В интервью BBC Себастьян Феттель рассказал о том, как оценивает прошедший сезон, легко ли ему даются титулы, почему после каждой победы показывает палец и не считает ли, что его до сих пор недооценивают.
Вопрос: Себастьян, как бы вы подвели итоги сезона?
Себастьян Феттель: Ну, пока всё шло достаточно гладко. Если оглядываться назад, то надо сказать, что мы начали сезон в Австралии с очень хорошей машиной, которая была достаточно хороша, чтобы финишировать в топ-5. Мы выступали успешно.
Сбой произошёл только в Сильверстоуне, когда у нас возникли технические проблемы. К счастью, у нас не взрывались шины, так как именно это в той гонке люди запомнили лучше всего. У нас возникла другая проблема, и мне пришлось остановить машину. Жаль, ведь это была домашняя гонка для нашей команды, посмотреть её пришло много наших сотрудников, а я находился на хорошей позиции.
Помимо этого, мы одержали много побед и собрали огромное количество кубков. Это был великолепный сезон, который можно сравнить с 2011-м. Команда напряжённо работала и совершила совсем немного ошибок. Сезон 2012 года был в этом отношении более неровным, но сейчас дела шли хорошо.
Вопрос: Шесть побед подряд. Лишь трём пилотам до сих пор это удавалось, и вы один из них. Что это для вас значит?
Себастьян Феттель: Для этого нужно шесть раз подряд всё сделать правильно. Люди часто неверно судят об этом. Если кто-то выиграл три гонки подряд, это уже невероятное достижение, но когда он выигрывает в четвёртый раз, они говорят: "Он выиграл три гонки подряд, поэтому победить в четвёртый раз ему было легко". Однако нет никакой гарантии, что ты вновь поднимешься на подиум после того, как поднимался туда пять раз подряд. Усилия для этого всегда требуются такие же, если не большие, так как соперники изголодались по победам и очень хотят выиграть в следующий раз.
Чтобы всё сделать правильно, нужно достичь полной гармонии: я должен выполнить свою работу за рулём, а команда - свою. Нужно хорошо провести пит-стопы. Стратегия должна быть оптимальной. Из-за одной только погоды за пять гонок многое может произойти. Если наглядно представить себе ту массу вещей, которые могут сработать не так, а также то, что нужно сложить вместе для каждой из побед, то становится понятно, что статистика всегда против вас.
Что тут скажешь? Наши шесть побед в гонках после летнего перерыва были просто потрясающими. Это относится, в частности, к гонке в Монце, где мы раньше никогда точно не знали, хорошо мы будем выглядеть или плохо. В последние годы наши шансы там составляли 50 на 50. На этот раз мы всё сделали правильно, и у нас была великолепная машина с низким уровнем прижимной силы. Вот и всё, что можно сказать.
Вопрос: Значит ли это, что победа в Монце была самым большим успехом в этом сезоне?
Себастьян Феттель: Я не люблю сравнивать одну победу или гонку с другой. Я всегда задаю себе вопрос: сделал ли я сегодня всё возможное, или можно ещё в чём-то прибавить? В этом смысле все шесть предыдущих гонок прошли очень хорошо. Не только потому, что мы выиграли, но и потому, как мы это сделали. Мы почти не ошибались, и хорошо справлялись со всеми деталями: стратегией, пит-стопами, и так далее. Это был максимум. Конечно, у нас оставался некоторый запас, мы могли бы ехать ещё быстрее, но были и такие гонки, где наше преимущество составило лишь несколько секунд. Если в таких условиях вы допустите ошибку, то потеряете преимущество и не сможете победить.
Вопрос: Когда говорят о ваших победах, то неизбежно вспоминают также о Red Bull и Эдриане Ньюи. Нет ли у вас ощущения, что ваша роль в этих успехах недооценена?
Себастьян Феттель: Если честно, мне кажется, что за мной стоит множество людей, чью работу недооценивают. Ключевым фигурам, которые всем известны - таким как я или Эдриан, - уделяется достаточно внимания. Но есть много сотрудников команды, которые каждый день делают всё возможное на нашей базе или в офисе и подают много умных идей, из которых, к примеру, рождается проект по модернизации и, следовательно, улучшению машины. Есть очень много людей, которым, к сожалению, уделяют мало внимания. Однако всех их назвать невозможно, ведь я не могу каждый раз упоминать в интервью 500 человек (смеётся).
Вопрос: Год назад Фернандо Алонсо заявил, что, в принципе, он сражается не с вами, а с Эдрианом Ньюи. Очевидно, он забыл, что Эдриан на протяжении нескольких лет работы в Red Bull не мог выиграть гонку, а победы пришли, лишь когда вы присоединились к команде. Как вы реагируете на голоса тех, кто сомневается в ваших способностях и вашем вкладе в успех?
Себастьян Феттель: Я оцениваю себя так же, как и раньше. Важно быть честным с самим собой. Я приведу пример: если вы допустили ошибку, не обязательно в кокпите или на трассе, но и вообще в жизни, то вы таким образом подводите в первую очередь самого себя. Именно это я имею в виду, когда говорю, что нужно жить в мире с самим собой.
Вопрос: Есть ли у вас какие-то сомнения или сожаления сейчас по поводу истории в Малайзии, когда вы обогнали Уэббера вопреки приказу команды?
Себастьян Феттель: Я не хотел бы снова возвращаться к той истории. Если я сожалею о чём-то, то, как я уже говорил после гонки, только о том, что не выполнил указание команды. Тогда я уже объяснял, что в этом смысле, на мой взгляд, вёл себя неправильно. Потому что противопоставил себя команде, и это было нехорошо. Поэтому я отправился на базу и прямо рассказал сотрудникам, почему сделал то, что сделал, и что именно произошло. У меня, конечно, был и разговор с Марком с глазу на глаз, в котором я объяснил ему свою точку зрения на эти события, прежде чем рассказать о ней остальным.
Вопрос: Марк Уэббер покидает команду, и вашим новым напарником будет Даниэль Риккардо. Как вы думаете, противостояние с ним заставит ваших критиков замолчать, или для этого вам нужно превзойти напарника такого калибра, как Фернандо Алонсо или Кими Райкконен, и возможно даже перейти в Ferrari?
Себастьян Феттель: Я не знаю. Может быть много вариантов. В конечном счёте, мы ничего не должны доказывать, так как, на мой взгляд, уже доказали достаточно. Последние четыре года были потрясающими. Я считаю, что всегда есть причина, почему всё складывается так, а не иначе. Разумеется, нужна хорошая машина, и в последние годы она у нас была. Уже в 2009 году, когда я стал вице-чемпионом, у нас была такая машина. Вероятно, имей я тогда тот опыт, что есть у меня сейчас, результат того сезона был бы иным. С другой стороны, я тогда сделал всё, что мог. Допустил несколько ошибок, но я и сегодня их время от времени допускаю. Самое важное - учиться на них.
В целом на нашем пути встречались препятствия. Вспомните, как в прошлом году в Абу-Даби меня отправили в конец стартового поля, и мне пришлось пробиваться в первые ряды. Гонка в Бразилии превратилась просто в кошмар, так как после первого круга я оказался одним из последних на повреждённой машине. Тем не менее, нам удалось отыграться. Конечно, этого могло не хватить, и нам немного помогла удача. Однако я убеждён, что удачу ты куёшь себе сам. Ради того, чтобы достичь этого, мы напряжённо работали всей командой. Самое важное - доказать всё самому себе. Как команда мы делали это неоднократно.
Конечно, всегда будут люди, которые говорят, что мы должны поступить так или этак. Предстоящий год пока вызывает много вопросов. Я уверен, что Даниэль хорошо справится со своей работой. Он приходит из Toro Rosso. Таким образом, его ситуация в той или иной степени похожа на мою в сезоне 2009 года. Разница, конечно, в том, что тогда ожидания были другими. Однако сама идея замечательна: если ты выступаешь за Toro Rosso, то у тебя есть шанс однажды оказаться в главной команде.
Но кто знает, может быть, однажды я ещё окажусь в одной команде с Кими? Это зависит от того, как долго мы оба будем выступать в чемпионате - или с Фернандо, или с кем-то ещё. Я не боюсь этого. В конечном счёте, ты хочешь победить всех своих соперников на трассе, чтобы узнать, кто лучший в чемпионате.
Вопрос: Как вы оцениваете себя по сравнению с Фернандо Алонсо или Льюисом Хэмилтоном?
Себастьян Феттель: На этот вопрос трудно ответить, потому что я не знаю, что они делают, и какой подход используют. Я могу обоснованно судить только о результатах на трассе. Я не знаю, сколько времени они тратят на настройку машины и насколько серьёзно над ней работают.
Конечно, мы все в определённой степени работаем над машинами, так как никто не хочет ехать на плохо настроенном шасси. Но есть гонщики, которые готовы тратить на это больше времени, а есть те, что беспокоятся об этом немного меньше. Не думаю, что один из этих подходов более правильный, чем другой. В конечном счёте, всё сводится к тому, чтобы получать удовольствие. Если эта цель достигнута, то ты можешь сказать: "Ладно, я сделал то, что мог. Я знаю то, что мне нужно знать, и теперь можно идти в отель отдыхать".
Вопрос: Поговорим о вашем победном жесте - вы показываете палец. Он возник в Red Bull, в Toro Rosso или ещё раньше?
Себастьян Феттель: У вас есть все записи (смеётся). Если серьёзно, то первый раз был, когда я выиграл гонку в Toro Rosso. Это получилось случайно. Я пересёк линию финиша, и на меня, в некотором смысле, нашло затмение. Я даже не знал, что мне думать. Одной из первых пришла мысль как-то выразить результат гонки. В те времена я обычно финишировал в диапазоне между 10 и 18 местами. И в такой ситуации, разумеется, здорово, когда твоя машина внезапно оказывается на 1-й позиции. Именно это я и хотел выразить!
Вопрос: Считаете ли вы этот жест своим фирменным знаком?
Себастьян Феттель: В конечном счёте он стал моим фирменным знаком. Однако это произошло скорее потому, что так решили люди, а не потому, что этого хотел я сам.
Вопрос: Как вы считаете, тот образ Себастьяна Феттеля, который видят люди - весёлый парень, отличный гонщик - достаточно цельный? Характеризует ли он вас полностью?
Себастьян Феттель: Нет. Люди знают только профессиональную сторону человека. Пилот выступает в гонке, а когда ему задают вопросы - отвечает так, как ему нравится. Благодаря этому, люди узнают о нём немного больше. Но они не знают его частной жизни. Есть некоторые границы. Интервью давать приятно, но мне бы не понравилось, если бы камера следовала за мной в мою комнату или куда-то ещё.
Имидж - это только часть человека. В некотором смысле это проблема, потому что люди, которых вы встречаете в реальной жизни, часто удивляются тому, что ты другой. Отличия могут быть положительными или отрицательными. Но эти встречи всегда коротки, потому что перед Гран При у нас жёсткий график, и время есть только на несколько фото. В принципе, я люблю свою работу, но приходится постоянно быть начеку.
Вопрос: Рассказывали, будто вы послали всем женщинам на базе Red Bull Racing коробки шоколадных конфет. Это правда, и если да, то что вас заставило это сделать?
Себастьян Феттель: Да, это было на летних каникулах. Всегда трудно платить людям за их работу, за помощь. Можно по радио в машине сказать "спасибо", но не каждый на базе в Милтон-Кинсе знает тебя лично. У вас даже нет времени пожать всем руки и выслушать каждого. На мой взгляд, свою благодарность можно выразить такими маленькими жестами. У нас в команде работают не только мужчины, но есть и много женщин. Однако все говорят только о мужчинах, поэтому я подумал, что было бы неплохо отправить несколько коробок швейцарских конфет нашим дамам.