Бельгия'01: Для статистики

Гонка #677. 2 сентября 2001 года. Гран При Бельгии. Спа
Поул Хуан-Пабло Монтойя (Williams FW23) – 1:52,072 (223,828 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari F2001) – 1:49,758 (228,546 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari F2001) – 1:08:05,002 (221,065 км/ч)

Нельзя сказать, что в 2001 году Михаэль Шумахер властвовал на трассах Формулы 1 безраздельно - ни разу по ходу сезона он не выиграл более двух гонок подряд. Верно, впрочем, было и обратное - ни разу не случалось, чтобы более двух гонок подряд он НЕ выиграл. А кроме того, хотя у немца бывали сходы, с начала сезона и вплоть до Гран При Бельгии ни в одной из гонок, в которой он финишировал, Михаэль не опускался ниже второго места.

С другой стороны, какого-то одного преследователя у лидера Ferrari не было, соперники отбирали очки друг у друга, так что в Спа в начале сентября он приехал уже чемпионом. Его преимущество над Култхардом составляло 43 очка, тогда как в четырёх оставшихся гонках можно было заработать максимум 40.

Обладатель Кубка конструкторов уже тоже был определён - ни McLaren, ни Williams уже не могли догнать Ferrari. Конечно, все надеялись, что теперь Михаэль сбавит обороты и позволит проявить себя кому-то другому. Подобное вполне могло произойти, но только не в Бельгии, на любимой трассе Шумахера. Он приехал в Спа заряженным на продолжение борьбы.

Однако Спа есть Спа, здесь события часто развиваются не по стандартному сценарию. Уже в субботу карты смешал дождь, пошедший с утра и прекратившийся в квалификации. На подсыхающей трассе пилоты Williams на Michelin выглядели на голову сильнее остальных - поул завоевал Хуан-Пабло Монтойя, Ральф Шумахер проиграл ему 0,8 секунды, а показавший третье время Михаэль - 2,6 секунды!

Ещё большей сенсацией стало четвёртое время Хайнц-Харальда Френтцена на Prost-Acer. Он проиграл поулу 3,1 секунды, но показавший пятый результат Рубенс Баррикелло уступил более четырёх, а Вильнёв и Хаккинен, расположившиеся на шестой и седьмой строчке, почти пять!

Естественно, такие отрывы привели к тому, что сразу четыре гонщика не уложились в лимит 107% от времени лидера - это были пилоты Arrows-Asiatech и Minardi-European. Но так как им явно помешали погодные условия, всех четверых в итоге допустили к старту.

Столь безоговорочный триумф Williams в квалификации давал команде надежду на хороший результат в гонке, но всё сложилось совсем не так, как им бы хотелось. Да и вообще не так, как кто-либо ожидал. Уже первая попытка дать старт провалилась - заглохли Френтцен и Маркеш. Оба отправились на последний ряд стартового поля. Тарсо, впрочем, это не сильно расстроило, так как он там и находился. А вот Френтцен свою блестящую четвёртую позицию потерял. Чтобы отыграться, в Prost решили перевести его с двух пит-стопов на один.

Гонщиков отправили на повторный прогревочный круг, но на этот раз заглох обладатель поула! К величайшему разочарованию Williams, Монтойя также вынужден был отправиться в хвост пелотона. Дистанцию гонки сократили на два уже фактически пройденных круга (в прогревочном режиме), после чего была предпринята очередная попытка старта. На этот раз машины отправились на дистанцию, никто не заглох, и даже серьёзных аварий в первых поворотах удалось избежать.

Лидировали братья Шумахеры, причём Ральф опережал Михаэля, хотя и недолго - в Les Combes старший Шумахер опередил младшего, после чего начал быстро отрываться. На третьем месте ехал Баррикелло, на четвёртое вышел блестяще стартовавший Физикелла на Benetton, а позади него - два McLaren, успевшие опередить Вильнёва.

На третьем круге Физикелла пропустил Хаккинена и Култхарда, а Вильнёв - Райкконена. Алонсо сошёл из-за отказа коробки передач. Пилоты Ferrari тем временем убедительно доказывали своё превосходство - Михаэль уже на 5 секунд опережал Ральфа, а того, в свою очередь, уже пытался атаковать Баррикелло.

Однако на четвёртом круге всё неожиданно закончилось - сражение Эдди Ирвайна на Jaguar и Лючано Бурти на Prost завершилось столкновением в Blanchimont. Ирвайна развернуло, он увяз в гравии. Машина Бурти осталась без антикрыла и на огромной скорости вылетела с трассы, пересекла гравийную ловушку и глубоко зарылась в стену из отработанных покрышек. Настолько глубоко, что машину практически не было видно!

Поначалу появились только жёлтые флаги в месте аварии, потом выехал автомобиль безопасности, но очень скоро стало ясно, что ситуация достаточно серьёзная - Бурти не мог вылезти из кокпита, не мог даже показать, что с ним всё в порядке, так что дирекция гонки вывесила красный флаг. Так как маршалы явно растерялись и не знали, что делать, операцию по вызволению своего бывшего напарника возглавил Эдди Ирвайн.

Когда, наконец, Бурти удалось извлечь из машины, выяснилось, что он не слишком пострадал. Тем не менее, его отправили в госпиталь, где врачи констатировали сотрясение мозга. Можно сказать, что бразилец легко отделался, однако его карьера в Формуле 1 на этом завершилась.

Тем временем пилоты готовились к новому старту. Однако гонка не начиналась с нуля, первые круги были засчитаны, а значит те, кто сошёл на них, вернуться в гонку не могли. В их числе - помимо, разумеется, Бурти и Ирвайна - оказались Фернандо Алонсо и Кими Райкконен - на Sauber финна трансмиссия отказала уже после того, как на трассу выехал автомобиль безопасности, но до того, как появились красные флаги.

Подобные Гран При - всегда головная боль для любителей статистики. Потому что существует разночтение относительно того, что считать стартом - первый старт или последний. Если первый, то четыре перечисленных гонщика выходили на старт Гран При Бельгии 2001 года, если последний - то нет. Потому во многих справочниках указано, что Райкконен, Ирвайн и Алонсо не стартовали в Спа в 2001-м (что влияет на численность проведённых гонок), хотя на самом деле они это делали трижды.

Так или иначе, на четвёртом старте этих пилотов не было, а порядок старта соответствовал ситуации на момент остановки гонки. Это была плохая новость для Williams, так как значило, что Монтойя остаётся в хвосте пелотона. Но в действительности всё было ещё хуже - в команде затеяли замену заднего антикрыла на машине Ральфа, но не успели к началу прогревочного круга, и Ральфа тоже отправили на последнюю позицию…

Когда гонка возобновилась, Монтойя попытался отыграть как можно больше позиций, но столкнулся с Ником Хайдфельдом и Педро де ла Росой. Для Ника гонка завершилась немедленно, де ла Роса добрался до боксов, где сошёл. Машина Монтойи не получила визуальных повреждений, но на следующем круге на ней взорвался мотор.

Физикелла снова блестяще стартовал - он опять опередил оба McLaren и на этот раз ещё и Баррикелло! Отлично ускорился и Баттон на Benetton, тоже обогнавший обе McLaren. С Дженсоном Култхард разделался на том же круге, а Мика на следующем круге. А вот Физикелле на этот раз удалось удержать соперников позади.

Пока Джанкарло сдерживал пелотон, Шумахер стремительно отрывался - к пятому кругу (отсчёт был дан заново, хотя теперь пилотам предстояло проехать 36 кругов вместо 44-х) его преимущество составляло уже 10 секунд. Тем временем Дженсон продолжал терять позиции - он успел пропустить также Алези, Трулли и Вильнёва.

Уже в районе шестого круга начались пит-стопы (между рестартами дозаправлять машины было запрещено). Первыми в боксы отправились Алези и Хаккинен. Вскоре стало ясно, что это правильное решение - остановившийся чуть позже Баррикелло вернулся на трассу позади Мики! А вот Култхарду удалось остаться третьим.

На 10-м и 11-м круге пит-стопы совершили Шумахер и Физикелла. Михаэль, разумеется, остался лидером, а Физикелле, вопреки надеждам McLaren, удалось вернуться на трассу вторым. Шансов на борьбу за победу у McLaren не оставалось.

У Ferrari тоже, впрочем, не всё шло гладко. На 17-м круге Баррикелло задел ограничитель в "Автобусной остановке" и сломал переднее антикрыло. Ему пришлось вернуться в боксы для его замены. Круг спустя то же самое произошло и с Баттоном, но антикрыло не отлетело в сторону, а застряло под Benetton британца, так что ему пришлось сойти.

На 19-м круге началась вторая волна пит-стопов. В Benetton сделали всё, чтобы сохранить позицию для Физикеллы - чтобы выиграть немного времени, они даже не стали менять шины на его машине, ограничившись дозаправкой. Култхард остановился на два круга позже, и его пит-стоп даже со сменой шин продолжался чуть меньше, чем у Физикеллы. Тем не менее, Дэвид опять вернулся на трассу позади Джанкарло!

Однако разница в состоянии шин поставила итальянца в сложное положение. Култхард несколько кругов вплотную преследовал Физикеллу и на 28-м круге воспользовался обгоном на круг Arrows Энрике Бернольди и смог выйти вперёд. Джанкарло, впрочем, не особенно сопротивлялся - ему было важно довести машину до финиша.

На последних кругах Шумахер откровенно сбросил скорость, и полуминутное преимущество над Култхардом превратилось "всего" в 10 секунд на линии финиша. Физикелла за девять кругов проиграл шотландцу 17 секунд, но всё равно удержал третье место, опередив Хаккинена, благодаря чему принёс последний подиум в истории команды Benetton.

Жан Алези за пять кругов до финиша пропустил Баррикелло, однако приложил все усилия, чтобы удержать позади Ральфа Шумахера. Благодаря скорости своего Jordan с мотором Honda, ему раз за разом удавалось отрываться от Williams в начале прямых, и Ральф просто не успевал настичь его к повороту. В итоге именно Жан финишировал шестым и заработал очко - последнее в своей карьере.

Для самого Михаэля эта победа стала 52-й в карьере. Таким образом, он побил один из главных абсолютных рекордов Формулы 1, до тех пор принадлежавший Алену Просту - 51 победа. Впрочем, уже было ясно, что на 52-х победах Шумахер не остановится. 

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.