Дитрих Матеших не просто поддерживает более 600 спортсменов со всего мира. Он считает экстремальные виды спорта настолько важными для продвижения марки Red Bull, что лично придумывает новые виды рискованных соревнований.
Одним из главных проектов 66-летнего бизнесмена является команда Формулы 1, которая в минувшем сезоне выиграла оба чемпионских титула. При этом австриец отказывается называть себя спонсором...
Вопрос: События, сопровождавшие победу Себастьяна Феттеля в Абу-Даби, выглядели немного сюрреалистично. Сейчас вы уже осознали, что Red Bull Racing удалось стать чемпионами мира?
Дитрих Матешиц: На самом деле, я был готов к такому развитию событий. В 2009 году мы не выиграли только потому, что в первой половине сезона соперники использовали двойной диффузор – весьма спорное решение. Но уже во второй части сезона Red Bull Racing выглядела явным лидером. В 2010-м мы просто продолжили начатое. К Гран При Абу-Даби команда уже выиграла Кубок конструкторов, мы располагали достаточным опытом, чтобы в решающий момент всё сделать правильно.
Завоевать титул в зачете пилотов – разумеется, с точки зрения имиджа он кажется мне наиболее важным – удалось не в последнюю очередь благодаря нашей философии. Мы надеялись на такой исход, хотя и не могли быть уверены в том, что всё сложится именно так. Но зато чемпион в итоге получился действительно чемпионом, сильнейшим среди всех. Этому факту мы невероятно рады, ведь он доказывает правоту нашей точки зрения. Это был отличный момент.
Вопрос: И что теперь?
Дитрих Матешиц: Зима закончилось, и в новый сезон мы вступаем в новой роли. На протяжении нескольких последних лет мы догоняли соперников, теперь гнаться будут уже за нами. Претендовать на титул или защищать его – большая разница.
Если смотреть на результаты первых тестов, то нам, похоже, удалось удержаться на прежнем уровне. Но это всегда игра, никто не раскрывает свои карты полностью. Пока все выглядит неплохо, и мы испытываем оптимизм накануне старта чемпионата. Действительно ли всё обстоит именно так – покажет время. Никто не знает ответа, оттого и интерес к происходящему только растёт.
Вопрос: Ваша философия – разрешать пилотами команды бороться между собой – оказалась успешной. Теперь Себастьян – чемпион мира. У него по-прежнему будут такие же возможности, как и у Марка Уэббера?
Дитрих Матешиц: Разумеется. Об этом знают и Марк, и Себастьян. В дальнейшем все останется по-прежнему – и это вовсе не вопрос личных амбиций. Речь, скорее, идет о приверженности взглядам. В предстоящем сезоне перед нами стоит новая задача. Марк – отличный пилот и сильная личность. Он отличается от Себастьяна, но не уступает ему. Оба – первоклассные бойцы, хотя и весьма разные по характеру.
Но выиграть чемпионат может каждый из них, и это символично. Потому в новом сезоне у нас не будет никакого деления по рангам. Да, на машине Себастьяна будет меньший стартовый номер, но в итоге все расставит по местам только итоговая таблица чемпионата. К тому же пилоты – это не роботы, способные постоянно выступать на одинаково высоком уровне. Важную роль играет удача, могут помешать технические проблемы.
Я рассчитываю увидеть очень интересный чемпионат. Кто в итоге окажется сильнейшим – зависит от множества факторов. Мы – не предсказатели, и ничего не можем знать заранее, но оба наших гонщика с самого начала будут располагать равными возможностями.
Вопрос: Успех Себастьяна Феттеля привлёк к нему внимание других команд. Не боитесь ли вы, что в какой-то момент он решит покинуть Red Bull Racing?
Дитрих Матешиц: С этим ничего не поделать. Мы ценим Себастьяна и его мнение. Если он примет решение, мы поддержим его, но мы не боимся, что он может уйти. Рецепт прост – дать Себастьяну машину, на которой он сможет выигрывать.
Сейчас он чувствует себя в команде, как дома, но вправе говорить: «Или вы даете мне хорошую машину, или я уйду куда-то еще, поскольку располагаю множеством хороших предложений». Но пока ему комфортно с нами, а машина быстра, он едва ли будет искать другие варианты. А если возникнут какие-то сложности, я первый скажу ему: «С машиной не всё в порядке, и чтобы разобраться с этим, нам потребуется не меньше четырёх-пяти гонок. Можешь поговорить с другими».
Вопрос: На такое развитие событий рассчитывают во многих командах…
Дитрих Матешиц: Конечно, они готовы распахнуть перед ним свои двери. Недавно Себ был в хорошем настроении и рассказал мне, что его все постоянно спрашивают, как он относится к красному цвету, намекая на Ferrari, «Но после нескольких кругов на новой машине я понял, насколько хорош синий, – сказал он. – Море синее, небо синее, и именно это – мой настоящий цвет. А когда я думаю о красном, он почему-то ассоциируется у меня только с адом – а кому такое будет приятно».
Конечно же, это шутка – но уж что есть, то есть. У него всегда будет возможность выбора, но если Себастьян захочет – он может оставаться с нами хоть десять лет. Разумеется, он должен при этом поддерживать форму, а мы будем заниматься машиной. В жизни нет ничего постоянного, порой случаются перемены, и нужно всегда быть готовым к решению новых задач.
Вопрос: То есть нынешний контракт Себастьяна даже не нужно продлевать, чтобы он продолжал выступления за Red Bull Racing?
Дитер Матешиц: Продлевать контракт можно, но два года назад он сам попросил меня: «Можем ли мы заключить долгосрочное соглашение, это придаст мне уверенности?». Это его слова. Они могут звучать странно, но многие наши контракты являются долгосрочными, а те, кто их подписал, по-прежнему работают у нас.
Если же кто-то считает, что ему это не нужно, мы заключаем краткосрочный контракт, и по его завершении человек может уйти. Как я уже говорил, альтернатива есть всегда. Самое главное, что и для нас, и для Себастьяна, что в данный момент сотрудничество не доставляет никаких проблем.
Вопрос: Феттель будет в новом сезоне главным фаворитом?
Дитрих Матешиц: Без сомнений. А также Марк и, конечно, Хэмилтон с Алонсо.
Вопрос: Себастьян уже говорил о том, что хотел бы повторить достижение Михаэля Шумахера, выиграв семь титулов, но действовать при этом постепенно, продвигаясь вперед шаг за шагом, что заняло бы немало времени. Как по-вашему, такая задача ему по силам?
Дитрих Матешиц: Было бы неправильно строить такие планы. Сейчас мы с ним целиком сконцентрированы на предстоящем сезоне. В 2011-м нам важно выиграть как можно больше гонок, а дальше будет видно.
Мне сложно судить о том, что будет через десять лет. Если всё пойдет нормально, Себастьян сохранит мотивацию, а гонки по-прежнему будут доставлять ему удовольствие, потенциально с таким талантом он способен ещё не раз выиграть чемпионат. Три или четыре раза – точно, но говорить о семи-восьми титулах и новом рекорде – это перебор. Такие сплетни не заслуживают внимания.
Вопрос: Компания Red Bull участвует в спорте не только ради удовольствия, но, прежде всего, ради экономической отдачи. Можно ли говорить, что чемпионские титулы позволили в какой-то мере окупить вложения?
Дитрих Матешиц: Это невозможно выразить в числах. Но два титула, которые мы завоевали, навсегда останутся с нами. Мы не можем говорить о том, что из-за Формулы 1 рост продаж ускорился на 10%, или что 10% болельщиков стали потребителями нашей продукции. Но надо понимать, что наш общий маркетинговый бюджет превышает миллиард Евро. Формула 1 играет в нём заметную роль, но мы поддерживаем более 600 спортсменов и такие соревнования, как мотогонки X-Fighters, ледовый кросс Crashed Ice и воздушные соревнования Air Race.
Невозможно точно определить вклад каждого компонента в общий прирост, в основе успеха бренда лежит сложная маркетинговая мозаика. Но Себастьяна и Формулу 1 можно назвать одним из самых главных её компонентов.
Вопрос: Вы упомянули, что выступаете спонсором в самых разных спортивных дисциплинах…
Дитрих Матешиц: Мы вовсе не спонсоры. Мы используем другой подход. Смотрите – вот Marlboro – это спонсор Ferrari, а мы присутствуем в другом качестве, мы интегрированы в Формулу 1, являемся её частью. Другие компании просто поддерживают команды, мы же принимаем на себя ответственность за успехи и неудачи.
Для нас спонсорство в классическом виде не существует, мы этим не занимаемся. Принести кому-то чемодан денег и не интересоваться тем, будут они потрачены на поход в ночной клуб или повышение результатов – не наш метод. Нам интересны только проекты, где мы вовлечены в процесс, это является частью нашей маркетинговой стратегии.
Вопрос: Можно ли говорить, что Себастьян Феттель и ваша команда являются сейчас лучшим из проектов Red Bull?
Дитрих Матешиц: Во всяком случае, на них обращено наибольшее внимание прессы. Но было бы нечестно говорить, что они лучше остальных. Есть множество дисциплин, где присутствуют яркие персонажи, риск и интересная борьба. Формула 1, без сомнений, это наш главный проект, но зимой журналисты обращают больше внимания на другие соревнования. Потому у нас нет никакой дискриминации.