Гран При США: Пресс-конференция в субботу

Телевизионное интервью после квалификации

Телевизионное интервью

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Валттери Боттас (Mercedes)

Вопрос: (Уилл Бакстон) Льюис, вы пилотировали безупречно! Первый сектор вашего лучшего круга оказался не оптимальным, но в целом результата хватило, чтобы снова всех опередить!
Льюис Хэмилтон: Команда сработала потрясающе! Условия сегодня были непростыми: ветер усилился, в первом повороте он был встречным, в скоростных поворотах первого сектора – попутным, в девятом повороте снова встречным. Ситуация менялась по ходу круга, приходилось всякий раз просчитывать, насколько агрессивно можно атаковать, но именно этим мне нравится эта трасса – на ней по-настоящему здорово гоняться, особенно с такой послушной машиной.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Притом на тех участках трассы было довольно жарко…
Льюис Хэмилтон: Жара? Знаете, в кокпите всегда жарко! Думаю, сегодня температурные условия оптимальные, мы можем, по крайней мере, насладиться солнцем. Нас ждёт захватывающая гонка, в которой будет непросто контролировать работу шин, но я готов к борьбе настолько, насколько это в принципе возможно.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Себастьян, вам было крайне важно завоевать место в первом ряду, чтобы продолжить прессинг на Льюиса, не так ли? Насколько вам пришлось выкладываться?
Себастьян Феттель: В конце сессии я был доволен машиной, но мне не удавалось найти ритм из-за ветра, особенно на первых двух секторах. Поначалу с этим были сложности, но в итоге удалось все сделать правильно в тот момент, когда это имело значение. Было важно оказаться на первом ряду – у нас хороший гоночный темп, так что в гонке мы будем быстры. На протяжении всего сезона мы немного уступаем в квалификациях. Льюис отлично справился – ему удались два прекрасных круга, но я жду гонку.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Все только и говорят о том, что необходимо сделать Льюису, чтобы уже в этот уик-энд взять титул, тогда как вам необходимо выиграть предстоящую гонку. Думаете, получится?
Себастьян Феттель: Было бы здорово победить не только здесь, но и в оставшихся гонках. Впрочем, нужно действовать постепенно. В пятницу нам не удалось как следует поработать на трассе, в субботу ситуация была лучше. Я смог найти скорость – в конечном итоге, только это имеет значение. Гонка только в воскресенье, в Остине отличная трасса, надеюсь, нас ждет хороший день.

Вопрос: (Уилл Бакстон) И до первого поворота здесь продолжительный отрезок! Валттери, вам не удалось квалифицироваться в первом ряду. Полагаю, вы немного огорчены, но машина быстра – насколько уверенно чувствуете себя перед гонкой?
Валттери Боттас: Сейчас я в самом деле огорчен. Всё выглядело неплохо, временами я практически не уступал Льюису. Впрочем, всегда можно попытаться отыграться в гонке.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Льюис, вернемся к вам. Для вас США – практически вторая родина, здесь вы завоевали свой третий чемпионский титул. Рассчитываете в воскресенье взять четвертый?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли в это воскресенье я в четвертый раз стану чемпионом мира. Себастьян Феттель сегодня сработал здорово, вернул Ferrari в первый ряд. Я делаю всё, что в моих силах, стараюсь заработать как можно больше очков, но Себастьян снова оказался рядом, и если он не совершит ошибку, что маловероятно для четырехкратного чемпиона мира, борьба продолжится в оставшихся гонках до конца сезона.

Пресс-конференция

Пресс-конференция после квалификации

Вопрос: Льюис, насколько удачными получились ваши попытки в финале квалификации? Что вы сейчас чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Ощущения фантастические, я очень рад, и мне хотелось бы, чтобы квалификация длилась дольше, поскольку это наиболее захватывающий момент уик-энда. В целом всё прошло отлично – да, последний круг не вполне удался, но до него мы выглядели здорово. Команда сработала безупречно, проанализировала всю собранную информацию и подобрала верные настройки, что позволило мне раскрыть потенциал машины.

Здесь фантастическая трасса: из-за своей конфигурации и ветра, меняющегося от поворота к повороту, она по-настоящему непростая. Когда мчишься в «эсках», сперва ветер встречный, затем боковой, а потом и вовсе попутный – нужно постоянно адаптироваться, но мне это нравится! На последнем круге мне немного помешал порыв ветра, но такое иногда случается – я в любом случае рад завоевать поул перед такими замечательными болельщиками!

Вопрос: В финале в первой попытке вы проехали круг за 1:33 с небольшим. Отправляясь на заключительную попытку, вы рассчитывали выйти из 1 минуты 33 секунд?
Льюис Хэмилтон: Я ни о чем подобном не думал! Честно говоря, я даже не знал, какое время показал в первой попытке.

Вопрос: Кажется, 1 минута 33.108 секунды.
Льюис Хэмилтон: Думаю, в заключительной попытке я ехал быстрее и в идеале мог выйти из 1 минуты 33 секунд, но в сегодняшних условиях сделать это было очень сложно.

Вопрос: Себастьян, за ночь команда собрала вам машину вокруг нового шасси. Расскажите, как всё прошло, что вы чувствуете, разделив в протоколе гонщиков Mercedes...
Себастьян Феттель: Я очень доволен результатом, было крайне важно уверенно проехать заключительную попытку. Мы не лучшим образом начали уик-энд, наблюдались проблемы, мне было некомфортно в кокпите, и я проехал крайне мало кругов. Вскоре после начала второй пятничной сессии я выехал за пределы трассы, что тоже не помогло, и в тот момент подумал, что у нас явно что-то не так.

За ночь команда проделала огромную работу. Нашим механикам второй уик-энд подряд приходится действовать в условиях крайне сжатого графика, ранее они меняли мотор, в этот раз пришлось иметь дело с шасси, но мы не нарушили режим закрытого парка. Вы помните, что все работы можно проводить строго до определенного часа, всегда есть риск не успеть, однако наши парни снова сработали рекордно быстро.

Конечно, это не те рекорды, которых нам хочется, но в целом сегодня я был в большей степени доволен машиной. В квалификации не удалось сразу войти в ритм, были сложности в паре поворотов, но я знал: если получится их пройти, я смогу всерьез улучшить результат – так и получилось. Мы оказались ближе к Mercedes, чем могли предполагать, и если в гонке машина будет вести себя не хуже, мы наверняка будем достаточно быстры.

Вопрос: Валттери, в квалификации температура воздуха и асфальта была максимальной с начала уик-энда. Как вела себя машина, и чего вы ждете от гонки?
Валттери Боттас: Как заметил Льюис, из-за ветра квалификация выдалась непростой, очередной круг отличался от предыдущего. С самого начала уик-энда мы неоднократно корректировали настройки и добились большей скорости, но управлять машиной лично мне было сложно. Мои быстрые круги были в целом неплохими, но темпа явно не хватало, я не мог ехать быстрее, а Льюис снова сработал безупречно.

Вопросы с мест

Льюис Хэмилтон

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, вы оставили за собой лучший результат во всех сессиях. Полагаете, в гонке у вас тоже будет преимущество? В Малайзии у вас были сомнения на этот счет – здесь ощущения иные? И вопрос для Валттери: вам удался потрясающий первый сектор, но на остальной части круга вы были не настолько быстры – почему?
Льюис Хэмилтон: Зачастую мы неплохо выглядим на свободных заездах и в квалификации, тогда как в гонке нам сложнее добиться оптимального баланса. Не то чтобы ситуация была ужасной, просто в квалификации мы в целом конкурентоспособнее, чем в гонке. Впрочем, здесь мы быстры, у меня достаточно комплектов шин, и я предвкушаю хорошее сражение с Себастьяном и Валттери. В Остине можно вплотную преследовать соперника и обгонять, как было между мной и Себастьяном в 2012-м. Я не планирую подпускать Ferrari настолько близко, но посмотрим, как всё сложится.

Валттери Боттас: Я не вполне понял вопрос.

Вопрос: (Ливио Орихио) Вы были быстрейшим на первом секторе, но на остальных секторах уступали – почему?
Валттери Боттас: Да, в финале квалификации мне не удалось добиться прогресса во второй попытке. Первая получилась неплохой, однако Льюис смог больше прибавить по сравнению с предыдущими сессиями. Кроме того, состояние трассы не улучшилось. В целом сессия выдалась непростой, каждый последующий круг был не похож на предыдущий, но серьезных ошибок не было, разве что небольшие помарки на разных участках – они и стали причиной отставания.

Вопрос: (Кристиан Менат) Себастьян, не могли бы вы сравнить ситуацию в сегодняшней квалификации с тем, что было в Японии, где вы заметно больше уступили Mercedes? Возможно, вы понимали, что Льюису самому предстоит в тех двух поворотах действовать осторожнее. Кстати, о каких поворотах идет речь?
Себастьян Феттель: У меня были сложности в восьмом и девятом поворотах – там, где трасса уходит вверх. Ситуация с ветром на протяжении всего дня оставалась непростой, но если утром мне казалось, что всё в порядке, то квалификацию я начал не лучшим образом. От меня не требовалось атаковать менее агрессивно, просто нужно было собрать всё воедино. В предыдущих попытках я пробовал рисковать чуть больше, это не срабатывало, но я знал, где именно должен проехать лучше, и с задачей справился.

В Японии я мог спокойно рассчитывать на первый ряд вне зависимости от результата Валттери. Там я решил рискнуть чуть сильнее, а здесь действовал иначе. Мой первый быстрый круг не был оптимальным, я знал, что обязан всё сделать правильно, иначе не попаду даже в первую шестерку. Хорошо, что мы выбрали верный момент.

Вопрос: (Джефф Глюк) Льюис, как складывались ваши отношения с американскими болельщиками за эти годы? Похоже, они искренне вам симпатизируют.
Льюис Хэмилтон: Я полюбил эту страну за много лет до того, как впервые посетил её, просматривая фильмы и наблюдая по ТВ знаменитые города вроде Нью-Йорка. Моя мама откладывала деньги, чтобы свозить меня в Нью-Йорк на мой семнадцатый день рождения – это были замечательные несколько дней, с тех пор моё чувство к США только крепло. Здесь я одержал свою вторую победу в карьере – тогда еще в Индианаполисе, и это было потрясающее ощущение. Помнится, я тогда изо всех сил сражался с Фернандо Алонсо…

Не знаю, почему в Штатах я всегда выступал здорово, но здесь я всегда ощущаю позитивную энергетику. Это великая страна, способная многим удивить. У неё есть всё: высокие горы, большие равнины, красивое побережье, вкусная кухня. А еще здесь есть NASA! Мне безумно нравятся ракеты!

Американцы буквально помешаны на спорте и с большим уважением относятся к победителям. Тот факт, что я неоднократно побеждал в США, отчасти объясняет их отношение ко мне, но я по-настоящему ценю их поддержку и чувствую себя здесь, как дома. Я стараюсь проводить в США как можно больше своего свободного времени, поскольку именно здесь чувствую себя комфортно.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, в пятницу вы проехали не так много кругов. В какой мере вам удалось в субботней тренировке наверстать упущенное и подготовиться к гонке?
Себастьян Феттель: Не так уж и удалось. Мы провели небольшую серию, но она состояла всего из двух результативных кругов, так что в целом практики не хватало. Впрочем, по ходу сезона мы лучше понимаем работу шин, потому не скажу, что наши позиции откровенно слабы. Конечно, хотелось бы проехать большую дистанцию, но и те немногочисленные круги в субботу утром были вполне приемлемыми.

Мы знаем, что нужно делать, осталось понять, какими будут условия. Ожидается более прохладная погода, посмотрим, как будут обстоять дела с ветром. Придется действовать по ситуации, и там от эффективности будет зависеть больше, чем на свободных заездах, поскольку речь идет о балансе по ходу первого отрезка гонки и способности атаковать соперника или же создавать отрыв, если получится выйти вперед.

Вопрос: (Луис Васконселос) Вопрос для Валттери и Себастьяна. Валттери, 75% вашего отставания от Льюиса пришлись на третий сектор, где напарник оказался быстрее на три десятых. Возможно, вам не нравится поведение машины в тех поворотах? Себастьян, пусть ситуация не настолько полярная, как в прошлые годы, но между левой и правой сторонами cтартового поля по-прежнему есть разница в уровне сцепления. Перед стартом гонки вас это беспокоит?
Валттери Боттас: В квалификации в силу определенных причин мне было сложнее на третьем секторе, чем по ходу тренировок. Баланс тормозов не был оптимальным, возникала блокировка – я не мог собрать воедино множество незначительных факторов и терял время. Иногда у меня получалось проехать так, как требовалось, но я всё равно уступал Льюису в поворотах. На третьем секторе они самые медленные, времени там теряется заметно больше.

Вопрос: Себастьян, что скажете о разнице в уровне сцепления?
Себастьян Феттель: Не знаю, разберемся в воскресенье. Я видел гонку Формулы 4, но там обладатель поула стартует с другой стороны трассы. В любом случае, тот, кто стартует слева, быстрее оказывается в первом повороте, так что сложно сказать. Не думаю, что разница в самом деле существенная, осталось убедиться, что группа чирлидеров перед стартом выступает не на моей стороне трассы, а на стороне Льюиса!

Вопрос: (Дэн Натсон) Льюис, вы говорили о ракетах. В Формуле 1 немало современных технологий, но большая их часть скрыта от зрителя. Чем вам понравились технологии, которые вы увидели в NASA?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я смотрел технологии прошлых лет, и особенно меня поразила огромная ракета из 70-х годов прошлого века. Как мне сказали, с тех пор добиться большей мощности так и не удалось, это максимум, что смогли сделать инженеры. Пять двигателей создавали колоссальную тягу, а струя пламени от них достигала двухсот метров! Невероятно осознавать, насколько потрясающие эти технологии, и насколько талантливыми были ученые, что строили такие ракеты в 70-е годы. Сейчас в NASA планируют полеты к Луне и Марсу, ведут работы над новой космической станцией, поскольку срок службы нынешней постепенно подходит к концу.

Ни в одной из стран, в которых мне довелось побывать… Впрочем, все вокруг слышали о космических полетах, смотрели о них фильмы. Приехать в NASA и иметь возможность поговорить с астронавтом, который недавно вернулся с космической станции и уже готовится к следующему полету… Знаете, я даже предложил ему взять меня с собой или вовсе поменяться работой! Невероятно, сколько талантливых людей там работает – кажется, речь идет о 10.000 сотрудников, причем в прошлые годы их было еще больше. К слову, в плане наукоемких технологий Формула 1 – то же космическое агентство, только меньшего масштаба. В самом деле, я большой поклонник космоса. Находясь в NASA, я задавал миллионы вопросов и был бы счастлив работать там, будь у меня соответствующие способности. Пожалуй, я смог бы управлять космическим кораблем!

Вопрос: (Лез Кайзер) Льюис, возможно, вы шутили, когда просили астронавта взять вас с собой, но если в ближайшие пару лет вам поступит такое предложение, вы готовы его рассмотреть?
Льюис Хэмилтон: Я согласился бы лететь хоть завтра! Между этапами чемпионата интервал две недели, я наверняка успел бы вернуться к очередной гонке. Не проблема после финиша сразу запрыгнуть в космический челнок, я был бы только рад! Слышал, кому-то уже удалось вот так побывать в космосе, но это была дорогостоящая поездка, так что не знаю, получится ли. Если я выиграю в лотерею, то, определенно, отправлюсь в космическое путешествие!

Вопрос: В сравнении с другими гоночными сериями Формулу 1 часто называют соревнованием космических технологий. Что в работе сотен людей, создающих и обслуживающих ваши машины, поражает вас больше всего?
Себастьян Феттель: Если заглянуть под кожух двигателя, а у большинства людей такой возможности, к сожалению, нет, вы будете впечатлены тем, сколько всего интересного там находится, особенно если говорить о современных моторах – вас удивит, насколько они технически сложные. Тем не менее, нам удалось сделать их более надежными, более мощными – за последние несколько лет в этой области достигнут значительный прогресс. Но больше всего поражает то, как все составляющие собираются воедино.

Мы часто говорим о машине, но за этим стоит нечто большее. Да, у нее по-прежнему четыре колеса, и многим современные машины кажутся такими же, как десять или двадцать лет тому назад, но с тех пор многое изменилось. Наблюдать за тем, как планируется работа, сколько усилий вкладывается в новый проект – в это трудно поверить, но каждый год мы строим абсолютно новую машину, опираясь на передовые идеи, современные материалы, стараясь сократить её вес. Зимой всегда интересно взглянуть, что получилось в итоге, и впервые вывести машину на трассу. Над проектом работает больше тысячи человек, но только у двух гонщиков команды есть возможность описать ощущения от пилотажа – это по-настоящему вдохновляет!

Пожалуй, поэтому Формулу 1 называют командным видом спорта: в одиночку я не смог бы ничего сделать. Не знаю, можно ли сравнить коллектив с оркестром, но все мы должны действовать столь же слаженно и только тогда сможем построить по-настоящему конкурентоспособную машину, ведь наши соперники ни в чем нам не уступают.

Валттери Боттас: Хотел бы заметить, что на общий результат влияет работа каждого сотрудника вне зависимости от подразделения. Своими успехами мы обязаны каждому нашему специалисту, нет кого-то одного, чей вклад был бы больше прочих. Когда команда работает слаженно, всегда интересно наблюдать, как сильно на это влияет общий боевой дух: если каждый выкладывается на 100%, а не на 99%, группа из тысячи человек способна на многое.

Льюис Хэмилтон: Постараюсь ответить кратко. Меня больше всего привлекают технологии. Когда приезжаешь на базу команды и видишь, как большая группа весьма изобретательных людей собирается вместе, расширяет границы правил там, где это допустимо, и с потрясающей скоростью развивает ту или иную технологию, это по-настоящему впечатляет. Когда наблюдаешь за тем, как они строят мотор, и видишь, какое количество тестовых компонентов они проверили и забраковали, прежде чем добились прогресса, это кажется невероятным. Я давно в Формуле 1, каждый год команде удается улучшить свои процессы – особенно если говорить о контроле качества, благодаря которому у нас такая высокая надежность.

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для Себастьяна и Льюиса. В предстоящей гонке может решиться судьба титула. Думаете ли вы об этом сейчас? Если нет, то когда задумаетесь?
Льюис Хэмилтон: Всё это напоминает игру в шахматы: шах объявлен, но сражение продолжается. Предстоит разыграть сто очков, Себастьян и Ferrari намерены атаковать на пределе – кто знает, как всё сложится. Думаю, борьба будет продолжаться до последней гонки. В оставшихся четырех Гран При соперники постараются переломить ситуацию, ну а я сделаю всё возможное, чтобы не только защитить свою позицию в личном зачете, но и заработать максимум очков, выиграв эти гонки. Я хочу финишировать первым, для этого я выступаю, и если буду выигрывать гонки, то титул точно достанется мне.

Себастьян Феттель: В моем случае всё просто: я должен выиграть оставшиеся гонки, а там посмотрим, каким будет расклад. Это не та ситуация, в которой нам хотелось бы быть, но шансы пока есть, постараемся за них зацепиться. Машина позволяла выиграть три предыдущие гонки, этого не случилось, но не вижу причин, по которым в следующих четырех Гран При скорости SF70-H может не хватить для победы.

Вопрос: (Кристиан Менат) В квалификации было очень жарко, насколько пристально вам приходилось следить за температурой шин UltraSoft на скоростном первом секторе, или же длинной прямой было достаточно, чтобы охладить резину?
Льюис Хэмилтон: Здесь много скоростных поворотов, жаль, что телевизионная картинка не в силах передать перегрузки, которым подвергаются гонщики, шины и машины. По сравнению со многими трассами здесь особенно ярко ощущается смена направления движения. Вряд ли люди представляют себе, насколько узкие эти виражи, и насколько быстро мы их пролетаем, но ощущения в самом деле потрясающие!

Что касается шин, здесь они ведут себя, словно живой организм. Температура резины постоянно растет, и от того, насколько бережно ты работал с ней по ходу установочного круга, допустил ли скольжение или пробуксовку, зависит прохождение следующего поворота. Это сложно объяснить, но для достижения оптимальной скорости с шинами нужно работать максимально эффективно. Для этого требуется определенная сноровка, которая есть у каждого гонщика.

Валттери Боттас: Нечего добавить. Да, по ходу установочного круга приходилось беречь шины, но на первом секторе мы атаковали на пределе, а наличие длинных прямых помогало быстрее охладить резину. Как заметил Льюис, главное – не позволять себе необдуманных действий.

Себастьян Феттель: Мне не нравится сравнение с живым организмом. Я хотел бы атаковать немного агрессивнее, но мы должны следить за состоянием шин и беречь их ресурс. В каком-то смысле это тоже часть гоночного мастерства, но лично я бы предпочел атаковать чуть сильнее.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё