Гюнтер Штайнер: Доминирования больше нет

В интервью Sports Illustrated бывший руководитель Haas F1 Гюнтер Штайнер говорил о своей работе, гонщиках и расстановке сил…

Вопрос: В этом сезоне вы стали экспертом телеканала RTL. Как вам более комфортно на пит-лейн, с микрофоном или без него?
Гюнтер Штайнер: Теперь я знаю Формулу 1 с обеих сторон, но и до работы на телевидении чувствовал себя комфортно во время интервью. Мне повезло работать с Флорианом Кёнигом и Каем Эбелем, я давно дружу с Кристианом Даннером, хорошо знаю Хайко Вассера. Они облегчили мою задачу.

Вопрос: Вы известны прямотой своих суждений. Она появилась в Формуле 1 или была всегда?
Гюнтер Штайнер: Я всегда был прямолинейным парнем, но это проявлялось только на определенных должностях. Если вы рядовой сотрудник, искренность может стоить вам работы. Я говорю то, что думаю, стараясь не причинить никому вреда. У меня есть мнение, я выражаю его открыто и честно.

Вопрос: Складывается впечатление, что особенно вам нравится критиковать Мика Шумахера. Для этого есть причины?
Гюнтер Штайнер: Я не критикую его, а просто объясняю ситуацию. Мне нравится Мик, у меня нет с ним личных проблем.

Ральфу не понравилась моя фраза о том, что на месте руководителя команды Alpine я не взял бы Мика. Но я сказал это потому, что взял бы лучшего гонщика из доступных на рынке. И это Карлос Сайнс. Я просто честно ответил на вопрос.

Вопрос: Вы пришли из ралли. Почему Ники Лауда пригласил вас в Jaguar в Формулу 1 в 2001-м?
Гюнтер Штайнер: Если бы Ники был жив, вам пришлось бы спросить его. К сожалению, его больше нет с нами. Будучи главой Jaguar Racing, он искал нужных людей. В то время я отвечал за раллийную программу Ford Group. Ники считал, что я хорошо справлюсь. Все произошло быстро и легко, как многое в моей жизни. Позже мы стали друзьями. Классное было время.

Вопрос: Уже в 2002-м Лауду уволили с поста руководителя команды Jaguar. Почему ваш первый год в Формуле 1 не был успешным?
Гюнтер Штайнер: Нам не дали времени. В руководстве компании в Детройте многие не понимали, что невозможно достичь вершины в одночасье. У нас был всего год. Когда мы пришли, в команде царил хаос. Мы пытались это исправить, добились прогресса, но они уволили Ники и спросили меня, хочу ли я остаться. Из лояльности к Ники я ответил отказом.

Вопрос: В 2004-м Red Bull стала владельцем команды Jaguar. Можно ли было предвидеть, что однажды Red Bull Racing станет самой успешной гоночной командой Формулы 1?
Гюнтер Штайнер: Если бы вы знали господина Матешица, то ответили бы положительно. Тогда это была просто мечта, но успех был предсказуем.

Вопрос: В 2014-м вы вернулись в Формулу 1 с Haas и десять лет возглавляли команду. Что бы вы сейчас сделали иначе?
Гюнтер Штайнер: Попросил бы больше денег. В Формуле 1 нужно инвестировать в команду, чтобы добиться успеха, а я всегда старался получить максимальную выгоду от тех небольших денег, что у меня были. Сейчас я был бы более последовательным в финансовых вопросах.

Вопрос: Если бы у вас был неограниченный бюджет, с кем из гонщиков вы бы подписали контракт?
Гюнтер Штайнер: Тогда я бы пригласил Льюиса Хэмилтона. Он был абсолютно лучшим. Сегодня я бы подписал Макса Ферстаппена. Но Ландо Норрис тоже интересен.

Вопрос: В истории Формулы 1 было немало фантастических гонщиков. Кого вы считаете лучшим?
Гюнтер Штайнер: Айртона Сенну. Я никогда с ним не работал и не встречался. Я знаю о нём только то, что говорят люди, но он был лучшим.

В каждом периоде в Формуле 1 был свой лучший гонщик. В 1970-е годы к ним предъявлялись совсем другие требования, чем сегодня.

Вопрос: Михаэль Шумахер долго доминировал в этом спорте. Насколько Формула 1 обязана ему своим развитием?
Гюнтер Штайнер: Он многое сделал для Формулы 1 в Германии. До него это был нишевый вид спорта, а с ним за несколько лет Формула 1 обрела невероятную популярность. Но с завершением его карьеры интерес снова упал, хотя пришли Нико Росберг и Себастьян Феттель. Им так и не удалось добиться той популярности, что была у Михаэля.

Вопрос: В своей книге «Surviving to Drive» вы пишете о давлении в Формуле 1. Увеличилось ли в последние годы психическое напряжение, в том числе из-за социальных сетей?
Гюнтер Штайнер: Конечно. Сейчас важно уметь не обращать внимания на то, что о вас пишут и говорят, быть выше этого. При этом нужно понимать, что далеко не всем вы нравитесь, что не все вас любят – и научиться жить с этим.

Вопрос: Многие ведущие спортсмены работают с психологами, чтобы справляться с прессингом. Это работает?
Гюнтер Штайнер: Некоторым нужна такая поддержка. Если ты не можешь справиться сам, если это мешает добиться максимума, нужно обратиться за помощью. Я уважаю тех, кто признаёт свою слабость и пытается с ней справиться.

Вопрос: McLaren, а теперь и Mercedes подбираются к Red Bull. Как долго продлится доминирование Red Bull и Макса Ферстаппена?
Гюнтер Штайнер: Я думаю, что доминирования больше нет. Сейчас четыре команды способны выигрывать гонки. Дальше всё зависит от особенностей трассы.

Вопрос: В 2026-м в Формулу 1 придёт Audi. Будет ли этот проект успешным?
Гюнтер Штайнер: Сейчас кажется, что они будут успешны, но кто знает. В Формуле 1 всё быстро меняется. Будут сложности с силовой установкой, но Audi не начинает с нуля. Однако добраться туда, где сейчас находятся остальные, будет непросто.

Вопрос: Хотели бы вы вернуться в Формулу 1 в роли руководителя?
Гюнтер Штайнер: Мне нравится роль телевизионного эксперта. Чтобы вернуться на какую-то роль в команде, этот проект должен быть мне очень интересен. Я не ищу работу, но если у кого-то есть интересный проект на три, четыре или пять лет, я буду рад его выслушать.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.