После успеха в Малайзии команда Sauber оказалась в центре внимания. Исполнительный директор швейцарской команды Мониша Кальтенборн надеется на прогресс и дальнейшие успехи...
Вопрос: Мониша, швейцарцы известны умением обращаться с числами. Сколько времени может продержаться в Формуле 1 небольшая команда?
Мониша Кальтенборн: Мне кажется, вопрос не в том, сколько времени мы можем продержаться, а в том, сколько времени потребуется крупным командам, чтобы понять, что небольшие команды не менее важны для Формулы 1. Любое ухудшение ситуации в небольших командах, а ведь все мы примерно в равном положении по сравнению с четырьмя топ-командами, приведет к негативным последствиям для всего спорта. Сложность в том, чтобы создать условия, позволяющие всем добиться стабильности, гарантировать будущее в Формуле 1 и получить возможность использовать всё необходимое, чтобы вести борьбу примерно на одном уровне.
Вопрос: Как этого можно добиться? Как только появляется техническая новинка, крупные команды всеми средствами стараются её получить, даже если она позволяет прибавить всего долю секунды. Можно ли решить эту проблему за счет ограничения бюджетов?
Мониша Кальтенборн: В конце концов, да. Мы начали решать эту проблему, подписав Договор об ограничении ресурсов – уже это позволило сделать большой шаг вперед. Конечно, подобными мерами нельзя ограничиться, нужно готовиться к следующему шагу. Мне кажется, в будущем мы должны прийти к такому бюджету, при котором каждая команда могла бы делать то, что хочет, поскольку у нас разные сильные стороны. Например, у Sauber хорошая инфраструктура и аэродинамическая труба – это должно принести нам преимущество. В целом, мне кажется, это сделает Формулу 1 интереснее, ведь нам придется использовать разные стратегии и разные подходы к спорту и бизнесу.
Вопрос: За какой период это может произойти?
Мониша Кальтенборн: Думаю, это скоро произойдет. Мне кажется, мы должны сделать следующий шаг уже в следующем сезоне. Думаю, в 2013-м финансовое положение Sauber должно улучшиться. В конце сезона истекает срок действия нынешнего Договора Согласия – это время отлично подходит для разработки новых правил.
Вопрос: Что мешает воплощению в жизнь ваших идей?
Мониша Кальтенборн: Главное препятствие – сами команды! (смеется) Но мне кажется, сейчас даже лидеры начинают понимать, что болельщикам неинтересна Формула 1 с участием всего четырех команд. Это ошибочный путь. Должна сказать, что большинство участников уже поддержали новое соглашение об ограничении ресурсов и дали понять, что готовы на следующий шаг, который должен произойти очень скоро.
Вопрос: Владелец коммерческих прав уже достиг соглашения с большинством команд, в том числе Ferrari, Red Bull Racing и McLaren. Кажется, подписание нового Договора Согласия – вопрос времени. Какие позиции у Sauber?
Мониша Кальтенборн: Мы пришли к соглашению с владельцем коммерческих прав. Я не хочу раскрывать деталей, но у нас есть соглашение.
Вопрос: Как обстоят дела с финансированием команды?
Мониша Кальтенборн: Швейцарцы никогда не говорят о деньгах и бюджете! (смёется). С другой стороны, мы уже открыто заявляли, что недовольны ситуацией со спонсорами: у нас высокие цели, а их достижение требует адекватного финансирования. Мы должны продолжать работать над этим, ведь, чем больше ресурсов, тем лучше идет развитие команды и результаты на трассе. В этом плане в прошлый уик-энд мы добились невозможного (смёется). Как я уже говорила, если оглянуться назад, у нас практически никогда не было денег на реализацию своих амбиций. Вопрос в том, насколько велика будет эта разница – иногда она больше, но иногда меньше.
Вопрос: Что вы считаете нелогичным аспектом Формулы 1?
Мониша Кальтенборн: Интересный вопрос! Ответ на него – спорт! Конечно, каждая команда – это своего рода компания, которой надо управлять, учитывая и коммерческие аспекты. Однако, в конце концов, это спорт, это эмоции, поэтому надо уметь рисковать и иногда делать то, на что обычный бизнесмен не решился бы.
Мы постоянно развиваемся, так что периоды стабильности редко встречаются. Как только в паддоке появляется что-то новое, нам приходится разрабатывать и эту идею, чтобы любыми средствами получить преимущество. Это вызов, ведь всё настолько непредсказуемо и, в конце концов, нелогично.
Вопрос: Итак, мы пришли к тому, что выжить в Формуле 1 непросто, но вам это удаётся...
Мониша Кальтенборн: Хуже всего, когда люди стараются объяснить свои неудачи работой команды. Ошибки случаются, но не стоит искать оправданий. Это несвойственно Формуле 1, но если в командах работают рассудительные люди, то почему мы вместе не можем решить возникших проблем, найти наиболее приемлемый вариант для спорта, для всех нас, даже если он противоречит интересам отдельных команд?
Вопрос: Вернемся к обсуждению гоночных событий. Прошлый сезон оказался сложным для Sauber, но теперь, судя по подиуму Серхио Переса, команда снова вернулась в борьбу. Как это стало возможным?
Мониша Кальтенборн: Нам было очень тяжело во второй половине прошлого сезона, когда в FIA скорректировали регламент. Именно тогда у нас возникли многочисленные проблемы. Несмотря на трудности, мы не забыли, как создавать хорошие машины, ведь мы выступаем в чемпионате уже 20 лет и занимаем четвертое место среди долгожителей. Нам потребовалось некоторое время, чтобы всё наладить после ухода BMW – и теперь всё работает (смеётся).
Вопрос: Не смолкают слухи о том, что Серхио Перес может перейти в Ferrari, а Фелипе Масса – вернуться в Sauber, где начинал карьеру…
Мониша Кальтенборн: После Гран При Малайзии об этом столько всего было сказано, что мне не хотелось бы подогревать интерес к этим слухам. Мне ничего об этом не известно. Команда объявила состав пилотов в прошлом августе. Это наша позиция, и я считаю, что в данный момент к этому нечего добавить.
Вопрос: Впереди две выездные гонки, у команд будет мало шансов что-то существенно изменить в машине. На какие результаты рассчитывают в Sauber, когда Формула 1 вернётся в Европу?
Мониша Кальтенборн: Надеюсь, мы продолжим добиваться успехов. Я уверена в том, что мы движемся в правильном направлении, и надеюсь, продолжим выступать на том же уровне. Команда отлично начала сезон и, постучу по дереву, сохранит эту тенденцию в будущих гонках.