Главный инженер Williams F1 Роб Смедли прокомментировал итоги квалификации и поделился соображениями по поводу работы шин в завтрашней гонке.
Вопрос: Ещё вчера казалось маловероятным, что сегодня вы добьётесь такого прогресса. За минувшую ночь что-то изменилось?
Роб Смедли: Я бы сказал, что на второй тренировке на шинах Soft мы выглядели относительно нормально, но когда поставили более мягкие, то они вообще не работали. Т.е. на Soft всё было так, как мы и предполагали, но с SuperSoft возникли сложности. Сначала мы обсудили ситуацию на пит-уолл, пытались найти причины этого, потом проанализировали телеметрию и определились, в каком направлении нужно действовать при подготовке к квалификации.
Это сработало, значит, вчера мы правильно выявили проблему с более мягкими шинами и к сегодняшнему дню решили её.
Вопрос: Вы можете более подробно объяснить, какие изменения были сделаны?
Роб Смедли: Фактически мы должны были добиться, чтобы температура шин была в нужном диапазоне, но, вероятно, нам это не удавалось. Была ли резина слишком холодной или перегревалась – это уже другой вопрос. Но мы правильно определили, что нужно делать с машиной, как нужно готовить шины – и всё получилось.
Вопрос: Приходится ли идти на компромисс, чтобы показать хорошую скорость на шинах SuperSoft и в режиме квалификации, и на длинной серии кругов?
Роб Смедли: Не думаю. Дело в том, что деградация на коротких и на длинных сериях кругов происходит по-разному. На длинных сериях основной фактор деградации – не механический износ и не деформация, а в большей степени износ, связанный с воздействием тепла. Поэтому здесь, на сингапурской трассе, важно в ходе гонки контролировать температурную деградацию резины. Вопрос в том, чтобы лучше всех справиться с этой проблемой. Если нам удастся всё учесть и правильно настроить машину, завтра мы должны быть в неплохой форме.
Вопрос: Насколько сложные задачи придётся решать завтра, работая с шинами, ведь дождь опять смоет слой отработанной резины? Можно ли ожидать каких-то необычных тактических схем?
Роб Смедли: Не думаю. Полагаю, деградация будет довольно высокой, и мы увидим разные тактические схемы, в зависимости от того, сколько кругов вы собираетесь проехать на SuperSoft, а сколько – на Soft. Все будет зависеть от числа пит-стопов, а на это влияет уровень деградации. В пятницу все столкнулись с высокой деградацией. Значит, можно ожидать увеличения числа пит-стопов, и надо иметь в виду, что пит-лейн здесь очень длинная. Кроме того, на этой трассе очень сложно обгонять, здесь нужно действовать очень осмотрительно. Посмотрим, как сложится гонка, но не думаю, что стоит ждать каких-то особых сюрпризов.
Вопрос: На этой неделе много разговоров по поводу ограничений радиообмена. И хотя в полной мере это правило начнёт действовать в следующем году, можете ли вы сказать, изменилось ли уже что-то в вашей работе на пит-уолл или нет?
Роб Смедли: Вообще-то нет. Пока вообще никакой разницы. К счастью, в FIA очень разумно подошли к введению ограничений, но главная мысль, из-за чего это правило вводится, была чётко сформулирована в самой первой технической директиве, появившейся на прошлой неделе: болельщикам, которые смотрят гонки по ТВ, не нравится, что гонщикам оказывается такая активная тренерская помощь. Документ, который появился потом, был излишне жёстким, но после этого, работая вместе с командами, федерация пришла к компромиссу. Мы не можем за четыре дня подготовиться к таким изменениям – для этого нужно четыре-пять месяцев.
Вопрос: Чем вам придётся заняться в межсезонье, чтобы подготовиться к введению этих ограничений? Установить в машинах дисплеи большего размера?
Роб Смедли: Да. Прежде всего, надо будет установить другой дисплей, который может отображать больший объём информации. Вероятно, придётся работать с FIA, чтобы определиться, какие параметры можно выводить на дисплей, какие – нельзя. Думаю, чтобы привыкнуть, гонщикам придётся много тренироваться, причём, не только работая на симуляторе, но и на трассе во время зимних тестов. Тем, кто находится на пит-уолл, тоже придётся адаптироваться к переменам.
Вопрос: Одна из тем, которые запрещено затрагивать в ходе переговоров с гонщиком – это баланс тормозов. Но Валттери Боттас пару дней назад сказал, что в Монце у него перегревались задние тормоза, и если бы команда не посоветовала ему сместить баланс вперёд, не исключено, что он бы не смог добраться до финиша…
Роб Смедли: Не надо путать моменты, которые влияют на скорость, и моменты, связанные с надёжностью. Если в завтрашней гонке возникнет ситуация, влияющая на безопасность и надёжность, разумеется, мы сможем об этом сообщить гонщикам. Но мы не можем говорить по радио: «Фелипе тормозит на 10 метров позже тебя в повороте Parabolica, потому что на его машине тормозной баланс смещён назад». Если же речь идёт о перегреве тормозов, то, конечно, мы сообщим об этом гонщику, а потом при необходимости предъявим FIA доказательства. Так что проблем не будет.
Вопрос: Ваша главная цель в завтрашней гонке – одолеть Ferrari?
Роб Смедли: Да!