Гран При Италии: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Андреас Зайдль (McLaren), Маттиа Бинотто (Ferrari), Марио Изола (Pirelli)

Вопрос: Начнём с вопроса о Williams. Как вы восприняли новость о том, что после этого уик-энда семья Уильямс покинет Формулу 1? Андреас, вы работали с Фрэнком Уильямсом, начнём с вас.
Андреас Зайдль: Конечно, печально узнать, что семья Уильямс больше не будет представлена в Формуле 1, но положительный момент в том, что команда продолжит выступать с тем же названием. Приятно, что с теми перспективами, которые ждут Формулу 1, инвесторы проявляют к ней интерес – это важно для всех сотрудников Williams, которые теперь могут быть уверены в неплохом будущем.

Что касается моего опыта работы в Williams, для меня, тогда еще молодого инженера-моториста, это была отличная возможность начать свою карьеру в автоспорте. Меня всегда восхищала преданностью делу, свойственная сотрудникам Williams, я многому у них научился. А ещё меня вдохновляло то, как сэр Фрэнк Уильямс, тогда руководивший командой, по-человечески просто общается со своими подчиненными. Помню, как утром он появлялся в боксах, здоровался с каждым по имени, а вечером точно так же по имени прощался. Это впечатлило!

Вопрос: Спасибо, Андреас! Маттиа, за годы вашей работы в Ferrari команда Williams нередко была серьезным соперником для Скудерии, не так ли?
Маттиа Бинотто: Да, для нас Williams многие годы была непростым соперником, но наша борьба оставалась неизменно открытой и честной. Во многом благодаря семье Уильямс Формула 1 стала такой, какой мы её знаем. Эти люди сыграли важную роль в истории нашего спорта. Печально, что они покидают Формулу 1, но команда продолжит выступать под именем Williams. Фрэнк и его семья занимают особое место в истории, мы в Ferrari всегда будем помнить годы нашего славного соперничества!

Вопрос: Спасибо, Маттиа! Марио, хотелось бы услышать и ваше мнение...
Марио Изола: Полностью согласен с Андреасом и Маттиа. Мне вспоминается победа Пастора Мальдонадо и Williams в Барселоне в 2012-м, для Pirelli это был второй год сотрудничества с Формулой 1.

Я многие годы был болельщиком Формулы 1, но работать в чемпионате начал только в 2011-м. Замечательно, что новые владельцы решили не менять название команды, и я надеюсь, что её сотрудники сохранят свою невероятную страсть к гонкам. Я читал слова Клэр Уильямс о том, что семья отходит от дел, желая гарантировать команде успешное будущее – надеюсь, это верное решение. Желаю Williams всего наилучшего, они заслуживают более высоких результатов, чем в предыдущие несколько лет.

Вопрос: Спасибо, Марио! Андреас, вернемся к вам. На вчерашней пресс-конференции Карлос Сайнс признался, что его беспокоит надежность машины. По его словам, из семи прошедших гонок без проблем обошлось только в двух, притом неполадки стоили ему потери тридцати очков. Вы согласны с таким мнением своего гонщика?
Андреас Зайдль: Прежде всего, я прекрасно понимаю досаду Карлоса из-за упущенных очков. Мы в команде испытываем те же эмоции, ведь такого же количества очков McLaren не досчиталась в Кубке конструкторов. Но всегда важно опираться на факты и детально разбираться в том, что на самом деле произошло.

Собственно, проблемы с надежностью на машине Карлоса были разве что в Бельгии, где из-за неполадок в силовой установке он не смог выйти на старт. В остальных случаях причины были самыми разнообразными – в частности, в Сильверстоуне разрушилась шина.

В плане действий команды тоже не всё было гладко, в начале сезона у нас наблюдались заминки на пит-стопах, но мы над этим работаем. Как я уже говорил, важно опираться на факты, детально разбираться в причинах. Не важно, кто виноват, главное – сработать лучше и избежать повторения проблем. Уверен, с тем подходом к работе, который свойственен Карлосу, его самого и всю нашу команду в этом сезоне ждёт еще немало успешных гонок.

Вопрос: Маттиа, для Ferrari Гран При Бельгии стал, пожалуй, наиболее непростым из всех прошедших этапов. Удалось ли на командном брифинге по итогам той гонки найти нечто такое, что может помочь в этот уик-энд в Монце?
Маттиа Бинотто: Конечно, мы обстоятельно обсудили итоги уик-энда в Спа, но на детальный анализ у команды было всего несколько дней, так как нужно было готовиться к этапу в Монце. Для нашей машины требовательная к мощности мотора и эффективности аэродинамики трасса в Спа оказалась особенно непростой, потому плохой результат не стал неожиданностью.

Уверен, что мы могли добиться большего, просто в пятницу не лучшим образом начали уик-энд, а после не сумели оптимизировать настройки. Когда стартуешь с далеких позиций, гонка всегда складывается сложнее. Повторюсь, мы могли сработать лучше, но гонка в любом случае была бы непростой. Надеюсь, то был наш худший этап в сезоне, и далее динамика будет только позитивной.

Вопрос: Марио, по ходу свободных заездов в Португалии у Pirelli будет возможность провести 30-минутные тесты шин. Каковы ваши планы на эти тесты?
Марио Изола: В Сильверстоуне и Спа мы собрали много информации о работе шин. Ранее мы решили перенести на более поздний срок тесты, которые планировали на второй уик-энд в Сильверстоуне и на этап в Барселоне, чтобы доработать прототип, слегка изменив конструкцию шин для следующего сезона.

Как вы заметили, в нашем распоряжении будет всего полчаса времени, потому мы запланируем разные программы для команд, чтобы собрать как можно больше информации и впоследствии определиться с решением на 2021 год. Таков план на уик-энд в Португалии.

Трасса в Портимао для нас новая, притом до конца сезона нас ждёт еще несколько автодромов, на которых Pirelli будет выступать впервые – пришлось выбирать, на какой из незнакомых конфигураций мы хотим провести тесты. Асфальт в Портимао беспощаден к шинам, но там выше вероятность застать хорошую погоду, потому этот вариант мы сочли предпочтительным.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Кристиан Менат) Маттиа, Ferrari переживает непростой период, притом у Себастьяна Феттеля сложностей явно больше, чем у Шарля Леклера. В Испании вы заменили немцу шасси, однако это ничуть не помогло. Есть ли у вас объяснение, почему Себастьяну приходится труднее, чем Шарлю, или это вполне нормальная разница между вашими гонщиками?
Маттиа Бинотто: Прежде всего, нужно принять во внимание, что Шарль демонстрирует великолепную скорость, с таким быстрым гонщиком непросто сравниться даже четырехкратному чемпиону мира.

Себастьяну не хватает стабильности на торможении, он не вполне уверен в машине, и мы обязаны ему помочь. Мы знаем, что он способен мчаться так же быстро, как Шарль, в некоторых из прошедших гонок это было действительно так – Феттель демонстрировал всё, на что способен. Да, бывали уик-энды, когда Себастьяну не хватало скорости, но какой-то конкретной причины этому нет: ему просто нужно почувствовать уверенность в машине, чтобы хорошо провести квалификацию и обеспечить себе как можно более высокую стартовую позицию.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Маттиа, скажите, подавала ли ваша команда протест на очередное предупреждение, полученное Racing Point в Спа? Не могли бы вы также пояснить причины, по которым Ferrari не отказывается от намерений опротестовать исходный вердикт стюардов в отношении Racing Point?
Маттиа Бинотто: Да, мы подали протест, как подавали его в предыдущих гонках. Причина – наша абсолютная убежденность в том, что действия Racing Point в этом сезоне идут вразрез с принципами, которые лежат в основе Формулы 1, и что подобное не должно повториться в будущем. Мы ждём от FIA совершенно чётких разъяснений, и если в правила будут внесены изменения, если появится некая техническая директива, исключающая возможность копирования чужой машины, мы отзовём свою апелляцию.

Вопрос: (Дэвид Тремейн) Вопрос для Маттиа и Андреаса. Тото Вольфф недавно говорил о том, что сотрудник одной из конкурирующих команд был замечен за попыткой заснять со всех сторон машину Mercedes. В какой мере подобные попытки соответствуют этике спорта, и как их искоренить?
Андреас Зайдль: Я не вправе прокомментировать эту ситуацию, поскольку не наблюдал её лично. Могу лишь повторить то, о чем говорил пару недель назад: нас полностью устраивает итог всех дискуссий, продолжавшихся с момента начала предсезонных тестов, когда Racing Point впервые вывели свою машину на трассу в Барселоне. Все сошлись во мнении, что подобные прецеденты не должны иметь место в будущем.

Ради нашего будущего как команды-конструктора, ради собственной конкурентоспособности нам бы не хотелось наблюдать подобное, скажем так, сотрудничество. Больше мне добавить нечего.

Вопрос: Маттиа?
Маттиа Бинотто: Мне тоже практически нечего сказать, так как я не знаю фактов. В Формуле 1 всегда присматривались к соперникам, стараясь понять, почему их машина настолько быстра – лично я не вижу в этом ничего плохого. Если же говорить о копировании разработки целиком, это не соответствует духу спорта и является нарушением прав на интеллектуальную собственность. На месте Mercedes я выступал бы против того, чтобы мои разработки кто-то копировал, ну а машины стараются сфотографировать везде и всюду, я не вижу в самих таких попытках ничего предосудительного.

Вопрос: (Люк Смит) Маттиа, в июле в ответ на неудачное начало сезона в Ferrari объявили о перестановках в техническом отделе. Насколько вы довольны результатами тех изменений? Есть ли планы дополнительно усилить команду – например, пригласить Энди Кауэлла, у которого, насколько нам известно, нет обязательств перед Mercedes на 2021 год?
Маттиа Бинотто: Как уже было сказано, в июле мы осуществили реструктуризацию технического отдела. Это произошло относительно недавно, чтобы оценить результаты, нужно больше времени. Я доволен тем, что люди осознают свою ответственность и понимают необходимость как можно быстрее изменить ситуацию к лучшему. Мы всей командой прилагаем максимум усилий, чтобы доработать машину и добиться большей конкурентоспособности.

Что касается приглашения новых специалистов, в Формуле 1 экспертизы никогда не бывает достаточно, и если кто-то способен принести пользу, мы обязаны рассмотреть его кандидатуру. Вы упомянули Энди Кауэлла – насколько я знаю, он по-прежнему работает в Mercedes, но в Формуле 1 немало других высококлассных специалистов. Впрочем, вряд ли в ближайшее время кто-то из них присоединится к Ferrari.

Вопрос: (Адам Купер) Маттиа, вопрос о технической директиве, запрещающей квалификационный режим работы мотора. Она должна была вступить в силу в Спа, но её отложили на неделю, до Монцы. Как вы готовились к этим изменениям? Вы приехали с четким пониманием, какой режим будете использовать в квалификации и гонке, или решение будет принято в субботу? Очевидно, для Ferrari задача осложняется тем, что вы поставляете моторы трём командам и должны использовать один режим на всех шести силовых установках, не так ли?
Маттиа Бинотто: Начну с последнего вопроса. Не думаю, что у нас ситуация сколь-нибудь сложнее – мы поставляем нашим клиентам моторы той же спецификации, что используем сами, притом в Haas и Alfa Romeo эксплуатируют их в том же режиме, что и Ferrari.

Техническая директива касается всех производителей, но эффект будет разным. Мы провели немало симуляций, стараясь понять, какой режим работы силовой установки будет оптимальным для квалификации и гонки, и держа в уме тот факт, что мотор должен выдержать дистанцию нескольких Гран При.

Вряд ли вы станете использовать один и тот же режим во всех гонках: в Монце вы можете позволить себе эксплуатировать мотор в режиме повышенной мощности, тогда как в других гонках, где трасса менее требовательна к мощности, задействуете более безопасный режим. Мы активно работали на динамическом стенде, чтобы подобрать оптимальные регулировки. Здесь, в Монце, режим работы мотора будет не так уж отличаться от ранее использовавшегося в квалификации – с той лишь разницей, что теперь в таком режиме мотор будет эксплуатироваться на протяжении всей гонки.

Вопрос: Андреас, какой объем работы вы успели проделать совместно с Renault накануне вступления в силу технической директивы?
Андреас Зайдль: Поскольку мы приобретаем моторы у Renault, ваш вопрос лучше адресовать им. Нам интересно выяснить, как изменения скажутся на раскладе сил – особенно в борьбе за третье-шестое место в Кубке Конструкторов. Ранее у каждой команды были квалификационный и гоночный режимы работы мотора, но сейчас мы не знаем, насколько существенной будет разница между силовыми установками. Всё выяснится уже в воскресенье.

Вопрос: Марио, что вы думаете о конфигурации трассы для второй гонки в Бахрейне? Как её особенности скажутся на параметрах работы шин?
Марио Изола: Судя по всему, во второй гонке в Бахрейне нагрузка на шины будет меньше, чем в первой. Мы получили от FOM все данные и сейчас внимательно их изучаем, так как в скором времени нам предстоит объявить составы на тот уик-энд. Как в случае с любой новой трассой, мы проводим определенный анализ – здесь я хотел бы сказать спасибо командам, предоставившим нам результаты своих симуляций. Пожалуй, это всё, что я могу вам сообщить.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Маттиа, говоря о влиянии технических директив на Ferrari и другие команды, вы сказали, что остались моменты, требующие разъяснений со стороны FIA. Нынешняя директива, закрепляющая один режим работы мотора, снимает часть вопросов, или вам по-прежнему необходимы комментарии насчет правил, касающихся силовых установок?
Маттиа Бинотто: Разъяснения правил были и будут. Уверен, появятся дополнительные директивы, касающиеся силовых установок, ведь нынешний технический регламент очень сложный. Директива, вступившая в силу в Монце, знаменательна как раз потому, что её появление доказывает, насколько сложно для FIA контролировать соответствие моторов всем пунктам правил. Не думаю, что дело ограничится одной директивой – обычно так не бывает.

Вопрос: (Олег Карпов) Маттиа, недавно вы говорили о шансах Мика Шумахера попасть в Формулу 1, но что вы можете сказать о других участниках гоночной академии Ferrari? Кто из них произвёл на вас наибольшее впечатление? Когда настанет время решать, кого из них взять в Формулу 1, выбор будет основан исключительно на результатах?
Маттиа Бинотто: В Формуле 2 у нас замечательные гонщики, трое из которых претендуют на чемпионство – это Роберт Шварцман, Каллум Айлотт и Мик Шумахер. Они выступают здорово и демонстрируют очевидный прогресс по сравнению с предыдущим годом. Для Роберта это первый сезон в Формуле 2, дебютантам, как правило, приходится труднее, однако он хорошо справляется, как и двое других претендентов на титул.

Что касается следующего года, любой из этих троих парней заслуживает места в Формуле 1. Вторая половина нынешнего сезона будет для них исключительно важной – особенно для Роберта, поскольку он новичок. Давайте посмотрим, какого прогресса он сумеет добиться. Будем ли мы оценивать исключительно результаты? Нет, поскольку для гонщика гораздо важнее способность к прогрессу. Роберт эту способность успешно демонстрирует.

Вопрос: (Эдд Стро) Маттиа, пусть скорость машины Ferrari не соответствует ожиданиям, на этом фоне результаты Шарля Леклера особенно впечатляют. Какого прогресса сумел добиться Шарль по сравнению с предыдущим сезоном, и в каких областях он прибавил больше всего?
Маттиа Бинотто: Шарль, несомненно, блестящий гонщик. Потрясающе талантливый, невероятно быстрый, способный одинаково эффективно атаковать и оборонять позицию – он выступает фантастически.

В плане пилотажа ему не нужно никому ничего доказывать, но Шарль ещё очень молод, ему нужно набраться опыта и развить личностные качества, чтобы стать настоящим лидером. Если ему и нужно на чём-то сосредоточиться, так именно на развитии лидерских навыков, притом развивать их необходимо конкретным способом – помогая команде добиться прогресса. С этой задачей Шарль вполне справляется.

Вопрос: Андреас, как вы оцениваете прогресс Ландо Норриса по сравнению с предыдущим сезоном?
Андреас Зайдль: Я очень доволен выступлением Ландо в этом сезоне. В дебютный для себя год он уже сработал здорово, но, как в случае с любым новичком, было очевидно, что в определенных областях ему нужно добиться прогресса.

В межсезонье Ландо совместно с инженерами самым тщательным образом проанализировал свои результаты, им вместе удалось прийти к правильным выводам, и уже на зимних тестах Норрис выглядел намного увереннее.

Ландо вырос не только как личность и как гонщик, он научился эффективнее взаимодействовать с командой, что меня особенно радует. Его результаты – лучшее подтверждение прогресса, которого обычно ждёшь от молодого дебютанта. Если гонщик хочет стать одним из лучших в чемпионате, он должен прогрессировать буквально с первой гонки – уверен, Ландо и McLaren уготовано блестящее будущее!

Вопрос: (Дитер Ренкен) Марио, если мне не изменяет память, нынешний контракт на поставку шин рассчитан на четыре года. На момент согласования контракта Pirelli приняла на себя обязательства один год поставлять 13-дюймовые шины, в следующие три года – 18-дюймовые. Из-за пандемии условия пришлось скорректировать, два года для 13-дюймовых шин, два года – для 18-дюймовых. Ведёте ли вы переговоры насчёт того, чтобы поставлять 13-дюймовые шины в течение трех лет и тем самым распределить во времени затраты на разработку 18-дюймовых?
Марио Изола: Как вы знаете, контракт рассчитан на четыре года, но никто не мог предвидеть пандемию COVID-19. И вы правы в том, что первоначальный план предусматривал поставку 18-дюймовых шин на протяжении трех лет.

Да, разработка новых шин требует больших инвестиций, в то же время это отличный способ продвижения бренда Pirelli и прекрасная возможность впоследствии применить автоспортивные технологии в производстве дорожных шин. Нынешняя ситуация очень непростая, но мы не ведем каких-то дополнительных переговоров с владельцами Формулы 1. Контракт рассчитан на четыре года, мы будем поставлять шины до конца 2023 года.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Маттиа, недавно производителей силовых установок попросили предоставить информацию о конструктивных особенностях системы рекуперации ERS. Считаете ли вы, что это поможет FIA эффективнее контролировать соблюдение участниками всех пунктов технического регламента?
Маттиа Бинотто: Поможет ли? Не могу сказать определенно. Для FIA вполне естественно запрашивать у команд необходимую информацию, но если после стольких лет им по-прежнему нужны какие-то дополнительные сведения, это еще одно доказательство того, что работу современных систем восстановления энергии очень сложно понять и проконтролировать. Запрос информации – обычное дело, вряд ли это каким-то образом скажется на раскладе сил.

Вторая пресс-конференция

Участники: Тото Вольфф (Mercedes), Клэр Уильямс (Williams), Сирил Абитебул (Renault)

Вопрос: Клэр, в четверг вы объявили о том, что семья Уильямс прощается с Формулой 1. Все в паддоке сошлись во мнении, что без вас и вашей семьи чемпионат будет другим. Насколько вам будет не хватать Формулы 1?
Клэр Уильямс: Прежде всего, я хотела бы поблагодарить всех за слова поддержки, сказанные в наш адрес после официального заявления. Команда Williams много сделала для Формулы 1, наследие, оставленное моим отцом Фрэнком Уильямсом и Патриком Хедом, поистине впечатляет. Слова поддержки мы получили не только от участников чемпионата, но и от многочисленных болельщиков. У нас самые замечательные болельщики в мире, в четверг они прислали нам тысячи сообщений – спасибо им всем!

Вопрос: Насколько вам будет не хватать Формулы 1?
Клэр Уильямс: Думаю, вы можете себе представить, насколько сильно я и вся моя семья будем скучать по Формуле 1. Мы выступали в чемпионате на протяжении сорока лет, целиком отдавая себя спорту. Нам в самом деле посчастливилось так долго участвовать в гонках, ну а мне самой невероятно повезло родиться в семье Уильямс и расти в окружении потрясающих людей, работавших и продолжающих работать в нашей команде. Собственно, по этим людям я буду скучать больше всего.

Для нас это очень эмоциональный момент. Формула 1 была всей нашей жизнью на протяжении многих лет, она сделала нас такими, какие мы есть. Но пришло время начать новую главу – не только для команды, но и для семьи Уильямс.

Вопрос: Благодарю вас, Клэр! Тото, вы многие годы сотрудничали с сэром Фрэнком и Клэр. Как вы восприняли новость о том, что их семья уходит из Формулы 1?
Тото Вольфф: Команда Williams была основана благодаря семье Уильямс, я всегда буду высоко ценить этот гоночный коллектив. С ним я начал свой собственный путь в Формуле 1 – помню, первой фразой, которую сказал мне Фрэнк в далеком 2009 году, было: «Кое-кто сказал мне, что ты можешь помочь мне выплатить ипотеку!» Фрэнк всегда открыто выражает свои мысли, ну а я в итоге стал акционером команды.

Позднее я познакомился с Клэр, и пусть мои слова не кажутся вам каким-то покровительством – я с самого начала считал необходимым, чтобы она вошла в совет директоров Williams. Я впечатлён тем, каким управленцем она стала за эти годы и каких результатов добилась вместе со своим отцом. Я никогда не забуду последнюю на сегодняшний день победу Williams, одержанную Пастором Мальдонадо в Барселоне в 2012-м – это был один из лучших моментов за все годы моей работы в Формуле 1!

Вопрос: Сирил, многие успехи Renault были достигнуты в сотрудничестве с Williams. Что вы думаете об уходе семьи Уильямс из Формулы 1?
Сирил Абитебул: Безусловно, это эмоциональный момент. В славной истории Renault наиболее яркие страницы относятся к тем временам, когда мы поставляли моторы для Williams. Сотрудничество с ними помогло нам не только заработать репутацию в Формуле 1, но представить себя всему миру как крупного автопроизводителя, для нас это был успех и в спорте, и в бизнесе. Мы даже выпускали особенную модель Renault Clio Williams, которая по сей день пользуется популярностью у ценителей.

Как раз в тот период я сам влюбился в Формулу 1. Одним из ярких воспоминаний остается момент, когда на базе в Вири я объявил о том, что мы снова будем поставлять моторы команде Williams. Та памятная победа Пастора Мальдонадо в 2012 году была добыта не с мотором Mercedes, а с мотором Renault.

Немного жаль, что люди, давшие коллективу славное имя, расстаются с Формулой 1, но хорошо, что команда с названием Williams продолжит выступать, и что её сотрудников ждет хорошее будущее.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Дитер Ренкен) Тото, 9 августа вы сказали: «Для Mercedes важна собственная репутация. Если кто-то считает, что мы нарушили правила, ему следует подать протест, и мы с удовольствием поспорим в суде». С того момента многие люди, включая бывших и действующих руководителей команд, позволяли себе в дискредитирующем ключе комментировать сотрудничество Mercedes с Racing Point – например, они говорили, что вы предоставляете не только информацию, но и полноразмерные модели, с которыми работали в аэродинамической трубе. Вы уже предприняли какие-либо ответные меры?
Тото Вольфф: Безусловно, на нелицеприятные комментарии в сети или в телевизионном эфире мы отреагировали должным образом. Меня очень огорчает, когда безосновательные слухи появляются в средствах массовой информации, особенно если учесть, что наша команда всегда действует открыто и придерживается самых высоких стандартов деловой этики, так как представляет один из наиболее легендарных автомобильных брендов в мире. Слова нередко вырывают из контекста или искажают, люди создают слухи, источники информации зачастую не вызывают доверия, но до тех пор, пока эта ситуация никоим образом не вредит репутации Mercedes, её можно как-то терпеть.

Вопрос: (Люк Смит) Сирил, в Renault Group объявили, что вы возглавите бренд Alpine. Не могли бы рассказать подробнее, что происходит? Ожидать ли нам более тесного сотрудничества между спортивным подразделением Renault и Alpine, получит ли команда какое-то иное название?
Сирил Абитебул: Спасибо за вопрос, позвольте добавить конкретики. В заявлении Renault есть несколько моментов. Во-первых, новый исполнительный директор концерна Лука Де Мео представил свое видение дальнейшего развития компании, в котором ключевая роль отведена ценностям Renault, а в центре всей системы сосредоточены четыре главных бренда.

Во-вторых, господин Де Мео сказал, что возлагает большие надежды на бренд Alpine и поручает мне, помимо руководства командой Формулы 1, представить свои предложения насчёт того, как должно быть организовано подразделение Alpine изнутри.

В настоящий момент в линейке бренда представлена всего одна машина – спортивная модель А110, но мы хотим больше, а для этого нужна организационная структура с разными отделами – конструкторским, продаж, маркетинга, коммуникаций. Это как раз то, чем я люблю заниматься и что уже реализовал для команды – инфраструктуру. Такой будет моя первоочередная задача в Alpine, притом выбор маркетинговой стратегии для бренда останется исключительной прерогативой господина де Мео.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Учитывая историю бренда Alpine, возможно, было бы логичным сделать его спортивным подразделением Renault? Если говорить о направлении развития, можно ли утверждать, что речь идёт о выборе: сохранить Renault Sport в качестве самостоятельного бренда или объединить его с Alpine?
Сирил Абитебул: Боюсь, придется ответить, что вопросы о стратегии вам необходимо задать не мне, а исполнительному директору концерна. С новым Договором согласия у нас, наконец, появилась возможность сделать Формулу 1 стабильно эффективной маркетинговой платформой, но то, каким образом концерну Renault использовать эту платформу, решать его исполнительному директору.

В структуре концерна представлено несколько брендов, притом, учитывая финансовые результаты всей группы, нам необходимо задуматься о рационализации и многое оптимизировать. Но сперва нужно определиться со стратегией, а на эту тему я не вправе с вами говорить.

Вопрос: (Алан Болдуин) Клэр, в последние годы вы были единственной женщиной-руководителем команды, вы подарили возможность познакомиться с машиной Формулы 1 Сьюзи Вольфф и Джейми Чэдвик. Можно ли утверждать, что с вашим уходом у нас ещё меньше шансов когда-нибудь вновь увидеть гонщицу на стартовой решетке Гран При Формулы 1? Вы были и остаетесь вдохновляющим примером для многих женщин по всему миру!
Клэр Уильямс: Спасибо за теплые слова, Алан! В Williams мы проделали большую работу с целью сделать так, чтобы внутри команды на разных должностях женщины могли работать на равных с мужчинами. Нам удалось добиться определенных успехов, притом процесс будет продолжаться и без моего присутствия – сотрудники, отвечающие за это направление, с большим энтузиазмом относятся к теме равенства и продолжат начатое дело.

Мир вокруг постепенно меняется, и, чтобы соответствовать этим изменениям, в Формуле 1 статус мужчин и женщин становится более равным. Количество женщин, работающих в Формуле 1, существенно возросло, эта тенденция будет продолжаться, притом я знаю, что в других командах руководители тоже думают о том, как повысить долю женщин в коллективе.

Я всегда придерживалась мнения, что Формула 1 должна опираться на принципы меритократии, что работать здесь должны только лучшие специалисты вне зависимости от половой принадлежности. Уверена, так должно быть и дальше. За последние несколько лет в Формуле 1 стало работать гораздо больше женщин, я очень надеюсь, что этот показатель будет расти и дальше.

Вопрос: (Эрик ван Харен) Сирил, считаете ли вы, что моторы Renault сейчас сильнейшие после моторов Mercedes? Насколько приятна такая ситуация?
Сирил Абитебул: Насколько приятно быть вторыми после Mercedes? Меня бы устроил статус сильнейших, а быть вторыми из четырех производителей не такое уж достижение.

Если серьезно, оценить реальную расстановку сил очень сложно. Ситуация может меняться от трассы к трассе и в зависимости от остаточного ресурса моторов. Современные силовые установки представляют собой невероятный сплав технологий, и чем дольше мы над ними работаем, тем больше возможностей для себя открываем, что не может не радовать. Правда, затраты на разработку слишком высоки. В настоящий момент меня больше всего беспокоит то, что своим отличным выступлением в Спа мы создали определенные ожидания на уик-энд в Монце, но с отменой квалификационного режима работы мотора результат может оказаться не таким, как многие предполагают.

Вопрос: Для Renault этап в Монце – лучший шанс заработать подиум?
Сирил Абитебул: Нет. Трасса в Спа своими характеристиками больше подходила нашей машине, Монца в целом подходит, но не настолько. Меня не впечатлила наша скорость в пятницу утром, но давайте останемся сосредоточенными, продолжим работу и, что наиболее важно, сделаем машину стабильно быстрой на разных трассах – только в таком случае мы сможем добиться более высоких позиций в чемпионате.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Сирил, почему, как вам кажется, Red Bull Racing из года в год не лучшим образом начинают сезон и впоследствии вынуждены догонять Mercedes?
Сирил Абитебул: Насколько жестко я могу ответить? Нет, Red Bull Racing – фантастическая команда, но чтобы на стабильно высоком уровне выступать по ходу всего сезона, им самим и их поставщику моторов нужно сработать абсолютно безупречно. Для этого важно действовать, как единое целое, одинаково смотреть на многие вещи – к сожалению, за время нашего с ними сотрудничества этого не удалось добиться. Судя по всему, с Honda их результаты лишь немногим лучше, но это лишь доказывает, насколько непросто в Формуле 1 добиться успеха. Чтобы одолеть Mercedes, необходимо всё делать идеально.

Вопрос: Тото, как вы оцениваете выступление Red Bull Racing в этом сезоне?
Тото Вольфф: У компании Red Bull есть все необходимые ресурсы, чтобы команда сражалась за самые высокие позиции. У них был славный период сотрудничества с Renault, когда, начиная с 2010 года, команда четыре сезона подряд выигрывала и титул, и Кубок конструкторов.

Как заметил Сирил, для успеха недостаточно просто добиться эффективной работы шасси и мотора, нужно собрать воедино абсолютно всё, даже самые мельчайшие факторы. Мы в Mercedes помним, что Формуле 1 свойственна некая цикличность, что в предыдущие годы период доминирования одной команды сменялся доминированием другой. Потому мы не позволяем себе почивать на лаврах и полностью сосредоточены на работе.

Вопрос: (Джон МакЭвой) Тото, на прошлой неделе Льюис Хэмилтон сказал, что ему было бы скучно наблюдать за тем, как кто-нибудь побеждает с такой же легкостью, как он сам. Считаете ли вы, что Формуле 1 следует озаботиться таким положением дел? Можно ли сказать, что такое доминирование Mercedes не позволяет людям в полной мере осознать, насколько здорово выступает сам Льюис?
Тото Вольфф: Давайте определимся, каких принципов должна придерживаться Формула 1. Мне кажется, что принципов меритократии – каждый получает то, насколько хорошо сработал. Притом спорт должен оставаться зрелищным – если бы Усэйн Болт выигрывал каждый забег, а мюнхенская «Бавария» - каждый футбольный матч, в какой-то момент результаты стали бы слишком предсказуемыми, а болельщики хотят абсолютно противоположного. Всем хочется наблюдать, как команда, которую никто не считал фаворитом, внезапно сражается за высокие места – мы прекрасно понимаем такое желание, однако в угоду ему мы не должны жертвовать собственной скоростью.

FIA, FOM и другие команды сообща пожелали нас замедлить, по их инициативе уже приняты известные вам меры, но есть немало способов с имеющимися ресурсами сделать гонки более зрелищными. Например, неделю назад я предложил чаще выводить в телевизионный эфир весь радиообмен между командой и гонщиком по ходу гонки, чтобы показать болельщикам, каких усилий стоит победа. Многие считают, что этап в Спа стал для Mercedes лёгкой прогулкой, однако это было вовсе не так: у нас были проблемы с надежностью, мы, как и многие команды, не были уверены в том, что сумеем доехать до финиша с единственным пит-стопом. Если бы всё это транслировалось в эфир, интриги было бы больше.

Вопрос: Клэр, когда-то в прошлом Williams доминировала в чемпионате. Подавляющее преимущество одной команды – это скучно?
Клэр Уильямс: Если доминирует Williams – нет, а если любая другая команда – да!

Честно говоря, я не слышала таких слов Льюиса, но полагаю, что он просто проявил корректность по отношению к соперникам. Я всегда с огромным уважением относилась к Хэмилтону, это совершенно потрясающий гонщик. Мне хотелось в какой-то момент заполучить его в Williams, этим чаяниям не суждено было сбыться, но я всегда считала, что в нашем спорте должны побеждать лучшие, и в этом плане мы не должны жаловаться на доминирование Mercedes. Они сработали фантастически здорово, я завидую их эффективности и хотела бы, чтобы моя команда выступала столь же безупречно. Это задача для всех остальных участников: начать работать лучше, чтобы в итоге подобраться к Mercedes и навязать им борьбу.

Я согласна с Тото, нам нужно чаще показывать то, что происходит за кадром, чтобы продемонстрировать: победа добывается усилиями многих людей. Для успеха недостаточно посадить гонщика в кокпит и попросить его стабильно быстро проезжать круг за кругом, каждая победа – результат коллективной работы, притом большая часть этой работы сейчас остается вне поля зрения болельщиков.

Вопрос: Сирил, желаете что-то добавить?
Сирил Абитебул: Знаете, мы поднимаем очередную спорную тему. Безусловно, я с большим уважением отношусь к тому, каких невероятных успехов добились в Mercedes, действуя исключительно в рамках правил. Но мы вредим самим себе, когда одна команда вдохновляется дизайном чужой прошлогодней машины и внезапно оказывается быстрее многих соперников – я намекаю на действия Racing Point. Нет, я не ставлю под сомнение правомерность их действий, не в этом смысл того, что я пытаюсь сказать. Просто Формула 1, допуская подобное, наносит вред самой себе.

Когда Нико Хюлкенберг, которого я очень уважаю, внезапно возвращается с отдыха на Майорке и без какой-либо подготовки квалифицируется на втором ряду в Сильверстоуне, мы все выглядим не лучшим образом. Конечно, мастерство гонщика должно быть ключевым фактором, так давайте, наконец, перестанем говорить об этом, начнем действовать и придумаем такие правила, с которыми результат будет в большей степени зависеть именно от гонщика, а не от его машины.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Клэр, позвольте лично выразить сожаление по поводу того, что ваш путь и путь вашей семьи в Формуле 1 завершается. В 1977 году, когда была основана команда Williams, пелотон на 90% состоял из независимых команд, а в последние годы таковой оставалась исключительно Williams. Как вам кажется, в Формуле 1 уже не будет ситуации, когда увлеченный руководитель и технический директор могут взять свои пенсионные накопления и основать собственную команду? Те времена навеки в прошлом?
Клэр Уильямс: Очевидно, да, те времена уже не вернуть, и это досадно. На заре своего существования чемпионат опирался именно на независимые команды, но за долгие годы ситуация сильно изменилась.

В последние несколько лет люди часто критиковали Williams за принимаемые в команде решения, но если бы они заглянули за кулисы Формулы 1 и увидели, в каких непростых условиях нам приходилось действовать до недавнего появления нового Договора Согласия, они бы поняли, какие невероятные усилия мы прилагали, чтобы продолжать выступать в чемпионате и оставаться при этом независимыми. Я горжусь проделанной работой и никогда не пожалею о тех решениях, которые принимала с целью сохранить независимый статус команды.

Конечно, за все эти годы Формула 1 сильно изменилась, сейчас вряд ли кто-то сможет повторить опыт моего отца и создать команду буквально с нуля. Хорошо, что с новым Договором Согласия конкуренция, скорее всего, станет более равной, и командам вроде Williams будет немного проще сохранять финансовую стабильность и добиваться успехов.

Вопрос: (Алан Болдуин) Сирил, вы возглавите один из четырех брендов Renault, изменится ли ваша роль в формульной программе концерна? Возможно, вы передадите часть полномочий, или кто-то другой возглавит команду. Судя по всему, у вас будет очень много разных задач.
Сирил Абитебул: Всё в порядке, я весьма работоспособен! На самом деле, меня попросили представить свои предложения насчёт того, как должен быть структурирован бренд Alpine, я не буду руководить им в полном смысле этого слова, о какой-то постоянной должности речи не идет. Я буду заниматься этими делами в свободное от Формулы 1 время, притом даже на период занятости в этом проекте в Renault не предполагают назначить кого-то руководителем команды вместо меня.

Вопрос: (Крис Медланд) Клэр, в официальном заявлении сказано, что представители Dorilton Capital предлагали вам остаться в команде, однако сейчас мы видим, что в новом совете директоров вас нет. Был ли некий процесс передачи дел, в рамках которого вы могли поделиться своим видением будущего команды, или у новых владельцев изначально были свои собственные планы на этот счёт?
Клэр Уильямс: Во время уик-энда в Спа было много разговоров о том, как долго я буду оставаться в команде. В Dorilton Capital действительно хотели, чтобы я продолжила работу, но я решила, что будет правильным отойти от дел. Конечно, будет некий период передачи дел. Для меня это последний уик-энд в Формуле 1, но я буду с командой еще несколько недель, чтобы рассказать Dorilton Capital о нашей работе и предоставить всю необходимую информацию. Они уже активно изучают наши процессы, смотрят, в какие направления эффективнее всего инвестировать средства – я постараюсь максимально им помочь.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос для Тото и Сирила. В этот уик-энд вступила в силу техническая директива, закрепляющая необходимость использования единого режима работы мотора на квалификацию и гонку. Считаете ли вы, что теперь в вопросах эксплуатации моторов достигнута ясность? Остались ли еще подозрения, что нечто может не соответствовать правилам? Как вы отнеслись к тому, что в FIA запросили у производителей силовых установок информацию о конструктивных особенностях системы рекуперации энергии (ERS)?
Тото Вольфф: Конечно, мы огорчены появлением директивы, поскольку дорабатывали свою силовую установку с расчётом на то, что в квалификации она будет эксплуатироваться на пределе возможностей. Такова была наша цель на этот сезон, а когда вас лишают возможности насладиться результатами собственных усилий, это всегда досадно. С другой стороны, я понимаю: это далеко не первый случай в истории Формулы 1, когда FIA, FOM и другие участники стараются всеми способами замедлить лидеров. Мы восприняли это как очередной спортивный вызов и сказали себе: «Отлично, в таком случае в следующем году мы будем использовать квалификационный режим на всей дистанции гонки». Иногда необходима внешняя мотивация, чтобы в очередной раз превзойти самих себя – в этом плане появление технической директивы, возможно, пошло нам на пользу. Посмотрим, насколько мы потеряем в скорости относительно других команд, но я абсолютно уверен, что в гонках мы поедем еще быстрее, так как будем эксплуатировать силовую установку в более жестком режиме. Запрет на использование квалификационного режима позволяет перераспределить запас мощности в пользу гонки – посмотрим, что из этого получится. Я не хотел бы создавать завышенные ожидания, всё выяснится уже в это воскресенье.

Сирил Абитебул: Достаточно ли ясности в вопросах эксплуатации моторов? Не думаю. У FIA было мало времени на то, чтобы придумать, как контролировать соблюдение чрезвычайно запутанного регламента на моторы. Уверен, в каких-то ситуациях им придется вновь выступить арбитром, ведь даже с единым режимом работы мотора могут быть непростые моменты – например, откажет какой-нибудь датчик, двигатель автоматически начнёт работать немного иначе, и это может быть воспринято как изменение режима. Примечательно, что с этой директивой и на фоне дискуссий по многим другим вопросам в FIA готовы отойти от простого стремления удостовериться в соблюдении буквы правил в пользу рассмотрения спорных ситуаций с учётом всех обстоятельств. Посмотрим, все ли готовы работать в таких новых условиях.

Вопрос: Клэр, мы в последний раз видим вас на пятничной пресс-конференции FIA, заключительное слово мне хотелось бы оставить вам. Возможно, вы хотите что-то сказать болельщикам Williams по всему миру?
Клэр Уильямс: Спасибо за эту возможность! Как я уже говорила, мы долгие годы выступали в Формуле 1 и наслаждались каждой минутой своего присутствия в чемпионате. Мы не раз добивались успеха, неоднократно переживали и непростые времена. Семья Уильямс много сделала для Формулы 1, то, чего добился мой отец, всегда будет восхищать миллионы болельщиков по всему миру.

Надеюсь, болельщики продолжат поддерживать команду Williams, как поддерживали её на протяжении предыдущих сорока с лишним лет. Мы благодарны им и всем, кто в разное время нам помогал. Спасибо всем в паддоке, с вами было приятно работать и соперничать!

Я хотела бы поблагодарить каждого, но в таком случае мы сидели бы здесь до поздней ночи. Прежде всего, я желаю команде всего наилучшего. Меня переполняют эмоции, для нашей семьи это во многом печальный уик-энд, но я уверена, что пришло время отойти от дел. Мы желаем успеха новым владельцам и всегда будем следить за Формулой 1. Этот спорт много дал нам, все эти годы мы были частью его по одной простой причине – в силу нашей исключительной любви к нему.

Перевод: Валерий Карташев