Гран При Австралии: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Эрик Булье (McLaren), Клэр Уильямс (Williams), Тото Вольфф (Mercedes), Стефано Доменикали (Ferrari), Роб Уайт (Renault Sport F1)

Вопрос: Интересный первый день уик-энда! Начнем с вас, Кристиан. Учитывая то, на каких позициях была Red Bull Racing всего две недели назад, вы, очевидно, довольны тем, как прошла эта пятница. Как развивались события после окончания тестов и до прибытия в Австралию?
Кристиан Хорнер: Пятница прошла ровно, для нас это первый полноценный день работы на трассе в нынешнем сезоне. На зимних тестах возникло много проблем, каждая из них была тщательно задокументирована. Гонщики рады проехать достаточное количество кругов и впервые по-настоящему почувствовать машину.

Начало обнадеживающее, однако предстоит проделать большую работу. Мы явно уступаем Mercedes и Ferrari, постепенно начинаем понимать, сколько именно, и к концу уик-энда должны получить более четкое представление. В то же время в Милтон-Кинсе и Вири-Шатийон наши сотрудники вместе со специалистами Renault выкладываются по максимуму. При глобальной смене регламента и невероятной сложности того, что сейчас принято называть силовым агрегатом, множество проблем не удивительно.

Вопрос: Как вы контролируете ситуацию? Если говорить о командной работе и настроениях в коллективе, статус четырехкратных чемпионов и прошлые успехи облегчают работу, или наоборот, осложняют её?
Кристиан Хорнер: У нас нет проблем ни с командной работой, ни с настроем. Боевой дух силен, команда действует предельно эффективно. Да, с точки зрения постройки и доработки RB10 зима выдалась непростой, но реакция команды на трудности была просто фантастической. Мы нацелены на успех и внутренне очень сильны. За последние несколько лет команда многого добилась, и это нельзя назвать случайностью. Как я не раз говорил, на каждую техническую проблему всегда найдется техническое решение.

Вопрос: Спасибо! Переходим к вам, Стефано. Кристиан считает, что ваша команда опережает Red Bull Racing, притом Фернандо Алонсо был лучшим в первой сессии и третьим по итогам второй. Как вы оцениваете первый день уик-энда для Ferrari, и насколько отличались программы, по которым работали Алонсо и Райкконен?
Стефано Доменикали: Сегодня день был интересен уже потому, что нам хотелось понять, удалось ли устранить проблемы, с которыми мы столкнулись на тестах в Бахрейне. Не все неприятности остались позади, и это лишь подтверждает, как заметил Кристиан, всю сложность задачи. Опять же, нам остается просто работать над теми моментами, которые понятны – нужно прибавить, это факт.

Разумеется, гонщики тестировали разные детали, но это стандартный подход. Сегодня некоторые команды работали не в полную силу, у кого-то проявлялись проблемы, но завтра ситуация может оказаться совершенно иной. Если погода изменится, мы снова окажемся в условиях, в которых нам пока не доводилось работать с новой машиной – адаптация к мокрой трассе может стать вызовом. Главное, мы смогли отработать намеченную программу, несмотря на некоторые трудности. Такова жизнь – это всего лишь первая пятница длинного сезона.

Вопрос: Вы довольны нынешней структурой команды? Ferrari обновила техническую базу, произошли кадровые перестановки. Это та команда, к которой вы стремились?
Стефано Доменикали: В основе своей – да. За минувшие два года мы проделали большую работу, обновили инфраструктуру – это было совершенно необходимо, и теперь в новых условиях мы должны сработать по максимуму. Пока я доволен тем, как идут дела.

Вопрос: О реструктуризации мы должны спросить и Клэр. Willams обновилась во многих аспектах – какие меры были приняты, что вызывает у вас чувство гордости?
Клэр Уильямс: Мы проделали огромную работу в расчете начать новый сезон совсем не так, как закончили предыдущий. Мер было предпринято немало, но вряд ли можно выделить что-то одно.

Контракт на поставку моторов Mercedes напрямую сказался на конкурентоспособности, переход Пэта Симондса на должность главы технического департамента сыграл свою роль, как и появление в команде Фелипе Массы в качестве напарника Валттери Боттаса. Мы уверенно провели зиму, но это всего лишь первый этап чемпионата, мы ещё не провели квалификацию, так что посмотрим, что получится завтра.

Вопрос: Williams показала лучшее время на тестах в Бахрейне и оказалась второй по пройденной дистанции. Какие результаты принесли сегодняшние заезды?
Клэр Уильямс: День прошел позитивно – инженеры довольны результатами. Мы работали по привычной пятничной программе, разве что у Фелипе утром возникли проблемы, помешавшие ему сразу выехать на трассу – опять же, речь шла о неполадках в системе связи, а не в самой машине. Валттери чувствовал себя вполне комфортно, если не считать некоторую недостаточную поворачиваемость, с которой мы должны справиться ночью, ну а в целом оба гонщика положительно оценили итоги сессии.

Вопрос: Эрик, пятый и девятый результаты, плюс немалое количество пройденных кругов. Именно этого вы ждали от первого дня полноценной конкурентной работы?
Эрик Булье: Не знаю, были ли у нас конкретные ожидания – скорее планы провести множество проверок, а в первую очередь – проехать достаточно километров и подобрать настройки. Думаю, мы можем быть довольны, в целом день прошел по плану, команда сработала уверенно.

Вопрос: Вы в McLaren уже несколько недель. Какие изменения вы хотели бы провести в команде, насколько вы самостоятельны в принятии решений?
Эрик Булье: Если говорить о первой части вашего вопроса – изменения пока у меня в голове, но эти планы не должны быть достоянием общественности. McLaren – великая команда с богатым историческим наследием и лучшей инфраструктурой в паддоке, многие первоклассные специалисты стремятся сработать по максимуму и вернуть ей подобающие позиции. Скажем так, усилия будут направлены на то, чтобы собрать все воедино.

Вторая часть вопроса? Как всегда, речь идет о командной работе. Идея разделить функции руководителя команды… собственно, я уже имел подобный опыт в Lotus. Когда по ходу сезона приходится постоянно переезжать с места на место, а на базе многие аспекты требуют внимания, нужно распределять роли и обязанности. Подобный подход работал в прошлом, сработает и сейчас в McLaren.

Вопрос: Тото, Mercedes приехала в Австралию в статусе фаворита. Два лучших результата на более мягких шинах, на длинной серии кругов превосходство над соперниками было подавляющим. Это именно то, чего вы ожидали?
Тото Вольфф: Именно. Результаты второй тренировки нас полностью устроили – как вы сами заметили, темп и в короткой попытке, и на длинной серии кругов был неплохим. Опять же, вы видели, как быстро все может измениться: в первой тренировке Льюис едва выехал на трассу и спустя всего полкруга был вынужден остановиться. Одна незначительная проблема может испортить квалификацию или гонку…

Вопрос: У вас два быстрых гонщика и конкурентоспособная машина. Помня прошлогодний опыт, обсуждали ли вы вопросы командной тактики?
Тото Вольфф: Да, у нас были беседы на эту тему, и открытое обсуждение здесь крайне важно. Наши гонщики давно знают друг друга, они были напарниками ещё в картинге, и прошлогодний инцидент в Малайзии был для нас неприятным. Мы не хотим повторения чего-то подобного, и разговор получился предельно конструктивным. Парни не только талантливы и быстры, они умны и привыкли бороться честно. Мы проработали несколько сценариев – думаю, проблем быть не должно.

Вопрос: То есть, решение будет зависеть от обстоятельств?
Тото Вольфф: Да.

Вопрос: Роб, две команды сегодня проехали немало кругов, а у двух других возникли сложности. Проблемы Renault перед стартом сезона описаны более чем подробно, но что вы скажете о сегодняшних результатах?
Роб Уайт: Первый гоночный уик-энд - это всегда испытание, а в этом сезоне он вызывает особенную обеспокоенность, поскольку мы готовы не так хорошо, как хотелось. Кристиан справедливо заметил, что некоторые сценарии впервые были проверены только сегодня, и нам приятно отработать полноценную программу. Это большое достижение.

Вопрос: До уик-энда в Мельбурне вы редко отрабатывали процедуру старта, да и сегодня машины, оснащенные моторами Renault, практически не работали над этим аспектом. Вы довольны ситуацией?
Роб Уайт: Вполне, и здесь нет ничего особенного. На тестах отработка процедуры старта всегда планировалась на конец дня, а в ряде случаев нам приходилось досрочно сворачивать программу. Но беспокойства нет. Конечно, мы пытаемся определить оптимальные установки, чтобы обеспечить хорошую динамику старта, ведь это важный момент гонки – все команды это понимают. Повторюсь – пока мы далеки от желаемой формы, наша задача – поскорее отыграться.

Вопрос: Кристиан, краткий комментарий – вы довольны процедурой старта?
Кристиан Хорнер: Это самая незначительная из наших проблем. Порой мы вовсе не выезжали на трассу, что уж говорить о процедуре... Но мы все-таки надеемся начать воскресную гонку, так что нам нужен уверенный старт.

Вопросы с мест

Вопрос: (Марк Фогарти – The Age) Клэр и джентльмены, реакция на звук новых моторов была, мягко говоря, обескураживающей. Вы слышали этот звук на тестах – вам не кажется, что у Формулы 1 есть явная проблема? Как, по-вашему, отреагируют болельщики?
Клэр Уильямс: Лично мне нравится звук этих моторов, я люблю Формулу 1 и люблю видеть, как машины мчатся по трассе. Думаю, болельщики быстро привыкнут к новому звучанию. За несколько десятилетий произошло столько разных изменений – вы быстро забудете, как звучали старые моторы. Болельщики хотят видеть интересную гонку, и если мы сможем это обеспечить, все проблемы и споры исчезнут сами собой.

Тото Вольфф: Если вам нравится звук моторов, давайте вернемся к десяти- или двенадцатицилиндровым двигателям и забудем про гибридные силовые агрегаты. Но это самые современные технологии, и именно таким путем идет автомобилестроение. Компактность и минимализм становятся императивом, и нужно просто принять тот факт, что концепция изменилась. Спустя пару гонок новые машины поедут быстрее прошлогодних, мы привыкнем к звуку моторов, и уже в следующем году вы не заметите никакой разницы.

Стефано Доменикали: Думаю, Клэр и Тото отлично описали ситуацию.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Стефано, вы обеспокоены проблемами, с которыми столкнулся сегодня Кими, или же вы в большей степени довольны результатами Фернандо?
Стефано Доменикали: Я всегда должен думать о негативных аспектах или, образно говоря, обращать внимание на то, что стакан наполовину пуст. Разумеется, мы должны сделать так, чтобы все проблемы – не только те, с которыми столкнулся Кими – были устранены как можно скорее, ведь конкуренция крайне острая, а времени очень мало. Для меня главное – избавиться от неприятностей, а с гонщиками проблем точно нет. Фернандо и Кими способны справиться с ситуацией максимально эффективно, но у команды впереди много работы.

Вопрос: (Стюарт Кодлинг – F1 Racing) Эрик, на заднем антикрыле вашей машины появился логотип нового спонсора – правда, не факт, что это существенно увеличит число болельщиков команды. Не могли бы вы пояснить значимость этого соглашения, а также пролить свет на ситуацию с выбором титульного спонсора? Недавно Рон Деннис сказал, что имя нового партнера McLaren будет названо через несколько гонок – вы близки к подписанию контракта?
Эрик Булье: Хорошая новость – у нас появился новый спонсор, и мы рады приветствовать среди своих партнеров Asos – онлайн-магазин модной одежды и аксессуаров, осуществляющий свою деятельность в 234 странах мира. Это очень большая компания, и мы рады сотрудничать с ней.

Что касается второго вопроса, мы рассчитываем совсем скоро объявить нового титульного спонсора. Мы не хотим торопиться с новостями до того, как будут улажены все моменты, а они будут улажены в нужное время.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action) Стефано, три вопроса о вашем моторе. В чем заключаются специфические проблемы, требующие устранения? Учитывая омологацию, какие меры вы можете предпринять для доработки силового агрегата? Наконец, как вы оцениваете мотор Ferrari на фоне конкурентов?
Стефано Доменикали: Нужно набраться терпения и посмотреть, как пойдут дела. Успех измеряется очками, и в первую очередь нам следует поработать над надежностью мотора, поскольку сейчас не понятно, достаточно ли ее – вернее, на фоне соперников ее явно недостаточно.

Что касается доработки в целом, нужно действовать предельно внимательно, так как совершенно неправильно сосредотачивать все усилия на одном моторе. Нужно работать над машиной в целом, над балансом между характеристиками двигателя, мощностью электрических компонентов и эффективностью шасси, а там посмотрим, к чему это приведет.

Я видел немало вариантов расстановки сил, но, как мне кажется, не стоит придавать им большое значение. Слова быстро забываются, нам же нужно быть очень внимательными. У Ferrari хороший базис, нужно отталкиваться от него, прогрессировать и зарабатывать очки, которые в конечном итоге и определят позиции в чемпионате.

Вопрос: (Тед Кравитц – Sky Sports) Кристиан, сегодня Даниэль проехал более половины дистанции гонки, а Себастьян – практически все 100% за две сессии. Вы впервые проезжаете такое количество кругов? Значит ли это, что в воскресенье ваша команда сможет выйти на старт в полной уверенности, что машина проедет все 58 кругов? В первой тренировке мы видели следы перегрева в нижней части левого бокового понтона на машине Себастьяна…
Кристиан Хорнер: Сегодня Себастьян проехал треть той дистанции, которую он успел проехать за все зимние тесты, а Даниэль – почти всю дистанцию гонки. Отличная новость для наших сотрудников и парней из Renault! Надеюсь, это хороший задел на уик-энд, поскольку в воскресенье важно просто добраться до финиша, что само по себе является трудной задачей. Мы усвоили несколько важных уроков, собрали много информации для анализа, для гонщиков это была первая реальная возможность полноценно поработать с машиной без каких-либо заминок, а для инженеров – первый шанс сосредоточиться на настройках. Собственно, нечто подобное мы надеялись увидеть ещё на первых предсезонных тестах, но не сложилось. Теперь нужно отыгрываться.

Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Вопрос ко всем, включая Роба, так как это может повлиять и на результаты Renault в целом. С момента нашей последней встречи в Бразилии в Формуле 1 было принято решение начислять двойные очки в финальной гонке, которая, как правило, является наименее зрелищной в сезоне. Поскольку взносы с команд и стоимость суперлицензии для гонщиков во многом зависят от результатов, что вы думаете об идее начислять двойные очки в трех последних гонках? Более того, теперь звучат идеи давать очки и за позиции в квалификации – каково ваше мнение?
Роб Уайт: Мое мнение можно считать позицией стороннего наблюдателя. Как поклонник спорта, я уверен, что в случае с системой начисления очков преследуется цель оптимизации, и Формула 1 обладает фантастической способностью извлекать максимум из обстоятельств. Опять же, я не сторонник шагов, которые с трудом поддаются объяснению, и если ситуация станет слишком запутанной, мне это вряд ли понравится.

Тото Вольфф: Хороша ли идея с двойными очками? Когда принималось решение, мы уделили ему мало внимания, поскольку не считали этот вопрос существенным. Всем очевидно, что нужно поддерживать держателя коммерческих прав, и если численность телевизионной аудитории падает, нужно реагировать. Да, мы получили реакцию болельщиков, она оказалось совсем не такой, как ожидалось, и мы уважаем их мнение. Но с тех пор ничего не изменилось, в заключительной гонке будет разыграно двойное количество очков – посмотрим, что будет в следующем году.

Клэр Уильямс: Мой ответ такой же, как ответ Тото.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, вчера президент Ferrari Лука ди Монтедземоло опубликовал письмо болельщикам. Не могли бы вы пояснить некоторые моменты – например, ту часть, в которой он пишет о возможных проблемах, которые могут стать следствием пробелов в правилах? Каков посыл всего письма?
Стефано Доменикали: Прежде всего, я не президент Ferrari, и вы это прекрасно знаете. Полагаю, наш руководитель пожелал направить письмо всем болельщикам команды до старта первого уик-энда сезона, как он делает каждый год, и в этом письме он отметил вызов, который несут нам новые правила. Это вызов и для FIA, поскольку им предстоит обеспечить пристальный контроль за тем, чтобы все действовали в рамках регламента. Кроме того, для президента письмо – способ быть ближе к болельщикам, ведь вам известно, насколько он небезразличен к Формуле 1.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Стефано, если завтра пойдет дождь, это поможет вашим гонщикам в борьбе за первые позиции с представителями Mercedes?
Стефано Доменикали: Хороший вопрос, но ответ прост – я не знаю, посмотрим.

Вопрос: (Уилл Бакстон – NBCSN) Вопрос для всех. Ходят слухи, что есть намерение провести тесты в Малайзии на следующей неделе. Такой вариант выглядит странным – слышали ли вы о нем, и если да, поддержали бы его?
Кристиан Хорнер: Действительно, неожиданный поворот. Я впервые слышу об этом, и если это правда, мы не поедем в Малайзию.

Эрик Булье: Я ничего об этом не слышал.

Вопрос: (Сильвия Ариас – Parabrisas) Господин Булье, хотелось бы узнать ваше мнение о Федерико Гастальди, новом заместителе руководителя команды Lotus. Сегодня вы пожелали ему удачи…
Эрик Булье: Да, я пожелал ему удачи, но какого-то мнения у меня нет, поскольку теперь это не мое дело.

Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Какие изменения вы хотели бы видеть в части ограничений на расходы?
Кристиан Хорнер: Простите, какой вопрос? Об ограничениях или об изменениях? Забудьте о термине «ограничение расходов», давайте сосредоточимся на экономии средств, так как все присутствующие здесь желают, чтобы все команды чемпионата действовали экономно. Мы стремимся уменьшить зависимость между затратами и конкурентоспособностью, это общее стремление, а вот как этого добиться – вопрос более сложный. Здесь начинаются дискуссии на тему ограничений, однако, как мне кажется, нужно понять причины сложившегося уровня расходов и работать непосредственно над этими причинами.

Эрик Булье: Думаю, Рон Деннис сказал бы, что он не поддерживает идею ограничения расходов – опять же, это только слова. Разумеется, он выступает за снижение затрат. Соревновательный дух и стремление быть конкурентоспособным – суть любого вида спорта, особенно Формулы 1, и нам нужно лишь определить границы и сделать так, чтобы мы чисто технически не могли бы тратить слишком много. Нужно обозначить цели, которые будут приемлемы и достижимы для всех участников.

Тото Вольфф: Может, Стефано желает что-то сказать?

Стефано Доменикали: По-моему, Кристиан и Эрик четко обрисовали ситуацию, мне нечего добавить. Мы постоянно говорим об одном и том же.

Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Но прогресса нет, отсюда и вопрос – каких движений вы ждете?
Стефано Доменикали: Прогресс не заставит себя ждать, поскольку мы обсуждаем возможные меры в рамках стратегической группы. Уверен, вы в курсе, какая там ведется работа. Думаю, мы расскажем обо всем уже тогда, когда все моменты будут улажены, а сейчас проще не вдаваться в детали.

Вопрос: Верно ли, что планируемые меры могут быть применены в 2015-м году?
Стефано Доменикали: Вполне.

Кристиан Хорнер: Видимо, мы проделали колоссальную работу по снижению расходов в преддверии нынешнего сезона, раз новый силовой агрегат обошелся на 25% дороже!

Вопрос: (Крис Лайнс – AP) Роб, не могли бы вы рассказать о проблемах, с которыми столкнулись клиенты Renault? Они сугубо индивидуальны, или есть общее? Есть ли у вас ориентир, с которого моторы будут работать на изначально предполагавшемся уровне? Это гонка в Малайзии, Бахрейне, Китае, или один из европейских этапов?
Роб Уайт: Если со стороны взглянуть на проблемы, с которыми столкнулись мы и наши клиенты, первое, о чем следует сказать – мы сильно отстаем от своего внутреннего графика. Во-вторых, вне зависимости от уровня конкурентоспособности какой-либо из команд, для нас недопустимо приезжать на первую гонку столь неподготовленными, ведь мы не успели отработать все необходимые сценарии.

Если же говорить об источниках проблем, мы по-прежнему уверены в том, что составные элементы силового агрегата в полном порядке, и мы знаем, какой термический КПД должен быть у хорошего турбомотора. Правила строго определяют характеристики электрических компонентов, и чтобы быть конкурентоспособными, наш продукт должен им соответствовать. Сложность в том, чтобы передать энергию турбины к пятну контакта шины с асфальтом, и нам пока не удается сделать это достаточно эффективно.

Ну а здесь мы возвращаемся к правилам. Чтобы добиться требуемой скорости, новые машины должны быть быстрее своих предшественниц при значительно меньшем количестве топлива. Есть множество других факторов, и собрать их воедино в одной машине, притом сделав ее соответствующей требованиям гонщика, это далеко не то же самое, что простой поиск проблем. Уверен, набор факторов одинаков для всех наших клиентов, и мне нечего сказать о каких-то специфических отличиях между разными машинами. Мы активно работаем с нашими партнерами над устранением имеющихся у нас проблем.

Вопрос: (Уилл Бакстон – NBCSN) Прекратила свое существование ассоциация команд FOTA. Насколько огорчены этим фактом те из вас, кто были членами FOTA? А те, кто не был – почему идея ассоциации для вас не сработала? Если все вокруг постоянно говорят о необходимости снижения расходов, насколько важно единство команд для прогресса спорта?
Клэр Уильямс: Williams входила в состав FOTA, и мы крайне огорчены тем, что ассоциация прекратила свое существование. Да, с момента основания ее цели менялись в силу разных причин, но для нашего спорта главное, чтобы команды могли вместе работать над общими проблемами. Нужна платформа для дискуссий, и будет это FOTA или нечто иное, Williams c радостью присоединится, ну а пока мы входим в состав стратегической группы и этим вполне довольны.

Эрик Булье: McLaren активно участвовала в делах FOTA. Досадно, что ассоциации больше нет, но это было ожидаемо. Она была создана в иных условиях, когда в паддоке было немало автопроизводителей, и притом существовала несколько лет. Были определенные разногласия, и все закончилось так, как и предполагалось. Как заметила Клэр, главное – сохранить конструктивный диалог между командами, чтобы совместно работать над имеющимися проблемами.

Тото Вольфф: FOTA должна была представлять интересы всех команд, однако с течением времени эта задача утратила актуальность. Команды постепенно выходили из состава, и в итоге все свелось к вопросу – либо все остаются в FOTA, либо FOTA прекращает существование.

Стефано Доменикали: FOTA была создана в особый период времени, когда требовалось сплотить все команды. Тогда чемпионат мог пойти совершенно иным путем, однако год за годом ситуация менялась, и именно по этой причине пару лет назад мы решили выйти из ассоциации, поскольку считали, что в новых условиях она уже не являлась обязательным условием эффективного взаимодействия. Да, команды должны договариваться и обсуждать различные вопросы, поскольку мы все участники одного действа, но мы также должны понимать, что участники не равны между собой. Опять же, все мы беспокоимся о бизнесе, о благе спорта, и нужно смотреть в будущее, опираясь на новые формы взаимодействия – например, в рамках стратегической группы – и уже там принимать правильные решения для всей Формулы 1.

Кристиан Хорнер: Стефано очень правильно сказал. В момент создания у FOTA были специфические задачи: то был период неопределенности во многих аспектах, касающихся всей Формулы 1, затем случился кризис 2008 года, и тогда FOTA добилась успеха в деле снижения расходов, а команды работали совместно в очень непростых условиях. Затем цели ассоциации изменились – она почему-то стала обращать внимание на то, как вы управляете собственной командой, и попыталась навязать контроль. Это не дело ассоциации, и здесь неизбежен конфликт, при котором команды пытаются прописать в правилах, как следует расходовать средства и так далее… Поэтому Red Bull Racing вышла из состава FOTA примерно в то же время, что и Ferrari: мы просто усомнились в правильности выбранного подхода. Неудивительно, что спустя несколько лет ассоциации не стало вовсе.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё