F1ЛОС'офия: Канадские Ассоциации

1.

За окном моим дорогу
Перерыли в пятый раз:
Никогда, друзья, не будет
Безработицы у нас!..

Забавно, но эта частушка только с виду народная, а на самом деле у нее есть конкретный автор, имя которого, впрочем, никто не помнит. Лет тридцать назад эти трепетные и одновременно злободневные строки сочинил какой-то советский поэт остро сатирического направления. Понятно, что в нашей стране она никогда не потеряет актуальности, но кто бы мог подумать, что Гран При Канады 2008-го года вызовет ее откуда-то из недр долговременной памяти?

Всякое бывало в мире Формулы 1: однажды в Бахрейне, говорят, даже песок к склонам барханов приклеивали, чтобы горячие ветры аравийских пустынь поменьше таскали его на трассу. Но чтобы в ночь перед гонкой асфальт перекладывать? Такого я что-то не припомню. Может быть, конечно, нечто подобное будет происходить в Москве накануне обещанного июльского автогоночного шоу: наши запросто за одну ночь трассу вокруг Кремля заасфальтируют, да еще и траву покрасят. У нас это в порядке вещей. Но в Канаде, с ее плановым капиталистическим хозяйством?..

Разумеется, покрытие на автодроме имени Жиля Вильнева было отремонтировано вовремя, без всяких авралов и штурмовщины, и перед Гран При Канады специальная комиссия FIA, как положено, его приняла и сертифицировала. Однако, как сказал в субботу гонщик Райкконен, «это была не квалификация, а насмешка»: свежий канадский асфальт крошился под колесами машин Формулы 1, словно они были обуты не в слики, а в шипованную зимнюю резину Nokian.

Но, как говаривал один мой знакомый финский трубочист (у которого было немало родни в Канаде, но это так, к слову): нет ничего невозможного, надо просто привлечь побольше рабочей силы. И все-таки интересно, откуда организаторы монреальской гонки вечером в субботу смогли найти бригаду адекватных дорожников, способных в сжатые сроки закатать нужное количество асфальта, предварительно удалив старый? Тем более, вся эта экспресс-укладка должна была соответствовать высочайшим стандартам Формулы 1...

Вообще-то, на Западе профсоюзы (они же – трейд-юнионы) – не чета нашим; там усиленно бдят, чтобы местный КЗОТ соблюдался до последней запятой. Поэтому в пятницу вечером нормальный канадский рабочий должен идти куда? Правильно, в паб, в заведение, в ресторацию, и дуть там нормальное канадское пиво Molson в запредельных количествах, а в субботу соответственно болеть головой. Неужели кого-то из этих парней заставили в их законный выходной после весело проведенной пятницы утюжить дорожки парка на острове Нотр-Дам, дыша битумными парами? Выходит, что заставили. И, что характерно, тот асфальт, который монреальские дорожники уложили перед самым стартом гонки в режиме совершеннейшего форс-мажора, в целом выдержал 70 кругов безумной карусели Гран При Канады. А тот, что был уложен до этого, причем, уложен в нормальные сроки, по плану, без спешки, буквально на глазах рассыпался уже в самом начале квалификации. Предлагаю на досуге подумать над этим феноменом.

Кстати, в связи с авралом на острове Нотр-Дам возник еще один забавный момент, но уже на другом острове, по другую сторону Атлантики – в Великобритании. Оказывается, когда канадские дорожники уже завершали свой трудовой подвиг, комментатор британского телеканала ITV, экс-гонщик Формулы 1 Мартин Брандл брал интервью у Берни Экклстоуна. Кивнув в сторону 10-го поворота, мистер Брандл поинтересовался у коммерческого босса Формулы 1, мол, долго там еще эти бродяги будут возиться?..

И тут то ли сами британские бродяги обиделись, то ли кто-то обиделся за них, однако в Ofcom, в специальную комиссию, призванную следить за тем, чтобы пресса Соединенного Королевства соблюдала нормы морали и нравственности, обратилось целых семь человек. Эти семеро возмущенных требовали призвать Брандла к ответу за использование в прямом эфире нехороших слов. Пикантный момент состоит в том, что английское слово «pikey», которое употребил комментатор, может означать не только бродягу как такового, но и являться чем-то вроде уничижительного названия представителей цыганской нации. В общем, в итоге телекомпания ITV была вынуждена принести извинения. Но еще забавнее, что сейчас британские филологи развязали целую полемику, бурно обсуждая, является ли слово «бродяга» обзывкой, или нет? Воистину, велик и могуч язык, на котором писал Шекспир, пели The Beatles, и говорят комментаторы английского телевидения.

2.

И природа хороша,
И погода хороша,
Нет, не зря поёт душа –
Не зря, не зря!..

Эта некогда популярная (в прошлой жизни) веселая песенка про утят неожиданно вспомнилась, когда на экране ТВ мы видели, как два участника абсурдного ДТП, случившегося на пит-лейн, пешком чапали в свои боксы. Погода в Монреале действительно была хороша, но им было явно не до песен. Но причем здесь утята? А вы обратили внимание на выразительную жестикуляцию жертвы происшествия: Кими поднес руку к шлему Льюиса Хэмилтона, но бить не стал, а сделал пальцами характерное движение, словно изображал птичку, щелкающую клювиком. Сей жест, очевидно, должен был означать следующее: что ж ты, брат Льюис, забралом щелкаешь почем зря? Потом финн повернулся и указал перстом в туманну даль, туда, где на выезде с пит-лейн стоит светофор: мол, смотреть надо, куда едешь, потому как правила движения никто не отменял...

Мы давно уже привыкли к тому, что судьба Гран При часто решается в боксах. Стратеги команд пускаются на всякие хитрости с дозаправками, гонщики стараются «пересидеть» друг друга на трассе, оттягивая момент пит-стопа, механики пытаются пошустрее обслужить машину – и все это делается для того, чтобы отыграть какие-то доли секунды, которые потом могут повлиять на исход гонки. Иногда в споре за победу используются грубые силовые методы – в свое время это демонстрировал Сенна, позже – М. Шумахер (впрочем, не всегда удачно). Но тактика, которую применил в Монреале Льюис Хэмилтон, была совершенно уникальной. Думаю, он ее должен запатентовать. Согласитесь, это смело: разогнаться по пит-лейну и красиво, на торможении, разворотить главному конкуренту корму в тот момент, когда тот преспокойно дожидается смены сигнала светофора...

Интересно, жалеет ли сейчас Хэмилтон, что протаранил именно Ferrari, а не BMW? Или выбор красной машины был продиктован чисто гуманистическими соображениями: Кими все же чемпион мира, выиграл немало гонок, и наверняка выиграет еще, а Роберт Кубица – ни одной. Зачем было портить парню впечатления от канадского уик-энда? Хватит с него и прошлогодних неприятностей. И Льюис взял чуть левее...

Впрочем, есть у меня еще одна версия: просто у горячего британского парня рука не поднялась на старого дружка. Одно дело – насолить Кими, который ему не кум, не сват, и не приятель, а только конкурент, в прошлом году вырвавший титул буквально из-под носа. А с Кубицей – совсем другая история. Вот что сказал Хэмилтон зимой в эксклюзивном интервью F1News: «С Робертом мы гонялись, и у нас до сих пор отличные отношения. Мы часто проводим время вместе…»

Согласитесь, это многое объясняет. Льюис взял чуть левее во имя крепкой мужской дружбы, что, разумеется, характеризует его только положительно. К тому же, благодаря его филигранной технике пилотирования на пит-лейне интрига чемпионата, такое впечатление, вот-вот достигнет рекордных прошлогодних значений. И, заметьте, при этом никто ни у кого ничего не стырил, ни Карл у Клары, ни Найджел Степни у Ferrari – все чисто! Разве что президент FIA как-то неудачно по девочкам сходил...

Анализируя канадские события, участники инцидента на пит-лейне дали ему прямо противоположные оценки. Кими сказал, что Хэмилтона наказали поделом, чтобы впредь неповадно было... Льюис же дерзко парировал, мол, случившееся в Канаде его почти не расстроило, и что Гран При Франции он все равно выиграет, даже стартуя из середины пелетона, куда его сослали злые монреальские стюарды. Чья возьмет в Маньи-Кур, узнаем через неделю.

3.

Ту собачку, что бежит за мной, зовут «Последний шанс».
Звон гитары и немного слов – это все, что есть у нас.
Мы громко лаем и кричим, бросая на ветер слова,
Хотя я знаю о том, что все это зря...

Скорее всего, Ник Хайдфельд не знаком с творчеством «Крематория» – достоверно известно, что у него иные музыкальные пристрастия. Но в песнях группы часто поется о том, как жестоко устроена наша жизнь, – а эту тему Ник, пожалуй, мог бы поддержать охотно, тут у него опыт богатый. Ну, например, в 2002-м он набрал на 3 очка больше, чем его тогдашний напарник по Sauber, дебютант чемпионата Кими Райкконен, но в McLaren в следующем году взяли не его, а угрюмого финна. В 2003-м Петер Заубер вообще попросил его из команды, хотя Хайдфельд выступал лучше, чем Фелипе Масса. Тем не менее, бразилец остался в Sauber, а Нику пришлось уйти... Только Ник знает, чего ему стоило удержаться в Формуле 1, и с приходом BMW карьера немца вновь пошла в гору, однако в этом году его дела явно не клеятся. И вдруг ситуация сложилась так, что он неожиданно получил шанс выиграть гонку, но...

...Но главным канадским именинником, что логично, стал наш брат-славянин Роберт Кубица, который, кстати, еще должен отправить своему дружку Льюису Хэмилтону как минимум ящик самого лучшего шампанского. Причем, необязательно за свой счет: шампанское мог бы оплатить концерн BMW, и это было бы по-честному. Ведь только благодаря Льюису баварско-швейцарской команде достался исторический победный дубль. Еще неизвестно, каким был бы исход гонки, если бы не тот решительный таран, которым прошлогодний вице-чемпион вывел из строя прошлогоднего чемпиона, а заодно и самого себя.

На пресс-конференции Кубица широко улыбался, благодарил BMW Sauber, болельщиков и маленькую, но гордую страну Польшу. Напарника, который сидел по правую руку, благодарить почему-то не стал, хотя Ник Хайдфельд помог ему победить, и отрицать это глупо. Вместо этого сразу после гонки Роберт публично заявил, что теперь надеется на 100-процентную поддержку команды: понимать это надо так, что он претендует на статус первого пилота, а Нику готов отвести вспомогательную роль: прикрывать тылы, да подносить патроны.

Сам же Ник сидел рядом мрачнее тучи. Чуть раньше, стоя на подиуме, когда играл сначала польский гимн, а потом немецкий, когда обливались шампанским, он не улыбнулся ни разу... Помнится, даже в 2004-м году, когда он выступал за стремительно пикировавший Jordan, и летал на гонки за свой счет, и вообще не получал зарплаты, он производил впечатление человека, радующегося жизни. А сейчас, заняв второе место, в очередной раз повторив лучшее достижение своей карьеры, он не радовался совершенно. Очевидно, понимал: только что был упущен его последний шанс...

Хотя глава команды Марио Тайссен не спешит подтвердить, что отныне Кубица получит какие-то преференции, мы взрослые люди и все понимаем...

4.

...Дистанция большая,
На финиш надо в срок,
Соперник поджимает,
И солнце прямо в лоб...

...Герои наши быстры,
Их мысли холодны,
Для зрителей и судей
Они всегда добры –
– Бобры!

От малоизвестной песенки моей любимой группы «Револьвер», как и полагается, веет постмодернистским абсурдом, однако создается впечатление, что она написана по мотивам Гран При Канады. В Канаде действительно много-много диких бобров, и этот симпатичный зверь считается здесь одним из национальных символов. В начале 17-го века, когда еще самой Канады не было, местная знать уже украшала свои гербы изображением бобра. Изображение бобра не раз возникало и на телеэкранах, когда в пятницу и субботу мы смотрели трансляцию тренировок: надо полагать, этот типичный представитель североамериканской фауны не просто в изобилии водится на острове Нотр-Дам, но и считает себя хозяином окрестных территорий. Очевидно, бобры уже привыкли к тому, что тут из года в год традиционно проводится Гран При Канады, а также другие автоспортивные события, и достаточно спокойно реагируют на пролетающих мимо железных монстров. Более того, отдельные, наиболее отчаянные особи позволяют себе вылезти прямо на трассу, где в это время во весь опор несется, скажем, Льюис Хэмилтон.

Потом британец признавался, что ему было как-то не по себе, когда он на скорости за 200 вынужден был уйти с траектории, чтобы уступить дорогу бобру. И вот что странно: в Турции организаторов Гран При подвергли публичной порке за то, что во время гонки серии GP2 на трассе появлялись местные турецкие собаки. В Канаде никто не посмел поднять голос на бобров, хотя какая разница, что за животина бросится под колеса, дикая или домашняя – в любом случае, неприятностей не избежать. И куда только смотрят защитники природы?..


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.