В списке участников предстоящего сезона Формулы 1 уже заполнены 23 строчки из 24-х. Неизвестным остаётся лишь имя второго пилота HRT, в списке претендентов на которое значатся и такие сильные гонщики, как Тонио Лиуцци и Кристиан Клин.
Итальянец уже провел за команду Колина Коллеса тестовый день в Барселоне, а австрийский пилот защищал её цвета в трёх гонках прошлого сезона. В интервью Motorsport Magazin Кристиан рассказывает о том, как сейчас обстоят его дела и сколь велики шансы вновь увидеть его за рулем HRT.
Вопрос: Кристиан, каково сейчас положение дел, если говорить о HRT?
Кристиан Клин: Мой менеджер Роман Румменигге находится в постоянном контакте с командой. Конечно, мне бы хотелось выступать за HRT, поскольку я уверен, что команда будет развиваться и сможет многих удивить. Особенно это касается доработок машины – технический директор Джефф Уиллис и главный конструктор Пол Уайт знают, как создавать быструю технику. Кроме того, команда работает очень эффективно, и с максимальной выгодой использует имеющийся бюджет.
Вопрос: У Лиуцци или Джорджио Мондини есть преимущество? Они ведь уже участвовали в тестах...
Кристиан Клин: На всех прошедших тестах HRT использовала машину 2010 года. Я выступал на ней в пяти уик-эндах Гран При, в том числе в трёх гонках. Мы с гоночным инженером успешно поработали над настройками и смогли к концу сезона добиться заметного прогресса. Правда, когда ездил Тонио, на машине уже стояли новые детали.
И все равно Лиуцци, Мондини и другие пилоты знают машину не так хорошо, как я. Понятно, что в команде хотят рассмотреть все возможные варианты, поэтому и приглашают на тесты так много пилотов.
Вопрос: Вы с Лиуцци не первый раз спорите за место в кокпите…
Кристиан Клин: Да, и это занятно, не так ли? В 2005 году мы уже меняли друг друга за рулем Red Bull, но это не мешает нам с Тонио многие годы оставаться хорошими друзьями и периодически общаться по телефону. После недавних тестов мы даже поужинали вместе, а летом, когда у меня был лишний билет на финал Лиги чемпионов, я пригласил его с собой. И неважно, кто в итоге будет выступать за HRT – на наших отношениях это не отразится.
Вопрос: Пока новая машина команды, F111, так и не выезжала на трассу. Единственная тестовая сессия в Барселоне позволит нормально подготовиться к сезону?
Кристиан Клин: Эти тесты очень важны, но если вспомнить, как для команды складывался старт прошлого сезона, то теперь все выглядит куда лучше. Конечно, полученные данные нужно будет максимально тщательно проанализировать.
Вопрос: Похоже, что и в этом сезоне машины HRT будут на трассе одними из последних. Это что-то значит для пилота?
Кристиан Клин: Давайте подождем, поспешные прогнозы вполне могут не подтвердиться. Выступления в Формуле 1 – это в любом случае удовольствие для пилота, потому что это привилегированный класс. Если кто-то, не получив предложения от топ-команд, решает не связываться с остальными – значит, ему пришла пора уходить.
Вопрос: Как вы смотрите на ситуацию с оплатой собственных выступлений?
Кристиан Клин: За два прошлых года экономическая ситуация в Формуле 1 сильно изменилась. У топ-команд есть хорошие источники средств, но уже середнякам денег, как правило, не хватает. За всю свою карьеру в Формуле 1 я никогда не платил за выступления, напротив – сам получал зарплату. И дальше будет так же.
К тому же, классических рента-драйверов, которые оплачивают выступления из собственного кармана, сейчас почти не осталось. Всем помогают партнёры и спонсоры. И таких – больше двух третей в паддоке.
Вопрос: Не идет ли во вред спорту, когда деньги становятся важнее скорости?
Кристиан Клин: Нет, ведь в Формуле 1 выступают лучшие в мире пилоты. И мы не можем винить команды в том, что они предпочитают гонщиков с солидным спонсорским бюджетом или же представителей важных рынков. И это вовсе не значит, что такие гонщики ни на что не способны. При этом, если со спортивной точки зрения возможности двух пилотов одинаковы, логичным вариантом для команды будет выбрать того, кто сможет поддержать ее в финансовом плане.
Вопрос: Что вы будете делать, если не сможете получить место в Формуле 1?
Кристиан Клин: Сейчас все мои мысли – только о выступлениях в Ф1. Единственная альтернатива контракту призового гонщика – стать тест-пилотом с понятной перспективой участия в Гран При. Если ни один из этих вариантов не удастся реализовать – я перейду в другие международные гоночные серии.
Есть немало интересных чемпионатов с очень высоким уровнем конкуренции, где важную роль играет доработка техники по ходу сезона. Если вы создали себе хорошую репутацию в Формуле 1, это открывает многие двери.
Вопрос: Какая команда произвела на вас наилучшее впечатление по итогам тестов?
Кристиан Клин: Вопросов пока больше, чем ответов, но ясно, что Red Bull и Ferrari выглядят сильнее остальных. Но все команды испытывают большие сложности с износом резины.
Вопрос: Что вы думаете о KERS и регулируемом заднем крыле?
Кристиан Клин: Я представляю, как работает KERS, исходя из опыта тестовой работы в BMW Sauber. Несмотря на то, что система имеет немалый вес, она позволяет улучшить время круга. В 2009 году не всем командам удалось добиться от нее эффективной работы, а если говорить о будущем – всегда здорово, когда в Ф1 используются энергосберегающие технологии.
Что касается подвижного крыла, то здесь у меня пока не сложилось окончательное мнение. Думаю, только после первой гонки сезона станет ясно, удалось ли добиться желаемого эффекта, стало ли больше обгонов. Пока даже Берни Экклстоун относится к этому скептически.
Вопрос: Берни Экклстоун высказал недавно идею об искусственном дожде во время гонок. Что вы думаете о таком методе повышения зрелищности?
Кристиан Клин: Любопытная идея. Берни – мастер на такие выдумки, он часто предлагает что-то новое, особенно зимой. Думаю, для начала надо проверить, как покажут себя нынешние новинки, прежде всего управляемый элемент заднего антикрыла. Кроме того, мне кажется, что дождевых гонок по ходу сезона и так случается немало. И когда вы находитесь за рулем, такие гонки выглядят совсем иначе, чем при наблюдении за ними с дивана перед телевизором.