После Гран При Канады немецкий SportBild напечатал двойное интервью с руководителем команды Ferrari Стефано Доменикали и коммерческим боссом Формулы 1 Берни Экклстоуном. Сегодня пресс-служба Ferrari опубликовала некоторые выдержки из этого материала…
Вопрос: Берни, вы бы одобрили переход Феттеля в Ferrari?
Берни Экклстоун: Я бы не советовал ему делать это прямо сейчас, поскольку в Ferrari гонщики обычно завершают карьеру, но однажды такое может произойти.
Вопрос: Феттель и Алонсо смогут ужиться в одной команде?
Берни Экклстоун: Не думаю, что возникнут проблемы. Себастьян и Фернандо постоянно ищут для себя новый вызов, а выступление за одну команду стало бы серьёзным испытанием для них обоих. Каждый из них был бы уверен в том, что окажется сильнее, а Стефано сделал бы всё, чтобы обеспечить им равные условия.
У меня была похожая ситуация в Brabham, в 1979-м – пригласив Ники Лауду и Нельсона Пике, я сказал им, что «первым номером» будет тот, кто окажется быстрее на трассе.
Стефано Доменикали: Думаю, они оба достаточно умны, чтобы справиться с такой ситуацией.
Вопрос: Когда вы познакомились?
Берни Экклстоун: Это было давным-давно, целую вечность назад. Думаю, Стефано было лет пять…
Стефано Доменикали: Около того. Возможно, Берни не помнит, но мне исполнилось 14 лет, я жил в Имоле, и мне разрешили поработать в боксах. Для меня было честью работать на домашнем Гран При.
Вопрос: Вы когда-нибудь мечтали стать руководителем команды Ferrari?
Стефано Доменикали: Конечно, нет. Получив высшее образование, я отправил резюме в Маранелло, скоро приступил к работе в Ferrari и шаг за шагом двигался вперёд. Я чувствую серьёзную ответственность, но моя работа – это фантастика!
Вопрос: Руководитель команды находится под большим прессингом, чем другие сотрудники?
Стефано Доменикали: Да, ведь я – часть Ferrari, команды с самой продолжительной историей в чемпионате. Люди очень уважительно к нам относятся, но и требования весьма велики.
Вопрос: Берни, вы верили, что Стефано сможет решить проблемы, возникшие после ухода Жана Тодта?
Берни Экклстоун: Безусловно. Это был вполне логичный шаг, ведь он много лет работал менеджером команды.
Вопрос: Вы смогли бы справиться с его работой?
Берни Экклстоун: Конечно. Думаю, я бы блестяще справился.
Вопрос: Что вы хотели бы изменить в Маранелло?
Берни Экклстоун: Я попытался бы сделать машину быстрее.
Вопрос: Пригласили бы Эдриана Ньюи?
Берни Экклстоун: Все хотят пригласить Ньюи, но ему нужно время, чтобы адаптироваться к команде.
Стефано Доменикали: Ньюи – один из лучших инженеров в Формуле 1, но Берни прав – в нашем спорте крайне важно добиться эффективного взаимодействия. В Ferrari отличная команда инженеров, которые вместе прогрессируют и сейчас способны продемонстрировать свой потенциал.
Берни Экклстоун: Кроме того, я попытался бы максимально эффективно эксплуатировать лазейки в регламенте.
Вопрос: Стефано, соперникам удаётся добиться большего при прочтении регламента. В Ferrari действуют слишком честно?
Стефано Доменикали: Мы делаем всё возможное в рамках правил.
Вопрос: Как вы оцениваете недавние решения FIA по поводу отдельных технических решений Red Bull?
Берни Экклстоун: Я не очень разбираюсь в решениях FIA. Думаю, нужно так составить технический регламент, чтобы даже я смог разобраться.
Стефано Доменикали: Люди не понимают, почему вчера машина соответствовала регламенту, а сегодня – нет. Это уменьшает прозрачность спорта. Правила должны быть более простыми.
Вопрос: Несмотря на то, что в Ferrari не эксплуатируют «серые» области регламента, Фернандо Алонсо сейчас занимает второе место в личном зачёте. Дело в нём или в машине?
Берни Экклстоун: Успех – это всегда сочетание факторов.
Стефано Доменикали: Алонсо – самый быстрый гонщик в мире, и он был таким и на первых тестах, хотя нашей машине в тот момент не хватало скорости. Сейчас мы добились прогресса, хотя пока не поднялись на тот уровень, на котором хотим быть. Разница в скорости машин минимальна, мы участвуем в фантастическом чемпионате, а болельщики с интересом следят за развитием событий.
Вопрос: Насколько важно для Формулы 1, чтобы титул вновь завоевал гонщик Ferrari?
Берни Экклстоун: Это крайне важно. Где бы ни проводился этап Формулы 1, продукция с логотипом Ferrari больше всего востребована в сувенирных магазинах. Я никогда не видел, чтобы в них заканчивалась продукция McLaren, Mercedes, Red Bull – ответ очевиден.
Вопрос: На месте Доменикали, как бы вы разобрались с ситуацией Фелипе Массы?
Берни Экклстоун: Фелипе очень талантлив, для меня это очевидно, и здесь нечего добавить.
Стефано Доменикали: Полностью согласен. Прессинг действительно очень велик, но я хорошо помню, как в 2008-м у него тоже возникли проблемы в двух первых гонках, а потом он до конца сезона боролся за титул. В этом году ситуация похожая – после того, как Масса отлично провёл гонку в Монако, те же журналисты, которые прежде его критиковали, начали спрашивать меня о том, почему у нас до сих пор нет контракта с бразильцем на следующий сезон? Как руководитель команды, я всегда его защищал и поддерживал.
Берни Экклстоун: Пресса настроена весьма критично и пытается повлиять на принятие решений, и такова ситуация не только в Италии. Одни больше переживают по этому поводу, другие – меньше, но Фелипе – умный парень. Думаю, некоторые СМИ поступают не очень верно, когда пытаются вывести его из себя.
Вопрос: Стефано Доменикали тоже порой становится объектом для критики. На месте его начальника, вы бы его поддержали?
Берни Экклстоун: Конечно! Он отлично справляется со своей работой. Что он делает не так? Критиковать можно за ошибки, а он их не допускает.
Вопрос: Экклстоун говорил о том, насколько важна Ferrari для Формулы 1, но насколько Формула 1 важна для Ferrari?
Стефано Доменикали: Формула 1 имеет для нас фундаментальное значение, она – в крови у Ferrari. Мы выступаем в этом чемпионате с первого сезона, и я не могу представить себе Формулу 1 без Ferrari, поэтому мы активно сотрудничаем с Берни при обсуждении будущего этого спорта.
Берни Экклстоун: Я тоже здесь с самого начала и должен сказать, что за это время два человека произвели на меня неизгладимое впечатление – Энцо Феррари и Колин Чепмен.
Стефано Доменикали: Энцо Феррари понимал, что Экклстоун способен преобразовать Формулу 1 в глобальный бизнес.
Вопрос: Какой гонщик произвёл на вас наибольшее впечатление?
Берни Экклстоун: Йохен Риндт, мы были очень близкими друзьями.
Стефано Доменикали: Джон Сёртиз – единственный гонщик, ставший чемпионом мира на двух- и четырёхколёсной технике. Я восхищался страстью Жиля Вильнёва и семью титулами Михаэля Шумахера.
Берни Экклстоун: Вильнёв всегда боролся до конца, и людям это нравилось.
Стефано Доменикали: Он всегда атаковал на пределе даже за рулём медленной машины.
Берни Экклстоун: Есть два типа гонщиков – одних любят за неповторимый стиль, других – за их достижения. Если вы спросите меня о лучшем гонщике Формулы 1, то я назову Алена Проста, но был ли он фаворитом у широких масс? Нет, и в этом он был немного похож на Фанхио – они оба делали только то, что необходимо для победы.
Вопрос: Берни сказал, что он смог бы справиться с вашей работой в Ferrari. А вы могли бы справиться с его работой?
Стефано Доменикали: Нет, я абсолютно не готов к тому, чтобы делать его работу, и должен сказать, что очень ценю Берни. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы видим невероятный чемпионат и с большим интересом со стороны зрителей – он действительно отлично справляется!