты квалификации в Спа редко определяют результат гонки – за последние 15 лет обладатель поула побеждал только семь раз.
Вообще, у трассы интересная статистика – последние пять лет здесь побеждали пять разных гонщиков. Среди них нет ни одного финна, хотя именно Кими Райкконен – самый успешный из действующих пилотов в Спа, на его счету тут четыре победы. Вообще же абсолютный рекордсмен по победам в Бельгии и Спа – Михаэль Шумахер. Он здесь дебютировал, здесь одержал свою первую победу, а всего выигрывал шесть раз – даже без учёта победы в 1994 году, которую у него отобрали через два часа после финиша.
В нынешнем сезоне Кими Райкконен постепенно обретает себя и выглядит всё лучше – подводят только квалификации. В Спа позиция на старте не играет ключевой роли, эта трасса всегда нравилась Кими, так что Гран При Бельгии можно считать идеальным местом для него, чтобы прервать затянувшуюся полосу без побед, которая тянется с Гран При Австралии 2013 года.
Впрочем, эта победа нужна не только Райкконену. После невыразительного выступления Mercedes на Хунгароринге Льюис Хэмилтон вновь отстал от Себастьяна Феттеля в чемпионате – двух лидеров разделяют 14 очков. Феттель и Хэмилтон – два самых успешных гонщика последних лет, но оба побеждали в Спа всего дважды и горят желанием выйти вперёд в этом соревновании. Был бы рад открыть счёт своим победам в Бельгии и Валттери Боттас – в общем, нас ждёт жаркая битва.
О трассе…
Спа. 44 круга по 7.004 км = 308.052 км. 19 поворотов. Средняя скорость – 238 км/ч. Аэродинамика настраивается на средний/низкий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 335 км/ч с системой DRS и 320 км/ч без неё. Время на торможении – 14% круга. 9 зон торможения. Износ тормозов – низкий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21 секунда.
В этот уик-энд ключевым фактором станет требовательность трассы к моторам. 70% дистанции круга гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа, а на одном из участков – от разгона в La Source до точки торможения в Les Combes – 23,5 секунды подряд.
Пит-стоп в Спа занимает около 21 секунды. Пит-лейн достаточно длинный, но те, кто остался на трассе, в этот момент проезжают медленную шпильку, поэтому потеря времени не так велика, как могла быть.
О резине…
В Pirelli выбрали для этапа в Бельгии самые мягкие составы: UltraSoft, SuperSoft и Soft. Для обычно консервативных итальянских шинников это смелое решение, ведь трасса в Спа очень скоростная, нагрузки на резину достаточно велики. Такой выбор тем более удивителен, что во время двух предыдущих Гран При у гонщиков неожиданно взрывались шины.
Вероятно, после жалоб на излишнюю жёсткость шин в первых гонках сезона, в Pirelli посчитали, что проблемы с износостойкостью их продукции осталась в прошлом, но гонка в Сильверстоуне, на трассе с очень похожими нагрузками и схожей конфигурацией, показала, что это не так. Однако выбор шин на уик-энд в Спа к этому моменту уже был сделан, так что изменить ничего уже было нельзя.
Это значит, что командам тоже придётся учитывать фактор надёжности шин при выборе стратегии, и, возможно, мы впервые за долгое время увидим достаточно разнообразную тактику пилотов по ходу гонки, с использованием всех доступных составов. Очень важным может оказаться и выбор давления шин, диапазон для которого задают в Pirelli – в прошлом году команды жаловались, что давление слишком высокое.
Один из ключевых факторов гонки в Бельгии – погода. Капризный климат арденнских гор не раз превращал гонку в Спа в лотерею – дождь может пойти в любой момент, а через несколько минут закончиться. По той же причине, а также из-за высоких скоростей, велика вероятность появления автомобиля безопасности – более 80%.
Год назад в Спа…
Прошлогодняя гонка в Спа отличалась множеством штрафов с потерей мест на стартовой решётке. Главной жертвой правил стал Льюис Хэмилтон. По удивительному совпадению, из восьми машин с моторами Mercedes в пелотоне в первой половине сезона отказы приходились исключительно на Льюиса, так что уже к Бельгии лидер чемпионата исчерпал запас силовых установок и должен быть потерять места на старте.
Чтобы избежать наказаний в дальнейшем, в Mercedes решили сменить силовые установки сразу три раза, так что суммарный штраф Хэмилтона достиг 60 мест на стартовой решётке. Аналогичным образом поступили и в McLaren с Фернандо Алонсо, хотя надежд, что этого хватит до конца сезона, у Honda было меньше. 10 мест на старте потерял Маркус Эриксон и пять – Эстебан Гутьеррес.
Так как Хэмилтону предстояло начать гонку с последнего ряда, его напарник Нико Росберг получил отличный шанс сократить отставание в личном зачёте или даже выйти в лидеры чемпионата. Двух пилотов Mercedes разделяли 19 очков, но никто не мог помешать Росбергу выиграть гонку, а значит заработать 25 очков – что он в итоге и сделал. Весь вопрос состоял только в том, как сильно удастся отыграться Льюису.
Ещё один примечательный момент Гран При Бельгии 2016 года – дебют Эстебана Окона. Пилот Manor, Рио Харьянто, не смог найти финансирование для продолжения выступлений, и его сменил молодой француз, участник молодёжной программы Mercedes, до того выполнявший роль резервного пилота Renault.
На старте Росберг легко сохранил лидерство, а вот за его спиной развернулась жаркая борьба с участием обеих машин Ferrari и Макса Ферстаппена. Машина Райкконена оказалась зажата между соперниками, произошёл контакт как с Феттелем, так и с Ферстаппеном, в результате которого Себастьяна развернуло, а Макс повредил переднее антикрыло и начал терять позиции.
Кими продолжил гонку, но на его машине оказалось повреждено днище и переднее антикрыло. На втором круге, когда взорвалось заднее правое колесо на машине Карлоса Сайнса, был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности, и Райкконен отправился в боксы для замены носового обтекателя.
В результате первая десятка на третьем круге выглядела достаточно необычно. Росберг лидировал, но на втором месте ехал Нико Хюлкенберг, далее следовали Риккардо, Боттас, Перес, Грожан, Палмер, Магнуссен и Гутьеррес. А за 10 место боролись между собой Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон!
Рестарт был дан достаточно быстро, спустя два круга, но в гоночном режиме пилоты ехали недолго. На шестом круге Кевин Магнуссен попал в серьёзную аварию, вылетев на большой скорости в Eau Rouge, и на трассе появился реальный автомобиль безопасности. Кевин самостоятельно покинул кокпит, но повреждения барьера в Eau Rouge оказались слишком серьёзными, и гонку остановили красными флагами.
На восстановление барьера ушло семнадцать минут. Гонщики заехали на пит-лейн и покинули машины, а команды получили возможность сменить резину и устранить повреждения. Вся запланированная перед гонкой стратегия потеряла смысл – борьба начиналась заново. Больше всего проиграли те, кто заезжал в боксы под сэйфти-каром – их пит-стоп привёл лишь к большой потере позиций.
На оставшейся части дистанции почти все пилоты останавливались один раз, так что стратегического преимущества ни у кого не было. Исключением стал Льюис Хэмилтон, в Mercedes решили провести ещё один пит-стоп на 32 круге, но никакого преимущества это Льюису не дало – скорее наоборот. До пит-стопа британец имел шансы догнать и опередить Риккардо, а после остановки он хотя и демонстрировал отличный темп, догнать Даниэля не успел.