Материал подготовлен при спонсорской поддержке Musa Motors - лучшего выразителя торговой марки Land Rover по итогам 2007 года |
Участники: Роберт Кубица (BMW Sauber), Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Дэвид Култхард (Red Bull Racing)
Вопрос: Роберт, вернемся к событиям на пит-лейн – после первого пит-стопа вы с Кими ждали, когда погаснет красный сигнал светофора. Думаю, вы знаете, что произошло с Кими и Льюисом…
Роберт Кубица: Да, мы вместе заехали на пит-стоп. В конце пит-лейн горел красный свет, Кими остановился рядом со мной, и тут я услышал удар, заметил, как машина Райкконена подалась вперед, и понял – это Льюис… Я продолжал следить за сигналом и вскоре вернулся на трассу, но оказался позади медленных машин. Когда последняя из них – думаю, это был Тимо Глок – отправилась на дозаправку, у меня было восемь кругов на создание отрыва в 17 секунд, позволявшего мне сохранить лидерство после второго визита в боксы. Я летел, словно в квалификации, мне никогда не было так трудно. Нужно было отыграть 21 секунду, а я довел преимущество до 24 – отличная гонка!
Вопрос: Каким было состояние трассы в тот момент, и как вам удавалось сохранять терпение в трафике?
Роберт Кубица: С трудом. Машина безопасности - это всегда множество проблем, мне не повезло – я опоздал всего на три секунды и не успел свернуть на еще открытый пит-лейн. Когда я подъехал, огни на въезде уже мигали желтым… Фернандо Алонсо активно прессинговал меня, но в итоге я смог создать неплохой отрыв. Команда попросила не рисковать сверх меры, и уже за 10-15 кругов до финиша я не атаковал и ехал осторожно, ведь стоило уйти с траектории – колеса сразу же забивались асфальтовой крошкой.
Вопрос: Каково это – одержать первую победу там, где живет немало поляков?
Роберт Кубица: Это просто фантастика впервые победить именно с BMW Sauber, с которой я начал свою формульную карьеру. Мы вместе росли, и я могу только поблагодарить команду за отличную машину – нам удался победный дубль. Возможно, мы были не самыми быстрыми в пелотоне, но у нас все получилось. На первом отрезке я не мог угнаться за Льюисом из-за проблем с давлением в шинах, но после пит-стопа дела пошли намного лучше. Фантастическая гонка для меня и моей страны!
Вопрос: Ник, по числу лидировавших пилотов эта гонка сравнялась с Гран При Италии 1971 года – семь пилотов, среди которых отметились и вы. У вас была отличная от Роберта тактика, но результат все равно впечатляет…
Ник Хайдфельд: Да, я рад и второму месту, рад за Роберта и команду – это наш первый дубль. Хорошая гонка и неплохой результат – мне было нелегко, но по ходу уик-энда ситуация постепенно менялась. На старте я оказался позади Рубенса Баррикелло, а когда обогнал его, на более жесткой резине поехал в темпе Льюиса. Мне повезло – мой первый отрезок получился довольно длинным, и после пит-стопа я на какое-то время оказался впереди Роберта. Мы совершенно оправданно перешли на тактику с одной дозаправкой и сверхмягкой резиной, но поначалу я с трудом удерживал машину на трассе.
Вопрос: Насколько трудно было ехать на сверхмягкой резине? Если я не ошибаюсь, вы проехали на ней сорок кругов…
Ник Хайдфельд: Было легче, чем в прошлом году, когда в аналогичной ситуации Фернандо Алонсо пропустил Такуму Сато на последних кругах. В этот раз скорости машины оказалось достаточно, чтобы по меньшей мере удержать того же Алонсо позади.
Вопрос: Как менялось состояние трассы?
Ник Хайдфельд: С одной стороны, автодром Формулы 1 не должен выглядеть так плохо, но в квалификации все было намного хуже. Ремонтные работы сделали свое дело, но этого недостаточно.
Вопрос: Вы дольше всех выступаете в команде, и это первый дубль спустя десять лет с момента похожего триумфа Jordan. Ваши мысли?
Ник Хайдфельд: Да, я был с командой с первых дней ее создания, выступал и в Williams, и в Sauber. Первая победа, да еще дублем – просто великолепный результат, доказывающий, что мы движемся в правильном направлении. За последние три года нам удалось достичь очень высоких по меркам Формулы 1 целей.
В следующем сезоне мы должны сражаться за титул – над этим мы уже работаем, а сейчас огромное спасибо команде, особенно парням из Хинвилла, построившим для меня новое шасси – после аварии в Монако предыдущее было сильно повреждено.
Вопрос: Дэвид, отличный пилотаж! Стратегия с одной дозаправкой помогла извлечь выгоду из событий на пит-лейн, но гонка была долгой…
Дэвид Култхард: Именно, мы смогли обогнать соперников, выбравших такую же тактику. Похоже, я даже лидировал один круг, а затем перешел на сверхмягкую резину. Шины постоянно гранулировались, но ситуация была одинакова для всех. К счастью, я оказался между Рубенсом Баррикелло, сдерживавшим целую группу пилотов, и Тимо Глоком. Приходилось все время ехать с максимальной концентрацией – один неверный маневр, пусть даже на самой малой скорости, - и машина становится неуправляемой. Я не надеялся попасть на подиум, поэтому так рад этому успеху. Старт сезона получился просто ужасным, парни на заводе регулярно ремонтировали мою RB4, попадавшую во всевозможные неприятности, и подиум – достойная награда за их труд.
Вопрос: Ближе к финишу вы едва не вылетели с трассы – эта ошибка была не единственной?
Дэвид Култхард: Она была самой серьезной – я тормозил чуть раньше, но, как ни странно, промахнулся мимо апекса и вылетел в гравий. Вы не поверите, как трудно оттуда выбраться! Рубенс проигрывал мне восемнадцать секунд, оставалось просто доехать до финиша. Машина замерла уже на пит-лейн, но хорошо, что это произошло уже после клетчатого флага, а не кругом ранее.
Вопрос: Что значит для вас этот подиум?
Дэвид Култхард: Это 62-й раз подиум для меня, а первые очки я заработал как раз в Канаде, в 1994-м. Карьера постепенно подходит к концу, пятнадцать лет в гонках дают себя знать, особенно после такого ужасного старта сезона. Приятно видеть, как молодежь одерживают свои первые победы, я рад за Роберта и BMW, они заслужили этот успех. Я уже четвертый год в Red Bull, и, подобно BMW, мы постепенно движемся вперед.
Вопрос: Роберт, сейчас вы лидируете в чемпионате. Верхняя ступенька подиума, спустя 12 месяцев после ужасной аварии на этой же трассе – невероятный год!
Роберт Кубица: Согласен, невероятный и непростой – тогда мне было нелегко, но я смог справиться с проблемами, и сейчас все выглядит гораздо лучше. Я счастлив снова быть здесь, на этот раз мы выполнили задачу и выиграли гонку. Надеюсь, удастся сохранить лидерство в чемпионате до конца сезона.
Вопрос: Поистине сказочное возвращение – Канада словно вернула вам долг за прошлогодний инцидент.
Роберт Кубица: Да, приятно одержать здесь первую победу для себя и BMW, ведь всем известно, что произошло здесь в прошлом году. В 2006-м на этой трассе я был очень быстр, а год назад не смог выжать из машины максимум. Сегодня мы выступили очень сильно, но я не могу назвать прошедший уик-энд лучшим – во всех состоявшихся гонках мы были очень быстры.
Вопрос: О чем вы думали на первых кругах, когда Льюис просто уезжал от вас?
Роберт Кубица: Известно, что правая сторона трассы очень грязная, в момент старта удержать вторую позицию было непросто. Мне казалось, что Кими непременно обгонит меня, но смог остаться впереди и первые 5-6 кругов ехал в хорошем темпе, пока не начались те же проблемы, с которыми мы столкнулись еще в Австралии. С ростом температуры давление в шинах повысилось, и машина начала скользить – я даже попросил команду сбросить давление в следующем комплекте шин. А Льюис тем временем уезжал вперед, пусть не так быстро, как в начале гонки…
Вопрос: Последние круги, наверное, показались вам бесконечными…
Роберт Кубица: Гонка получилась очень длинной, особенно финальный отрезок. Решающий момент настал тогда, когда Тимо Глок отправился в боксы – у меня в запасе было примерно восемь кругов на создание 20-секундного отрыва. Не самая легкая задача, но я отыграл 24 секунды и вернулся на трассу впереди Ника.
В момент появления машины безопасности нам чуть-чуть не повезло – пит-лейн закрыли, когда я был в нескольких метрах от него. Те, кто ехал с одной дозаправкой, сразу же оказались в более выгодном положении, но вскоре я смог оторваться и удержал лидерство.
Вопрос: Ник, вы в пятый раз финишировали вторым, а ваш напарник одержал победу – вы огорчены, или рады за команду?
Ник Хайдфельд: И то, и другое. Я не назвал бы это разочарованием, в последних двух гонках мне было действительно нелегко, и второе место не самый плохой результат при старте с восьмой позиции и слабом темпе в начале дистанции. После успешной атаки на Баррикелло, несмотря на практически полные баки, я ехал со скоростью Льюиса, а затем уже на сверхмягких шинах машина стала вести себя нервно, но мы решили ограничиться одним пит-стопом. Как бы то ни было, результат великолепен.
Вопрос: Как вы сказали, обогнать Баррикелло было очень важно, и Дэвид, похоже, согласен с вами…
Ник Хайдфельд: Да, нужно было обогнать Рубенса, но я провалил старт, а он, в свою очередь, едва не контратаковал Ковалайнена. Он ехал очень быстро, но вскоре я вышел вперед и практически сразу сел на хвост McLaren. На прямых они очень быстры, и у меня не было шансов пройти Хейкки. Впрочем, скоро вмешалась машина безопасности, многие пилоты направились в боксы, а я сберег топливо и позже перешел на тактику с одной дозаправкой. Думаю, это решение оказалось верным – вряд ли два пит-стопа изменили бы ситуацию: я и без того вернулся на трассу впереди Роберта.
Вопрос: Фернандо постоянно атаковал вас…
Ник Хайдфельд: Я даже спросил команду, могу ли пропустить Алонсо, ведь ему предстояло еще раз ехать в боксы. Сперва мне приказали защищать свою позицию, чему я был немало удивлен, а чуть позже посоветовали уступить Фернандо. Правда, я потерял бы слишком много времени, если бы просто замедлился на прямой, поэтому я ждал атаки, и как только он нырнул на внутренний радиус десятого поворота, открыл калитку. Фернандо вышел вперед, но вскоре разбил машину.
Вопрос: Дэвид, приятно снова видеть вас здесь, но состояние левой передней шины на вашей RB4 подсказывает, что все могло закончиться иначе…
Дэвид Култхард: Да, мягкая резина гранулировалась сильнее, нежели во время свободных заездов, и я надеялся, что к моменту пит-стопа мы успеем прикатать трассу. Появление машины безопасности сыграло нам на руку – мы смогли сберечь топливо и проехали на несколько кругов больше, следовательно, сверхмягким требовалось выдержать чуть меньшую дистанцию, правда, на разрушающемся асфальте и эта задача была не из простых. Роберт уже говорил, что в квалификации трасса выглядела еще хуже, но к концу гонки ее состояние тоже было весьма далеко от идеального – в шпильке я даже выносил одно колесо на траву, чтобы не выехать на скользкую полосу вне траектории.
Вопрос: Судя по всему, Рубенс сдерживал остальных пилотов…
Дэвид Култхард: Да, и делал это просто фантастически. Он избавил меня от опасных атак ближе к концу гонки.
Честно говоря, меня удивили аварии на пит-лейн – как правило, машины сталкиваются на трассе, но, как бы то ни было, некоторые соперники сошли с дистанции. Когда стартуешь с низкой позиции и едешь на один-единственный пит-стоп, всегда надеешься на появление машины безопасности. Похоже, наши стратеги не ошиблись. Я рад набрать очки, ведь начало сезона грозило обернуться катастрофой – всякий раз, не считая Монако, кто-то выбивал меня с трассы – поэтому финиш на подиуме приятен вдвойне.
Вопросы с мест
Вопрос: (Даниэль Бастьен – Radio FM 103.3) Вопрос для Роберта и Ника: учитывая ситуацию в чемпионате, BMW Sauber можно считать топ-командой?
Роберт Кубица: Если после семи гонок вы лидируете в чемпионате, а ваша машина способна выигрывать гонки, думаю, вывод ясен.
Ник Хайдфельд: Мне нечего добавить. Некоторое время мы лидировали в Кубке Конструкторов, а сейчас Роберт возглавил личный зачет – думаю, этого достаточно для того, чтобы называться топ-командой. Да, Ferrari и McLaren допустили пару ошибок, но лучшие и не должны так ошибаться.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Роберт, вы поняли, что произошло на выезде с пит-лейн?
Роберт Кубица: Сперва я услышал удар, а затем увидел, как Льюис влетел в заднее антикрыло машины Кими. Это напомнило мне события прошлого года – тогда мы тоже заехали в боксы во время пребывания на трассе машины безопасности, но я остановился на красный сигнал, а Масса и Физикелла – нет. В этот раз Кими затормозил рядом со мной, а через несколько секунд подъехал Льюис. Могу только поблагодарить его, что он выбрал машину Кими, а не мою…
Вопрос: (Икер Мигойя – Grand Prix Magazine, Mexico) Роберт, вчера вы вычеркнули себя из списка претендентов на победу, а сегодня поднялись на верхнюю ступеньку подиума. Что вы чувствовали, когда над трассой впервые прозвучал польский гимн? Как фанаты встретили ваш успех?
Роберт Кубица: Вчера я сказал, что в гонке возможно всякое, но если обойдется без неожиданностей, наши шансы на победу невелики. Мы выступили очень хорошо, да и Хэмилтон помог мне – все-таки, основная борьба шла между ним, мной и Кими, а тот инцидент выбил с трассы двух сильнейших пилотов. Разумеется, машина безопасности немного спутала карты – впереди остались те, кто ехал на один пит-стоп. Приходилось ждать, когда они свернут в боксы, а затем в срочном порядке отрываться от Ника, чтобы вернуться в гонку впереди него.
Здесь невероятная атмосфера. В Монреаль приехало много польских фанатов, поддерживающих меня и мою команду, а победа на этой трассе после прошлогодних событий – просто фантастика!
Вопрос: (Панос Сейтанидис – Drive Magazine) Дэвид, несколько месяцев назад Мика Хаккинен признался, что приятно удивлен тому, как вам удается сохранять мотивацию, но течение времени невозможно остановить. Вы согласны с ним?
Дэвид Култхард: Да, время идет, и я рад этому, ведь у меня за плечами блестящая гоночная карьера, и ничто иное меня не привлекает. Мика очень быстро отошел от дел, я так не смогу и постараюсь максимально продлить удовольствие. Мы немного разные. Каждый сделал выбор, и свое решение я считаю верным.
Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для пилотов BMW и отдельно – для Ника. Считаете ли вы, что BMW Sauber сможет регулярно выигрывать гонки?
Роберт Кубица: Мы стремимся к этому. Нашей целью была победа в гонке, и мы достигли ее раньше, чем планировалось, причем с далеко не лучшей скоростью – Льюис, определенно, был самым быстрым в этот уик-энд, но он совершил ошибку, а мы сработали на ура. Две машины ехали с совершенно разной тактикой, но финишировали на первом и втором местах – не думаю, что в ближайшее время у нас будут проблемы с мотивацией. Мы продолжаем работать, нужно отыграть еще несколько десятых и добиться победы в нормальной гонке.
Ник Хайдфельд: Нужно найти золотую середину. С одной стороны, у команды есть повод для радости, но с другой – эта победа не означает, что отныне мы станем выигрывать все подряд. Как сказал Роберт, сегодня некоторые пилоты были быстрее нас, правда, на финиш первой приехала именно BMW.
Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Ник, вы сказали, что в последние несколько недель вам было не по себе. Второе место – глоток свежего воздуха, или победа напарника немного огорчает вас?
Ник Хайдфельд: Я уже говорил – и да, и нет. Я рад за Роберта, он отлично поработал и заслужил эту победу, но каким бы пилотом я был, если бы, выступая в той же самой команде и имея реальную возможность впервые выиграть гонку, не был бы огорчен вторым местом?
Вопрос: (Марк Дэнби – Auto magazine) Роберт, расскажите, как вам удалось оправиться после прошлогодних неудач и добиться этого успеха?
Роберт Кубица: Мы старались устранить все недостатки, но, к сожалению, не успели сделать это в прошлом году, в результате чего пришлось активно работать в межсезонье. Нынешние результаты лишний раз подтверждают, как нам было тяжело тогда. Я знал, чего хочу, команда поддержала меня, и в итоге все получилось так, как есть.
Вопрос: (Петер Хесселер – Abend Zeitung) Вопрос для Ника и Роберта: Ник, вы добровольно пропустили Роберта, или был приказ из боксов? Роберт, не уготована ли вам роль первого пилота BMW Sauber?
Ник Хайдфельд: Приказы из боксов запрещены. Я ехал с одной дозаправкой, и моя машина была намного тяжелее машины Роберта. Я не мог осложнить ему жизнь.
Роберт Кубица: Думаю, вам следует задать свой вопрос кому-то другому, ибо я так не считаю. В конце концов, оба пилота приносят команде очки, но если я лидирую в чемпионате после семи гонок, и моим худшим результатом считается четвертое место в Австралии, нам нужно прибавить. Не исключено, что вскоре нам будет намного труднее, надо ловить момент – кто знает, может, в пяти ближайших гонках мы не получим ни единого шанса на победу, но если шанс все-таки представится, предстоит выложиться по максимуму.
Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Роберт, как обстоят дела с контрактом с BMW?
Роберт Кубица: Я не стану отвечать на этот вопрос. Никаких переговоров нет.
Вопрос: (Тони Доджинс – Tony Dodgins Associates) Ник, вы говорили о решении пропустить Фернандо. Судя по всему, он стартовал на более тяжелой машине, чем Роберт, и в тот момент активно боролся с ним. Вы знали, что, удерживая Алонсо, помогаете напарнику выиграть гонку?
Ник Хайдфельд: Я думал об этом и был рад помогать Роберту до тех пор, пока это не мешало моей собственной гонке. Фернандо не доставлял мне особых проблем, но позже я решил, что Роберт уехал достаточно далеко, чтобы Алонсо хоть как-то мог ему угрожать.