В интервью немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung Михаэль Шумахер говорил о проблемах, с которыми встретился в первых гонках, об адаптации и ситуации в чемпионате…
Вопрос: Первого мая вы сели за руль карта на картодроме в Керпене, это была тренировка для Формулы 1?
Михаэль Шумахер: Нет, для меня картинг – это возвращение к корням. Я хотел получить удовольствие, встретиться с друзьями, был и спортивный интерес – ни в одном виде спорта вы не сидите в машине так близко к асфальту. Я люблю борьбу, которая в картинге чаще и интенсивнее, чем в Формуле 1. Картинг помог мне поддерживать спортивную форму во время трехлетнего перерыва, можно говорить о сочетании удовольствия и тренировки.
Вопрос: Какой урок вы извлекли из необычной ситуации, когда Нико Росберг во всех четырёх гонках оказался быстрее?
Михаэль Шумахер: За время моего отсутствия Формула 1 изменилась – это тенденция, сегодня в чемпионате используется другая резина, другие машины. Есть области, в которых я чувствую себя новичком, и мне нужно учиться заново.
Уже на зимних тестах удалось выделить направления, в которых мне необходимо прибавить, но что касается умения анализировать поведение машины – оно не исчезло. Есть определённые сложности с более узкими передними шинами, дождевой и «сухой» резиной – нужно понять, как она ведёт себя при переменной погоде, и здесь у коллег есть определённое преимущество.
На свободных заездах в пятницу, я не могу представить, как поведет себя резина в гонке. Раньше это получалось само собой, а сейчас требует времени. Мы работали с этой резиной на зимних тестах, но тогда температура трассы и воздуха была другой, к тому же, мы сосредоточились на других направлениях, так что в первый гоночный уик-энд мне фактически пришлось начинать с нуля. Трассы меняются, меняется погода, свойства асфальта и составы резины. Я постоянно спрашиваю себя: в верном ли направлении мы движется, нужно ли мне скорректировать стиль пилотирования. Я анализирую ситуацию и знаю, в чём должен прибавить.
Вопрос: В Бахрейне вы финишировали шестым, в Австралии – десятым, в Малайзии выбыли из борьбы после поломки машины, а в Китае снова были десятым…
Михаэль Шумахер: Я смотрю на это несколько иначе. В Мельбурне я попал в трафик и потерял переднее антикрыло, в Малайзии столкнулся с техническими проблемами, хотя на свободных заездах опережал Нико, как и в первой и второй квалификационных сессиях. В финале мы допустили ошибку с давлением в шинах, и я не смог реализовать потенциал резины. Только гонка в Китае стоит особняком…
Вопрос: Почему?
Михаэль Шумахер: Там я мог бы добиться большего, но возникли проблемы, на которые я не мог повлиять. В выездных гонках я использовал одно и то же шасси, команда не имела возможности провести ремонт и обслуживание в стационарных условиях базы, его состояние не было оптимальным, и в Китае возникли проблемы.
Вопрос: Получается, в Испании вы будете использовать шасси, с которым работали на зимних тестах?
Михаэль Шумахер: Да, но сложностей быть не должно – на зимних тестах не было аварий, команда обслуживала шасси на базе – оно лучше того, на котором я выступал в первых гонках. Уверен, мы сможем решить возникшие проблемы.
Вопрос: Вас мотивируют отличные результаты Нико Росберга?
Михаэль Шумахер: Нико отлично справляется со своей работой, но я не чувствую прессинга, напротив – в команде есть определённая стабильность, и моя задача – помогать в развитии машины. Я сам себя мотивирую, для этого не нужны внешние факторы.
Вопрос: Вы изменились с тех пор, как покинули чемпионат?
Михаэль Шумахер: У каждого из нас есть свои слабые стороны, каждый из нас старается их скрывать. Я объявил об отставке потому, что чувствовал себя уставшим – многие факторы меня измотали, тогда у меня не было желания продолжать.
Вопрос: Вы говорите о критике со стороны СМИ?
Михаэль Шумахер: Не только, факторов множество. Я хотел отдохнуть, и трёхлетний перерыв позволил подзарядить батарейки – сейчас я вновь готов к борьбе. Я читаю то, что обо мне говорят или пишут, но не обращаю внимания. Я получаю огромное удовольствие от работы с командой, и не трактую возвращение в гонки, как продолжение карьеры – это новое испытание, новый вызов.
Опыт делает вас спокойнее и свободнее, помогает расслабиться. Вы уже знаете, как всё устроено, по-прежнему мечтаете о победе и понимаете, что нужно, чтобы её добиться. Я не потерял в мотивации, и очень серьёзно отношусь к работе – здесь ничего не изменилось. И, конечно, я хочу прибавить.
Вопрос: В Барселоне вы, фактически, получите восстановленную машину?
Михаэль Шумахер: Да, хотя пресса пишет, что мы готовим версию «В». В нашем случае речь идёт не о революции – это эволюционное развитие. Учитывая знание ситуации, сегодня мы бы построили другую машину для этого сезона, но, вероятно, так может сказать любая команда.
Вопрос: Насколько сложно оказалось изменить колёсную базу? Вы передвинули передние колёса? Какого эффекта удалось добиться?
Михаэль Шумахер: Мы получили большую свободу в развесовке машины, прежде у нас возникали проблемы, к тому же я на несколько килограмм тяжелее Нико. В отличие от соперников, мы находились в более жестких рамках при поиске оптимального баланса. У нашей машины большой потенциал, в Барселоне мы сделаем шаг вперёд, а в следующих гонках – ещё несколько.
Вопрос: Сейчас вы уступаете соперникам около семи десятых на круге. По ходу сезона можно отыграть столь серьёзное отставание?
Михаэль Шумахер: В 1997 и 1998-м, когда я выступал за Ferrari, мы уступали ещё больше в начале сезона, а осенью боролись за титул.
Вопрос: Но у Mercedes нет бюджета Ferrari, а впереди сокращения штата, соответствующие договорённости о размере команд в 2011-м…
Михаэль Шумахер: У нас достаточно средств и возможностей, но понадобится время, чтобы все процессы работали безупречно. Перестройка команды началась в январе, в середине сезона многое наладится. Всё выглядит очень неплохо.
Вопрос: Почему вы так в этом уверены?
Михаэль Шумахер: Партнёрство с Mercedes позволяет за короткое время наладить эффективную работу, что очень поможет нам в будущем.
Вопрос: В последние годы серьёзно ограничено использование электроники в Формуле 1. Как это повлияло на вашу работу?
Михаэль Шумахер: У нас меньше возможностей для вмешательства в работу машины. Когда я завершал карьеру в Ferrari, мы, к примеру, могли менять настройки дифференциала в каждом повороте, сейчас это можно сделать один раз на круге.
Вопрос: Вы чувствуете эти ограничения?
Михаэль Шумахер: Возможно, на мне они сказываются чуть больше, чем на других гонщиках, но если оценивать работу Нико, то нельзя сказать, что дело только в меньшем использовании электроники. Он действительно отлично справляется.
Вопрос: Вы на десять-двадцать лет старше многих гонщиков. Чувствуете эту разницу?
Михаэль Шумахер: Всё это немного странно. В некоторых ситуациях я думаю, что они ещё совсем дети, но на трассе соперники очень конкурентоспособны и никакой разницы нет. С возрастом восприятие меняется, сейчас скорее я чувствую себя двадцатилетним.
Вопрос: Как правило, в сорок лет реакция не так хороша, как в двадцать…
Михаэль Шумахер: Может быть, но я и раньше не использовал свои возможности на пределе. Даже если возраст и накладывает ограничения, я их не чувствую. Мои возможности больше, чем возможности машины.
Вопрос: Сегодня лучшие гонщики не так выделяются на фоне менее одарённых коллег, как прежде?
Михаэль Шумахер: Раньше разница между напарниками по команде могла доходить до полутора секунд на круге, сегодня этого нет. Мы более ограничены, если речь идёт о реализации потенциала.
Вопрос: Если к удовольствию от работы добавятся спортивные успехи, вы продлите трёхлетний контракт?
Михаэль Шумахер: Пока рано об этом говорить, но команда оставляет мне такую возможность, да и я этого не исключаю. Я достаточно молод и мотивирован, хотя и понимаю, что это не будет длиться вечно. Будем действовать по ситуации.