В этом году мы организовали цикл интервью с руководителями команд, в которых вопросы задают наши читатели. Несколько таких интервью – с Эриком Булье, Джоном Бутом, Мартином Уитмаршем, Полом Хембри и Кристианом Хорнером уже состоялись, а в Венгрии на вопросы читателей ответила заместитель руководителя Williams Клэр Уильямс.
Вопрос: (Денис, Цюрих): Как Формула 1 отразилась на вашем детстве?
Клэр Уильямс: У меня было обычное детство, но в нем всегда присутствовал элемент сказки. В определенном смысле Формула 1 и была моим детством. Мне повезло вырасти в этом спорте, по-настоящему повезло. Я не могу сказать, что в детстве бывала на многих гонках – всего на одной-двух в год – и с ними связаны невероятные воспоминания. Больше времени я проводила на нашей базе. С трех или четырех лет я регулярно бывала в офисе Williams, помогала готовить чай или ассистировала секретарю – печатала на машинке, пыталась участвовать в работе.
Вопрос: (Алина, Одинцово): Увлекались ли вы гонками в детстве и предполагали ли, что будете работать в Формуле 1?
Клэр Уильямс: Да, определенно меня увлекала Формула 1. Когда вы растете в такой среде, в которой росла я, когда ваш отец – босс команды, просто не могло быть по-другому. С тех пор как я себя помню, я всегда знала, что Формула 1 – великолепный спорт.
Мечтала ли я о том, чтобы работать в команде? Нет, совсем нет. Фрэнк никогда не хотел, чтобы его дети работали в команде, так что я об этом даже не задумывалась. Я понимала, что этого не случится, и росла с ощущением, что в жизни буду заниматься чем-то другим. Но так случилось, что это все-таки произошло, и сейчас я занимаю ту позицию, которую занимаю.
Вопрос: (Илья Лесовой, Днепропетровск): Что вы можете рассказать об Айртоне Сенне? Помните ли вы те времена, когда он выступал за Williams?
Клэр Уильямс: Я видела его несколько раз. Фрэнк и Айртон были очень близки, даже тогда, когда он ещё не выступал в команде. Они постоянно встречались, говорили, и я несколько раз присутствовала при этом. Будучи дочерью Фрэнка, так получалось, что я находилась рядом. Почти для всех, кто с ним сталкивался, он был своего рода иконой. Очень умный, очень чуткий, интеллигентный человек. И для меня – большая честь, что мне довелось провести с ним рядом – пусть и незначительное – время.
Вопрос: (Олег, Минск): Клэр, что первым делом сказал вам Фрэнк, когда вы были назначены его заместителем?
Клэр Уильямс: Он сказал: "Не подведи меня".
Вопрос: (Дмитрий, Москва): Скажите, на брифингах с участием руководства других команд вы занимаете столь же жесткую позицию, как ваш отец? Вы готовы до конца отстаивать интересы команды в "Клубе Пираний"?
Клэр Уильямс: Честно говоря, я чувствую себя здесь очень комфортно. Наверное, в первую очередь потому, что я выросла в этом спорте. Может быть, я многое воспринимала бы по-другому, если бы не находилась в этом мире постоянно, с детства.
Люди здесь знают меня очень давно, я знаю их. У нас хорошие отношения. Мы достаточно близко знакомы с мистером Экклстоуном, с другими руководителями команд. Но я работаю с ними с одной единственной целью – защитить интересы Williams. Я должна делать всё от меня зависящее, чтобы этого добиться. Я достаточно скептически отношусь к понятию "Клуб Пираний". Нет, я бы не стала так говорить.
Вопрос: (Андрей, Улан-Уде): Назовите двух пилотов, когда-либо выступавших за Williams, которых вы считаете лучшими...
Клэр Уильямс: Айртон Сенна и Найджел Мэнселл.
Вопрос: (Карим, Душанбе): В одном из недавних интервью вы сказали, что ваши любимые гонщики, когда-либо выступавшие за Williams – это Мэнселл и Монтойя. Скажите пожалуйста, в какой гонке каждый из них вам больше всего понравились?
Клэр Уильямс: Да. Они оба – личности. Настоящие пилоты с невероятной энергетикой, которые умели выжимать абсолютный максимум из машины в каждой из своих гонок.
Вопрос: (Юрий, Бологое): Сейчас популярны различные молодёжные программы. В своё время, у других команд были молодёжные филиалы в Формуле 3000. Нет ли у Williams желания поработать в этом направлении?
Клэр Уильямс: Когда речь заходит о подобного рода проектах, мы должны думать о бюджете. Но в первую очередь надо удостовериться, что мы прилагаем достаточно усилий, чтобы сделать как можно более сильной команду Формулы 1. При этом, конечно, мы хотим создать больше возможностей для команд, выступающих в младших категориях, помогать им растить пилотов для Формулы 1 и для Williams в том числе.
Вопрос: (Григорий Никодимов, Санкт-Петербург): Планирует ли Williams оставаться командой, независимой от крупных автопроизводителей? Рассматриваются ли варианты тесного сотрудничества с теми из них, кто заинтересован в приходе в Формулу 1? Ведь достаточно очевидно, что без поддержки крупного автопроизводителя в современном мире королевских гонок сложно держаться в числе лидеров...
Клэр Уильямс: У Williams никогда не было подобного рода отношений с производителями, о которых вы говорите. Мы выиграли 16 чемпионатов, мы – независимая команда и нам всегда удавалось собрать бюджет для того, чтобы выступать в гонках, выступать очень успешно. Я лично уверена в том, что без помощи производителя мы можем быть конкурентоспособны. Это не значит, что нам не нужна поддержка со стороны других компаний. Для нас важны партнеры, ведь нам необходим определенный бюджет, чтобы продолжать выступления.
Вопрос: (letun, Черкесск): Вам доводилось управлять гоночной машиной?
Клэр Уильямс: Нет. Но сейчас я понимаю, что стоит попробовать. Я часто говорю с Сьюзи [Вольфф] о её выступлениях, она рассказывает потрясающие вещи. Я прекрасно понимаю, что у меня мало что получится за рулем. Где-то в глубине души я, конечно, всё ещё надеюсь, что мой природный талант позволит мне стать следующим Льюисом Хэмилтоном, но все-таки – вряд ли (смеётся). Я несколько раз садилась за руль карта. Получалось не слишком хорошо, но ощущения – великолепные.
Вопрос: (Евгений, Екатеринбург): Клэр, прежде всего я хочу пожелать вашему отцу, Фрэнку Уильямсу, крепкого здоровья и долголетия! А команде Williams скорейших побед! Вопрос такой: что происходит с "отслужившими свое" машинами Williams? Они занимают свое место в музее команды или их дарят гонщикам или продают с аукционов?
Клэр Уильямс: Их можно купить. У нас достаточно много старых машин. Да, у нас есть музей, в котором примерно 45 машин, стартовавших в гонках. По крайней мере по одной из каждого сезона. Люди могут в любое время прийти и посмотреть на них: для нас музей – особенное место, мы гордимся им. Но, к примеру, в последние годы мы производим примерно по семь шасси за сезон. Так что после каждого сезона у нас остаются машины, которые мы использовали в гонках, но которые не попали в музей. Их действительно можно купить.
Вопрос: (Михаил, Москва): Как простому болельщику команды Williams можно стать акционером компании? Предусмотрены ли в вашей компании какие-либо привилегии для акционеров при посещении этапов Гран При Формулы 1?
Клэр Уильямс: Да, любой поклонник команды может приобрести акции на бирже. 20 процентов наших акций выставлены на продажу, и их может выкупить кто угодно, став совладельцем Williams. И мне кажется, это великолепно! Это позволяет болельщикам быть ближе к команде. Но для того, чтобы получить привилегии от команды, необходимо быть держателем определенного пакета – от одного процента акций.
Вопрос: (Roman, Москва): Какие увлечения у вас вне Формулы 1?
Клэр Уильямс: Мое хобби – Формула 1. Что кроме неё? Честно говоря, я очень люблю поспать. Не знаю, можно ли это назвать моим увлечением, но всё же. Когда я не на трассе, мне очень нравится заниматься простыми вещами: встречаться с друзьями, бывать дома, читать, заниматься своим садом, смотреть телевизор, ходить по магазинам. Обычные женские радости.
Вопрос: (Сергей, Екатеринбург): Здравствуйте, Клэр. Скажите, возможно ли россиянину устроиться в вашу команду на должность механика, и если да, то что, и какое образование для этого необходимо?
Клэр Уильямс: Большинство наших механиков пришли в команду из младших серий. Вы должны попробовать пробить себе путь в Формулу 1 через них. Потом поработать на базе и добиться того, чтобы попасть в гоночную бригаду. Главное – следить за объявлениями команд, постоянно контактировать с ними. У нас есть вакансии.
Вопрос: (Наталья, Королёв): Я будущий экономист и хотела бы посвятить свой диплом автоспорту, в частности, тому, как функционирует команда Формулы 1, на примере Williams. Куда я могу обратиться за соответствующей информацией?
Клэр Уильямс: К нам приходит огромное количество подобных запросов. Специально для этого у нас есть раздел на нашем сайте, который призван помочь людям, занимающимся подобного рода проектами. Там достаточно много полезной информации, и вы всегда можете написать в команду, если вам нужны какие-то дополнительные материалы.
Вопрос: (letun, Черкесск): Играли ли вы в симулятор Формулы 1?
Клэр Уильямс: Мне кажется, я немного стара для этого. Я не настолько продвинутая в этом смысле. Мне очень нравились настольные игры, где радиоуправляемые машинки двигаются по рельсам. Если позволите, это были "видеоигры" моего поколения. Я бы очень хотела дома иметь такую игру с машинами Williams за все сезоны.