Монако'73: Смена эпох

Гонка #226: 3 июня 1973 года. Гран При Монако
Поул Джеки Стюарт (Tyrrell 006) – 1:27,5 (134,866 км/ч)
Лучший круг Эмерсон Фиттипальди (Lotus 72E) – 1:28,1 (133,948 км/ч)
Победитель Джеки Стюарт (Tyrrell 006) – 1:57,44,3 (130,298 км/ч)

Почти всю свою историю трасса в Монако сохраняла более или менее близкую к изначальной конфигурацию – что стало следствием естественных ограничений, ведь она проложена по плотно застроенным улицам города на склоне скалы. Но время от времени она всё же менялась. Одно из самых радикальных изменений произошло в 1973 году.

Отчасти оно стало вынужденным – Монако решили немного перестроить. Чтобы выкроить больше места для порта и сооружений, дороги ещё больше сузили, что сказалось и на трассе. Кроме того, был продлён знаменитый тоннель.

Главным изменением на трассе стало исчезновение прямой между поворотами Tabac и Gazometre. Она была разбита двумя S-образными поворотами, огибающими построенный тут бассейн. Исчез и Gazometre – вместо него трасса заканчивалась шпилькой Rascasse и связкой, ныне известной как Anthony Noghes – такое название она получила уже после смерти основателя Гран При, табачного магната Антони Ногеса. После всех изменений протяжённость трассы увеличилась на 133 метра, а число кругов уменьшилось с 80 до 78.

Гран При Монако был шестым этапом чемпионата. Лидировал действующий чемпион Эмерсон Фиттипальди, очень здорово начавший сезон – в пяти гонках пилот Lotus трижды победил и ещё два раза поднялся на подиум. Его главный преследователь, Джеки Стюарт на Tyrrell, уступал ему семь очков – в основном из-за схода в Испании. Интересно, что ни Стюарт, ни Фиттипальди при этом ни разу не стартовали с поула – большую часть из них (три) завоевал ещё один пилот Lotus Ронни Петерсон, но в гонке у шведа каждый раз что-то случалось и он сходил с дистанции.

В Монако Стюарту впервые в сезоне удалось завоевать поул – он опередил Петерсона на 0,2 секунды. Фиттипальди оказался только пятым, пропустив также Халма на McLaren и ещё один Tyrrell Франсуа Севера. Все пятеро использовали моторы Cosworth – лучшим из тех, кто использовал V12, оказался молодой австриец Ники Лауда на BRM. Он показал шестое время, в секунде от Стюарта.

Почти незамеченным остался дебют в чемпионате двух частных команд, каждая из которых выставила на старт по единственному пилоту – тоже дебютанту. Ни того, ни другого тогда ещё нельзя было отнести к «громким именам», но оба они оставили свой след в Формуле 1.

Первый, Дэвид Пёрли, выступавший за собственную команду LEC Refrigeration Racing (компания LEC Refrigeration принадлежала его отцу) не добился больших успехов, но именно он уже в своей следующей гонке в Голландии несколько минут пытался вытащить своего товарища Роджера Уильямсона из пылающей машины – при полном бездействии маршалов и пожарных. Позже Пёрли был награждён за это медалью Георга.

Вторым дебютантом была команда Hesketh Racing и её гонщик Джеймс Хант. Молодой, 22-летний лорд Хескет, ещё в детстве ставший обладателем немаленького состояния после ранней смерти своего отца, прибыл в паддок в колонне из нескольких Rolls-Royce в окружении девушек и шампанского. Решение перейти в Формулу 1 он принял после того, как Хант разбил «под списание» машину Формулы 2, на которой планировалось провести весь сезон. Однако проект был весьма серьёзный – он купил новую March 731 и нанял инженера March Харви Постлтуэйта для её доводки.

Сегодня идея дебютировать в Монако может показаться странной, но новички неплохо справились. Всего было подано 26 заявок на участие, но мест на старте было только 25. Лишнего должна была отсеять квалификация. Пёрли показал 24-й результат, Хант и вовсе 18-й – правда, у него была гораздо более профессиональная команда.

В конечном счёте выбывший из Гран При определился не по времени на круге – пилот Shadow Racing Джордж Фоллмер показал 20-е время, но на warm-up столкнулся с Мерцарио и разбил машину так, что починить её к старту было уже невозможно. Эта авария подарила счастливый билет Андреа де Адамичу, выступавшему на старом Brabham и имевшему мало шансов попасть на стартовую решётку иным способом.

В воскресенье в Монако стояла хорошая, солнечная погода, ничуть не напоминавшая прошлогоднюю гонку, прошедшую под проливным дождём. Планы лидеров смешал Север, выстреливший со стартовой позиции как из пушки и возглавивший пелотон в первом повороте, оттеснив Петерсона. Ещё лучше стартовал Клей Регаццони, сумевший с восьмого места прорваться на третье!

Стюарт оказался только четвёртым, что в Монако не обещало ему ничего хорошего – особенно учитывая, что плановых пит-стопов в те времена в гонках не было. Однако уже на втором круге Север пробил шину, наехав на поребрик, и откатился далеко назад ещё до того, как добрался до боксов. А на пятом Регаццони, находившийся под давлением Стюарта, ошибся в шикане после тоннеля, вынужден был выехать за пределы трассы и пропустил большую группу пилотов, после чего также свернул на пит-лейн.

Стюарт вышел на второе место, Фиттипальди – на третье. Петерсон успел оторваться на семь секунд, но темп лидеров чемпионата был намного выше. К тому же, у шведа начались проблемы с подачей топлива, так что уже на восьмом круге Стюарт не только догнал, но и опередил Ронни – а вслед за ним то же самое сделал и Фиттипальди.

После этого гонка, как это часто бывает в Монако, превратилась в процессию. Стюарт легко оторвался, Фиттипальди, как ни старался, не мог его настичь. Интрига свелась к определению третьего призёра. Какое-то время главным претендентом на это место был Лауда – Ники имел превосходные шансы заработать первый подиум всего через две недели после своих первых очков в Формуле 1, которые он получил в Бельгии, но на 24-м круге ему пришлось сойти из-за отказа коробки передач.

Третье место унаследовал Жаки Икс, но и ему не удалось удержать его до финиша – вскоре после середины дистанции на его Ferrari сломался ведущий вал. Теперь третьим был Уилсон Фиттипальди, старший брат Эмерсона. Но и ему заработать свой первый в жизни подиум не удалось – на Brabham возникли проблемы с топливной системой и Уилсон начал откатываться назад.

В результате всего за семь кругов до финиша на третье место вновь вышел Петерсон. Лидерам он проигрывал уже целый круг – как и Франсуа Север позади него. Впрочем, учитывая, что после второго круга Север был последним, четвёртое место в Монако – не худший результат.

Для Стюарта эта победа была третьей в Монако и 25-й в карьере – он повторил рекорд своего великого предшественника, Джима Кларка. В чемпионате по-прежнему лидировал Фиттипальди, но его отрыв теперь не выглядел сколь-нибудь внушительным – лидеров разделяли лишь четыре очка. Четыре очка были между лидерами и в Кубке конструкторов – правда, тут преимущество имела уже Tyrrell.

Петерсону вновь не удалось победить, но он поднялся на подиум и впервые заработал очки за Lotus, вновь подтвердив свою феноменальную скорость – многие считали, что Ронни быстрее лидера команды и действующего чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди.

Пятое и шестое место заняли гонщики McLaren, Питер Ревсон и Денни Халм. Седьмым финишировал де Адамич, ещё в субботу считавший, что ему даже не удастся выйти на старт. Любопытное совпадение – первая шестёрка на финише этой гонки полностью соответствовала первой шестёрке по итогам чемпионата.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.