Перед началом бразильского уик-энда Дженсон Баттон довольно искренне отвечал на вопросы журналистов, не исключая, что в следующем сезоне уже не будет выступать в Формуле 1 и примет другой вызов.
Вопрос: Какие у вас настроения накануне Гран При Бразилии?
Дженсон Баттон: Предвкушаю интересный уик-энд. Новые моторы будут развивать больше мощности, чем в предыдущие годы – это здорово, ведь раньше на этой трассе терялось около 15% мощности. С турбомоторами такого не будет. Полагаю, перед первым поворотом мы сможем разгоняться до очень высоких скоростей, до 340 км/ч.
Вопрос: Действительно, здорово! Тем более, именно на этой трассе, выступая за McLaren, вы одержали свою последнюю победу – это было в 2012-м. Можете сказать, какие усилия с тех пор пришлось приложить лично вам, чтобы попытаться вернуть команду в группу лидеров?
Дженсон Баттон: Те три сезона, когда моим напарником был Льюис Хэмилтон, у нас шло острое соперничество, но при этом мы отлично сотрудничали. Было здорово, когда мы могли бороться за победы. Теперь мне этого очень не хватает, последние два года оказались очень сложными. Тяжело, когда ты не можешь бороться за победы в гонках, если до этого выиграл титул, а потом провёл три прекрасных сезона. Мне бы хотелось снова выигрывать гонки.
Вопрос: У вас очень много болельщиков, которые очень ждут новостей о вашем будущем: вы можете им что-то сказать?
Дженсон Баттон: Не могу добавить ничего нового. Чем бы я ни занялся в следующем году, это будет интересный вызов, и я к нему готов. Что будет, то и будет.
Вопрос: Когда у вас с Роном Деннисом состоялся серьезный разговор о вашем будущем?
Дженсон Баттон: В течение нескольких минут мы общались в Остине.
Но мой менеджер вёл с ним активные переговоры. Они много говорили.
Вопрос: Вы – чемпион мира, выиграли 15 гонок: у вас нет чувства, что в McLaren к вам относятся без должного уважения?
Дженсон Баттон: Я не буду отвечать на этот вопрос. Думаю, что он некорректный.
Вопрос: Если Фернандо Алонсо подпишет контракт с этой командой, а вам придётся из неё уйти, как вы к этому отнесётесь?
Дженсон Баттон: Если не ошибаюсь, эти разговоры идут уже месяца три? Сначала ты гадаешь, что всё это значит, затем начинаешь прикидывать, какие у тебя есть варианты – в Формуле 1, в других категориях автоспорта, в других видах спорта, например, в триатлоне. Вариантов очень много, мне бы было интересно заняться многими вещами. Но как будет, так и будет.
Разочарован ли я? Нет, разве что моя машина не позволяет бороться за победы. Я здесь для того, чтобы выигрывать, и хочу выступать в Формуле 1 только ради побед. За годы карьеры я пережил много трудных периодов и отдавал все силы, работая в тех командах, за которые выступал. Поэтому в итоге я стал чемпионом мира.
Вместе с McLaren я выиграл семь Гран При – это замечательно, мне нравится сотрудничать с этой командой. Но если у меня не будет возможности бороться за победы в следующем году, я не останусь в Формуле 1. Я не хочу выступать в чемпионате просто ради того, чтобы выступать. Я добился всего, чего желал, но хотел бы добиться новых побед. Если такой возможности у меня не будет, лучше я займусь чем-нибудь другим, приняв новый вызов.
Я выступал в чемпионате на протяжении 15 лет. Иногда нужно, чтобы кто-нибудь тебе сказал: а что если ты не сможешь остаться в Формуле 1 в следующем году? И тогда у вас открываются глаза, вы осознаёте, что есть и другие возможности. Но это не значит, что я не буду выступать в гонках в 2015 году…
Вопрос: Если команда сейчас предложит вам остаться ещё на один сезон, вы примете это предложение?
Дженсон Баттон: (пауза) Не знаю.
Вопрос: У Нико Росберга остаётся только две гонки, чтобы попытаться догнать Льюиса Хэмилтона. Какие чувства вы испытывали в конце сезона 2009 года, когда боролись за титул?
Дженсон Баттон: Это было великолепно, прессинг был запредельный, но у меня остались замечательные воспоминания. Сейчас оба претендента на титул располагают машинами, которые позволяют выигрывать гонки, они явно быстрее всех остальных, так что спор за победы пилоты Mercedes в основном ведут между собой. Я же был совсем в иной ситуации, ведь в этой фазе сезона моя машина была не настолько конкурентоспособной. Но это было особое время, и именно в Бразилии я завоевал титул, показав достаточно высокий результат. Я всё отлично помню, словно это было вчера…
Вопрос: Какие качества необходимы гонщику, чтобы выиграть чемпионат мира?
Дженсон Баттон: Вам нужны природные способности, которые, по-моему, есть у каждого гонщика Формулы 1. Плюс ты должен осознать, что этого недостаточно, поскольку в нашем спорте надо постоянно работать над собой, повышать своё мастерство, получать инженерные знания, поддерживать отличную физическую форму, улучшать психологическую подготовку. Важно и то, как ты работаешь с командой, можешь ли сплотить её вокруг себя. В общем, чтобы стать чемпионом мира, нужно много всего.
И ты должен уметь справляться с прессингом, ведь если ты раньше не был чемпионом мира, то это совершенно новый опыт – прессинг безумный, его просто ни с чем не сравнить. Ты ведь не знаешь, выпадет ли тебе ещё когда-нибудь такая возможность? В этом спорте всё очень быстро меняется, поэтому за такой шанс нужно хвататься обеими руками.
Льюис уже однажды становился чемпионом мира, а Нико – нет. Посмотрим, чем закончится сезон.
Вопрос: Если проанализировать всё, что вы сказали, создаётся ощущение, что вы готовитесь к возможному расставанию с Формулой 1…
Дженсон Баттон: Совсем необязательно. Но я пока не знаю, чем буду заниматься в следующем году… У всех гонщиков Формулы 1 вырабатывается «туннельное видение» - кроме нашего спорта, мы не замечаем ничего, хотя в жизни есть ещё немало интересного. Но не могу сказать, буду ли я здесь в следующем году или нет. Посмотрим. А пока я намерен получить удовольствие от предстоящей гонки – это сейчас самое важное.
Вопрос: Что вам не нравится в Формуле 1 образца 2014 года?
Дженсон Баттон: Политика, двойные очки, звук…
Вопрос: А что нравится?
Дженсон Баттон: Сами гонки – это главное. Шла захватывающая борьба, было много отличных дуэлей, например, с Фернандо Алонсо на предыдущем Гран При, даже если я и не заработал очков…