Перевод: Ирина
Томаш Энге попал в историю, когда заменил получившего во время "Гран-при Бельгии" травму Лучано Бурти в команде "Прост". 25-летний гонщик стал первым представителем Чехии в "Формуле-1". К сожалению французская команда была ликвидирована в начале 2002 года и ему удалось провести всего три Гран-при - в Италии, США и Японии.
Первой международной серией, которую выиграл Томаш, стала "Формула-Форд" в 1996 году. Ее выигрывали Айртон Сенна, Найджелл Мэнселл, Эмерсон Фиттипальди, Джеймс Хант, Дэймон Хилл, Михаэль Шумахер и другие. Много лет "Формула-Форд" открывала путь гонщикам в "большие формулы", менеджеры команд которых привыкли присматриваться к наиболее заметным пилотам серии.
Путь Томаша к вершине принял новый оборот после перехода в Формулу-3000, где его товарищем по команде Coca-Cola Nordic Racing стал Джастин Уилсон. Когда Томаш дебютировал в "Прост", в Формуле-3000 он занимал второе место и имел 39 очков, как и Марк Уэббер, нынешний пилот Minardi. Но последнюю гонку серии Энге был вынужден пропустить из-за контракта с французской командой. После ликвидации команды Алана Проста, Томаш вернулся в чемпионат Формула-3000 и стал выступать за команду Arden. После блестящей победы в Сильверстоуне, чех занимает второе место в общем зачете, отставая на девять очков от Себастьяна Бюрды, который недавно провел тесты в Arrows.
Вопрос: Вы оставили Формулу-1 из-за банкротства Prost GP. Это, должно быть, вас очень расстроило после трех проведенных гонок?
Томаш Энге: Да, очень жаль. Я был очень разочарован. Я уже знал людей в команде, видел их энтузиазм и силу духа. К сожалению, я не мог им помочь...
Вопрос: Вы думаете, что не имели возможности действительно показать ваш талант в Ф-1 с командой, борющейся в самом конце стартовой решетки и имеющей финансовые трудности? На трех проведенных гран-при вашей целью было учиться?
Томаш Энге: Вы знаете, самой большой проблемой был недостаток тестов. Я пришел в "Формулу-1", проехав всего 500 километров на тестах, а это сложная машина, требующая специальных навыков для реализации ее потенциала. Дебют оказался весьма непростым, потому что из всех трасс я знал только Монцу. Пришлось одновременно изучать и машину и трассы. Наиболее трудная гонка была в Японии, трасса там действительно сложная.
Вопрос: Вы многому научились за эти три гонки?
Томаш Энге: Конечно. Должен сказать, что команда имела некоторые финансовые неприятности, но это не сказывалось на гонках. Они работали очень хорошо и делали все возможное. Я очень благодарен им за предоставленную возможность выступить в "Формуле-1".
Вопрос: Вашим партнером по команде был Хайнц Харальд Френтцен, Вы учились у него? Если да, то в какой области? Помогло ли это Вам после возвращения в Формулу-3000?
Томаш Энге: Думаю, мы имели нормальные рабочие отношения. Фактически, мы работали вместе только в течение гоночного уик-энда, и, вы знаете, все пилоты заботятся только о себе. У вас нет времени для вашего товарища по команде. Но он был некоторым ориентиром для меня, он действительно быстр, и знал, как использовать свой опыт. Было очень полезно сравнить наши данные.
Вопрос: У Вас были контакты с другими командами?
Томаш Энге: Мы разговаривали с некоторыми командами в конце прошлого сезона.
Вопрос: Вы надеетесь вернуться в Ф1 в будущем?
Томаш Энге: Я делаю все, чтобы это произошло! Конечно, я надеюсь, что это возможно. Мои достижения в "Формуле-3000" - ключевой фактор. Есть простое уравнение - чем лучше результаты, тем больше возможностей.
Вопрос: Вы не боитесь, что люди могли бы подумать, что Вы уже имели шанс в Ф1, и теперь перспектив нет?
Томаш Энге: Если это так, то я надеюсь доказать, что они не правы! Это - все, что я могу сейчас сказать.
Вопрос: Ходят слухи, что Вы уже контактируете с некоторыми командами (Jordan и BAR, возможно другие). Можете ли Вы их прокомментировать?
Томаш Энге: Я знаю, что мы ведем переговоры с некоторыми командами. Но это дело моих менеджеров - Чароуза (Charouz) и Пиедэйда (Piedade). Подробностей не знаю.
Вопрос: Что Вы будете делать в следующем году? Попробуете ли найти место за океаном, в IRL или серии CART?
Томаш Энге: Я надеюсь попасть в Формулу-1, сейчас это главная моя цель. Подождем немного, тогда и посмотрим. Пока рано говорить об этом.
Вопрос: После ваших выступлений за Prost "Формула-1" стала популярнее в Чешской Республике?
Томаш Энге: Да, я уверен! Люди стали больше интересоваться Формулой-1, это вполне очевидно.
Вопрос: Вашим партнером в "Формуле-Форд" в 1995 году был Ник Хайдфельд. У Вас тогда было несколько сражений. Теперь он - одна из восходящих звезд в Ф-1, вы - нет. Чем он отличается, что у вас такие разные результаты?
Томаш Энге: Трудно сказать, что он делал по-другому. Поскольку Вы упомянули, что мы выступали за одну команду, между нами были непростые отношения. Но вы не должны забывать, что он на год опережал меня и имел поддержку Mercedes. И, конечно, это имело свои последствия, потому что это открыло перед ним некоторые двери. Ник - очень хороший пилот, он был в хорошей команде в нужное время, за исключением Prost в 2000 году.