В ходе Гран При Испании руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш ответил на вопросы читателей F1News.Ru.
Начало сезона для британской команды выдалось непростым - в Кубке конструкторов McLaren занимает непривычную для себя шестую позицию, и результаты пятничных тренировок не прибавили оптимизма подопечным Уитмарша - это интервью состоялось сразу после окончания свободных заездов. Большая часть вопросов болельщиков касалась неудовлетворительных результатов, и первым делом Уитмарш попытался объяснить причины неудач.
Мартин Уитмарш: Разумеется, мы тоже недовольны текущим положением вещей. Это неприятно, даже больно. Но мы точно не расстались с желанием выигрывать гонки в этом году. Посмотрим: команда продолжает напряженно работать. Мы будем стараться вернуться на те позиции, которые нас устраивают, к которым привыкли наши болельщики. У нас нет ответов на все вопросы и готовых решений, которые бы позволили моментально изменить ситуацию. Увы, в нашем спорте не бывает чудес. Скорость не может появиться из ниоткуда, но мы приложим максимум усилий.
Вопрос: (Дмитрий, Минск): В конце прошлого сезона у McLaren была быстрейшая машина. Зачем же было устраивать "революцию" в конструкции МР4-28?
Мартин Уитмарш: Рассуждая сейчас, очень легко дать ответ - возможно, это и правда было неправильное решение. Но в то же время, продолжать говорить об этом бессмысленно. Это не принесет никакой пользы. Главное, на чем стоит сосредоточиться сейчас - это на будущем. В дальнейшем надо постараться принимать только правильные решения, о которых потом не придется жалеть. На этом мы и сосредоточены в данный момент.
Вопрос: (Кирилл, Киржач): Внедрение систем KERS и DRS привело к увеличению количества обгонов. На ваш взгляд, не являются ли обгоны искусственными и не отходит ли на второй план мастерство гонщика?
Мартин Уитмарш: Работа с этими шинами - непростой вызов для всех команд. Пилотам и инженерам с ними некомфортно, они слишком нежные и сложные в понимании. В то же время, все эти нововведения работают в пользу болельщиков. Шоу стало интереснее, но шины - главная проблема для команд. Да, они одинаковые для всех, но мне кажется их роль в современной Формуле 1 стала слишком велика.
Вопрос: (Антон, Пермь): Мартин, считаете ли вы, что необходимо вернуть тесты по ходу сезона?
Мартин Уитмарш: В идеальном мире - да, они бы не помешали. Я думаю, таким образом мы могли бы, в том числе, помогать молодым пилотам, позволив им провести больше времени на трассе.
В то же время, необходимо помнить, что при существующих экономических условиях многие команды сегодня борются за выживание. Предложение "вернуть тесты" звучит очень просто, но при календаре из 19 или 20 гонок возвращение тестов по ходу сезона потребует отдельных тестовых бригад, дополнительных сотрудников и оборудования.
Речь идет о сумме в 15 миллионов евро - по крайней мере, по моей оценке. Большинство команд сейчас не могут себе этого позволить. С нашей стороны было бы эгоистично настаивать на возвращении тестов, хоть нам и нравится эта идея, но не надо забывать о других.
Вопрос: (Борисов Денис, Николаев, Украина): Мартин, вы не задумывались о том, чтобы сменить раскраску машин? Почему нельзя сделать так, чтобы не спонсоры диктовали условия, а команда? Если проще: не планирует ли McLaren вернуться к традиционному оранжевому?
Мартин Уитмарш: Мне очень нравится эта идея. Оранжевый - отличный цвет, особенно для McLaren. Мы используем его в своей программе в гонках GT. Смотрится великолепно! И мы будем продолжать двигаться в этом направлении.
Но в Формуле 1 все по-другому: современная бизнес-модель Ф1 состоит в том, что одна из главных задач команды - продвигать, рекламировать бренды наших партнеров. И если нам повезет когда-нибудь найти спонсора, которому нравится оранжевый, вы вновь увидите этот цвет в гонках Формулы 1.
Вопрос: (Илья, Гродно): Мартин, отсутствие каких гонщиков в пелотоне вы считаете главной потерей для Формулы 1? В этом сезоне много хороших пилотов остались без мест, включая и ваших бывших гонщиков...
Мартин Уитмарш: Я отвечу на вопрос по-своему. Я рад, что состоялось возвращение Кими Райкконена в спорт. Это фантастика. Его не хватало Формуле 1, и я очень доволен тем, что он вернулся. Он - один из великих.
Если говорить о других - мне кажется, Мика Хаккинен ушел слишком рано. Это потрясающий пилот, чемпион мира, с которым мне повезло работать много лет. С моей личной точки зрения, он мог еще долго продолжать гоняться и быть успешным.
Вопрос: (Олег, Полтава): Хотите ли вы вернуть в команду Эдриана Ньюи?
Мартин Уитмарш: Эдриан - великолепный технический директор. Я думаю, любой руководитель команды Формулы 1 скажет вам то же самое: да, мы были бы счастливы с ним поработать.
Вопрос: (Игорь, Красноярск): Мартин, на телевизионной картинке вы выглядите очень добрым руководителем. Так ли это на самом деле?
Мартин Уитмарш: (смеётся) Я не знаю, что ответить. Прежде всего, я пытаюсь быть честным и надежным. В Формуле 1 часто навешивают на людей ярлыки. Считают ли меня добрым? Я не знаю. Я просто стараюсь поступать правильно - в том смысле, в котором я понимаю это слово. Я не думаю, что это значит, что я "добрый". Я стараюсь жить так, чтобы решения, которые я принимаю, и в своей личной жизни, и в профессиональной, были правильными. Делает это меня добрым или нет - не скажу.
Вопрос: (Филипп П., Москва) В McLaren особое значение придают внешнему виду сотрудников команды - это строго контролируется по сравнению с тем, что происходит в других командах. С чем это связано? Например, Дэвид Кутхард был очень рад возможности отрастить бороду, перейдя в Red Bull.
Мартин Уитмарш: Я думаю, имидж гонщиков и команды - это тоже важно: если пилот выступает за великую команду, он должен ей соответствовать. Все члены коллектива, и наши гонщики в том числе, - послы наших партнеров и бренда McLaren. Но, на самом деле я не слишком беспокоюсь по поводу того, как они выглядят. Журналисты несколько преувеличивают.
Вопрос: (Владимир Сиденко, Москва): Вы не могли бы выделить одно решение в своей карьере, которым особенно гордитесь, и одно, о принятии которого сожалеете?
Мартин Уитмарш: Я горд тем, что участвовал в развитии карьеры такого великолепного пилота, как Льюис Хэмилтон. Мы заметили его в юном возрасте и смогли довести до победы в чемпионате - это большое дело. Я рад, что участвовал в этом процессе и за несколько лет принял немало ключевых решений.
О каком решении я жалею? Всегда сложно расставаться с сильными пилотами. Мне жаль, что мы потеряли нескольких сильных пилотов: Фернандо Алонсо, Льюиса…
Вопрос: (Алина, Одинцово): Что вы посоветуете тем, кто хочет связать жизнь с гонками, с Формулой 1?
Мартин Уитмарш: Прежде всего: хорошо учиться и получить диплом. По своему опыту я знаю, что это не самый увлекательный процесс, но это важно. Потом надо просто пытаться рассылать резюме - куда угодно. Стараться использовать каждый предоставленный шанс.
Если не повезет сразу оказаться в Формуле 1, не надо отчаиваться, попытайтесь устроиться в команды младших серий, набраться опыта. Пробраться в Формулу 1 нелегко. Это привлекательный мир, но очень маленькая индустрия.
Я в этом деле 25 лет, это фантастический спорт, и здесь можно построить великолепную карьеру. Пробиться сложно - да. Но надо быть настойчивым, использовать любую возможность, чтобы продемонстрировать голод и желание работать в автомобильном спорте. Другого способа нет.
Вопрос: (Новиков Сергей Александрович, 38 лет): Как вы относитесь к идее начисления очков по итогам квалификации? Возможно у вас есть и более интересные мысли по этому поводу?
Мартин Уитмарш: Я не думаю, что сейчас нам это необходимо. Квалификация все еще важна сама по себе, и пилотам не нужен дополнительный стимул, чтобы бороться за поул. Дополнительные очки не сделают борьбу более зрелищной. Если бы ситуация была обратной, если бы стартовая позиция не играла особой роли, то, возможно, нам потребовалось бы что-то подобное. Но это лишь усложнит правила, а болельщикам в последнее время порой и без того непросто разобраться в ситуации.
Вопрос: (Линар, Усинск): Какими тремя качествами должен обладать человек, достойный работы в McLaren?
Мартин Уитмарш: Первое: он должен быть готов всё время максимально выкладываться. Второе: он должен быть командным игроком, ставить интересы команды выше личных. И, наконец - быть лучшим в своем деле.
Вопрос: (Даниэль, Киев): Какой момент карьеры вы можете назвать самым запоминающимся?
Мартин Уитмарш: Сложно выделить какой-то один момент. По ходу своей карьеры в McLaren я был причастен к многим победам команды, но я все-таки выделю одну из них. Возможно, вас удивит мой ответ. Потому что, мне кажется, что самый запоминающийся момент - это первая победа Хэмилтона в Канаде в 2007 году.
Это был особенный день для Льюиса, и я захотел подняться на подиум, что делаю не так часто. И по пути наверх я осознал, что рядом будут стоять Ник Хайдфельд и Алекс Вурц. Я знаю их очень хорошо. Мы помогали им в их карьерах. Все три пилота, что поднялись тогда на подиум, были частью семьи McLaren.
Наверное, звучит странно, но это наверное самое приятное воспоминание в моей карьере: перед тем, как мы вышли на подиум, мы обнялись все вместе. Это незабываемый момент. Тот подиум был для меня особенным.
Вопрос: (Федор, Киев) Сколько времени вы тратите на сон в ходе гоночного уик-энда и в остальные дни?
Мартин Уитмарш: Я стараюсь спать по ходу уик-энда столько же, сколько обычно. То есть, семь-восемь часов, но получается четыре-пять.
Вопрос: (Константин, Москва): Возможно ли иметь друзей в Формуле 1? Остаетесь ли вы друзьями с Льюисом?
Мартин Уитмарш: Отвечая на первый вопрос: да, возможно, хотя это жесткий мир, и оставаться в нём друзьями нелегко. Но мы соревнуемся, пытаясь одолеть друг друга на трассе. Это не должно сказываться на обычной жизни. Ничто не мешает быть корректным. У меня есть несколько хороших друзей в паддоке. На данный момент один из моих лучших друзей - это пилот Ferrari, Педро де ла Роса. У нас потрясающие отношения.
Вопрос: (Игорь, Саратов): Если бы Льюис продолжал гоняться за McLaren, вы бы позволили ему приезжать на трассу с собакой?
Мартин Уитмарш: Позволил бы я? (пауза) Наверное. Я вижу, что он делает это в Mercedes, но, по моему мнению, это не самое верное решение. Так или иначе, если он смог бы убедить меня в том, что станет быстрее, если собака будет в паддоке, я бы согласился. Но я не вижу связи.
Вопрос: (Ильдар, Москва): Был ли Сэм Майкл прав, когда попросил Льюиса Хэмилтона покинуть боксы McLaren на тестах в Хересе?
Мартин Уитмарш: Опять же: я думаю, ничего драматичного не случилось, но в итоге все превратилось в огромную историю. Не думаю, что она того стоит. Если я бы пошел в гараж Ferrari, первое, что они сделали бы - попросили меня уйти. То же самое произошло бы в Mercedes. Никакой драмы. Льюис не обижен. Мы рады видеть его у себя в моторхоуме в любое время.
Вопрос: (Максим, Таллин): Кроме свадьбы, какое решение в вашей жизни было самым сложным?
Мартин Уитмарш: Моей свадьбы? Вообще-то, для меня решение жениться было не таким уж сложным… Как я уже говорил, всегда очень сложно позволять уходить отличным пилотам. Это самые сложные решения в Формуле 1. Но иногда их надо принимать.
Вопрос: (Александр, Туапсе): Кто быстрее: Мика Хаккинен или Михаэль Шумахер?
Мартин Уитмарш: Я скажу - Мика.
Вопрос: (Дмитрий, Тольятти): Почему Хуан-Пабло Монтойя не добился успеха в McLaren?
Мартин Уитмарш: У него было несколько побед. Гонка в Сильверстоуне была великолепна - я очень хорошо её помню. Он выигрывал в Монце. Но, мне кажется, Хуан-Пабло никогда по-настоящему не ставил перед собой задачи добиться большого успеха в Формуле 1.
Вопрос: (Иван, Дмитров): Вы когда-нибудь видели Кими пьяным?
Мартин Уитмарш: Я отвечу так: он меня пьяным точно видел.
Вопрос: (Николай, Москва): Увидят ли болельщики McLaren новые эпизоды McLaren Tooned в этом сезоне?
Мартин Уитмарш: Очень скоро. Сейчас готовится серия. Мы планируем выпустить шесть эпизодов в этом году.