Математически ещё ни один из гонщиков не потерял шансов на титул. Впереди двенадцать Гран При, и каждый, кому машина позволит побеждать, может стать чемпионом по итогам сезона. Впрочем, многие эксперты считают, что титул в 2009-м будет разыгран между четырьмя гонщиками двух команд - Баттоном, Баррикелло, Феттелем и Уэббером.
После пяти прошедших Гран При Дженсон Баттон набрал 41 очко, и, при действующей схеме начисления десяти очков за победу, ещё не было случая, чтобы гонщик с таким багажом не выигрывал титул. За последние два десятилетия было семь сезонов, в которых гонщик зарабатывал больше 41 очка за пять гонок. Очков было больше, но не будем забывать, что в Малайзии пилоты получили лишь половину – во всех этих сезонах лидер становился чемпионом по итогам года.
Сезон | Лидер после пяти Гран При | Очки |
1992 | Н. Мэнселл | 50 |
1994 | М.Шумахер | 46 |
1996 | Д.Хилл | 43 |
2002 | М.Шумахер | 44 |
2004 | М.Шумахер | 50 |
2005 | Ф.Алонсо | 44 |
2006 | Ф.Алонсо | 44 |
Toyota, занимающая сейчас третье место в Кубке Конструкторов, пока не слишком стабильна, на ожидаемый прогресс со стороны McLaren, Ferrari и BMW понадобится ещё некоторое время, к тому же ситуация отличается от прошлых лет, когда эти команды вели спор за титул. Тогда, как правило, у них был лишь один серьёзный соперник, а сейчас гонщики почти всех команд могут зарабатывать очки, отбирая их у вчерашних фаворитов.
В Барселоне Фелипе Масса весьма ёмко охарактеризовал ситуацию: "Нужно быть реалистами - из пяти гонок Brawn GP выиграли четыре, и если мы сможем отыграть отставание, то они останутся в лидирующей группе и продолжат зарабатывать очки".
Если вернуться к Brawn GP и Red Bull, то расстановка сил, как и в прошлые годы, будет меняться от трассы к трассе. Машины Росса Брауна имеют преимущество в медленных поворотах, Red Bull - в скоростных.
В Монако Brawn GP, как и Ferrari, могут быть очень быстры, в Турции борьба обещает быть равной, Сильверстоун больше подходит Red Bull, а Нюрбургринг, Будапешт и Валенсия - лидерам чемпионата. Эти две команды будут зарабатывать очки, пока конкуренты пытаются отыграть отставание.
Впрочем, Формула 1 непредсказуема, и привычные лидеры сделают всё возможное, чтобы вернуться на вершину…
2010: Один или два регламента?
До конца мая должны определиться принципы, по которым пройдёт сезон 2010 года. Предложенная FIA и одобренная Всемирным Советом схема ограничения бюджетов, вызвала противоречивую реакцию команд. Потенциальные участники чемпионата – USF1, Lola и Prodrive увидели в ней уникальную возможность дебюта в Формуле 1 без привлечения огромных инвестиций – новички не только больше не должны вносить депозит, но и получат «подъемные». Действующие команды возражают против введения второй, параллельной версии регламента, по которой те, кто согласился на ограничение бюджета, получат неоспоримые технические преимущества.
В FIA игнорировали разработанную FOTA схему плавного ограничения затрат, приняв за основу радикальный план, позволяющий быстро увеличить число команд. Противоречия зашли настолько далеко, что Мосли заявил журналистам – Формула 1 проживёт и без Ferrari, если это понадобится для выживания чемпионата.
Фраза эта прозвучала после того, как президент Ferrari Лука ди Монтедземоло напомнил президенту FIA Максу Мосли о том, что у команды, согласно подписанному в 2005-м контракту с Экклстоуном и Мосли, есть полномочия при обсуждении регламента вплоть до 2012 года. Команда настаивает на соблюдении этих обязательств, и, в случае необходимости, может наложить запрет на принятие параллельного регламента.
У Ferrari множество союзников. Босс Toyota F1 Джон Хауэтт заявил о возможном отказе от подачи заявки на участие в чемпионате, аналогичное заявление сделал владелец двух команд Red Bull Дитер Матешиц. По слухам, FOTA готовит бойкот подачи заявок в FIA, который заставит федерацию пересмотреть свою позицию, ведь чемпионат может лишиться ключевых команд, статуса, болельщиков, спонсоров и средств. По неофициальной информации, с возможным бойкотом не согласны лишь три команды – McLaren, Williams и Brawn GP, но и их позиция может измениться.
Вопрос с суммой ограничения тоже кажется спорным, озвученные федерацией 40 миллионов фунтов не включают некоторых расходных статей. Принцип останется прежним – те, кто будет тратить большие средства, на решения, не попадающие под ограничения – к примеру, на моторы и KERS, получит преимущество, а значит, через некоторое время Формулу 1 вновь ждёт «гонка вооружений».
Вызывает сомнения и не проработанная пока система контроля затрат, которая может вызвать череду взаимных подозрений. Предложенная FIA схема хороша для СМИ, но явно не устраивает команды, которым придётся вести борьбу в условиях столь неоднозначных ограничений.
В Барселоне команды обсуждали этот вопрос, должен был присутствовать и Макс Мосли, но по семейным обстоятельствам президент FIA отменил визит. Некоторые вопросы пытался решить Берни Экклстоун, который в прошедший уик-энд активно участвовал в переговорах.
FOTA готовит свою версию регламента, которая будет предложена на ближайшей встрече с Мосли. Если FIA отвергнет инициативу, вероятность бойкота существенно возрастёт.
Предстоящие недели могут сыграть важную роль в истории Формулы 1…