Отвечая на вопросы официального сайта, глава менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоун затронул самые разные темы. Речь зашла и об отмене Гран При Бахрейна, и об оценке выступлений Михаэля Шумахера после возвращения за руль, и о способах сделать гонки интереснее, и даже о роли женщин в бизнесе и политике...
Вопрос: Была ли возможность загодя отменить Гран При Бахрейна?
Берни Экклстоун: Нет, такой возможности не было. Незадолго до кризиса мы обедали с наследным принцем Салманом бин Хамадом Аль-Халифой, и не было ни малейших признаков того, что в итоге произошло через несколько дней. Он был полон планов, но затем последовали известные события. Времени среагировать на них попросту не оставалось. Нам требовалось принять окончательное решение к 21 февраля, о чем я и сказал ему.
Он спросил, что бы я сам делал, окажись в такой ситуации, и я ответил: «Вы там, на месте. Мы, находясь в Европе, не можем видеть положения вещей, потому нам сложнее делать выводы. Решайте, что лучше для вашей страны». Вскоре он отменил гонку – думаю, это был верный шаг, хотя и непростой, ведь Бахрейн получил известность именно благодаря Формуле 1. До 2004 года, когда там впервые прошел этап Ф1, почти никто не знал о Бахрейне.
Вопрос: Критики говорят, что ни FIA, и руководители Формулы 1 не проронили ни слова во время кризиса в Бахрейне. Насколько политизированной должна быть Формула 1?
Берни Экклстоун: Формула 1 не имеет права быть политизированной – и точка. Моя задача состоит в том, чтобы заключать самые выгодные для Ф1 сделки, чтобы сохранять рабочие места. Работа пяти тысяч человек прямо или косвенно связана с Формулой 1, и я хочу, чтобы они и дальше имели возможность трудиться на своих местах. А вот политика – не мой бизнес. Пусть ей занимаются политики.
Вопрос: Собираетесь ли вы провести Гран При Бахрейна в другое время?
Берни Экклстоун: Для этого FIA потребуется изменить календарь. В начале марта состоится заседание Всемирного совета, где будет рассматриваться эта ситуация. Я уже говорил с президентом федерации Жаном Тодтом о возможности найти для этой гонки новую дату, и мы согласились, что с этим вопросом надо разобраться до старта сезона
Вопрос: Менеджеры по логистике, работающие в командах, полагают, что дополнительную гонку можно провести разве что в Европе…
Берни Экклстоун: Всё очень просто. Нам не нужна альтернативная гонка в Европе или где-то еще. Этап должен пройти в Бахрейне. Если наследный принц решит, что его страна готова принимать Гран При, мы вернёмся в Бахрейн. Думаю, команды войдут в положение, даже если гонку наметят на летний перерыв. Да, там будет очень жарко, но мы же должны выразить стране свою поддержку.
Вопрос: Давайте вернемся к гонкам. Многих волнует, сможет ли Михаэль Шумахер вновь побеждать?
Берни Экклстоун: У меня нет в этом ни малейших сомнений. Если он получит конкурентоспособную машину, то будет претендовать на титул.
Вопрос: В истории Формулы 1 есть всего два чемпиона мира – Ники Лауда и Ален Прост – которым удалось вернуться и завоевать еще один титул…
Берни Экклстоун: Между ними большая разница. Ники до ухода победил в чемпионате дважды, Ален – трижды. Михаэль – семикратный чемпион, и это не совсем то же самое. Лауда вернулся в McLaren, Прост – в Williams. Каждая из этих команд в тот момент была лидером. К сожалению, этого не скажешь про Mercedes в прошлом году.
Михаэль по-прежнему нацелен на успех и находится в прекрасной физической форме. Когда говоришь с ним, то в каждом слове и каждом жесте ощущаешь огромное желание победить – даже больше, чем прежде. Если Mercedes даст ему быструю машину, он будет выигрывать вновь.
Вопрос: Может быть, Михаэлю не удается добиться большего из-за невероятно высокой конкуренции? Лауде и Просту не приходилось соперничать с Феттелем, Алонсо, Хэмилтоном, Баттоном или Уэббером…
Берни Экклстоун: Это так. В прежние деньки гонщиков экстра-класса действительно было поменьше. В ту пору за титул спорили самое большее трое пилотов из двух команд. Скажем, McLaren соперничала с Ferrari, или Ferrari с Williams, или Williams с McLaren – но и только. Сейчас выиграть гонку способны четыре, может быть даже пять команд. Потому восемь-девять пилотов регулярно сражаются за попадание на подиум. Жаль, что один из них оказался на больничной койке – на мой взгляд, Роберта Кубицу можно причислить к топ-пилотам.
Вопрос: Роберт попал в аварию, управляя раллийным автомобилем. Марк Уэббер получил травму, катаясь на велосипеде, а Михаэль Шумахер упал с мотоцикла. Не пора ли командам ограничивать своих пилотов от излишне активного отдыха?
Берни Экклстоун: Я скажу вот что: если бы можно было выбирать, все бы предпочли попадать в аварии на машинах Формулы 1. Помните Монреаль 2007 года? Происшествие с Кубицей выглядело просто ужасно, но он отделался лёгким сотрясением мозга и вывихом лодыжки. Это ясно показывает, насколько безопасной стала Формула 1.
Запрет на какие-то виды деятельности лишь приведёт к тому, что командам придется контролировать, чем заняты гонщики в свободное время. Мне бы и самому хотелось придумать, что делать в такой ситуации.
Вопрос: О чем именно может идти речь?
Бернии Экклстоун: Возьмем Кубицу. Между двумя сериями тестов он участвует в ралли и попадает в аварию. Я бы сказал ему: «Слушай, тебе на следующей неделе выступать в ралли, потому к тестовой сессии, которая будет потом, ты наверняка подойдешь уставшим. Давай там будут работать твой напарник и наш резервный пилот?» Думаете, в этом случае он все равно поехал бы на ралли? Мне почему-то так не кажется.
Вопрос: Что вы скажете о ходе тестов?
Берни Экклстоун: Похоже, Red Bull вновь удалось построить самую лучшую машину, а остальные пытаются до первой гонки сократить отставание.
Вопрос: А если соперники не смогут догнать Red Bull – ваш фаворит Феттель или Уэббер?
Берни Экклстоун: Определенно Себастьян!
Вопрос: Ему всего 23 года, и его карьера явно только начинается. Насколько долго, по-вашему, он останется в Red Bull?
Берни Экклстоун: Сейчас у него нет причин искать другие варианты, но однажды мы увидим его в Ferrari. В жизни любого успешного пилота Формулы 1 наступает момент, когда он хочет сесть за руль Ferrari,
Вопрос: Если бы у вас была такая возможность, какую команду вы бы хотели возглавить, кого сделали бы пилотами, назначили руководителем, и кто стал бы третьим гонщиком?
Берни Экклстоун: Это может быть только Ferrari, легенда. Я был знаком с Энцо, и это совершенно особенная команда. Пилоты – Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Руководить я буду сам, так как не вижу, кто бы еще смог справиться с двумя этими парнями, особенно если совладать с Алонсо действительно так трудно, как об этом говорят. Я в это не верю, хотя другим справиться с ним действительно удавалось не всегда. Третий гонщик? Пожалуй, тот, кто принесет больше всего денег. Или Нико Хюлкенберг – отличный парень и перспективный пилот.
Вопрос: Себастьян Феттель недавно критиковал радикальные перемены в правилах, особенно подвижное заднее крыло. Он считает, что оно появилось только для привлечения новых телезрителей. Вы согласны с этим?
Берни Экклстоун: Возможно, он и прав. Эту систему судьям очень сложно контролировать, потому что период ее использования очень мал. Здесь есть поле для протестов. Кроме того, я считаю эту штуку довольно опасной. А что, если крыло не вернется в исходное положение перед поворотом, и гонщик лишится части прижимной силы? Это легко может спровоцировать аварию. Так что надо внимательно следить за тем, как система покажет себя.
Вопрос: Есть ли у вас какие-то идеи, которые помогут повысить зрелищность гонок?
Берни Экклстоун: Я уже много раз говорил – давайте присуждать медали, а не очки. Пилоты хотят побеждать, а не сражаться за второе, третье и остальные места. Так давайте использовать систему, где учитывается число побед. В прошлом году она отлично сработала бы. По итогам заключительной гонки у Феттеля и Алонсо оказалось бы по пять золотых медалей, серебряных и бронзовых у них тоже было поровну. Феттель стал бы чемпионом, поскольку чаще финишировал четвертым… Вот это я называю триллером!
Вопрос: А что-нибудь еще?
Берни Экклстоун: Есть и другие идеи. Посмотрите, какие сейчас гонки – в сухую погоду обгонять почти невозможно, так как из-за слоя резины на асфальте существует только одна действительно быстрая траектория. То ли дело, когда идет дождь. Такие гонки всегда получаются самыми интересными. Так что надо подумать, как вызывать дождь…
Вопрос: Вызывать дождь??
Берни Экклстоун: Да. Гоночные трассы можно увлажнять искусственно, такие системы несложно построить на большинстве автодромов. Почему бы в середине гонки не пройти небольшому «дождику»? На 20 минут или, скажем, последние десять кругов? Возможно даже подавать за две минуты до этого специальный предупредительный сигнал. Увлекательное зрелище будет гарантировано, при этом все окажутся в одинаковых условиях.
Вопрос: Если уж речь зашла о равенстве – насколько справедливым спортом можно назвать Формулу 1? Команды с небольшим бюджетом едва ли имеют шанс завоевать хотя бы подиум…
Берни Экклстоун: Несправедливо, когда команда с бюджетом в 60 миллионов фунтов соперничает на трассе с теми, у кого есть 300 миллионов. Но таково уж положение вещей. Подобные «нечестные» примеры есть и в других спортивных дисциплинах. Взять, к примеру, футбол – у мадридского Реала или мюнхенской Баварии есть возможность потратить 60 миллионов фунтов на нового игрока, а другие клубы не могут себе этого позволить. Жизнь вообще несправедлива.
Вопрос: У некоторых команд до сих пор остаются финансовые проблемы. Участие в Формуле 1 все еще стоит слишком дорого?
Берни Экклстоун: В Формуле 1 люди всегда потратят столько денег, сколько у них есть. Это факт. Только ограничительные меры позволят сдержать эти бесконечные траты. Думаю, мы движемся в верном направлении. Стабильный регламент позволяет экономить средства.
Вопрос: Что вы думаете о переходе в 2013 году на четырёхцилиндровые моторы?
Берни Экклстоун: Если они будут звучать так же, как нынешние двигатели, я не вижу в этом никаких проблем.
Вопрос: Что вы думаете о том, что в последнее время при выборе пилота команды всё чаше руководствуются величиной его спонсорского пакета, а не талантом?
Берни Экклстоун: Как есть – так есть. Но если в пилоте есть что-то особенное, команда всегда найдет возможность сотрудничать с ним, пусть даже без денег. А если спонсор хочет инвестировать средства, то всегда найдет такую возможность.
Вопрос: Команда Williams планирует продажу своих акций на бирже. Что вы думаете об этом?
Берни Экклстоун: Думаю, это хорошо. Другим тоже стоит об этом подумать, по моему мнению, есть немало тех, кто заинтересован в покупке таких акций. Пока что Формула 1 является наилучшей глобальной платформой для вывода бренда на рынок.
Вопрос: Выходит, фраза «деньги правят миром» - это правда?
Берни Экклстоун: Миром правят секс и деньги. Именно поэтому я не сомневаюсь в том, что вскоре 50% решений в мировой политике и экономике будут принимать женщины. Они всегда имели влияние, но, возможно, слишком долго оставались в тени. Нужно ли говорить, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина?
Вопрос: Это значит, что женщины, по-вашему, иначе принимают свои решения?
Берни Экклстоун: Да. Думаю, они не настолько зависят от собственного эго. Женщинам не нужно играть в гольф, чтобы заключать сделки. Они просто работают более упорно, чтобы выйти на тот же уровень, что и мужчины. И поскольку собственное эго не стоит у них на пути, они принимают решения менее эмоционально, что идёт на пользу делу.
Вопрос: Звучит так, будто вы можете представить женщину во главе Формулы 1?
Берни Экклстоун: Именно так. Возможно, это случится через три-пять лет.