Гран При США: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция с руководителями команд

Участники: Тото Вольфф (Mercedes), Роберт Фернли (Force India), Джин Хаас (Haas), Зак Браун (McLaren)

Вопрос: Зак, команда подтвердила контракт с Алонсо на следующий сезон, есть информация, что соглашение рассчитано на несколько лет. Не могли бы рассказать подробнее, каковы рамки этого соглашения, какой сейчас статус Фернандо в McLaren?
Зак Браун: Мы счастливы сотрудничать с Фернандо. Все детали были согласованы ещё несколько месяцев назад, а в минувший четверг мы решили сделать заявление. Впрочем, это лукавство: тема была закрыта совсем недавно, хотя переговоры с Алонсо продолжались едва ли не весь сезон. Мы составили соглашение таким образом, чтобы оно позволило продолжить сотрудничество в обозримом будущем, но в Формуле 1 всё быстро меняется, потому сейчас мы целиком сосредоточены на следующем сезоне.

Вопрос: Тот же вопрос, который мы в четверг задали Фернандо. Силовые установки Renault в нынешнем сезоне выиграли две гонки и заработали десять подиумов – примерно таких результатов вы ждете от них в следующем году?
Зак Браун: Мы здесь для того, чтобы выигрывать гонки – это у McLaren всегда получалось. Предыдущие несколько лет оказались очень непростыми, но у нас есть нужные гонщики, есть поддержка акционеров, бюджет, а теперь команда получит мотор от производителя, который в последние десять лет стабильно выигрывал гонки и титулы. Думаю, с таким набором мы вполне можем рассчитывать на подиумы.

Вопрос: Роберт, очередной фантастический сезон: регулярное попадание в призовую десятку, уверенное четвертое место в Кубке конструкторов. Но в Формуле 1, если вы не прогрессируете, то откатываетесь назад, отсюда вопрос: какие шаги предпринимает руководство Force India для дальнейшего развития, насколько весь процесс зависит от изменений, о которых планируется объявить в ближайшие несколько недель?
Роберт Фернли: Здесь есть две составляющие. Первая – цель команды. Мы намерены удержать четвертое место, но не потому, что не хотим оказаться выше, просто сделать это очень сложно.

В современной Формуле 1 пелотон фактически разделен на две лиги: есть, скажем так, премьер-лига из трех ведущих команд, а остальные – это своего рода первый дивизион. Обе группы отличаются объемами выплат со стороны FOM, и пока эта разница не уменьшится, вы вряд ли увидите какие-либо изменения.

Вопрос: В Японии вам пришлось использовать командную тактику, когда Серхио Перес попросил, чтобы Эстебан Окон его пропустил. Сам Серхио принял последовавший за этим отказ, пояснив позже, что рокировка вряд ли сказалась бы на результате команды. Расскажите, как принималось решение, и как вы контролируете ситуацию в коллективе.
Роберт Фернли: Это фактически не было приказом – Серхио атаковал немного агрессивнее, чем требовалось, и с нашей стороны было достаточно попросить его сохранять позицию, что самого гонщика вполне устроило. Мы еще до старта решили: если получится пробиться на такие позиции, мы должны просто их удержать, потому Серхио справедливо заметил, что простой обмен позициями никак не повлиял бы на итоговый результат.

Вопрос: Джин, отличный результат в Японии, но каковы планы на следующий сезон? Роберт сказал, что для Force India удержание позиции будет само по себе успехом, но в каких областях по силам прибавить вашей команде?
Джин Хаас: Пожалуй, больше всего меня беспокоит вся эта суета со сменой поставщиков моторов. Если McLaren вернется на подиум, это будет стоить нам потери одной позиции в Кубке конструкторов. В Sauber получат последнюю спецификацию силовой установки, Toro Rosso перейдут на моторы Honda, которые сейчас выглядят неплохо – даже удержать нынешнюю позицию в Кубке конструкторов будет само по себе непросто, но именно это станет нашей основной задачей в следующем году. Конечно, нужно и прогрессировать, лучше проводить гонки, лучше понимать машину – если получится прибавить в этих аспектах, думаю, мы сумеем сохранить свой нынешний статус.

Вопрос: Вы основали команду в расчете вывести свой бизнес за пределы домашнего, американского рынка. Идея работает?
Джин Хаас: Да, вполне. Месяц назад в Ганновере прошла выставка инструментов, на нашем стенде красовалась машина Формулы 1, я примерно 50% времени тратил на то, чтобы рассказать потенциальным клиентам, чем именно мы занимаемся в чемпионате – что вызвало определенный интерес с их стороны. Людям хочется знать, кто мы такие, и что делаем, а после беседы у них в голове остается мысль: «Я знаю, чем занимаются эти парни, возможно, присмотрюсь к ним». Даже в таком специализированном бизнесе, как производство инструментов, подобные вещи очень хорошо работают в плане маркетинга и позиционирования бренда.

Вопрос: Тото, после летнего перерыва Льюис Хэмилтон выступает впечатляюще – чего стоит поул в Малайзии, добытый с машиной, чьё поведение в тот уик-энд было явно неоптимальным. Считаете ли вы, что Хэмилтону в этом сезоне снова удалось прибавить, и если да, то за счет чего?
Тото Вольфф: Льюис, определенно, стал сильнее. Мы сотрудничаем уже пятый год, притом Хэмилтон добился прогресса как на трассе, так и вне её, и это очень приятно наблюдать. Думаю, многое объясняется той внутренней динамикой, что есть в нашей команде. Льюис и Валттери отлично ладят друг с другом, благодаря чему на трассе не возникает никаких неприятных ситуаций, гонщики и инженеры превосходно взаимодействуют между собой, что позволяет прогрессировать всему коллективу.

Вопрос: Стало известно, что Макс Ферстаппен будет выступать в Red Bull Racing до конца 2020 года. Хельмут Марко сказал, что совсем скоро закончится контракт у Даниэля Риккардо – заинтересованы ли в Mercedes заполучить к себе австралийца уже в 2019-м?
Тото Вольфф: Мы недавно продлили контракт с Валттери Боттасом и сейчас полностью сосредоточены на работе с ним и Льюисом в следующем сезоне, чтобы закончить его с максимально возможным результатом. О планах после 2018 года мы пока не думали.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дэн Натсон) В FIA планируют в ближайшее время представить командам обновленный регламент на моторы. Каким бы вам хотелось его видеть?
Зак Браун: Интересно взглянуть, какими будут новые правила, пока мы слышали только намеки. Все сошлись во мнении, что чемпионату необходимы относительно дешевые моторы. Команды должны иметь более скромный бюджет, и стоимость силовых установок – один из факторов.

Присутствие автопроизводителей в Формуле 1 всегда было и будет критически важным, но хотелось бы видеть и независимых поставщиков: в такой ситуации, если у команды нет поддержки автопроизводителя, у неё всегда найдется вариант, и это пойдёт во благо спорту, как происходило ранее. Надеюсь, обновленные правила позволят автопроизводителям и впредь получать выгоду от участия в Формуле 1, но будут способствовать и появлению независимых поставщиков, за счет чего возникнет конкурентная, но менее затратная среда, в которой команды свободно смогут выбирать себе партнера.

Тото Вольфф: Сейчас ситуация неплохая – в чемпионате представлено несколько автопроизводителей, хотя в других гоночных сериях они уходят. Автопроизводители остаются своего рода стержнем Формулы 1, но в остальном я согласен с Заком.

Думаю, нас устроит любой вариант, предложенный FIA. Исследования показали, что технологии являются важной характеристикой продукта, который предлагает Формула 1 – следовательно, правила не должны кардинально снижать уровень технологичности, но должны способствовать появлению независимых поставщиков вроде Aston Martin, чей приход пошёл бы на пользу спорту. Чем больше брендов мы сможем привлечь, тем интереснее будут гонки. Посмотрим, каким окажется предложение FOM и FIA, а далее будем работать с тем, что получим.

Джин Хаас: Мы слышали разные предположения насчёт того, какими будут новые моторы, потому сложно говорить определенно. Очевидно, конструкция станет проще, без мотор-генератора MGU-H…

Всё это хорошо, но я также соглашусь с тем, что в правилах должна быть зафиксирована спецификация, позволяющая производителю разработать не только сам мотор, но и трансмиссию целиком. Предложение одного лишь мотора без коробки передач ограничивает выбор. Нынешние моторы и коробки передач сильно связаны друг с другом, сложно приобрести их отдельно и заставить эффективно взаимодействовать.

Роберт Фернли: Согласен со всем сказанным.

Вопрос: (Дитер Ренкен) В продолжение темы. Насколько я понял, обсуждался вариант реализовать в Формуле 1 систему полного привода, при которой передние колеса получают энергию от генератора KERS. Тото, если я не ошибаюсь, в Mercedes не возражают против такой схемы, верно? Что скажут остальные? Вам бы хотелось видеть в чемпионате привод на все четыре колеса, или это противоречит – воспользуюсь избитым термином – самой сущности Формулы 1?
Тото Вольфф: Как я уже говорил, важен определенный уровень технологий. Если мы отказываемся от модуля MGU-H, то каким образом компенсировать потерю 60% восстанавливаемой энергии? Варианты разные, и привод передних колес – один из них. Не скажу, что нас так уж вдохновляет идея сделать отдельные моторы для передних колес, но мы должны рассматривать и обсуждать все технологии, позволяющие компенсировать потерю мощности.

Роберт Фернли: Мы приветствуем любые технологии, но ключевым требованием к новым моторам является снижение издержек. Если появление полного привода спровоцирует рост расходов, это будет противоречить целям всего процесса.

Джин Хаас: Идея с полным приводом вполне реализуема, но, как и везде, нужен расчёт. Мы обсуждали этот вариант с Ferrari, и они ответили: если мы откажемся от MGU-H в пользу отдельного мотора для передних колес с функцией рекуперации, то вряд ли сможем восстановить такое же количество энергии. Потому нужно действовать осторожно.

Примерно в такую же ловушку попала Формула 1, когда переходила на гибридные силовые установки: сама идея выглядела простой, но стоило приступить к разработке, как возникли сложности. Честь и хвала Mercedes, они сразу всё сделали верно, ну а остальным пришлось искать решения. Следует всё продумать, прежде чем сказать: «Давайте сделаем машину с полным приводом», - ведь мы снова рискуем оказаться в ситуации, когда у одной из команд всё получится, а остальным придется догонять. Чем проще, тем лучше.

Зак Браун: Не думаю, что у нас есть четкие технические критерии – скорее, мы сосредоточены на факторах, о которых говорили ранее: стоимости и конкурентоспособности. О них нужно думать в первую очередь, а с помощью каких технологий всё будет реализовано, можно обсудить позднее. Впрочем, лично мы не имеем ничего против полного привода.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Мы постоянно слышим, что на следующей неделе в Liberty представят свое видение регламента на моторы, но правила ведь пишет FIA, а автопроизводители несколько месяцев обсуждают возможные варианты. Чем объясняется такой парадокс, что на самом деле происходит?
Тото Вольфф: FOM и FIA пытаются определиться с вариантами, мы в этом процессе не участвуем и потому ничего не слышали. Интересно узнать, какие точки зрения рассматриваются. В ближайшие недели должны пройти две встречи на эту тему, но больше я вам рассказать не могу.

Вопрос: Роберт?
Роберт Фернли: Мы не участвуем в процессе, и нам, как и вам, ничего не известно.

Вопрос: Джин?
Джин Хаас: Вопрос обсуждается на уровне технической группы, в состав которой мы не входим. Им самим предстоит прийти к единому мнению. Как правило, владельцы коммерческих прав определяют видение, а FIA фиксирует всё в правилах – по крайней мере, лично я так понимаю процесс. Очевидно, здесь и возникает путаница: владельцы хотят одного, FIA – другого, притом временами вопрос не подкреплен достаточной технической экспертизой, из-за чего мы получаем продукт, не вполне устраивающий всех. Я не говорил об этом ранее, но я тоже считаю вопрос издержек приоритетным: крайне важно, вернее, жизненно необходимо создать продукт, который смогут позволить себе даже небольшие команды.

Вопрос: Зак, если не вполне понятно, какую спецификацию мы все ждем, возможно, вы сможете пояснить, что хотела бы видеть ваша команда?
Зак Браун: Следует предполагать, что Формула 1 и FIA тесно взаимодействуют друг с другом, и если одна из сторон может заявить: «Вот, таков план», - то логично думать, что он был проработан совместно. Проблемы нашего спорта широко известны, остается надеяться, что новые правила и технологии будут тщательно продуманы.

Из того, что я видел на заседаниях Стратегической Группы, можно сделать вывод, что далеко не всегда учитываются все аспекты: техническая составляющая, влияние на болельщиков, коммерческие последствия. Плавник на кожухе двигателя сейчас перекрывает надпись на плоскости заднего антикрыла – не думаю, что этот фактор когда-либо обсуждался. В плане спонсорства эта часть машины всегда была одним из оптимальных мест размещения рекламы, тогда как сейчас из-за плавника она потеряла прежнюю привлекательность. Хочется верить, что при всеобщем взаимодействии будут подняты правильные вопросы, и мы получим нужный результат.

Вопрос: (Олав Мол) Пара вопросов для Тото. У Mercedes лучший мотор в пелотоне, но вашим клиентским командам с трудом удается добиться подиума, не говоря о победе. Вы говорили, что никогда не предоставите мотор команде, способной одолеть заводской коллектив Mercedes – возможно ли, что в заключительные два года действия нынешнего регламента эта ситуация изменится? И второй вопрос: понятно, что вам хочется всегда побеждать, но если вы всё же уступите, то кому проиграть предпочтительнее: Ferrari или клиентской команде?
Тото Вольфф: Непростой вопрос. Мы выступаем для того, чтобы добиться максимального результата, и потому должны тщательным образом выбирать, кому предоставить моторы. Одним из принимаемых в расчет факторов является стремление не оказаться в ситуации, когда нашему отделу шасси придется нести дополнительные расходы, и всё сведется к битве бюджетов между крупными командами, так как фактор мотора будет нейтрализован.

Что касается вопроса о том, кому бы мы предпочли уступить… Не знаю, сложно сказать. Как спортсмен ты должен признавать заслуги того, кто сработал настолько хорошо, что смог тебя превзойти. Потому мы так любим спорт, ведь он беспристрастен: секундомер никогда не обманет. Я могу смириться с поражением от любого соперника, сработавшего лучше нас, ведь его успех будет абсолютно заслуженным.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Тото, Mercedes выступает в Формуле 1 в силу трех связанных между собой причин: спортивной, коммерческой и технической. При каких обстоятельствах компания может уйти из чемпионата?
Тото Вольфф: Когда в 2010-м году Mercedes вернулась в чемпионат в статусе заводской команды, это решение далось нам очень непросто. С другой стороны, оно было тщательно продумано и взвешено, потому сейчас у нас нет никаких мыслей об уходе. В этом суть бизнеса Mercedes: мы строим и дорожные, и гоночные машины.

Вопрос: (Джон Массендейл) Мне, американскому болельщику Формулы 1, приятно наблюдать за действиями Liberty Media: от незначительных изменений, вроде появления в США на экране трансляции спидометра в милях, до более серьезных шагов в области телевизионного сопровождения уик-энда. Хотел бы спросить Джина и Зака, как вы оцениваете работу Liberty Media, и чего ждете от них в дальнейшем?
Джин Хаас: Эти люди неплохо справляются. Они выбрали позитивный, проактивный подход к изменениям и сделали спорт доступным для большего числа болельщиков. Мне нравится то, как сейчас проходит уик-энд, он стал по-настоящему семейным мероприятием. За минувший год люди из Liberty Media реализовали больше изменений, чем мы могли наблюдать за несколько предыдущих лет. Знаю, у них есть планы увеличить количество гонок и многие другие идеи – будет интересно взглянуть, о чем они напишут командам, и каким окажется ответ, но в целом их деятельность носит позитивных характер.

Зак Браун: Я согласен с Джином, в нынешнем сезоне мы наблюдаем немало перемен. Люди из Liberty Media пробуют нечто новое, активно взаимодействуют с болельщиками – можно сказать, что сейчас весь процесс направлен на зрителя, и если мы всё сделаем верно, если сумеем привлечь сотни миллионов новых болельщиков, это создаст здоровую экосистему с большим количеством спонсоров, которые смогут лучше продавать свои продукты. В Liberty Media нацелены на расширение зрительской аудитории, но пока рано судить о результатах, ведь с того момента, как они приступили к делу, не прошло и года. Процесс только начался, но в дальнейшем он может обеспечить спорту процветание.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Тото, вы говорили о двух предстоящих встречах. Полагаю, одна из них – презентация нового регламента на моторы, запланированная на 31 октября, а вторая – собрание Стратегической Группы. Если учесть, что у четырех представленных здесь команд совершенно разные бизнес-модели, каким каждому из вас хотелось бы видеть итог собрания группы 7 ноября?
Тото Вольфф: Я могу говорить только за свою команду. Главное – добиться четкого понимания позиции Liberty Media в отношении регламента на шасси и моторы. Пока нам предоставляют время на адаптацию и дают возможность озвучивать собственное мнение, мы открыты для вариантов.

Зак Браун: Согласен с Тото, меня беспокоят лишь сроки внедрения. Вряд ли нам удастся добиться всеобщего согласия, в таком случае нужно закрыть 80% вопросов, а затем, будучи владельцами чемпионата, принять управленческое решение. Надеюсь, всё пройдет достаточно быстро. До 2021 года осталось не так много времени, было бы замечательно чуть раньше внедрить отдельные идеи. Главное – не затягивать процесс, как это часто случалось со сменой регламента и всегда имело далеко не лучшие последствия.

Джин Хаас: Владельцам чемпионата нужно зафиксировать свои идеи на бумаге, иначе на устранение вопросов уйдет весь следующий год, а там до 2021-го останется совсем немного. Крайне важно представить варианты в письменной форме, чтобы команды смогли выразить своё мнение – так начнет формироваться базовое видение. Мы все заинтересованы в ограничении бюджета, новых моторах и технологических рамках, но сам процесс принятия решений напоминает попытку провести через конгресс налоговую реформу или бюджет государства – складывается ощущение, что он может длиться вечно.

Роберт Фернли: Во многом схожее мнение. На заседании Стратегической Группы хочется добиться принципиального согласия насчёт целей, которых мы хотим достичь, и сроков их достижения. Таким должен быть итог собрания 7 ноября. Если согласие не будет получено, сроки увеличатся.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Если говорить о презентации вариантов, в какой мере допускается их обсуждение? Вам предлагают либо согласиться, либо уйти, или здесь, как заметил Джин, появляется повод для дальнейшей дискуссии?
Роберт Фернли: Надеюсь, переговоров с различными командами в течение предыдущих шести месяцев было вполне достаточно, чтобы сформировать у владельцев чемпионата четкое видение того, чего они сами хотят добиться, и понимание, что команды будут выступать за устраивающий их вариант. Главное – сами идеи и срок на их реализацию, но я бы всё-таки рассчитывал на дискуссию. Вряд ли предложения заранее не подлежат обсуждению, но четкое направление точно должно быть.

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Вопрос ко всем. Не могли бы вы рассказать подробнее, каких решений ждете от Стратегической Группы? Возможно, найдутся три приоритетные темы, которые вам хотелось бы обсудить, пусть даже Джин заметил, что это может напоминать дебаты в конгрессе. Готовы ли вы долгими часами вести дискуссию и всё-таки получить ответ, а не переносить вопрос на следующее заседание?
Тото Вольфф: Кажется, в последнее время конгресс принял не так много решений – нам следует сработать лучше. Следует понимать, что у каждой команды есть собственные установки, и это делает Формулу 1 такой, какая она есть, однако нельзя упрямо придерживаться исключительно своей точки зрения.

Каким был вопрос? Думаю, нам следует тщательным образом обсудить само видение конечного продукта, а затем найти некий компромисс.

Зак Браун: Я склонен согласиться с Тото. Мы все хотим поскорее решить вопрос и готовы потратить на это столько времени, сколько потребуется. Кажется, у меня на тот день уже забронирован обратный перелёт, но если совещание затянется, я, пожалуй, полечу обратно вместе с Тото. Тем для обсуждения в самом деле много, будет сложно свести всё к трём ключевым вопросам.

Джин Хаас: Не думаю, что у нас достаточно права голоса на собрании группы. Я обсуждал эту ситуацию с Гюнтером Штайнером, всё возвращается к тому, о чем говорилось ранее: нужно зафиксировать варианты на бумаге, тогда с ними можно будет работать. Сейчас всё озвучивается голосом, вокруг много слухов – до тех пор, пока идеи не будут изложены в письменной форме, обсуждать их не имеет смысла. Пожалуй, меня бы устроило даже краткое описание на одну страницу.

Роберт Фернли: А мне бы хотелось чуть большего – скажем, четкого предложения вроде: «Это то, что мы хотим сделать, вы согласны или нет?» Достаточно даже общего описания с четким намерением реализовать идею к определенному сроку, но не думаю, что нам необходима масштабная дискуссия – за последние 6-8 месяцев у нас было достаточно времени, чтобы всё обсудить.

Перевод: Валерий Карташев