В этом году исполняется 50 лет с дебюта в Формуле 1 Джеки Стюарта. За девять лет выступлений в чемпионате шотландец выиграл три титула, одержал 27 побед и одним из первых возглавил кампанию за повышение безопасности гонок. Два года назад он вернулся за руль современной машины Williams на Фестивале скорости в Гудвуде, но был недоволен этим опытом. В обстоятельном интервью бразильскому каналу Globo Esporte он рассказал о впечатлениях от современной Формулы 1, борьбе за титул в этом году, прогрессе Ferrari и Берни Экклстоуне.
Вопрос: Вам нравится современная Формула 1, гибридные двигатели и тихие моторы?
Джеки Стюарт: Нет. Последний раз я пилотировал современную машину Формулы 1 два года назад – я сел за руль Williams на Фестивале скорости в Гудвуде. Конечно, если бы я регулярно пилотировал эти машины, то в итоге привык бы ко всему, но поскольку я давно не садился за руль, мне пришлось разбираться во всех этих переключателях на руле, одновременно управлять машиной и слушать, что команда говорила мне по радио.
Мне кажется, так можно легко потерять концентрацию. Мне очень сложно разобраться во всех этих функциях и работать с ними. Машины моего времени напоминают старые удобные ботинки: вы знаете, где что находится.
Что не изменилось, так это тот факт, что пилотирование этих машин остается чрезвычайно сложной задачей. Не думаю, что это интересно. Я люблю пилотировать быстрые машины, но сейчас всё слишком сложно.
Изменились гонщики. Я проще: я лишь делаю то, что должен делать. А сегодня гонщик должен понимать, что происходит, думать и принимать решение. В мое время гонки были другими. Мне не нравится такая Формула 1 – она слишком сложная. Я предпочитаю, когда всё проще.
Вопрос: Как изменился процесс выбора гонщиков? Может быть, сейчас предпочтение отдаётся умному, а не просто талантливому пилоту?
Джеки Стюарт: Я так не думаю. Технологии изменились, но люди остались прежними. В моё время тоже надо было адаптироваться к сликам, аэродинамике и высоким антикрыльям. Сначала был шок, а потом привыкли.
Когда Фанхио вернулся за руль Mercedes, а затем последней версии Maserati и стал чемпионом, всё было так, как прежде. Машины не сильно изменились даже между 50-ми и 70-ми. Сегодня всё поменялось радикально, стало странным. Чтобы справиться с этими сложностями, надо формировать гонщика в другой культуре. Сейчас телеметрия используется даже в картинге.
Вопрос: Что бы вы изменили в современной Формуле 1, если бы была такая возможность?
Джеки Стюарт: Я бы изменил то, что касается зрелищности. Руководство Формулы 1 должно улучшить качество шоу и более полно использовать её развлекательный потенциал. Например, если зайти за трибуны в Бахрейне, то там будет музыка, танцы, цирковые представления, зоны для семейного отдыха. Можно попробовать любую кухню: арабскую, американскую, индийскую.
В Формуле 1 должны задуматься о привлечении на трибуны женщин и детей. Посмотрите на футбол: сейчас там одинаковое количество мужчин и женщин, хотя раньше этой игрой интересовались только мужчины. Теперь жена может сказать мужу, что пойдет с ним и возьмёт детей. А в Формуле 1 не подумали об этом. Я надеюсь, что новое поколение спонсоров осознает такую необходимость.
Вопрос: Вы оставили бы всё как есть в том, что касается борьбы на трассе?
Джеки Стюарт: Нет. Я наказывал бы гонщиков, которые выезжают за пределы трассы. В Бахрейне, Китае и на некоторых других автодромах зоны безопасности настолько большие, и там такой же уровень сцепления. Хотя гонщик выезжает за пределы трассы, его время на круге остается прежним. Зона вылета – это та же трасса.
Не думаю, что надо возвращаться в прошлое и уменьшать зоны безопасности, провоцируя аварии. Но нельзя, чтобы гонщик безнаказанно выезжал за ее пределы. Если он это делает, то должен быть оштрафован.
Вопрос: Вы связаны с Формулой 1 со времени вашего дебюта в 1965 году. Есть среди современных пилотов тот, кто поражает вас больше всего?
Джеки Стюарт: Да. Мне кажется, Алонсо самый умный, а Хэмилтон самый быстрый, но он допускает ошибки. Позади всего пять гонок, но всё равно не стоит совершать ошибки. Росбергу будет сложно опередить Льюиса.
Если говорить о молодом поколении гонщиков, то, судя по всему, Карлос Сайнс-младший, Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо – потрясающие гонщики. Но проблема в том, что Mercedes очень серьезно превосходит всех в инженерном плане. В результате очень сложно понять и оценить способности гонщиков. Honda вернется в борьбу – японский концерн способен отыграться, но McLaren не сможет выиграть гонку в этом году.
Вопрос: Несмотря на сложности в Гран При Испании, в этом году Ferrari добилась заметного прогресса. Никто не ожидал этого, в том числе и они сами. Что вы об этом думаете?
Джеки Стюарт: Сейчас внутри команды очень интересная обстановка. Но я знаю, что новый технический директор Джеймс Эллисон – очень хороший инженер. Я иногда разговариваю с ним. Его отец раньше работал вместе со мной в Jaguar. В этом году Ferrari одержит не одну победу.
Вопрос: С 1970-го по 1973-й вашим соперником был Эмерсон Фиттипальди. Затем в Формуле 1 были потрясающие бразильские чемпионы мира – Нельсон Пике и Айртон Сенна. Но с тех пор ни один гонщик из Бразилии не выступал на столь высоком уровне. Как вы это объясните?
Джеки Стюарт: Рубенс Баррикелло был отличным гонщиком, неслучайно он установил рекорд продолжительности карьеры. В Ferrari ему не давали побеждать – команда сделала ставку на Михаэля Шумахера, хотя Рубенс тоже вполне мог выиграть титул.
В любом спорте бывают периоды доминирования той или иной нации. На протяжении многих лет финны были чемпионами в прыжках с трамплина. В скоростном спуске постоянно выигрывали французы и австрийцы, но внезапно сильными соперниками стали американцы и немцы.
У Великобритании тоже были периоды, когда страна не выигрывала титулы. Стирлинг Мосс выиграл много гонок, но не стал чемпионом. За время от титула Джеймса Ханта до победы Найджела Мэнселла ни один британец не выигрывал титул. До этого чемпионами становились Грэм Хилл, Джим Кларк и Джеки Стюарт. Я считаю, что это цикличный феномен.
Вопрос: В 1975 в Барселоне произошла трагедия, унесшая жизни пяти зрителей. В тот уик-энд все с самого начала сомневались в степени безопасности трассы и почти не выезжали из боксов - всё было именно так?
Джеки Стюарт: Да, но только не в воскресенье. В субботу я вернулся домой. Когда мы прогулялись по трассе и заметили незакрепленные ограждения, это стало шоком. Складывалось впечатление, что мы были за городом в одной из стран третьего мира, где часто не придают значения мелочам, и никто ни за что не отвечает. Если кажется, что всё нормально, значит всё нормально. Я помню, что тогда произошло.
В 1969-м было опасно, когда мы начали гоняться с антикрыльями, расположенными на 2-метровой высоте. На машинах Lotus Йохена Риндта и Грэма Хилла крепление антикрыла ослабло, и произошли две ужасные аварии. Ограждения тоже не выдержали удара, они были установлены плохо. Кто-то из организаторов должен был проверить перед гонкой, всё ли было в порядке. Только после аварии в 1975-м FIA стала действовать и отправила своего представителя.
Вопрос: В этом году Берни Экклстоуну исполнится 85 лет. Но он по-прежнему в хорошей форме и сохраняет контроль над Формулой 1. Когда, по-вашему, он покинет Формулу 1?
Джеки Стюарт: Берни сделал для Формулы 1 больше, чем кто-либо другой в любом виде спорта. О ком можно сказать, что он полностью изменил футбол? Ни о ком. Однако нет никого незаменимого. Возможно, следующий, кто станет руководить Формулой 1, окажется даже лучше. Берни потрясающий лидер. Посмотрите на паддок: всё идеально. Никто не добился того, что удалось сделать ему в плане финансирования спорта. Мы будем скучать по Берни, но даже ему найдется замена.
Вопрос: Германия не смогла заплатить взнос за право проведения гонки, и в этом году Гран При не состоится. Вы считаете, что столь радикальная позиция оправдана?
Джеки Стюарт: Им не удалось заплатить, потому что год назад мало кто приехал смотреть гонку, так что болельщики тоже виноваты. В отличие от DTM, где на трибунах практически не бывает свободных мест, билеты на Формулу 1 слишком дорогие, и зрители не могут их себе позволить. Кроме того, нет рекламы, которая бы привлекала внимание к гонке. Это к вопросу о мерах, которые необходимы для привлечения зрителей, о которых я упомянул в начале нашего разговора. Нужно сделать гонки более интересными и создать развлечения для всей семьи, чтобы она часами могла находиться на автодроме.
Вопрос: Из бразильских гонщиков сейчас в Формуле 1 выступают Фелипе Масса в Williams и Фелипе Наср в Sauber. Что вы о них думаете?
Джеки Стюарт: Наср доказал, что он потрясающий гонщик, он произвел на меня хорошее впечатление. Масса один раз едва не выиграл титул, он по-прежнему очень конкурентоспособен и полезен Williams.
Когда Эмерсон Фиттипальди приехал в Европу, вместе с ним выступали и другие хорошие гонщики, в частности Карлос Пасе. Затем появились Пике, Сенна, Баррикелло, Масса... Я знаю, что бразильский бизнес гораздо активнее поддерживает гонщиков, чем британский или французский.