Вообще говоря, сюжет канадского Гран При получился очень простым – после того, как два главных фаворита столкнулись между собой, третий уверенно победил в гонке. Проблема лишь в том, что если требуется описать монреальские события более, чем одним предложением – начинаются сложности. Ибо двумя фразами тут не отделаться: нужно три, четыре, а лучше разом две сотни. Ибо событий на этот раз было столько, что в неспешном изложении они займут, пожалуй, даже больше времени, чем понадобилось Роберту Кубице, чтобы доехать от 29-го в карьере старта до первой в жизни победы.
Вся эта гонка четко делится на «до» и «после». Водоразделом стал малозначимый, как показалось поначалу, сход Адриана Сутиля. До этого гонка развивалась в крайне неторопливом ключе - Льюис Хэмилтон, Роберт Кубица и Кими Райкконен сохранили свои стартовые позиции и постепенно отрывались от всех остальных. Далее следовали поменявшиеся в первом повороте местами Нико Росберг и Фернандо Алонсо, а замыкал первую шестерку Фелипе Масса.
Перестановки, впрочем, все же имели место, но происходили все больше в конце первого и во втором десятке. Отменно стартовавший Рубенс Баррикелло на тяжелой машине не смог сопротивляться атакам Хейкки Ковалайнена, а затем и Ника Хайдфельда. Стартовавший с пит-лейн после субботней аварии Себастьян Феттель настиг и обошел принципиального соперника, Себастьена Бурдэ, а чуть позже, воспользовавшись небольшой заминкой Тимо Глока у стены Чемпионов, одну позицию отыграл и Нельсиньо Пике. Не остановившись на первой Тойоте, вскоре бразилец обошел в шпильке и Ярно Трулли.
Отживший штамп? | |
Пресловутые проблемы с тормозами на этот раз выбили из гонки всего одного пилота – Нельсона Пике. Сход Адриана Сутиля был вызван отказом коробки передач. Все же остальные выбыли из гонки из-за столкновений и собственных ошибок (хотя, как в случае с Физикеллой и Алонсо, последние могли быть спровоцированы техническими неполадками). И тем не менее, слава автодрома имени Жиля Вильнева, как «убийцы машин», постепенно уходит в прошлое. Современные машины Формулы 1 вообще можно считать показательно надежными – на всех этапах сезона поломки становились причинами сходов менее, чем в 50% случаев. |
Пожалуй, в какой-нибудь другой гонке такое количество перестановок вполне могло бы считаться достаточным за все полтора часа. Но только не в Канаде. Такой уж имидж у трассы имени Жиля Вильнева – здесь все, от конфигурации до судейских нравов, способствует созданию из года в год полноценного и яркого шоу. Не стал исключением и нынешний Гран При.
Говоря по правде, Адриану Сутилю ничего не стоило после поломки дотянуть до ближайшего «кармана», где Force India тут же стараниями персонала трассы очутилась бы в безопасном месте. Но нет. Немец остановился на залитой солнцем лужайке перед третьим поворотом. А нагретые постоянными торможениями карбоновые диски привели к появлению язычков пламени. Маршала с огнетушителем поблизости не оказалось, в воздухе повисла пауза – и тут же с пит-лейн, урча мотором, выкатился серебристый Мерс Бернда Майландера.
Дженсон Баттон попробовал мгновенно юркнуть на пит-стоп, но – в отличие от двух предыдущих этапов – маневр не прошел незамеченным, и британца наказали штрафным проездом по пит-лейн, окончательно испортив ему и так не слишком удачный день. Но самое интересное началось чуть позже. Уже собравшись позади машины безопасности и дождавшись разрешения на визит в боксы, туда разом направились пять лидеров – пилоты пяти разных команд. Масса, который шел следом, чуть сбросил скорость, чтобы потерять поменьше позиций, ожидая, пока механики обслужат напарника.
Ну а пять бригад вступили в спор не на жизнь, а на победу. В McLaren, BMW Sauber, Ferrari, Williams Toyota и Renault прекрасно понимали, что каждая десятая сейчас на вес золота. И хотя первым в боксы заехал Хэмилтон, удержаться впереди ему не удалось. «Все складывалось прекрасно, машина была очень быстра, – рассказывал британец. – Но пит-стоп прошел не идеально, и когда я сорвался с места, две машины были уже впереди. Внезапно они остановились, и предпринять что-либо я просто не успел…»
Эту аварию наверняка будут вспоминать еще долго. В отличие от лидера чемпионата, Роберт Кубица и Кими Райкконен свели общение с механиками к минимуму – и раньше всех борт в борт подкатились к выезду на трассу. По опыту прошлого года и в Ferrari, и в BMW Sauber хорошо знали об особенностях светофора на выезде с пит-лейн (на острове Нотр Дам он гораздо короче трассы, которая делает аж четыре поворота, машины ждут зеленого сигнала на выезде, чтобы пристроиться в хвост, а не создавать толкотню. В 2007-м за нарушение этого правила сняли Массу и Физикеллу, а Кубица честно дождался разрешающего сигнала). Но в McLaren Mercedes, оказывается, уже забыли, как три года назад здесь был дисквалифицирован их пилот Хуан Монтойя – как раз за проезд на красный.
Как оказалось, замедляться с 80 км/ч до нуля машины Ф1 умеют гораздо хуже, чем с 320 до 80. И Хэмилтон полным ходом влетел в соперников – успев лишь в последнюю секунду дернуть руль, сделав своей «мишенью» Кими, а не Роберта. А спустя секунду в эту кучу малу въехал и Нико Росберг. Немец хоть и смог продолжить движение, но гонку себе испортил, а для лидеров двух ведущих команд все было закончено сразу. И можно лишь удивляться нордическому спокойствию Райкконена, который не выказал сопернику почти никаких эмоций, разве что указал пальцем на пресловутый светофор.
В этот момент события и обрели совершенно новое звучание. Заезд возглавляли девять пилотов, которые не останавливались в боксах – преимущественно те, кто стартовал из задних рядов. Для восьмерых из них команды избрали тактику с единственным пит-стопом, и лишь Ника Хайдфельда еще ожидали (по первоначальному плану) две остановки. Впрочем, у немца было преимущество – он шел первым, а потому мог после рестарта не опасаться, что застрянет позади медленного соперника. Вторая группа, возглавляемая Кубицей, свою остановку уже совершила и потому занимала места с десятого по 17-е. Замыкал ее Фелипе Масса – из-за сбоя заправочной машины бразильцу пришлось вторично заезжать на пит-лейн. Важно отметить, что во «второй группе» пилоты также не имели возможности добраться до финиша на имеющемся количестве топлива. Все это обещало немало неожиданностей.
Удивительно, но в один миг Ferrari и McLaren словно бы самоустранились из спора за победу – первые номера команд столкнулись, а вторые, вынужденные ждать на пит-лейн, откатились далеко назад. А вот в BMW Sauber ситуацию прочитали не в пример лучше, и один из их пилотов теперь почти наверняка должен был добиться успеха. Но кто? Хайдфельд отчаянно пытался создать необходимый задел, пока Кубица томился позади Себастьяна Феттеля, который имел локальное преимущество за счет малого числа топлива в баках. И за восемь кругов, что у него были, Ник сумел-таки «убежать» на нужное число секунд, и потому вернулся на трассу впереди напарника. Более того, вернулся заправленным до самого финиша.
Решение изменить тактику не сулило немцу легкой жизни. Выехав из боксов на сверхмягкой резине, он оказался едва ли не самым медленным среди всех участников Гран При. Даже Феттель начал отрываться. А позади Хайдфельда явно теряли время и Кубица, и Фернандо Алонсо – сильнейший из оставшихся в строю соперников BMW Sauber. И здесь Ник явно сыграл на команду. Он не стал сдерживать напарника, но неприступной стеной встал на пути испанского чемпиона. Алонсо так и не сумел ничего сделать, а через полтора десятка кругов и вовсе улетел в ограждение.
Промашка Хорнера | |
Стратегия Марка Уэббера изначально была такой же, как и у Ника Хайдфельда. А раз так – то даже с учетом разницы в скорости австралиец вполне мог приехать к финишу четвертым-пятым. Но в итоговом протоколе он значится только 12-м. Какие-то проблемы? Вовсе нет – просто в Red Bull не рискнули перевести своего гонщика с двух пит-стопов на один. Марк потерял на этом так много времени, что после финальной остановки у него не было шансов выбраться наверх. Все это тем более удивительно, если учесть, что после квалификационных проблем команда могла заполнить баки фактически произвольным количеством топлива. Впрочем, в Канаде решение отправить гонщиков к финишу с разными стратегиями выглядит как нигде здраво. И в этот раз больше повезло Дэвиду. |
Кубица же, выйдя на первое место после плановых остановок множества неожиданных лидеров, в свою очередь получил восемь кругов, чтобы в квалификационном темпе отыграть у напарника недостающие для пит-стопа 15 секунд – и сделал это без видимых затруднений, поскольку некоторое время Хайдфельда здорово отвлекал Алонсо, да и шины были уже порядком изношены. Так Роберт убедительно взял реванш – но, конечно же, не стал пропускать Ника в качестве ответного «жеста вежливости». Ведь на кону стояла первая победа как для самого гонщика, так и его команды.
Первый успех BMW Sauber сразу оказался двойным – так же, как и у Jordan на Гран При Бельгии 1999 года. Вот только почему-то есть уверенность в том, что баварско-швейцарский проект не повторит дальнейшую судьбу своего ирландского предшественника. А вот головной боли у Рона Денниса и Стефано Доменикали теперь добавится порядком. Мало того, что команда Марио Тайссена едва не вернулась на первую строчку Кубка Конструкторов, так еще и Роберт Кубица теперь – лидер личного зачета.
Великолепная семерка | |
Семь лидеров Гран При – больше, чем за весь 2002 год! В последний раз что-то подобное имело место в середине 70-х, но как оказывается – чудеса вполне возможны и в наше время, достаточно лишь грамотно использовать машину безопасности. Именно из-за нее в лидерах оказалась группа пилотов, прежде в подобном не замеченных. А когда к середине дистанции пришла их очередь ехать в боксы, каждый последующий уступал первую позицию кому-то новому. Пока очередь естественным образом не дошла до Роберта Кубицы. Помимо поляка свой вклад в общий рекорд внесли также Тимо Глок (который лидировал впервые в карьере), Ярно Трулли, Дэвид Култхард, Рубенс Баррикелло, Ник Хайдфельд и Льюис Хэмилтон. |
Ну а спор за монреальскую «бронзу» оказался хоть и слегка в тени главного события, но тоже получился интересным. Кто только не претендовал на нижнюю ступеньку подиума, а в итоге занял ее Дэвид Култхард. После ухода машины безопасности шотландец занимал лишь пятое место, но «пересидел» всех принципиальных соперников – и Казуки Накаджиму (который позже и вовсе сошел, повредив переднее крыло и не вписавшись в «створ» пит-лейн), и Рубенса Баррикелло. Бразилец пытался удержаться хотя бы четвертым, но ошибся на торможении перед третьим поворотом незадолго до финиша и до клетчатого флага добрался лишь седьмым.
А место сразу за тройкой призеров на этот раз оспаривали гонщики Toyota, которые провели свои пит-стопы позже всех – на 39-м и 42-м кругах, и Фелипе Масса. Единственный оставшийся на трассе пилот Скудерии последовательно опередил в этой гонке восьмерых соперников! Особенно хорош был его маневр в шпильке, где бразилец оставил не у дел увлекшихся борьбой Баррикелло и Ковалайнена. Но все же он вряд ли успел бы разобраться и с гонщиками японской команды, если бы они сами не наделали делов. Тимо Глок, который в этот раз смотрелся куда увереннее Ярно Трулли, ошибся в послестартовой связке, притормозил напарника – и мимо того просвистела алая Ferrari. Этот порядок – Глок, Масса, Трулли – сохранился до самого финиша.
Ну а последнее очко добыл на Гран При Канады Себастьян Феттель. Похоже, немец явно вдохновился тем, как его товарищ Себастьен Бурдэ выступил на самом первом этапе в Австралии – и теперь охотно и успешно применяет ту же тактику, второй этап подряд набирая очки. Ну а среди тех, кто на этот раз остался без очков, оказались и Хейкки Ковалайнен (финн очень неудачно выехал с финального пит-стопа, уткнувшись в большую группу соперников), и Нико Росберг, и еще трое пилотов.
Главный же вывод, который можно сделать из этой гонки – важно в любой ситуации помнить и соблюдать правила, чтобы не стать посмешищем паддока. Ну и еще одно: здоровый эгоизм в соревнованиях такого уровня оказывается куда результативней пресловутого «тим-спирит»…
Александр Кабановский