Уже второй год Pirelli работает в Формуле 1 в условиях действия нового технического регламента: переход на гибридные силовые установки потребовал пересмотра подходов в том числе и к резине. Директор Pirelli Motorsport Пол Хембри рассказал о том, какие задачи итальянские шинники решают сегодня.
Вопрос: Два года назад о резине было очень много разговоров, и пресса писала о Pirelli постоянно. Сейчас всё стихло. Значит ли это, что всё идёт хорошо? И какая ситуация вам нравится больше?
Пол Хембри: На самом деле, ситуация изменилась, но многое остаётся, как было: люди довольны, что обгонов стало больше, а предсказуемости в поведении шин прибавилось. В 2014 году в спорте произошли радикальные технологические реформы, что заставило обратить внимание на различные аспекты, связанные со скоростью. Думаю, в настоящий момент мы достигли неплохого баланса.
Проще ли нам жить сейчас, когда претензий к шинникам намного меньше? Кто-то всегда будет жаловаться. Но поймите меня правильно: мы хорошо справляемся со своей работой, при этом стараясь действовать в духе времени, поскольку спорт быстро меняется. Мы не должны успокаиваться. Впрочем, со своей стороны мы ограничены в возможностях что-то менять, поскольку тестов мало. Поэтому, даже если нам кажется целесообразным что-то поменять, всё остаётся, как есть.
Вопрос: До 2013 года включительно на исход гонки часто влиял шинный фактор. Теперь, похоже, всё зависит от силовых установок. Значит ли это, что шины утратили свою роль?
Пол Хембри: Надо помнить, что когда мы пришли в Формулу 1, регламент оставался очень стабильным, и с этим тоже были связаны свои сложности. Теперь, когда он изменился, больше проблем вызывает другой технический аспект. Поэтому теперь нам уделяется меньше внимания, мы теперь немного в тени. В каком-то плане нам пришлось вносить коррективы в свою продукцию, потому что изменились машины: их силовые установки обеспечивают более высокий крутящий момент, пробуксовка колёс усилилась. Скорости постепенно растут, хотя на каких-то гонках они не столь высоки, как мы ожидали.
Впрочем, мы мало что меняли перед этим сезоном. Мы лишь несколько изменили задние шины, чтобы добиться их более сбалансированного износа и прогрева. Так что в 2015 году изменения носят, скорее, эволюционный нежели революционный характер.
Вопрос: Поскольку гонщики, дебютировавшие в 2015 году, пока выступают очень здорово, возникают предположения о том, что молодым пилотам проще адаптироваться к машинам нового поколения, чем более опытным профессионалам. Относится ли это к резине?
Пол Хембри: Не исключаю, но мы по-прежнему видим, что машины скользят по трассе. Впрочем, от гонщиков я знаю, что они любят, чтобы сложностей было больше – разумеется, Стратегическая группа имеет это в виду при составлении планов на 2017 год.
Вопрос: Каким образом шины могут повлиять на рост зрелищности?
Пол Хембри: Нас попросили изучить вопрос о переходе на более широкую резину – примерно такую, какая была в Формуле 1 лет 20 назад. Вид машин станет более агрессивным, и такие шины будут обеспечивать более высокий уровень сцепления – на основе этого я делаю вывод, что Стратегическая группа собирается снизить эффективность аэродинамики. Но я не знаю, что они решат по поводу силовых установок.
Вопрос: Может ли вновь возрасти роль шинного фактора?
Пол Хембри: Это может проявляться только на трассах, где гонки проходят в условиях высоких температур, например, в Малайзии, где стратегическую роль сыграло такое качество шасси, как аккуратное взаимодействие с резиной.
Вопрос: Безусловно, шины играют важную роль в обеспечении остроты борьбы: на что конкретно может повлиять Pirelli?
Пол Хембри: Вспомним 2012 год: в первых семи гонках сезона победы достались семи разным гонщикам – раньше такого никогда не было. Это объяснялось тем, что мы сознательно сделали шины, к которым очень трудно адаптироваться. Мы намеренно сделали так, что рабочий диапазон резины был очень узким, из-за чего команды и гонщики столкнулись с очень сложной задачей.
Вопрос: Как насчёт предложения руководителя Force India Виджея Мальи позволить командам самим выбирать такие составы резины, какие им хочется?
Пол Хембри: Если бы не мы поставляли резину чемпионату, я бы его поддержал. Но свой выбор мы основываем на анализе огромного количества данных – всё зависит и от конкретной трассы, и от характеристик покрытия, и от особенностей шасси всех десяти команд. И мы бы не хотели доверять этот выбор кому-то другому, поскольку в итоге всё может закончиться проблемами безопасности.
Вопрос: В Pirelli удовлетворены итогами сотрудничества с Формулой 1? Раньше это была уважаемая итальянская шинная компания, а теперь её знают во всё мире…
Пол Хембри: У нас глобальный бизнес, и мы довольны тем, что работаем в Формуле 1. До 2017 года (контракт Pirelli истекает в конце 2016-го) ещё есть время, и мы по-прежнему хотим быть уверенными в том, что спорт продолжает развиваться, но при этом обеспечивает тот же уровень возврата инвестиций. Для нас это только бизнес – наши решения не зависят от эмоций.