Участники: Росс Браун (Brawn GP), Патрик Хед (Williams), Пэт Симондс (Renault), Альдо Коста (Ferrari)
Вопрос: Росс, не начать ли нам с обгонов? Вы с Пэтом входили в состав рабочей группы по проблеме обгонов…
Росс Браун: Я – нет, а Пэт – да. По словам наших гонщиков, преследовать соперников стало немного легче – да, по-прежнему остается некая разбалансировка, но ситуация все-таки улучшилась. В настоящий момент мы наблюдаем ситуацию, когда некоторые машины оснащены KERS, а некоторые – нет, и уже не раз бывало так, что нам удавалось сесть на хвост машине с KERS, но провести обгон было абсолютно невозможно – соперник уезжал вперед. Согласитесь, не самый приятный момент, однако в целом машины ведут себя лучше. Кроме того, регулируемое переднее антикрыло помогает изменять настройки во время следования за другой машиной.
Вопрос: Пэт, все идёт именно так, как было запланировано рабочей группой?
Пэт Симондс: Не уверен. Впереди – пятая гонка сезона, позади пара дождевых Гран При, а австралийская трасса всегда была непростой. Я был удивлен тому, как легко обгоняли нас гонщики Brawn – возможно, план все-таки сработал, или они попросту оказались быстрее. Как сказал Росс, KERS немного смазывает картину, но в целом преследовать соперника стало легче, к этому мы и стремились. Впрочем, о панацее говорить пока рано…
Вопрос: Спустя пару недель вы представили новый диффузор. Каких усилий это стоило?
Пэт Симондс: Невероятных! Все сотрудники команды – от специалистов по аэродинамике до сборщиков – сделали все возможное, чтобы подготовить этот элемент. Однако невозможно спроектировать такую деталь и сразу же добиться оптимального эффекта – нужно время, чтобы понять, как она работает. Впрочем, команда сработала великолепно, установив диффузор уже в Китае.
Вопрос: Этот же вопрос для вас, Альдо. Насколько я понимаю, вам пришлось полностью изменить дизайн задней части машины, и диффузор был не самой серьезной проблемой…
Альдо Коста: Да, с этой составляющей не было никаких проблем, трудности возникли с полным пересмотром гидравлики, электрической системы и модернизацией задней подвески – как сказал Пэт, потребовались значительные усилия, чтобы успеть подготовить настолько доработанную машину. С того момента, как мы обратились к концепции, ранее считавшейся нелегальной, нам пришлось многому научиться – по сути, это наша первая попытка, но я уверен, впереди еще много работы.
Вопрос: Когда вы приступили к работе? До решения суда, или после?
Альдо Коста: Нам пришлось начинать намного раньше, мы не могли ждать решения, поэтому приступили к работе именно тогда, когда узнали об иной интерпретации правил.
Вопрос: Несколько слов о новых деталях? Кажется, Кими получил абсолютно новое шасси…
Альдо Коста: Да, он поедет с KERS. В настоящий момент более тяжелый гонщик, желая использовать систему рекуперации, оказывается в невыгодной ситуации – мы постарались помочь Кими «уместиться» в минимально допустимые показатели веса, разработав новое шасси. Позже аналогичное шасси получит и Фелипе.
Вопрос: Еще какие-то новинки?
Альдо Коста: Обновленная машина представляет собой сочетание концепции двойного диффузора и модификаций, подготовленных для Барселоны. К примеру, мы слегка модифицировали общую аэродинамику и немного доработали антикрылья.
Вопрос: Патрик, могу я узнать вашу точку зрения по поводу начала сезона? Похоже, по пятницам для вас все складывается удачно, однако в гонке результаты разочаровывают…
Патрик Хед: Как заметил Пэт, у нас было несколько весьма необычных гонок. Пит-стоп Нико в Австралии получился скомканным, а когда он получил мягкую резину, инженер призывал его атаковать как можно сильнее, поскольку полагал, что ему по силам достать Рубенса, но в результате шины мгновенно износились, и нам не удалось добиться максимума. В Малайзии и Шанхае мы также не использовали все возможности переменной погоды, а в Бахрейне Нико стартовал неплохо, но уже в первом повороте потерял несколько позиций. Он стартовал девятым и финишировал девятым, никто из соперников не сошел с дистанции. Да, у Массы сломалась машина, но Кими удалось обогнать Нико. Конечно, мы огорчены результатами, но в подобной ситуации оказалось еще несколько команд. Нужно работать еще активнее и стараться не повторять ошибки.
Вопрос: Какие новинки вы привезли в Барселону?
Патрик Хед: В Бахрейне мы слегка модифицировали диффузор, установленный на машине Нико – сейчас этот элемент смонтирован на обеих FW31. Есть еще несколько небольших деталей, направленных на улучшение скорости.
Вопрос: Вам, как независимой команде, будет трудно поддерживать высокий темп доработок?
Патрик Хед: Думаю, у нас достаточно ресурсов. Да, у нас нет такого большого бюджета, как у некоторых команд, но не скажу, что у нас не хватает средств на доработку машины. Мы способны держаться на одном уровне с соперниками.
Вопрос: Росс, этот же вопрос. С точки зрения доработок вам будет нелегко сохранить лидерство?
Росс Браун: В Формуле 1 ситуация меняется слишком быстро. Сложность в том, что в отсутствие тестов ты можешь опробовать детали только в пятницу, это не такой упорядоченный процесс, какой был ранее. Тесты всегда получались непростыми, но сейчас еще сложнее. Мы привезли новый аэродинамический пакет, с которым Рубенс отработал очень неплохо, а у Дженсона возникли проблемы, и нам еще предстоит понять, что произошло. Это непростой сезон для всех нас, и в условиях запрета на тесты он вряд ли станет легче.
Впрочем, мы оптимизировали численность команды, с бюджетом тоже никаких проблем, нужно лишь разумно расходовать средства. Сейчас на гонку мы привозим три-четыре комплекта запчастей, тогда как год назад использовали шесть или семь. Однако мы не ограничиваем доработку – здесь команда использует обновленный аэродинамический пакет, к Монако будет подготовлено еще несколько деталей, а на Нюрбургринге нас ждет очередная серьезная модернизация.
Вопрос: Когда вы говорите об аэродинамическом пакете, что вы имеете в виду?
Росс Браун: Новое днище, кожух двигателя, аэродинамика в зоне задней подвески.
Вопрос: Пэт, вчера я видел множество контейнеров, доставленных в паддок. Какие новинки привезли вы?
Пэт Симондс: Примерно те же. Как я уже говорил, в Китае мы представили первую версию нашего двойного диффузора, здесь вы видите доработанный вариант. Кроме того, из заметных деталей, мы привезли новые колпаки для передних колес, новую плоскость заднего антикрыла. Еще у нас измененная задняя подвеска, так что команда, определенно, не стоит на месте.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Майк Дудсон) Пожалуй, вопрос ко всем. Как мне кажется, вы не знаете всех тонкостей технического регламента следующего года, особенно если говорить о размере топливного бака. По-вашему, руководствуясь намерением снизить расходы, Президент FIA может ограничить бюджет еще до того, как вы узнаете правила?
Патрик Хед: Полагаю, командам необходимо применить стратегический подход, учесть несколько возможных вариантов. В настоящий момент известно, что в следующем году дозаправок не будет, причем FOTA поддержала эту инициативу еще в декабре, так что конфликта по данному поводу быть не может. Еще обсуждался вопрос изменения дистанции гонки – думаю, сейчас в своей работе все участники чемпионата исходят из предположения, что дистанция останется неизменной, и на основе этого делают необходимые расчеты. Однако, если вы можете придать определенную гибкость заднему антикрылу и тем самым снизить уровень лобового сопротивления, это скажется не только на времени на круге, но и на расходе топлива. Большинство команд наверняка скажет: «Мы будем работать над расходом топлива, полагая, что не сможем изменять жесткость заднего антикрыла, а если мы все-таки получим такую возможность, то немного выиграем в объеме бака». В общем, есть место для стратегического мышления, и вопрос на самом деле очень непростой.
Нельзя назвать комфортной ситуацию, когда правила могут быть изменены без консультаций с технической рабочей группой – мне жаль, что в Формуле 1 регламент зачастую меняется в процессе конфронтации, а не конструктивного диалога. Полагаю, Макс Мосли любит повторять: «Что ж, я дал им шанс, они им не воспользовались», - однако команды готовы применить максимально практичный подход и не стремятся тратить как можно больше средств. Наоборот, они хотят тратить меньше, поэтому я считаю нынешние условия наиболее подходящими для формирования менее затратной Формулы 1.
Не думаю, что кто-то находит разумной идею с двойным чемпионатом. Одна лишь возможность регулировки заднего антикрыла играет очень большую роль – разумеется, многое зависит от иных побочных факторов, но в случае с полностью регулируемым задним антикрылом, оснащенным, к тому же, гибкой плоскостью, можно говорить о преимуществе в полторы-две секунды на круге, а сейчас мы не можем вкладываться в более дорогостоящую гидравлику или иные технологии, способные компенсировать такое отставание. Момент действительно непростой, и всем нам – Россу, Пэту, Альдо – необходимо присутствовать на стратегических совещаниях, чтобы сделать правильный выбор и обезопасить себя от неверных шагов. В некоторой мере логичный дизайнерский процесс превращается в фарс, однако, такова жизнь, и ситуация одинакова для всех.
Вопрос: Альдо, ваше мнение? Когда, по-вашему, вы должны узнать все необходимое?
Альдо Коста: Думаю, Пэт неплохо обрисовал сложившуюся ситуацию. Он говорит от лица Williams и вместе с тем от имени всех нас. Как представитель Ferrari я бы сказал то же самое.
Пэт Симондс: Спортивный и технический регламенты для следующего сезона уже опубликованы, дистанция Гран При по-прежнему равна 305 км, а правила дозаправки изменены таким образом, что мы не можем заправляться по ходу гонки. Все это хорошо известно, однако многие детали остаются неясными. Могу повторить то, что сказали Патрик и Альдо – никто не хочет иметь двойные правила. Они не работали ни в кузовных чемпионатах, где предпринимались попытки уравнять дизельные и бензиновые двигатели, ни в Формуле 1 в период одновременного существования атмосферных и турбированных моторов.
Важно подчеркнуть, что среди команд нет никакого конфликта, у нас абсолютно одинаковые устремления – мы все хотим и должны тратить меньше средств. Возможно, есть кое-какие расхождения в вопросах объема этих самых средств и периода времени, за который мы должны прийти к ограниченному бюджету. Споры по поводу сумм будут всегда, но фактор времени имеет особое значение – нам необходим плавный переход к более дешевой или, если хотите, более эффективной Формуле 1, а с точки зрения крупной компании с огромными капиталовложениями и множеством сотрудников сделать это очень непросто. Нелегко принять позицию, существенно отличающуюся от того, что есть на данный момент, а тем более сделать это достаточно быстро. Потребуется несколько лет, но я не сомневаюсь, что у нас все получится.
Росс Браун: Мы тоже не хотим видеть чемпионат с двумя лигами – это может запутать болельщиков, к тому же, если в правилах изначально будет заложено неравенство, заслуги команд, использующих самые широкие возможности, окажутся весьма сомнительными. Известно, что стабильность вкупе со справедливым регламентом – наименее затратный способ двигаться дальше, поскольку ты можешь планировать свою деятельность. Однако проблема в том, что Формула 1 постепенно превращается в подобие швейцарских часовщиков: мы оттачиваем все до энных долей градуса вместо того, чтобы предпринять более инновационные шаги, а правила лишь ужесточаются. Желая сократить расходы, мы лишь устанавливаем новые рамки – не уверен, что Формула 1 должна быть именно такой.
Со своей стороны мы всегда поддерживали идею некоторых ограничений – финансовых ли кадровых – и в этом подходе на самом деле больше свободы, поскольку экономия достигается за счет инноваций. Если мы снизим издержки, заявив «это все, что вы можете потратить», и одновременно обеспечим большую техническую свободу – это сделает Формулу 1 более интересной и для нас, и для болельщиков. Мы хотим найти общее решение, нам не нужны трудности, и мы готовы сотрудничать с FIA. По-моему, Формуле 1 совершенно не подходит принцип работы швейцарских часовщиков…
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Мы говорим о переходе на новую систему, но в ближайшие несколько недель вам вряд ли удастся обсудить это с Максом Мосли. Может, всем командам проще начать следующий сезон с неограниченным бюджетом, а чуть позже вернуться к данному вопросу?
Росс Браун: Думаю, никто из команд не желает иметь двойной чемпионат, и мы, скорее всего, обсудим этот вопрос на следующей неделе. Жаль, что с Максом произошло столь ужасное событие, мы должны с пониманием относиться к данной ситуации, однако нам следует как можно скорее организовать встречу и попробовать найти иное решение проблемы. Для нас было бы предпочтительнее ограничение ресурсов, а не технической свободы.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Альдо, как вы оцениваете сегодняшние результаты команды?
Альдо Коста: В пятницу трудно делать какие-то выводы, мы можем судить о ситуации только по данным телеметрии и отзывам гонщиков. Пока мы довольны тем, что имеем, однако нужно сопоставить наши результаты с результатами соперников, которые тоже подготовили ряд новинок. Итоги можно подводить после квалификации или гонки, но никак не сегодня.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос ко всем: в следующем сезоне минимально допустимый вес машины будет увеличен, однако даже в этой ситуации более тяжелые гонщики оказываются в невыгодном положении. Вы бы поддержали систему, при которой вес гонщика, шлема и сиденья суммировался? В таком случае ситуация выглядела бы более равноправной…
Росс Браун: Не думаю, что можно добиться абсолютного равенства. Более тяжелый гонщик должен быть сильнее, выносливее, стабильнее… Возможно, нынешний весовой лимит несколько осложняет поиск оптимальной развесовки для команд, желающих использовать KERS и пытающихся адаптировать машину под достаточно тяжелых гонщиков, поэтому в следующем году нас ждут два важных нововведения: во-первых, иной минимально допустимый вес, а во-вторых – более узкие передние шины, способствующие более «естественному» распределению массы машины. Сейчас командам приходится переносить основной вес на переднюю ось, и здесь наличие KERS и больший вес самого гонщика вызывают определенные проблемы. Думаю, с новыми правилами ситуация изменится.
Патрик Хед: Согласен с Россом, однако в целом я доволен нынешней ситуацией. В прошлые годы у нас были достаточно тяжелые гонщики, но, по-моему, массу тела вряд ли можно считать проблемой. Все дело в том, что нынешний шинный регламент существенно осложняет поиск оптимального распределения веса, на которое, кроме всего прочего, влияет уровень топлива и множество других факторов. Впрочем, насколько мне известно, в следующем году пятно контакта станет уже на 25 мм, так что проблем должно быть меньше.
Альдо Коста: Этот вопрос не раз обсуждался на собраниях FOTA и заседаниях технической рабочей группы. Со своей стороны мы поддерживаем идею увеличения минимально допустимого веса, которая, кстати, появилась в правилах весьма неожиданно, без каких-либо консультаций. Как бы то ни было, это правильный шаг.
Пэт Симондс: Думаю, следует напомнить, что машины следующего года будут сами по себе тяжелее, и больший размер топливного бака означает больший размер монокока, куда этот бак должен быть установлен. Материал, из которого изготавливается бак, достаточно тяжелый. Если предложения FOTA по ограничению на материалы уже приняты – а так и должно быть, поскольку они входят в приложение к техническому регламенту, то их можно изменить в достаточно короткий срок, но если оставить все без изменения, вес машин увеличится еще больше, и весь эффект от нового лимита будет попросту нейтрализован.
Вопрос: (Алан Бальдвин – Reuters) Росс, не могли бы вы оценить выступление Рубенса в начале этого сезона? Дженсон выиграл три из четырех прошедших гонок, а Рубенс всего один раз появился на подиуме, да и то в некоторой степени случайно. Он что-то делает не так, или Дженсон выступает действительно феноменально?
Росс Браун: Думаю, Рубенсу немного не повезло. Разумеется, все зависит не только от удачи, но в Китае он выглядел очень сильно и на сухой трассе ехал быстрее Дженсона, однако под дождем у него возникли проблемы с тормозами. В Бахрейне во время квалификационного круга вышел из строя регулятор переднего антикрыла, в результате плоскость элемента буквально провалилась – мы выбрали агрессивную стратегию, нужно было стартовать как можно выше, но из-за проблем с машиной Рубенсу не удалось это сделать.
Тем не менее, я доволен его результатами. Он многое сделал для команды, помог доработать BP001, регулярно обеспечивает нас ценной технической информацией и, как мне кажется, в нынешнем сезоне ему просто не везёт. Дженсон выступает действительно потрясающе и может считаться ориентиром, но я доволен скоростью Рубенса – если уик-энд пройдет достаточно гладко, он добьется очень хорошего результата.
Перевод: Валерий Карташев