Олег Карпов: Нико Росберг и двойные очки

Паддок Формулы 1 взялся за привычное дело. Забрюзжал. Для большинства из тех, кто там находится регулярно, Формула 1 – это работа. При этом практически все они очень любят повторять, что Формула 1 – это ещё и хобби. Не верьте. Их хобби – брюзжание.

Паддок не пропустит ни одного повода, по которому можно было бы побрюзжать. Сейчас это – звук двигателей, единственный недостаток которых на самом деле состоит только в том, что он теперь просто не в состоянии всеобщее брюзжание заглушить. Я тоже не буду пытаться. В конце концов, они перестанут. Как перестали брюзжать в свое время по поводу DRS или совсем уж нежных шин Pirelli. Как перестали совсем недавно брюзжать по поводу правила двойных очков. Я, кстати, собирался поговорить именно о нем. Сейчас, когда все занялись привычным делом, настал момент, когда о двойных очках можно, наконец, порассуждать более или менее спокойно…

"Нико Росберг пересекает черту и становится чемпионом мира 2014 года", – один из пишущих журналистов после финиша в Мельбурне примерил на себя роль комментатора. Соседи засмеялись – шутка удалась. W05 настолько быстра, что за 42 круга, которые прошли с того момента, как Берндт Майландер укатил свой Mercedes-Benz SLS на пит-лейн, и до финиша, Нико Росберг уехал от Даниэля Риккардо на 24,525 секунды. Мог уехать дальше. Вы же не думаете, что он удирал со всех ног? Конечно, нет. Зачем? Ведь единственный человек, у кого была машина, на которой победе Росберга можно было помешать, к тому моменту уже час как переоделся "в гражданское".

Вокруг полно разговоров о расстановке сил и о том, насколько рано делать выводы после первой гонки… Вы их слышали: многое зависит от темпов развития машин, от мотористов, от третьего, пятого, десятого. Всё это важно. Но в то же время надо отчетливо понимать: Нико Росберг не просто выиграл первую гонку сезона. По её итогам Нико Росберг оторвался на 25 очков от Льюиса Хэмилтона – своего главного (да-да, я помню, что "все ещё может измениться") соперника в борьбе за титул. Сейчас это так. Сейчас с этим даже спорить практически невозможно.

В общем. К чему я это… Сядьте. Я готов совершить каминг-аут.

Мне кажется, что правило начислять двойные очки в финальной гонке – это лучшее, что случилось с Формулой 1 за последние годы.

Ну вот. Сказал… Теперь не знаю, с чего начать оправдываться. С тех пор, как это правило было принято, сначала его было модно ругать, потом – не воспринимать всерьез ("все равно отменят"), а сейчас – над ним иронизировать. Даже проголосовавшие единогласно за его введение руководители команд почему-то не спешат выстраиваться в очередь, чтобы сказать хоть что-то [в свою собственную защиту]. Либо отмалчиваются, либо вместе со всеми – принятое своими же руками правило костерят. Что само по себе как-то удивительно. Зачем тогда принимали то?

Ну да ладно. Не суть… Я попробую сделать это за них.

Давайте начнем с самого простого. С арифметики. Как там говорилось в школе? "Упростим": представьте, что Нико Росберг и Льюис Хэмилтон за следующие восемь месяцев принесут Mercedes AMG 17 дублей подряд (прямо сейчас это не так трудно представить, не правда ли?). Давайте даже согласимся, что у Нико будет восемь побед, а у Льюиса – девять. Это значит, что Росберг приедет на последний этап в Абу-Даби с преимуществом в 18 очков. Так? Так…

Если бы система начисления очков за прошедшее межсезонье никак не изменилась, это означало бы, что для победы в чемпионате Нико достаточно было бы просто доехать до финиша в Абу-Даби на шестом месте – даже при учете победы напарника он становился бы чемпионом мира. У меня вопрос. Это, простите, почему?

Просто потому, что в Мельбурне на машине Льюиса (вы еще помните, кто выиграл квалификацию?) что-то случилось с одним из цилиндров?

Конечно, именно так всё не случится. Глядишь, и расстановка сил действительно изменится, и сам Нико еще пострадает от проблем с цилиндрами в своих моторах. Возможно, ни о каком доминировании Mercedes AMG мы вообще не будем думать уже летом. Но речь не об этом…

Я о том, что мы порой сами не понимаем, по какому поводу брюзжим. А брюзжим просто потому, что что-то нарушило наш привычный жизненный уклад (что, кстати, не отменяет желания побрюзжать, когда уклад долго и упорно никто не нарушает).

Что, собственно, дает правило двойных очков? На самом деле у него всего один очень простой смысл: повысить вероятность того, что борьба за титул продолжится вплоть до последнего этапа. Если просто не обращать внимания на поднявшуюся истерику с криками "это больше не Формула 1" (так принято кричать вообще по любому поводу)… Что, собственно, плохого в том, что интрига сохранится до конца?

О чем в этой связи принято говорить? Конечно, о "справедливости" и об "объективности". Как же это так: во всех гонках давать по 25 очков за победу, а в одной – "вдруг" 50? Самый простой аргумент критиков тоже из области арифметики: "А что если кто-то, кто будет отставать на 49 очков перед финальной гонкой, победит в ней, воспользовавшись сходом соперника, и выиграет таким образом чемпионат?" Да, согласен: тут со справедливостью как-то не очень…

Но у меня встречный вопрос: что, если бы при старом регламенте кто-то отставал бы перед последним этапом на 24 очка и выиграл бы титул благодаря сходу соперника? Тут со справедливостью всё в порядке?

Давайте перейдем от теории к практике. Все всё уже давно посчитали. Если бы правило о начислении двойных очков применялось на протяжении всей истории Формулы 1, то переписанными оказались бы результаты сразу десяти чемпионатов. Вот, например: в 1953 году победителем стал бы Хуан-Мануэль Фанхио вместо Альберто Аскари, но при этом аргентинец все равно не стал бы шестикратным чемпионом мира, потому что в 1956-м проиграл бы титул Стирлингу Моссу. В числе прочих изменились бы и итоги сезонов 2008 и 2012 годов. В первом случае Фелипе Масса, выиграв домашний Гран При, вырвал бы титул у Льюиса Хэмилтона, а в 2012-м Фернандо Алонсо одолел бы Себастьяна Феттеля…

Это обескураживает. Десять чемпионатов мира! Но есть два обстоятельства…

Во-первых. Я не решусь ничего сказать насчет дуэли Фанхио и Мосса в 1956-м, но у меня не повернется язык сказать, что Фелипе Масса не был достоин титула в 2008-м. А уж если говорить о "справедливости", по мне никто на моей памяти не заслуживал победы в чемпионате настолько, насколько ее заслужил в 2012-м Фернандо Алонсо…

Во-вторых. Самое главное. Вы будете смеяться, насколько все просто: предложив начислять очки в двойном размере за финальный Гран При, FIA ни разу не сказала о том, что решила изменить итоги прошедших сезонов...

Почему мы вообще вдруг принялись считать очки в архивах? Правильно – чтобы побрюзжать. На подобные темы очень легко спекулировать: "Смотрите, они воруют нашу историю". Но в то же время почему-то сейчас никто не возмущается, скажем, по поводу титула Айртона Сенны в 1988-м… Волшебник тогда набрал меньше очков, чем Ален Прост по любой системе – что по нынешней, что по прошлогодней. Просто тогда в зачет шли не все результаты. У кого-нибудь есть вопросы относительно "справедливости" того титула? Мне почему-то кажется, что нет…

К чему я это все? Системы подсчета очков и определения чемпионов менялись вместе с чемпионатом. Нет ничего бессмысленнее, чем спор о том, какая из них справедливее. Та, при которой за победу давали 9 очков, или та, при которой – 25? Та, при которой учитывалась только часть результатов, или та, при которой учитывались все? О главном, что все эти системы объединяло, вы можете спросить у Кими Райкконена. Я точно знаю, что он скажет. "Правила одинаковы для всех".

С регламентом были знакомы до старта чемпионата и Стирлинг Мосс с Хуаном-Мануэлем Фанхио в 1956-м, и Айртон Сенна с Аленом Простом в 1988-м, и Фернандо Алонсо с Себастьяном Феттелем в 2012-м, и Нико Росберг с Льюисом Хэмилтоном в 2014-м.

Конечно, за всю историю чемпионата ни разу не было, чтобы за одну-единственную гонку давали вдвое больше очков. Но, во-первых, всё бывает в первый раз. А во-вторых, двойные очки решено давать вовсе не за "какую-то" гонку, а именно за последнюю. И в этом, на самом деле, намного больше логики, чем может показаться на первый взгляд…

Право, я даже не понимаю, как можно не видеть разницы. Последний этап чемпионата уже по определению – особенный. Победа в нем зачастую обесценена именно тем фактом, что он последний. Вот вам простой пример. Ни в одной из гонок 2008 года Льюис Хэмилтон не выходил на старт, понимая: "Мне надо финишировать не ниже пятого места". Он почему-то хотел победить в Австралии, в Монако, в Италии и в Сингапуре. И только в Бразилии его не интересовал даже подиум.

"Так сложился чемпионат, он набрал больше очков", – скажете вы. Вроде как "все объективно". Но "объективно" почему? Потому что в Сингапуре Фелипе Масса уехал из боксов вместе с заправочным шлангом из-за ошибки механика? Или потому что в той же гонке Нельсон Пике решил помочь напарнику выиграть гонку, разбив машину? Или все же потому, что за три круга до финиша Гран При Венгрии у Фелипе отказал двигатель? Вы, наверное, уже догадались к чему я клоню…

Вся суть в том, что чемпионат Формулы 1 не создан для установления справедливости. Для этого есть (должны быть, по крайней мере) суды. Чемпионат Формулы 1 – это всего-навсего спортивный турнир. Его цель не в том, чтобы определить сильнейшего. Его цель – определить победителя. Это просто разные понятия.

Чемпион мира 2014 года в любом случае будет "настоящим". Просто потому, что он выиграет этот турнир по тем правилам, которые были определены перед стартом. Точно так же, как Феттель выиграл в 2012-м, Сенна – в 1988-м, а Альберто Аскари – в 1953-м.

Ноябрьская гонка в Абу-Даби – это финал. Финал, значение которого теперь изменится на самую малость. Он просто будет еще более захватывающим.

Почему финалы футбольных чемпионатов мира начинаются при счете 0:0 и никого не смущает, что одна команда в своем полуфинале разгромила соперника, а вторая вытянула счастливый билет в серии пенальти?

Мы любим финалы не за то, что после них победителю вручают кубок. Это десерт. Церемония вручения кубка не щекочет нервы, к этому моменту зритель обычно уже опустошен. На самом деле мы любим финалы за то, что ставки в них всегда выше, чем в обычных матчах. И именно в них – в финалах – как принято считать, на прочность проверяется всё: и мастерство, и нервы, и характер…

В Формуле 1 финальные гонки на самом деле финальными никогда не были. Они были просто "последними".

Я могу понять, что кому-то неприятно от мысли, что чемпионат выиграет пилот, проигрывавший перед началом последнего этапа 49 очков. Но мне неловко от другой: почему тот, кто собирается в финале престижнейшего турнира завоевать звание чемпиона мира, может просто отсидеться за спиной своего главного соперника? Почему тот, кто доехал до последнего этапа с преимуществом в девять очков, может позволить себе финишировать вторым, а тот, кто оторвался всего на семь, обязан побеждать?

Система начисления очков – это просто цифры. Они могут быть любыми. Логичной, справедливой, обоснованной или объективной победа не будет ни в том, ни в другом случае. Разница только в том, что цена победы в финале теперь намного больше. Как, на самом деле, в финале и должно быть.

Единственное, чего я в этом правиле не понимаю, так это того, почему оно не появилось раньше…

...В четверг утром, ровно неделю назад в Мельбурне, Mercedes AMG пригласила журналистов на завтрак в прибрежный ресторан неподалеку от трассы. Льюис и Нико раздавали интервью и прогуливались по пляжу под прицелами объективов фотокамер на протяжении двух часов подряд. Точно такой же завтрак год назад вызвал куда меньший ажиотаж. Потому что уже в прошлый четверг все понимали: Нико и Льюис – на данный момент главные претенденты на титул в 2014 году.

Когда мы с двумя коллегами отправились после завтрака на парковку, один из них спросил: "Кто из этих двоих выиграет чемпионат?" – "Нико", – ответили мы почти хором. Еще не зная, что именно он победит в воскресенье.

Из действующих пилотов, не завоевавших пока ни одного титула, Нико Росберг – пожалуй, самый достойный кандидат на то, чтобы войти в этот элитный клуб. На свой титул он уже давно наработал, и лично я буду его победе только рад. Но мне было бы неприятно при мысли, что решающим фактором в определении чемпиона может стать один-единственный забарахливший цилиндр. Мне будет очень жаль, если благодаря сходу напарника в Мельбурне, Нико приедет на последний этап с мыслью о том, что ему надо финишировать "хотя бы четвертым"… Я очень хочу, чтобы у Льюиса была возможность вернуть себе то, что он потерял не по своей вине.

Даже если Mercedes AMG никто уже не догонит. Даже если Льюис и Нико оторвутся ото всех к концу чемпионата сильнее, чем в 1988-м оторвались ото всех Сенна и Прост… Мне все равно. Я просто хочу, чтобы два этих очень крутых гонщика боролись между собой до самого конца. Если правило двойных очков придумано для того, чтобы это "до самого конца" мне обеспечить – что ж, я не имею ничего против. Я не хочу брюзжать. Пусть этим займутся другие. Я лучше схожу за попкорном, сяду на диван и буду внимать. Потому что Формула 1 – это зрелище. В конце концов это мое хобби. Она обязана меня развлекать.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.