Пока неясно, каким потенциалом обладает новая машина McLaren МР4-26, , но все знают, что команду из Уокинга никогда нельзя списывать со счетов. Мартину Уитмаршу это известно лучше других: в интервью официальному сайту чемпионата глава McLaren комментирует предсезонные тесты, на которых его команда выглядит не лучшим образом…
Вопрос: В прошлом году ваши гонщики вдвоем выиграли пять гонок, а Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо в отдельности одержали по столько побед. Следовательно, McLaren MP4-25 нельзя было считать выдающейся машиной. Позволит ли новая МР4-26 добиться более высоких результатов?
Мартин Уитмарш: В прошлом году Льюис Хэмилтон действительно одержал три победы, и еще две – Дженсон Баттон. И хотя пять побед за сезон – это намного больше, чем многие команды Формулы 1 могут мечтать, хотя мы заняли второе место в Кубке конструкторов, на 58 очков опередив Ferrari, – полагаю, подтекст вашего вопроса верен. В McLaren всегда нацеливаются на победу, поэтому 2010 год нельзя относить к числу самых удачных наших сезонов.
Но МР4-25, по-моему, была неплохой машиной, хотя понятно, что она уступала по скорости Red Bull RB6. Что касается этого года, пока слишком рано делать выводы и о МР4-26, и о других машинах Формулы 1.
Любые попытки экспертов предсказать исход гонок на основе результатов тестов, обречены на провал, и я не собираюсь этим заниматься. Достаточно сказать, что пока в ходе тестов мы сталкиваемся с рядом проблем, связанных с надежностью. Но мы уверены, что работаем в правильном направлении.
Вопрос: На первые тесты 2011-го года McLaren привезла старую машину, следовательно, новая МР4-26 проехала меньше километров, чем некоторые из ваших соперников. На этой неделе на тестах в Барселоне вы пропускаете четверг. В чем смысл такого подхода?
Мартин Уитмарш: Реальность заключается в том, что каждое принятое решение, касающееся создания машины Формулы 1 и дальнейшей работы с ней, связано со стратегическими расчетами рисков, с поиском баланса.
В случае с МР4-26 одним из наиболее существенных факторов, с которым в 2011-м придется иметь дело всем командам, становится переход на новые шины Pirelli. Нам представлялось, что на тестах в Валенсии мы могли более точно оценить влияние этого фактора, работая с прошлогодней машиной, которую мы уже знали и понимали.
И на этих первых тестах мы получили очень много полезной информации о шинах, анализом которой занимаемся до сих пор. Таким образом, с одной стороны, я признаю, что работа с МР4-26 сопровождалась рядом технических проблем, связанных с надежностью, но мы все-таки считаем, что были правы, когда перенесли дебют новой машины на вторую тестовую сессию.
При этом, сделав в четверг перерыв в ходе финальной тестовой сессии в Барселоне, мы увеличили наш рабочий период на один день: команда трудится на трассе во вторник, в среду, а потом в пятницу и субботу. Отсрочка внедрения новых компонентов до последнего момента всегда важна при подготовке к старту сезона, и нам казалось, что такой график позволяет организовать работу оптимальным образом. Это был продуманный и оправданный ход.
Вопрос: Дженсон и Льюис выражали беспокойство по поводу скорости МР4-26, а некоторые из ваших соперников говорили, что пока не видят McLaren в первой тройке чемпионата. Возможно, это не более чем психологическая атака. Но если они окажутся правы, то как подобная ситуация отвечает постоянному стремлению Рона Денниса к совершенству?
Мартин Уитмарш: Отвечая на один из предыдущих вопросов, я говорил о тщетности попыток предсказать исход гонок на основе результатов тестов, и лично я не собираюсь этим заниматься. Давайте подождем и посмотрим, как будет складываться ситуация после старта сезона. Уверен, сюрпризов будет немало, но, если честно, это пойдет на пользу нашему спорту.
Что же касается ваших слов о «стремлении Рона Денниса к совершенству», могу сказать, что я работаю в McLaren уже больше 20 лет, и мы с Роном – лишь двое из большой группы очень честолюбивых людей, и я горжусь, что с ними работаю. Я очень уважаю Рона как коллегу и друга, но предостерегаю вас от ошибки: все, кто трудится в компаниях, объединенных в McLaren Group, ориентируются на те же идеалы, что и команда McLaren. Мы все постоянно, каждую минут, каждый день стремимся к совершенству.
Вопрос: В Формулу 1 вернулись системы KERS. Два года назад, когда они появились впервые, были скептики, считавшие это недоразумением: слишком дорого и почти бесполезно. Формула 1 выиграет от их возвращения?
Мартин Уитмарш: В 2009 McLaren была первой командой, использовавшей KERS, кому удалось выиграть Гран При, и мы гордимся этим фактом. Так что возвращение KERS может быть только к лучшему. В мире растет общая обеспокоенность экологическими проблемами, и, по-моему, Формула 1 должна делать больше, чтобы соответствовать этим настроениям. Поэтому мы поддерживаем регламент на двигатели, разработанный FIA, вступающий в силу в 2013 году… Если к этому времени Формула 1 сможет создать машину с силовым агрегатом, на основе которого возможны разработки в сфере повышения топливной эффективности серийных легковых автомобилей – это можно будет считать ценным и важным достижением. И я думаю, что это действительно возможно.
Вопрос: Продолжаются бесконечные дебаты о шинах Pirelli. Насколько они подходят МР4-26? Может ли в 2011-м году победить гонщик, который лучше других умеет беречь резину, например, Дженсон?
Мартин Уитмарш: Я уже говорил, что мы должны понимать сложность задач, стоящих в этом году перед Pirelli. Также надо признать, что пока итальянские шинники работают очень неплохо. Да, есть проблемы деградации резины, но ведь звучало немало призывов к снижению износоустойчивости шин, поскольку считалось, что этот фактор должен повысить зрелищность гонок.
Поэтому было бы несправедливо критиковать Pirelli за то, что компания сделала именно то, о чем ее просили. Что касается Дженсона, то он исключительно толковый гонщик. Он не просто быстр: Баттон умеет правильно распоряжаться скоростью. Мы видели это в 2010-м, когда он выиграл два Гран При, проходившие в очень сложных условиях, когда от него требовалась способность мгновенно принимать тактические решения и импровизировать.
Поэтому я уверен, что Дженсон найдет подход к новым шинам, но это же сделают и остальные топ-пилоты, включая Льюиса. Льюис также доказал, что умеет выигрывать гонки за рулем любых машин и в любых обстоятельствах, так что он тоже сможет адаптироваться, я в этом не сомневаюсь.
Вопрос: Очевидно, надо ждать возвращения гонок с тремя пит-стопами, значит, на трассах будет происходить много событий, а предсказать результаты Гран При будет еще сложнее. Мы вновь увидим, как гонки выигрываются и проигрываются в боксах, за счет пит-стопов?
Мартин Уитмарш: Так было всегда, так будет и в 2011 году. Так что я не волнуюсь.
Вопрос: А что вы скажете об идее «искусственного дождя»?
Мартин Уитмарш: Эту идею Берни Экклстоуна уже так много комментировали, что я не вижу необходимости высказывать еще и собственное мнение. Скажу лишь одно: Формула 1 должна оставаться вершиной автоспорта, и нельзя вносить никаких изменений, которые могут нарушить этот статус.
Вопрос: Вы возглавляете команду уже третий сезон. Последний раз гонщик McLaren выиграл титул в 2008 году, когда этот пост занимал еще Рон Деннис. Его присутствие вы чувствуете до сих пор?
Мартин Уитмарш: Нет. Теперь Рон – глава всей McLaren Group и глава компании McLaren Automotive, а также акционер обеих организаций. Поэтому, конечно, он очень пристально следит за результатами команды. Он – легенда Формулы 1, но, несмотря на склонность к соперничеству и внимание к деталям, он умеет делегировать полномочия другим. Чтобы руководить столь сложной организацией, как McLaren, необходимо видеть и общую картину, и детали, и Рону это, безусловно, удается.